Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа Осетия-моя история - 6-9 классы

Рабочая программа элективного курса
по история родного края «Осетия – моя история»
Уровень образования (класс) - основное общее образование,
6–9 классы.

составитель
ст.преподавател
ь
кафедры ГБОУ ДПО «Северо-Осетинский республиканский
институт повышения квалификации работников
образования»,
Почетный работник общего образования Российской Федерации
М.Т. Дзодзаева

Владикавказ – 2023
г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Осетия - моя история»
составлена в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта;
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования». Зарегистрирован 05.07.2021 №
64101).
Программа составлена с опорой на следующие основные учебные
пособия:
1. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца
XIX века. Владикавказ: Ир, 2000 г.
2. Кучиев В.Д. История Осетии. XX век. Владикавказ: Ир, 2011 г.

Данная программа рассчитана на изучение истории Осетии в 6–9-х
классах средней общеобразовательной школы и рассчитана на 68 часов
изучения: в 6 классе - 22 часа; в 7 классе - 17 часов; в 8 классе - 17 часов, в 9
классе - 12 часов (0,5 час в неделю).
Элективный курс рекомендуется включить в образовательный процесс
во втором учебном полугодии. При этом возможны два варианта реализации:
1. Включение часов на изучение элективного курса в расписание (1 час
в неделю) с февраля по май 2024 года.
2. Включение часов на изучение элективного курса в расписание (2
часа в неделю) в апреле-мае месяце учебного года.
Цель учебного курса – формирование систематических знаний по
истории Осетии как неотъемлемой части истории Отечества, воспитание у
подрастающего поколения базовых национальных ценностей, уважения к
истории, культуре, традициям родного края и малой родины, формирование
региональной и гражданской российской идентичности.
Основные задачи учебного курса:
- раскрыть основные этапы и ключевые события истории родного края
в ее неразрывной связи с общероссийской историей;
- способствовать развитию и воспитанию личности учащихся,
способных к самоидентификации и определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего родного
края и малой родины, активно и творчески применяющих исторические
знания в учебной и социальной деятельности;

- показать достижения предшествующих поколений, их вклад в
экономическое, социальное, культурное и духовное развитие малой родины
и России;
- способствовать осмыслению роли Осетии в истории России;
- содействовать формированию интереса учащихся к истории родного
края, к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих
поколений;
- помочь учащимся закреплять умения и навыки самостоятельно
адаптировать и оценивать исторические события и явления,
аргументировать свои суждения, опираясь на знание региональной истории;
- создать условия для приобретения опыта разнообразной деятельности
(коллективной и индивидуальной). Опыта вовлечения в самостоятельную
исследовательскую работу, активного участия в деятельности музеев, в
разнообразных историко-краеведческих проектах;
- содействовать укреплению преемственности и связи поколений на
материалах истории, культуры и духовного богатства родного края.
Результаты освоения элективного курса «Осетия - моя история»:
●
Личностные результаты:
осознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной
идентичности;
осмысление
исторического,
культурного,
духовнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе; освоение традиций, духовно-нравственных ценностей родного
края; понимание исторического, культурного и духовного многообразия
мира, уважение к культуре и традициям прошлых поколений, толерантное
отношение к традициям, духовно-нравственным ценностям других народов
России; готовность к нравственному самосовершенствованию, личностному
саморазвитию.
●
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и
общественную деятельность; владение умениями работать с учебной и
внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять
простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы Интернет-ресурсов; способность решать
творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной
форме (сообщение, эссе, презентация, реферат); готовность к сотрудничеству
с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного

взаимодействия в шкафе и социальном окружении и др.
●
Предметные результаты:
овладение целостными и систематизированными знаниями об основных
периодах истории Осетии как неразрывной части истории России, об
историческом и духовно-нравственном пути жителей своего родного края;
усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса,
способность применять его для раскрытия сущности и значения событий и
явлений не только истории Осетии, но и истории России, ее прошлого и
настоящего; приобретение информации о географическом положении и
административном устройстве Осетии, ее национальном и конфессиональном
составе населения, экономическом, общественно- политическом, культурном,
духовном развитии в различные периоды ее истории; готовность применять
исторические и культурологические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своего родного края и других
регионов страны.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть
следующими знаниями, представлениями, умениями:
знание хронологии, работа с хронологией:
указывать основные периоды истории Осетии, ключевые социальноэкономические процессы, а также даты важнейших событий истории родного
края;
знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий в истории Осетии;
группировать (классифицировать) факты родной истории по различным
признакам;
работа с историческими источниками (вещественными, письменными,
устными и т. д.):
читать историческую карту, уметь находить на ней местоположение и
границы Осетии;
искать необходимую информацию в разных источниках;
-

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и
различие;
описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических, общественнополитических, социально-экономических и культурных событиях в Осетии,
их участниках;
характеризовать исторические события, факты, явления, основные
этапы истории родного края с древности до современности;
-

на основе текста и иллюстраций учебных пособий, а также
дополнительного материала составлять описание материальных, письменных
объектов, памятников;
анализ, объяснение:
раскрывать смысл и значение терминов и понятий, связанных с
историей Осетии, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических
событий истории родного края;
работа с версиями, оценками:
-

приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с
историей Осетии, отраженных в учебной литературе;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям
и личностям родного края;
применение знаний и умений в общении, социальной среде:
-

применять знания учебного курса для раскрытия причин и оценки
сущности современных событий России и мира;
использовать знание истории Осетии в общении со сверстниками и
другими социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу
для диалога и формирования коммуникативной среду;
- способствовать сохранению исторических и культурных памятников Осетии.
Ведущие формы работы.
Элективный курс предусматривает как классно-урочную, лекционнопрактическую систему, так и использование личностно-ориентированных
педагогических технологий. На занятиях могут использоваться фронтальная,
групповая и индивидуальная формы организации учебно-познавательной
деятельности обучающихся. Занятия предусматривают проведение экскурсий,
практикумов, семинаров и конференций.
Преобладающие формы текущего контроля знаний учащихся:
-

•
устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос;
развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме,
собеседование; тестирование);
•
письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы,
письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата,
доклада);
•
защита проектной работы.
Предусматривается безоценочная система оценивания: по итогам
изучения курса выставляется «зачёт»/ «незачёт».

2. Содержание элективного курса «Осетия - моя история»

6 класс

Введение (1 час)
С чего начинается Родина. Зачем нужно изучать историю родного края.
Древняя история Осетии. (3 часа)
Древнейшее население Осетии. Кобанская культура. Каменный век.
Древнекаменный век: древнейшие стоянки; жилища и занятия людей;
произведения искусства. Мезолит на территории края: занятия; орудия труда;
стоянки периода мезолита. Энеолит. Бронзовый век на территории Северной
Осетии. Эпоха средней бронзы. Древнейшее родство современных народов.
Основные понятия: палеолит; мезолит; неолит; энеолит;
История племен кобанской культуры. Поселения и хозяйство. Металлургия.
Военное дело. Религия. Искусство.
Древние арии. Ранняя история иранских племен. Общеиранская религия.
Реформа Заратуштры. Иранские страны Передней и Средней Азии. Иранские
кочевники евразийских степей.
Скифы. Сарматы. Аланы (10 часов)
Скифский мир. Народы скифского мира: европейские скифы, савроматы,
киммерийцы, саки, масагеты и др. кочевое скотоводство. Начало железного
века. Военное дело у скифов. Место скифского мира и древней истории.
Скифы и Кавказ. Складывание союза скифских племен на
Предкавказской равнине. Изгнание киммерийцев. Скифские походы через
Кавказ в Переднюю Азию. Скифы и кобанцы. Значение походов в Переднюю
Азию. Место Кавказа в скифской истории.
Скифская цивилизация. Картина мира и религия. Идеология
общественного устройства, представление о трех социальных функциях.
Образ жизни и материальная культура. Искусство. Обычаи скифов. Скифские
мудрецы. Историческое значение скифской цивилизации.
Европейская Скифия. Население Скифии. Общественное устройство.
Государственное управление и военная организация. Скифо-персидская
война. Соседи скифов. Греческие колонии Причерноморья. Отношения
скифов с соседями. Держава Атея.
Сарматские завоевания. Савроматы-сарматы. Их происхождение, ранняя
история и особенности общественного строя. Хозяйственные занятия и
военные достижения сарматов. Завоевание Скифии. Поздние скифы: Малая
Скифия, Скифское царство в Крыму, Скифы Центрального Кавказа.

Сарматские союзы. Языги и роксоланы, их продвижение на запад и войны с
Римом. Аорсы и сираки, их политическое развитие и внешние связи.
Сарматские племена Кавказа. Хозяйственные занятия, быт и культура
сарматов.
Сарматское общество и военная организация. Общественный строй.
Первые государственные объединения. Организация и состав сарматского
войска. Вооружение и способы ведения боя. Сарматские катафрактарии военное сословие тяжеловооруженных всадников.
Аланы в I-IV вв. «аланы» - новое название скифо-сарматов. Аланское
политическое объединение. Хозяйственные занятия алан. Система
поселений, аланские города. Общественный строй и военная организация.
Внешняя политика и международные связи.
Средневековая Алания (8 часов)
Аланы в эпоху Великого переселения народов. Нашествие гуннов.
Военное дело алан. Аланы в западной Европе, южное и северное аланские
королевства. Вандало-Аланское королевство. Культурное влияние алан на
Западе. Аланы Кавказа и Восточной Европы.
Алания в VI–VIII вв. Население, территория и областное деление.
Поселения и общественное устройство. Внешняя политика Алании:
отношения с кавказскими соседями, Ираном, Византией, Хазарским
каганатом и Арабским халифатом. Алания и Великий Шелковый путь.
Аланская держава в IX–XI вв. Территория и население. Соседи Алании.
Отрасли хозяйства и торговые связи. Города Алании. Общественные
отношения и государственный строй. Международные связи и внешняя
политика Алании.
Алания в XII–XIV вв. Феодальная раздробленность. Ослабление
центральной власти упадок городской жизни. Монголо-татарское нашествие.
Горная и равнинная Алания в золотоордынскую эпоху. Освободительная
борьба. Деятельность Ос-Багатара. Походы Тимура и их последствия.
Культура средневековой Алании. Арийская религия и идеология.
Христианство в Алании. Письменность. Материальная культура. Зодчество.
Изобразительное искусство.
Нартовский эпос Сказания о Нартах-богатырях и героях. Нарты –
поэтическое имя народа. Три нартовских рода. Главные герои эпоса: Урузмаг

и Сатана, Сослан, Батраз, Сырдон, Ацамаз. Сказание о Нартах – великое
произведение народного искусства.
7

класс.

Осетия в XV в. (6 ч.)
Отступление в горы. Горная Осетия: природа и хозяйство. Осетинская
гражданская община. Осетинская демократия. Соседи Осетии.
Общества Осетии XV–XVII вв. (7 ч)
Алагирское общество. Куртатинское общество. Тагаурское общество.
Дигорское общество. Общества Центральной Осетии. Южные общества
Осетии.
Культура Осетии в XV–XVII вв. (4 ч.)
Осетинские традиционные верования. Монотеизм Осетин. Материальная
культура и быт. Стиль жизни и нормы поведения. Народное искусство.
Устная история.
8

класс.

Установление русско-осетинских отношений (5 ч.)

Новое время в истории Осетии. Предпосылки русско-осетинских переговоров.
Осетинское посольство в Петербурге. Русско-осетинские переговоры в
Петербурге. Внешнеполитическое положение Осетии в середине XVIII века
Российская политика по вопросу о присоединении Осетии и переселении
осетин на равнину. (2ч.)

Новые политические инициативы Осетии в 50-60-х гг. XVIII в. Перемены в
политике России. Основание Моздока.
Возрождение христианства. Возникновение письменности и осетинской
школы (4 ч.)
Миссионерская деятельность Осетинской комиссии. Возникновение
письменности
и
осетинской
школы.
Политические
предпосылки
присоединения Осетии к России. Российские геологические экспедиции в
Осетии.
Присоединение Осетии к России (3 ч.)

Окончание русско-турецкой войны и русско-осетинские переговоры.
Переговоры в Моздоке. Начало переселения осетин на предгорную равнину.
Присоединение Дигории к России.
Кавказская линия. Основание крепости Владикавказ (2ч.)
Укрепление южных границ России. Основание крепости Владикавказ.
Возведение русской крепости у осетинского села Дзауг. Укрепление
Владикавказского аула. Ликвидация крепости.
Культура Осетии во второй половине XVIII в (1ч.)
Открытие осетинской государственной школы. Устное народное творчество
и музыкальная культура. Начало научного изучения Осетии.
9 класс.
Осетия в первой половине XIX в (3 ч.)

Переселение с гор на равнину. Территория и население. Общественнополитические перемены в Северной Осетии в начале XIX в. Социальноэкономические преобразования в середине XIX в. Культура Осетии в первой
половине XIX в.
Осетия во второй половине XIX в. (3 ч.)
Осетия накануне российских реформ. Земельная реформа. Промышленный
подъем. Формирование рабочего класса и буржуазии. Культура Осетии во
второй половине XIX в.
Осетия в первой половине XX в. (2 ч.)
Экономическое и социальное положение Осетии в начале XX в.
русско-японской и Первой мировой войнах

Осетины в

Развитие промышленности и сельского хозяйства в Осетии в 20-30хх гг.
(1ч.)
Индустриализация

в Осетии. Коллективизация сельского
хозяйства. Колхозное строительство.

Осетия в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (2 ч.)
Битва за Кавказ. Военные действия на территории Осетии. Бои за Моздок и
Эльхотово. Временная оккупация части территории Северной Осетии.
Героическая Оборона Владикавказа. Наступление советских войск в конце

1942- начале 1943г. Партизанское движение. Полное освобождение Северной
Осетии. Герои - земляки на фронтах Великой Отечественной Войны.
Культура Осетии в XX в. (1ч.)

Культура и общественная мысль Осетии в начале XX в. Наука и культура
Осетии в годы войны. Культурные деятели современности и их вклад в
общероссийскую культуру.

Т

Е

М
А
Т

И
Ч
Е

С

К

О
Е

П
Л
А

Н
И
Р

О
В

А

Н
И
Е
6

К

Л
А
С
С

№
п/п
1

Наименование разделов и тем программы
Введение

Количес
часов
1

Древняя история Осетии (3 часа)
2

Древнейшее население Осетии (§ 1),

1

Кобанская культура (§ 2).
3
4

1
Происхождение и ранняя история иранских народов (§ 3).

1

Скифы. Сарматы. Аланы. (10 часов)
5

Скифский мир (§ 4).

1

6

Скифы и Кавказ (§ 5).

1

7

Скифская цивилизация (§6).

1

8

Скифская цивилизация (§ 7)

1

9

Европейская Скифия (§ 8).

1

10 Сарматское завоевание (§ 9).

1

11 Сарматские союзы (§ 10).

1

12 Сарматское общество и военная организация (§ 11).

1

13 Аланы в I–IV вв. (§ 12).

1

14 Урок - обобщения.

1

Средневековая Алания. (8 часов)
15 Аланы в эпоху Великого переселения народов (§ 13).

1

16 Алания в VI–VIII вв. (§ 14).

1

17 Аланская держава в IX–XI вв. (§ 15).

1

18 Алания в XII–XIV вв. (§ 16).

1

19 Культура средневековой Алании (§ 17).

1

20- Нартовский эпос
21

2

22 Обобщение изученного

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

22

7 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количес
часов

Осетия в XV веке (6 ч.)
1

Отступление в горы. (§ 18).

1

Горная Осетия: природа и хозяйство. (§ 19).
2

3

1

Осетинская гражданская община. (§ 20).

1

Осетинская демократия. (§ 21).

4

1

5

Соседи Осетии. (§ 22).

1

6

Урок - обобщения

1
Общества Осетии XV–XVII вв. (7 ч)

7

Алагирское общество. (§ 23 с.144-145).

1

8

Куртатинское общество. (§ 23 с.145-148).

1

9

Тагаурское общество. (§ 24).

1

10 Дигорское общество. (§ 25).

1

11 Общества Центральной Осетии. (§ 26).

1

p
k

12 Южные общества Осетии. (§ 27).

1

13 Обобщение изученного

1

О
Ю
Ц
Р

Культура Осетии в XV–XVII вв. (4 ч.)
14 Осетинские традиционные верования. Монотеизм осетин.

1

Н
Р
д

15 Материальная культура и быт. Стиль жизни и нормы поведения.

1 ,

б
Д
Ц

16 Народное искусство. Устная история. (§ 28 с.178-182).

1

17 Обобщение изученного

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

(§ 28 с.171-174).
(§ 28 с.174-178).

8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количес
часов

1

Установление русско-осетинских отношений (
ч.)
Новое время в истории Осетии. (§ 29 с. 184–186)
1

2

Предпосылки русско-осетинских переговоров (§ 29 с. 186–187)

3
4
5

Осетинское посольство в Петербурге (§ 29 с.187-190)

Русско–осетинские переговоры в Петербурге (§ 30)
Внешнеполитическое положение Осетии в середине XVIII века
(§ 31)

1
1
1
1

Российская политика по вопросу о присоединении Осетии и переселени
6

Новые политические инициативы Осетии в 50-60-х гг. XVIII в.

1

7

Перемены в политике России. Основание Моздока.

1

(§ 32 с.200-202)

(§ 32 с.202-203)

А
М
Р
1
В

Возрождение христианства. Возникновение письменности и осетинско
8

Миссионерская деятельность Осетинской комиссии.

1

9

Возникновение письменности и осетинской школы.
(§ 33 с.206-207)

1

10

Политические предпосылки присоединения Осетии к России.

1

11

Российские геологические экспедиции в Осетии (§ 35)

1

(§ 33 с.204-207)

(§ 34)

«
н
А
Р
1
В
З
Э
.

Присоединение Осетии к России (3 ч.)

«
Х
А
Б
Р
1
В
h
p
k

12

Окончание русско-турецкой войны и русско-осетинские переговоры 1
(§ 36 с.216-218)

13

Переговоры в Моздоке (§ 36 с.218-220)

14

Начало переселения осетин на предгорную равнину. Присоединение 1
Дигории к России.

1

(§ 37)

Кавказская линия. Основание крепости Владикавк
15

Укрепление южных границ России. Основание крепости
Владикавказ. (§ 38с. 225–227)

1

16

Селение Дзауга. Укрепление Владикавказского аула.
Ликвидация крепости (§ 38 с.227-229)

1

Культура Осетии во второй половине XVIII в (1
17

Образование, наука и искусство Осетии во второй половине 18 в.
(§ 39)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
17

9 КЛАСС
№
п/
п

Наименование разделов и тем программы Количество
часов

Экскурс

Осетия в первой половине XIX в (3 ч.)
1
2

3

Переселение с гор на равнину. Территория и
население (§ 40)
Общественно-политические перемены в
Северной Осетии в начале XIX в. (§ 41–42)

Социально-экономические преобразования
в середине XIX в.
(§ 51–52)

1
1

«Музей истории город
Кирова/Революции, д.5
Режим работы: ежедне
Выходной день: понеде
Заведующая филиалом

1

Осетия во второй половине XIX в. (3 ч.)
4

Осетия накануне российских реформ.
Земельная реформа.
(§ 56–57)

1

5
6

7

Промышленный подъем.
Формирование рабочего класса и
буржуазии (§ 58)
Культура Осетии в XIX веке (§ 53 и 60)

1
1

Осетия в первой половине XX в. (2 ч.)
Учебное пособие - Кучиев В.Д. История Осетии. X

Экономическое и социальное
положение Осетии в начале XX в.

1

Осетины в русско-японской и Первой
мировой войнах

1

(Гл. 1, §1 и 7)
8

Мемориальный дом-му
г. Владикавказ, ул. Бут
+7 (8672) 53-62-22
Музей театрального ис
телефон: 8 (867) 253-59

«Историко-Мемориаль

Адрес: г. Дигора, ул. В
Режим работы: ежедне
Выходной день: понеде
Заведующий филиалом

(Гл. 1, §10 и 13)

Развитие промышленности и сельского хозяйства в Осетии
9

Индустриализация
Осетии.

(Гл. 5, §9 и Гл. 6, §5)

и

коллективизация

в1

Национальный музей Р

Музейно-выставочный
117, телефон
+7 (86731) 3-21-00
Часы работы
понедельник – суббота

Осетия в годы Великой Отечественной войны 1941–19
10 Битва за Кавказ.
территории Осетии.

Военные

действия

на 1

(Гл. 8, §1-3)

Аллея славы,
Монумент «Защитник
https://interactiveossetia.com/2019/09/03
%d1%82%d0%be%d0%
%d0%b2%d0%be%d1%
«Музей «Защитнико
Адрес: с. Майрамадаг,
Режим работы: ежедне
Выходной день: понед
Заведующая филиалом
https://xn--80aaaujekkm
suarskogo-ushhelya-s-m
Монумент Славы в
немецко-фашистских в
Победы

Обзорная экскурс

Памятник семи б
ossetia.com/2019/09
%8F%D1%82%D0

%D1%81%D0%B5
%D0%B1%D1%80
%D0%BC-

%D0%B3%D0%B0
11 Полное освобождение Северной Осетии.
Герои

- земляки на фронтах Великой
Отечественной Войны. (Гл.8, §4-5)

1

D%D0%BE%D0%

Мемориальный домг. Владикавказ, ул. Бор
музей Военной техник

Музей истории орган
Осетия-Алания
Адрес: г.Владикавказ,
график работы: вторни
выходной. Часы работ
14.00 до 15.00. Вход св

Культура Осетии в XX в. (1ч.)
12 Культура, наука и общественная

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

12

мысль Осетии в XX в.

Дом Вахтангова – г.Вл
ежедневно, кроме втор
Выходной день – вторн
Художественный музе
Мира, д.12,
Часы работы:
четверг 11:00–18:00
пятница 11:00–18:00
суббота 11:00–18:00
воскресенье 11:00–18:0
понедельник 11:00–18:
вторник 11:00–18:00
Среда-выходной
Телефон: 8 (867) 253-0
Директор Алла Джанае
Дом-музей Махарбека
Дур

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При проставлении даты графа «Экскурсии, музеи, памятные места»
заполняется из представленного тематического содержания, исходя из
возможностей образовательной организации

6 КЛАСС

№ п/ Тема урока

Количество часовДата изу
Всего

1

Введение

1

2

3

Древнейшее население Осетии

Кобанская культура

1

4

1

5

Происхождение и ранняя история иранских
народов
Скифский мир

6

Скифы и Кавказ

1

7

Скифская цивилизация

1

8

Скифская цивилизация

1

9

Европейская Скифия

1

10

Сарматское завоевание

1

11

Сарматские союзы

1

1
1

№ п/ Тема урока

Количество часовДата изу
Всего

12

Аланы в I–IV вв. (§ 12).

1

13

Урок - обобщения.

1

14

Аланы в эпоху Великого переселения народов

1

15

Алания в VI–VIII вв.

1

16

Аланская держава в IX–XI вв.

1

17

Алания в XII–XIV вв.

1

18

Культура средневековой Алании

1

19

Нартовский эпос

2

20

Обобщение изученного

1

21

Аланы в эпоху Великого переселения народов

1

22

Алания в VI–VIII вв.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

22

7 КЛАСС
№ п/п Тема урока

Количество
часов
Всего

1

Отступление в горы.

1

3

Осетинская гражданская община.

1

4

Осетинская демократия.

1

5

Соседи Осетии.

1

6

Обобщение изученного

1

7

Алагирское общество.

1

8

Куртатинское общество.

1

9

Тагаурское общество.

1

10

Дигорское общество.

1

11

Общества Центральной Осетии.

1

12

Южные общества Осетии.

1

2

Горная Осетия: природа и хозяйство.

1

Дата изуче

№ п/п Тема урока

Количество
часов

Дата изуче

Всего
13

Обобщение изученного

15

Материальная культура и быт. Стиль жизни
и нормы поведения.

1

16

Народное искусство. Устная история.

1

17

Обобщение изученного

1

14

Осетинские
традиционные
Монотеизм Осетин.

1

верования 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

8 КЛАСС
№ п/п Тема урока

Количество
часов
Всего

1

Новое время в истории Осетии.

1

2

Предпосылки русско-осетинских переговоров.

1

Дата изуче

№ п/п Тема урока

Количество
часов
Всего

3

Осетинское посольство в Петербурге

1

5

Внешнеполитическое положение Осетии
в середине XVIII века

1

6

Новые политические инициативы Осетии в 50-60 1
х гг. XVIII в.

7

Перемены в политике России. Основание
Моздока

1

8

Миссионерская деятельность Осетинской
комиссии.

1

9

Возникновение письменности и осетинской
школы.

1

10

Политические предпосылки присоединения
Осетии к Росси

1

11

Российские геологические экспедиции в Осетии 1

12

Окончание русско-турецкой войны и русско-

4

Русско–осетинские переговоры в Петербурге

1

1

Дата изуче

№ п/п Тема урока

Количество
часов

Дата изуче

Всего
13

осетинские переговоры
Переговоры в Моздоке

1

Начало переселения осетин на предгорную
равнину. Присоединение Дигории к
России.
Укрепление южных границ России.
Основание крепости Владикавказ.

1

16

Селение Дзауга. Укрепление
Владикавказского аула. Ликвидация крепости.

1

17

Образование, наука и искусство Осетии во
второ половине 18в.

1

14
15

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

17

9 КЛАСС
№ п/п Тема урока

Количество
часов
Всего

Дата изуче

№ п/п Тема урока

Количество
часов
Всего

1

Переселение с гор на равнину. Территория
и население

1

2

Общественно-политические перемены в
Северной Осетии в начале XIX в.

1

3

Социально-экономические преобразования
в середине XIX в.

1

4

Осетия накануне российских реформ. Земельная 1
реформа.

5

Промышленный подъем. Формирование
рабочего класса и буржуазии

1

6

Культура Осетии в XIX веке

1

7

Экономическое и социальное положение
Осетии в начале XX в.

1

8

Осетины в русско-японской и Первой мировой
войнах

1

9

Индустриализация и коллективизация в Осетии. 1

Дата изуче

№ п/п Тема урока

Количество
часов
Всего

10

Битва за Кавказ.
территории Осетии.

Военные

действия

11

Полное освобождение Северной Осетии. Герои - 1
земляки на фронтах Великой Отечественной
Войны.

12

Культура, наука и общественная мысль Осетии 1
в XX в.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

н1

12

Дата изуче

Учебно-методическое обеспечение курса

1. Блиев М.М. , Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до
конца
XVIII
века.
Владикавказ.
Ир.
2000
г.
https://disk.yandex.com.am/d/eTCyXt87Cj06TA
2. Дюмезиль Жорж, Осетинский эпос и мифология, Москва, изд.
Наука 1976г.
https://disk.yandex.com.am/i/xHpBAQ1pn8dlUw
3. Кучиев В.Д. История Осетии. XX век. Владикавказ: Ир,
2011 г. https://disk.yandex.com.am/d/KqyS1883Oa8H2g

4. Рабочая тетрадь по истории Осетии. 6-9 класс к пособию М.М.
Блиева и профессора Р.С. Бзарова, авт. Абрамян П.А.
https://disk.yandex.com.am/d/87bLDc1pwAXVDQ
5. Тесты по истории Осетии для 6 класса, сост. Абрамян
П.А. https://disk.yandex.com.am/d/YZDS9s8q8utBFA
6. Материалы для организации экскурсий, сост.
В.А. https://disk.yandex.com.am/d/JM86cxtaQYoCqw
https://disk.yandex.com.am/i/_HPh0eG5m6yE2w

Казаков

Литература

1. История Алании- 2-е изд., Р.С. Бзаров, Владикавказ КЦ «Мидуаг» 2023.448 с.
2. Нарты: осетинский героический эпос, Ж.Г. Козырева, Владикавказ: ПроектПресс, 2019.- 424 с.
3. А.С. Дзасохов, Ш.Ф. Джикаев, А.Г. Кусраев «История Северной Осетии.
ХХ век», Москва изд. «Наука», 2003.
4. История Осетии: В 2-х томах / СОИГСИ им. В.И. Абаева – филиал ВНЦ
РАН; Гл. ред. З.В. Канукова, ответ. ред.: С.А. Айларова, А.Г. Кучиев. –
Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2019. Т. 1. История Осетии с
древнейших времен до конца XVIII в. – 498 с.
5. История Осетии: В 2-х томах / СОИГСИ им. В.И. Абаева – филиал ВНЦ
РАН; Гл. ред. З.В. Канукова, ответ. ред.: С.А. Айларова, А.Г. Кучиев. –
Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2019. Т. 2. История Осетии в XIX –
начале ХХ века. – 444 с.
Полезные ссылки

http://www.oldvladikavkaz.ru — сайт об истории
https://lostosetia.ru/pages/about/ - сайт «Потерянная Осетия», содержит
интерактивные карты с указанием различных культурных объектов как
исчезнувших, так и существующих
https://interactive-ossetia.com/ - историко-краеведческий портал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».