Рабочая программа элективного курса по история родного края «Осетия – моя история» Уровень образования (класс) - основное общее образование, 6–9 классы. составитель ст.преподавател ь кафедры ГБОУ ДПО «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования», Почетный работник общего образования Российской Федерации М.Т. Дзодзаева Владикавказ – 2023 г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Осетия - моя история» составлена в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта; Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). Программа составлена с опорой на следующие основные учебные пособия: 1. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX века. Владикавказ: Ир, 2000 г. 2. Кучиев В.Д. История Осетии. XX век. Владикавказ: Ир, 2011 г. Данная программа рассчитана на изучение истории Осетии в 6–9-х классах средней общеобразовательной школы и рассчитана на 68 часов изучения: в 6 классе - 22 часа; в 7 классе - 17 часов; в 8 классе - 17 часов, в 9 классе - 12 часов (0,5 час в неделю). Элективный курс рекомендуется включить в образовательный процесс во втором учебном полугодии. При этом возможны два варианта реализации: 1. Включение часов на изучение элективного курса в расписание (1 час в неделю) с февраля по май 2024 года. 2. Включение часов на изучение элективного курса в расписание (2 часа в неделю) в апреле-мае месяце учебного года. Цель учебного курса – формирование систематических знаний по истории Осетии как неотъемлемой части истории Отечества, воспитание у подрастающего поколения базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям родного края и малой родины, формирование региональной и гражданской российской идентичности. Основные задачи учебного курса: - раскрыть основные этапы и ключевые события истории родного края в ее неразрывной связи с общероссийской историей; - способствовать развитию и воспитанию личности учащихся, способных к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего родного края и малой родины, активно и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной деятельности; - показать достижения предшествующих поколений, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие малой родины и России; - способствовать осмыслению роли Осетии в истории России; - содействовать формированию интереса учащихся к истории родного края, к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений; - помочь учащимся закреплять умения и навыки самостоятельно адаптировать и оценивать исторические события и явления, аргументировать свои суждения, опираясь на знание региональной истории; - создать условия для приобретения опыта разнообразной деятельности (коллективной и индивидуальной). Опыта вовлечения в самостоятельную исследовательскую работу, активного участия в деятельности музеев, в разнообразных историко-краеведческих проектах; - содействовать укреплению преемственности и связи поколений на материалах истории, культуры и духовного богатства родного края. Результаты освоения элективного курса «Осетия - моя история»: ● Личностные результаты: осознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности; осмысление исторического, культурного, духовнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; освоение традиций, духовно-нравственных ценностей родного края; понимание исторического, культурного и духовного многообразия мира, уважение к культуре и традициям прошлых поколений, толерантное отношение к традициям, духовно-нравственным ценностям других народов России; готовность к нравственному самосовершенствованию, личностному саморазвитию. ● Метапредметные результаты: способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и общественную деятельность; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы Интернет-ресурсов; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме (сообщение, эссе, презентация, реферат); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в шкафе и социальном окружении и др. ● Предметные результаты: овладение целостными и систематизированными знаниями об основных периодах истории Осетии как неразрывной части истории России, об историческом и духовно-нравственном пути жителей своего родного края; усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса, способность применять его для раскрытия сущности и значения событий и явлений не только истории Осетии, но и истории России, ее прошлого и настоящего; приобретение информации о географическом положении и административном устройстве Осетии, ее национальном и конфессиональном составе населения, экономическом, общественно- политическом, культурном, духовном развитии в различные периоды ее истории; готовность применять исторические и культурологические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и других регионов страны. В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: знание хронологии, работа с хронологией: указывать основные периоды истории Осетии, ключевые социальноэкономические процессы, а также даты важнейших событий истории родного края; знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий в истории Осетии; группировать (классифицировать) факты родной истории по различным признакам; работа с историческими источниками (вещественными, письменными, устными и т. д.): читать историческую карту, уметь находить на ней местоположение и границы Осетии; искать необходимую информацию в разных источниках; - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие; описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических, общественнополитических, социально-экономических и культурных событиях в Осетии, их участниках; характеризовать исторические события, факты, явления, основные этапы истории родного края с древности до современности; - на основе текста и иллюстраций учебных пособий, а также дополнительного материала составлять описание материальных, письменных объектов, памятников; анализ, объяснение: раскрывать смысл и значение терминов и понятий, связанных с историей Осетии, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических событий истории родного края; работа с версиями, оценками: - приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с историей Осетии, отраженных в учебной литературе; определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям родного края; применение знаний и умений в общении, социальной среде: - применять знания учебного курса для раскрытия причин и оценки сущности современных событий России и мира; использовать знание истории Осетии в общении со сверстниками и другими социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу для диалога и формирования коммуникативной среду; - способствовать сохранению исторических и культурных памятников Осетии. Ведущие формы работы. Элективный курс предусматривает как классно-урочную, лекционнопрактическую систему, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. На занятиях могут использоваться фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Занятия предусматривают проведение экскурсий, практикумов, семинаров и конференций. Преобладающие формы текущего контроля знаний учащихся: - • устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование); • письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, доклада); • защита проектной работы. Предусматривается безоценочная система оценивания: по итогам изучения курса выставляется «зачёт»/ «незачёт». 2. Содержание элективного курса «Осетия - моя история» 6 класс Введение (1 час) С чего начинается Родина. Зачем нужно изучать историю родного края. Древняя история Осетии. (3 часа) Древнейшее население Осетии. Кобанская культура. Каменный век. Древнекаменный век: древнейшие стоянки; жилища и занятия людей; произведения искусства. Мезолит на территории края: занятия; орудия труда; стоянки периода мезолита. Энеолит. Бронзовый век на территории Северной Осетии. Эпоха средней бронзы. Древнейшее родство современных народов. Основные понятия: палеолит; мезолит; неолит; энеолит; История племен кобанской культуры. Поселения и хозяйство. Металлургия. Военное дело. Религия. Искусство. Древние арии. Ранняя история иранских племен. Общеиранская религия. Реформа Заратуштры. Иранские страны Передней и Средней Азии. Иранские кочевники евразийских степей. Скифы. Сарматы. Аланы (10 часов) Скифский мир. Народы скифского мира: европейские скифы, савроматы, киммерийцы, саки, масагеты и др. кочевое скотоводство. Начало железного века. Военное дело у скифов. Место скифского мира и древней истории. Скифы и Кавказ. Складывание союза скифских племен на Предкавказской равнине. Изгнание киммерийцев. Скифские походы через Кавказ в Переднюю Азию. Скифы и кобанцы. Значение походов в Переднюю Азию. Место Кавказа в скифской истории. Скифская цивилизация. Картина мира и религия. Идеология общественного устройства, представление о трех социальных функциях. Образ жизни и материальная культура. Искусство. Обычаи скифов. Скифские мудрецы. Историческое значение скифской цивилизации. Европейская Скифия. Население Скифии. Общественное устройство. Государственное управление и военная организация. Скифо-персидская война. Соседи скифов. Греческие колонии Причерноморья. Отношения скифов с соседями. Держава Атея. Сарматские завоевания. Савроматы-сарматы. Их происхождение, ранняя история и особенности общественного строя. Хозяйственные занятия и военные достижения сарматов. Завоевание Скифии. Поздние скифы: Малая Скифия, Скифское царство в Крыму, Скифы Центрального Кавказа. Сарматские союзы. Языги и роксоланы, их продвижение на запад и войны с Римом. Аорсы и сираки, их политическое развитие и внешние связи. Сарматские племена Кавказа. Хозяйственные занятия, быт и культура сарматов. Сарматское общество и военная организация. Общественный строй. Первые государственные объединения. Организация и состав сарматского войска. Вооружение и способы ведения боя. Сарматские катафрактарии военное сословие тяжеловооруженных всадников. Аланы в I-IV вв. «аланы» - новое название скифо-сарматов. Аланское политическое объединение. Хозяйственные занятия алан. Система поселений, аланские города. Общественный строй и военная организация. Внешняя политика и международные связи. Средневековая Алания (8 часов) Аланы в эпоху Великого переселения народов. Нашествие гуннов. Военное дело алан. Аланы в западной Европе, южное и северное аланские королевства. Вандало-Аланское королевство. Культурное влияние алан на Западе. Аланы Кавказа и Восточной Европы. Алания в VI–VIII вв. Население, территория и областное деление. Поселения и общественное устройство. Внешняя политика Алании: отношения с кавказскими соседями, Ираном, Византией, Хазарским каганатом и Арабским халифатом. Алания и Великий Шелковый путь. Аланская держава в IX–XI вв. Территория и население. Соседи Алании. Отрасли хозяйства и торговые связи. Города Алании. Общественные отношения и государственный строй. Международные связи и внешняя политика Алании. Алания в XII–XIV вв. Феодальная раздробленность. Ослабление центральной власти упадок городской жизни. Монголо-татарское нашествие. Горная и равнинная Алания в золотоордынскую эпоху. Освободительная борьба. Деятельность Ос-Багатара. Походы Тимура и их последствия. Культура средневековой Алании. Арийская религия и идеология. Христианство в Алании. Письменность. Материальная культура. Зодчество. Изобразительное искусство. Нартовский эпос Сказания о Нартах-богатырях и героях. Нарты – поэтическое имя народа. Три нартовских рода. Главные герои эпоса: Урузмаг и Сатана, Сослан, Батраз, Сырдон, Ацамаз. Сказание о Нартах – великое произведение народного искусства. 7 класс. Осетия в XV в. (6 ч.) Отступление в горы. Горная Осетия: природа и хозяйство. Осетинская гражданская община. Осетинская демократия. Соседи Осетии. Общества Осетии XV–XVII вв. (7 ч) Алагирское общество. Куртатинское общество. Тагаурское общество. Дигорское общество. Общества Центральной Осетии. Южные общества Осетии. Культура Осетии в XV–XVII вв. (4 ч.) Осетинские традиционные верования. Монотеизм Осетин. Материальная культура и быт. Стиль жизни и нормы поведения. Народное искусство. Устная история. 8 класс. Установление русско-осетинских отношений (5 ч.) Новое время в истории Осетии. Предпосылки русско-осетинских переговоров. Осетинское посольство в Петербурге. Русско-осетинские переговоры в Петербурге. Внешнеполитическое положение Осетии в середине XVIII века Российская политика по вопросу о присоединении Осетии и переселении осетин на равнину. (2ч.) Новые политические инициативы Осетии в 50-60-х гг. XVIII в. Перемены в политике России. Основание Моздока. Возрождение христианства. Возникновение письменности и осетинской школы (4 ч.) Миссионерская деятельность Осетинской комиссии. Возникновение письменности и осетинской школы. Политические предпосылки присоединения Осетии к России. Российские геологические экспедиции в Осетии. Присоединение Осетии к России (3 ч.) Окончание русско-турецкой войны и русско-осетинские переговоры. Переговоры в Моздоке. Начало переселения осетин на предгорную равнину. Присоединение Дигории к России. Кавказская линия. Основание крепости Владикавказ (2ч.) Укрепление южных границ России. Основание крепости Владикавказ. Возведение русской крепости у осетинского села Дзауг. Укрепление Владикавказского аула. Ликвидация крепости. Культура Осетии во второй половине XVIII в (1ч.) Открытие осетинской государственной школы. Устное народное творчество и музыкальная культура. Начало научного изучения Осетии. 9 класс. Осетия в первой половине XIX в (3 ч.) Переселение с гор на равнину. Территория и население. Общественнополитические перемены в Северной Осетии в начале XIX в. Социальноэкономические преобразования в середине XIX в. Культура Осетии в первой половине XIX в. Осетия во второй половине XIX в. (3 ч.) Осетия накануне российских реформ. Земельная реформа. Промышленный подъем. Формирование рабочего класса и буржуазии. Культура Осетии во второй половине XIX в. Осетия в первой половине XX в. (2 ч.) Экономическое и социальное положение Осетии в начале XX в. русско-японской и Первой мировой войнах Осетины в Развитие промышленности и сельского хозяйства в Осетии в 20-30хх гг. (1ч.) Индустриализация в Осетии. Коллективизация сельского хозяйства. Колхозное строительство. Осетия в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (2 ч.) Битва за Кавказ. Военные действия на территории Осетии. Бои за Моздок и Эльхотово. Временная оккупация части территории Северной Осетии. Героическая Оборона Владикавказа. Наступление советских войск в конце 1942- начале 1943г. Партизанское движение. Полное освобождение Северной Осетии. Герои - земляки на фронтах Великой Отечественной Войны. Культура Осетии в XX в. (1ч.) Культура и общественная мысль Осетии в начале XX в. Наука и культура Осетии в годы войны. Культурные деятели современности и их вклад в общероссийскую культуру. Т Е М А Т И Ч Е С К О Е П Л А Н И Р О В А Н И Е 6 К Л А С С № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Введение Количес часов 1 Древняя история Осетии (3 часа) 2 Древнейшее население Осетии (§ 1), 1 Кобанская культура (§ 2). 3 4 1 Происхождение и ранняя история иранских народов (§ 3). 1 Скифы. Сарматы. Аланы. (10 часов) 5 Скифский мир (§ 4). 1 6 Скифы и Кавказ (§ 5). 1 7 Скифская цивилизация (§6). 1 8 Скифская цивилизация (§ 7) 1 9 Европейская Скифия (§ 8). 1 10 Сарматское завоевание (§ 9). 1 11 Сарматские союзы (§ 10). 1 12 Сарматское общество и военная организация (§ 11). 1 13 Аланы в I–IV вв. (§ 12). 1 14 Урок - обобщения. 1 Средневековая Алания. (8 часов) 15 Аланы в эпоху Великого переселения народов (§ 13). 1 16 Алания в VI–VIII вв. (§ 14). 1 17 Аланская держава в IX–XI вв. (§ 15). 1 18 Алания в XII–XIV вв. (§ 16). 1 19 Культура средневековой Алании (§ 17). 1 20- Нартовский эпос 21 2 22 Обобщение изученного 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 22 7 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количес часов Осетия в XV веке (6 ч.) 1 Отступление в горы. (§ 18). 1 Горная Осетия: природа и хозяйство. (§ 19). 2 3 1 Осетинская гражданская община. (§ 20). 1 Осетинская демократия. (§ 21). 4 1 5 Соседи Осетии. (§ 22). 1 6 Урок - обобщения 1 Общества Осетии XV–XVII вв. (7 ч) 7 Алагирское общество. (§ 23 с.144-145). 1 8 Куртатинское общество. (§ 23 с.145-148). 1 9 Тагаурское общество. (§ 24). 1 10 Дигорское общество. (§ 25). 1 11 Общества Центральной Осетии. (§ 26). 1 p k 12 Южные общества Осетии. (§ 27). 1 13 Обобщение изученного 1 О Ю Ц Р Культура Осетии в XV–XVII вв. (4 ч.) 14 Осетинские традиционные верования. Монотеизм осетин. 1 Н Р д 15 Материальная культура и быт. Стиль жизни и нормы поведения. 1 , б Д Ц 16 Народное искусство. Устная история. (§ 28 с.178-182). 1 17 Обобщение изученного 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 (§ 28 с.171-174). (§ 28 с.174-178). 8 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количес часов 1 Установление русско-осетинских отношений ( ч.) Новое время в истории Осетии. (§ 29 с. 184–186) 1 2 Предпосылки русско-осетинских переговоров (§ 29 с. 186–187) 3 4 5 Осетинское посольство в Петербурге (§ 29 с.187-190) Русско–осетинские переговоры в Петербурге (§ 30) Внешнеполитическое положение Осетии в середине XVIII века (§ 31) 1 1 1 1 Российская политика по вопросу о присоединении Осетии и переселени 6 Новые политические инициативы Осетии в 50-60-х гг. XVIII в. 1 7 Перемены в политике России. Основание Моздока. 1 (§ 32 с.200-202) (§ 32 с.202-203) А М Р 1 В Возрождение христианства. Возникновение письменности и осетинско 8 Миссионерская деятельность Осетинской комиссии. 1 9 Возникновение письменности и осетинской школы. (§ 33 с.206-207) 1 10 Политические предпосылки присоединения Осетии к России. 1 11 Российские геологические экспедиции в Осетии (§ 35) 1 (§ 33 с.204-207) (§ 34) « н А Р 1 В З Э . Присоединение Осетии к России (3 ч.) « Х А Б Р 1 В h p k 12 Окончание русско-турецкой войны и русско-осетинские переговоры 1 (§ 36 с.216-218) 13 Переговоры в Моздоке (§ 36 с.218-220) 14 Начало переселения осетин на предгорную равнину. Присоединение 1 Дигории к России. 1 (§ 37) Кавказская линия. Основание крепости Владикавк 15 Укрепление южных границ России. Основание крепости Владикавказ. (§ 38с. 225–227) 1 16 Селение Дзауга. Укрепление Владикавказского аула. Ликвидация крепости (§ 38 с.227-229) 1 Культура Осетии во второй половине XVIII в (1 17 Образование, наука и искусство Осетии во второй половине 18 в. (§ 39) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 17 9 КЛАСС № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Экскурс Осетия в первой половине XIX в (3 ч.) 1 2 3 Переселение с гор на равнину. Территория и население (§ 40) Общественно-политические перемены в Северной Осетии в начале XIX в. (§ 41–42) Социально-экономические преобразования в середине XIX в. (§ 51–52) 1 1 «Музей истории город Кирова/Революции, д.5 Режим работы: ежедне Выходной день: понеде Заведующая филиалом 1 Осетия во второй половине XIX в. (3 ч.) 4 Осетия накануне российских реформ. Земельная реформа. (§ 56–57) 1 5 6 7 Промышленный подъем. Формирование рабочего класса и буржуазии (§ 58) Культура Осетии в XIX веке (§ 53 и 60) 1 1 Осетия в первой половине XX в. (2 ч.) Учебное пособие - Кучиев В.Д. История Осетии. X Экономическое и социальное положение Осетии в начале XX в. 1 Осетины в русско-японской и Первой мировой войнах 1 (Гл. 1, §1 и 7) 8 Мемориальный дом-му г. Владикавказ, ул. Бут +7 (8672) 53-62-22 Музей театрального ис телефон: 8 (867) 253-59 «Историко-Мемориаль Адрес: г. Дигора, ул. В Режим работы: ежедне Выходной день: понеде Заведующий филиалом (Гл. 1, §10 и 13) Развитие промышленности и сельского хозяйства в Осетии 9 Индустриализация Осетии. (Гл. 5, §9 и Гл. 6, §5) и коллективизация в1 Национальный музей Р Музейно-выставочный 117, телефон +7 (86731) 3-21-00 Часы работы понедельник – суббота Осетия в годы Великой Отечественной войны 1941–19 10 Битва за Кавказ. территории Осетии. Военные действия на 1 (Гл. 8, §1-3) Аллея славы, Монумент «Защитник https://interactiveossetia.com/2019/09/03 %d1%82%d0%be%d0% %d0%b2%d0%be%d1% «Музей «Защитнико Адрес: с. Майрамадаг, Режим работы: ежедне Выходной день: понед Заведующая филиалом https://xn--80aaaujekkm suarskogo-ushhelya-s-m Монумент Славы в немецко-фашистских в Победы Обзорная экскурс Памятник семи б ossetia.com/2019/09 %8F%D1%82%D0 %D1%81%D0%B5 %D0%B1%D1%80 %D0%BC- %D0%B3%D0%B0 11 Полное освобождение Северной Осетии. Герои - земляки на фронтах Великой Отечественной Войны. (Гл.8, §4-5) 1 D%D0%BE%D0% Мемориальный домг. Владикавказ, ул. Бор музей Военной техник Музей истории орган Осетия-Алания Адрес: г.Владикавказ, график работы: вторни выходной. Часы работ 14.00 до 15.00. Вход св Культура Осетии в XX в. (1ч.) 12 Культура, наука и общественная 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 12 мысль Осетии в XX в. Дом Вахтангова – г.Вл ежедневно, кроме втор Выходной день – вторн Художественный музе Мира, д.12, Часы работы: четверг 11:00–18:00 пятница 11:00–18:00 суббота 11:00–18:00 воскресенье 11:00–18:0 понедельник 11:00–18: вторник 11:00–18:00 Среда-выходной Телефон: 8 (867) 253-0 Директор Алла Джанае Дом-музей Махарбека Дур ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ При проставлении даты графа «Экскурсии, музеи, памятные места» заполняется из представленного тематического содержания, исходя из возможностей образовательной организации 6 КЛАСС № п/ Тема урока Количество часовДата изу Всего 1 Введение 1 2 3 Древнейшее население Осетии Кобанская культура 1 4 1 5 Происхождение и ранняя история иранских народов Скифский мир 6 Скифы и Кавказ 1 7 Скифская цивилизация 1 8 Скифская цивилизация 1 9 Европейская Скифия 1 10 Сарматское завоевание 1 11 Сарматские союзы 1 1 1 № п/ Тема урока Количество часовДата изу Всего 12 Аланы в I–IV вв. (§ 12). 1 13 Урок - обобщения. 1 14 Аланы в эпоху Великого переселения народов 1 15 Алания в VI–VIII вв. 1 16 Аланская держава в IX–XI вв. 1 17 Алания в XII–XIV вв. 1 18 Культура средневековой Алании 1 19 Нартовский эпос 2 20 Обобщение изученного 1 21 Аланы в эпоху Великого переселения народов 1 22 Алания в VI–VIII вв. 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 22 7 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Отступление в горы. 1 3 Осетинская гражданская община. 1 4 Осетинская демократия. 1 5 Соседи Осетии. 1 6 Обобщение изученного 1 7 Алагирское общество. 1 8 Куртатинское общество. 1 9 Тагаурское общество. 1 10 Дигорское общество. 1 11 Общества Центральной Осетии. 1 12 Южные общества Осетии. 1 2 Горная Осетия: природа и хозяйство. 1 Дата изуче № п/п Тема урока Количество часов Дата изуче Всего 13 Обобщение изученного 15 Материальная культура и быт. Стиль жизни и нормы поведения. 1 16 Народное искусство. Устная история. 1 17 Обобщение изученного 1 14 Осетинские традиционные Монотеизм Осетин. 1 верования 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 8 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Новое время в истории Осетии. 1 2 Предпосылки русско-осетинских переговоров. 1 Дата изуче № п/п Тема урока Количество часов Всего 3 Осетинское посольство в Петербурге 1 5 Внешнеполитическое положение Осетии в середине XVIII века 1 6 Новые политические инициативы Осетии в 50-60 1 х гг. XVIII в. 7 Перемены в политике России. Основание Моздока 1 8 Миссионерская деятельность Осетинской комиссии. 1 9 Возникновение письменности и осетинской школы. 1 10 Политические предпосылки присоединения Осетии к Росси 1 11 Российские геологические экспедиции в Осетии 1 12 Окончание русско-турецкой войны и русско- 4 Русско–осетинские переговоры в Петербурге 1 1 Дата изуче № п/п Тема урока Количество часов Дата изуче Всего 13 осетинские переговоры Переговоры в Моздоке 1 Начало переселения осетин на предгорную равнину. Присоединение Дигории к России. Укрепление южных границ России. Основание крепости Владикавказ. 1 16 Селение Дзауга. Укрепление Владикавказского аула. Ликвидация крепости. 1 17 Образование, наука и искусство Осетии во второ половине 18в. 1 14 15 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 17 9 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего Дата изуче № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Переселение с гор на равнину. Территория и население 1 2 Общественно-политические перемены в Северной Осетии в начале XIX в. 1 3 Социально-экономические преобразования в середине XIX в. 1 4 Осетия накануне российских реформ. Земельная 1 реформа. 5 Промышленный подъем. Формирование рабочего класса и буржуазии 1 6 Культура Осетии в XIX веке 1 7 Экономическое и социальное положение Осетии в начале XX в. 1 8 Осетины в русско-японской и Первой мировой войнах 1 9 Индустриализация и коллективизация в Осетии. 1 Дата изуче № п/п Тема урока Количество часов Всего 10 Битва за Кавказ. территории Осетии. Военные действия 11 Полное освобождение Северной Осетии. Герои - 1 земляки на фронтах Великой Отечественной Войны. 12 Культура, наука и общественная мысль Осетии 1 в XX в. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ н1 12 Дата изуче Учебно-методическое обеспечение курса 1. Блиев М.М. , Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XVIII века. Владикавказ. Ир. 2000 г. https://disk.yandex.com.am/d/eTCyXt87Cj06TA 2. Дюмезиль Жорж, Осетинский эпос и мифология, Москва, изд. Наука 1976г. https://disk.yandex.com.am/i/xHpBAQ1pn8dlUw 3. Кучиев В.Д. История Осетии. XX век. Владикавказ: Ир, 2011 г. https://disk.yandex.com.am/d/KqyS1883Oa8H2g 4. Рабочая тетрадь по истории Осетии. 6-9 класс к пособию М.М. Блиева и профессора Р.С. Бзарова, авт. Абрамян П.А. https://disk.yandex.com.am/d/87bLDc1pwAXVDQ 5. Тесты по истории Осетии для 6 класса, сост. Абрамян П.А. https://disk.yandex.com.am/d/YZDS9s8q8utBFA 6. Материалы для организации экскурсий, сост. В.А. https://disk.yandex.com.am/d/JM86cxtaQYoCqw https://disk.yandex.com.am/i/_HPh0eG5m6yE2w Казаков Литература 1. История Алании- 2-е изд., Р.С. Бзаров, Владикавказ КЦ «Мидуаг» 2023.448 с. 2. Нарты: осетинский героический эпос, Ж.Г. Козырева, Владикавказ: ПроектПресс, 2019.- 424 с. 3. А.С. Дзасохов, Ш.Ф. Джикаев, А.Г. Кусраев «История Северной Осетии. ХХ век», Москва изд. «Наука», 2003. 4. История Осетии: В 2-х томах / СОИГСИ им. В.И. Абаева – филиал ВНЦ РАН; Гл. ред. З.В. Канукова, ответ. ред.: С.А. Айларова, А.Г. Кучиев. – Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2019. Т. 1. История Осетии с древнейших времен до конца XVIII в. – 498 с. 5. История Осетии: В 2-х томах / СОИГСИ им. В.И. Абаева – филиал ВНЦ РАН; Гл. ред. З.В. Канукова, ответ. ред.: С.А. Айларова, А.Г. Кучиев. – Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2019. Т. 2. История Осетии в XIX – начале ХХ века. – 444 с. Полезные ссылки http://www.oldvladikavkaz.ru — сайт об истории https://lostosetia.ru/pages/about/ - сайт «Потерянная Осетия», содержит интерактивные карты с указанием различных культурных объектов как исчезнувших, так и существующих https://interactive-ossetia.com/ - историко-краеведческий портал