2.4. По окончании учебного года администратор электронного журнала в ОО проводит процедуру архивации электронных журналов на электронные носители, которые отправляются на хранение в сейф директора ОО. 2.5. Личные дела учащихся 1-9 классов хранятся в кабинете директора в течение всего периода обучения учащихся в данной ОО. Личные дела выпускников 9-х классов по окончании периода государственной итоговой аттестации архивируются и хранятся в архиве ОО 3 года, согласно номенклатуре дел ОО. По истечении срока хранения изымаются 2-3 личных дела из каждого класса, остальные дела списываются и уничтожаются в установленном порядке. 2.6. По окончании промежуточной аттестации учащихся 5-8 классов протоколы экзаменационных комиссий архивируются и хранятся в архиве ОО 5 лет. Протоколы проведения промежуточной аттестации условно переведенных учащихся также архивируются в конце текущего учебного года и хранятся в архиве ОО постоянно. 2.7. Экзаменационные работы учащихся всех форм обучения архивируются и хранятся в архиве ОО 5 лет. 3. Ответственность 3.1. Администратор электронного журнала ОО несет ответственность за архивацию электронных журналов. 3.2. Директор ОО несет ответственность за сохранность электронных носителей с данными электронных журналов в сейфе ОО. 4. Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ Настоящее Положение разработано с целью учета достижения обучающимися индивидуальных результатов освоения образовательных программ на разных этапах обучения, отслеживания динамики их развития, а также с целью установления соответствие реальных достижений обучающихся ожидаемым результатам обучения, заданным основными образовательными программами. Система учета динамики индивидуальных достижений учащихся представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся. Система учета индивидуальных учебных достижений обучающихся обеспечивает: реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе; поддержку нормальной/высокой учебной мотивации школьников; получение, накапливание и представление информации об учебных достижениях обучающихся и класса в целом за любой промежуток времени лицам, в том числе родителям обучающихся, в соответствии с ФЗ № 152 от 27.07.2006 г. (ред. от 05.04.2013 г. с изменениями, вступившими в силу с 19.04.2013 г.) «О персональных данных». выявление лидеров и отстающих среди обучающихся с целью реализации индивидуального подхода в процессе обучения; объективную базу для поощрения обучающихся; основу для принятия управленческих решений и мер, направленных на получение положительных изменений в образовательной деятельности школы в целях повышения ее результативности; Понятие индивидуальных учебных достижений обучающихся включают в себя результаты: личностные - усвоенные системы норм, ориентаций и ценностей, позволяющие обучающемуся функционировать в качестве полноправного члена общества; метапредметные - включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования во всех сферах деятельности, самостоятельного планирования учебной деятельности; предметные - освоенные знания, умения, навыки. Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Мониторинг сформированности УУД: 1-й этап – анкетирование родителей на предмет сформированности умений, развиваемых в начальной школе; 2-й этап – проведение игрового занятия с использованием заданий, объектом контроля которых являются овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, основами логического мышления, способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения заданий; 3-й этап – проведение урока с использованием групповых форм работы, наблюдение и анализ коммуникативных УУД. 4. Система безотметочного обучения в 1 классе Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер. Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Основными принципами безотметочного обучения являются: дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий; критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими; приоритет самооценки – формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя; непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении; гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика; сочетание качественной и количественной составляющих оценки – качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная оценка позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей; естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях. 5. Система контроля индивидуальных достижений учащихся 2-9 классов. Основные виды контроля: по месту в процессе обучения: предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся; текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала; итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников; по содержанию: прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия; пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия; по субъектам контрольно-оценочной деятельности: внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка); внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка). К главным критериям, самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие: усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования; сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу); развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания; сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников; своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.). Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности. Формы контроля и оценки Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы; . . . . . текущие проверочные работы; тестовые диагностические работы; устный опрос; проверка сформированности навыков чтения; “портфолио” ученика. Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов № Вид Время Содержание Формы и виды п контрольнопроведения оценки оценочной деятельности 1 Входной Начало Определяет Фиксируется контроль сентября актуальный уровень учителем в рабочем (стартовая знаний, необходимый для дневнике. Результаты работа) продолжения обучения, а работы не влияют на также намечает «зону дальнейшую итоговую ближайшего развития» и оценку. предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний 2 Диагност Провод Направлена на Результаты ическая ится на проверку пооперационного фиксируются отдельно работа, входе и состава действия, которым по каждой отдельной тестовая выходе темы необходимо овладеть операции и не влияют диагностическ учащимся в рамках на дальнейшую ая работа изучения темы итоговую оценку 3 Провероч Провод Проверяется уровень Все задания ная работа ится после освоения учащимися обязательны для изучения предметных культурных выполнения. Учитель темы способов/средств действия. оценивает все задания Представляет собой по уровням и задания разного уровня диагностирует уровень сложности овладения способами учебного действия 4 Решение Провод Направлена на Экспертная проектной ится не выявление уровня освоения оценка по специально задачи менее 2 раз в ключевых созданным экспертным год компетентностей картам 5 Итоговая Конец Включает основные Оценивание проверочная апреля-май темы учебного года. многобалльное, работа Задания рассчитаны на отдельно по уровням. проверку не только Сравнение результатов предметных, но и стартовой и итоговой метапредметных работы результатов. Задания разного уровня сложности 6 Предъявл Май Каждый учащийся в Философия этой ение/демонстр конце года демонстрирует формы оценки – в ация результаты своей учебной и смещении акцента с достижений внеучебной деятельности того, что учащийся не ученика за год знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме “Повторение” (во всех классах). Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы. Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода. «Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебнопознавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационносправочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр. Динамика обученности учащихся фиксируется учителем (в диагностических картах учащихся). Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений». Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень. По иностранному языку проверяется владение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом. Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в четверть во всех классах до 8 класса включительно. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования: - высокий уровень - 85-100%; - уровень выше среднего - 70-84 %; - средний уровень - 50-69 %; - уровень ниже среднего — 30-49 %; - низкий уровень — менее 30 %. В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся. Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету. Взаимодействие участников образовательного процесса в процессе обучения. На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, 2-9 классах. Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся ежедневно ведется учет успеваемости и посещаемости учащихся в электронных дневниках и журналах, все учителя предметники отслеживают траекторию обученности учащихся в электронном виде, в конце каждой четверти классные руководители проводит родительские собрания, а учителя предметники индивидуальные консультации. При переходе учащегося в другую школу учитель вкладывает в личное дело «Листок достижения», заверенный печатью образовательного учреждения. Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках обучения устанавливаются отношения равноправного сотрудничества. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП являются предметные и метапредметные результаты, необходимые для продолжения образования, а также внеучебные достижения школьников как в рамках ООП, так и за ее пределами. В итоговой оценке результатов освоения ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие: результаты текущего (промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП. результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных УУД, необходимых для продолжения образования на следующем шаге; внеучебные достижения школьников. Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются: общеклассные альбомы, плакаты, папки — как форма сохранения результатов учебной деятельности класса; презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы. Для сохранения результатов практических работ учащихся используются: 1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы); 2) презентации, фиксации результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы), полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки); 3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки). Все материалы учащегося по итогам образования в школе оформляются в форме портфолио (накопительной папки). Государственная Итоговая Аттестация проводится в 9 классах в форме ОГЭ и ГВЭ. 4.3.2. Учет предметных результатов во 2-9 классах Предметные результаты включают в себя результаты освоения программ учебных предметов, представленных в учебном плана. Индивидуальный учет предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы осуществляется на бумажных и электронных носителях. Основной формой фиксации предметных результатов освоения практической и теоретической части программы являются Баллы/оценки (от 1 до 5), полученные обучающимися в ходе образовательного процесса. Балльный учет предметных результатов обучающихся 2-9-х классов как текущий, промежуточный, так и итоговый (годовой) осуществляется в классном журнале/электронном журнале. В личном деле выставляются итоговые результаты обучающегося по предметам учебного плана соответствующей основной образовательной программы. Итоговые результаты обучающегося по каждому году обучения заверяются печатью, подписью классного руководителя. Выпускникам 9-х классов, успешно справившимся с ГИА, выдаются документы об образовании соответствующей ступени с указанием отметки по каждому учебному предмету инвариантной части базисного учебного плана; по каждому учебному предмету вариативной части учебного плана школы, изучавшемуся выпускником, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану не менее 64 часов за два учебных года; по учебным предметам, изучение которых завершилось до 9 класса (изобразительное искусство, музыка и другие). Итоговые отметки за 9 класс по русскому языку, математике определяются как среднее арифметическое годовых и экзаменационных отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс. Итоговые отметки за 9 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе основного общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Итоговые отметки выпускников 9-х классов заносятся в книгу выдачи аттестатов за курс основного общего образования соответственно.