Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа Биология - 8 класс

•
•
•

•
•

•

•
•
•
•

•

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего
образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по
биологии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки
школьников.
Программа ориентирована на использование учебника Драгомилова А.Г., Маш Р.Д.
«Биология. 8 класс» (М.: «Просвещение», 2022).
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая
функция
позволяет
всем
участникам
образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного
предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели и задачи преподавания биологии на ступени основного общего образования
Изучение биологии как учебной дисциплины предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний, как компонента целостной научной карты
мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
формирование и развитие умений формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты; сопоставлять экспериментальные и
теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения
к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений и навыков безопасного и эффективного использования
лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки
полученных результатов;
овладение методами научной аргументации своих действий путем применения
межпредметного анализа учебных задач.
Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
биологическая природа и социальная сущность человека;
структурно-уровневая организация живой природы;
ценностное и экокультурное отношение к природе;
практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, с учетом требований к
результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели являются общими для основного общего и среднего (полного)
общего образования. Они определяются социальными требованиями, в том числе
изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок,
изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и
способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных
подростков). Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются
наиболее общими и социально значимыми.
Таким образом, глобальными целями биологического образования являются:
социализация (вхождение в мир культуры и социальных отношений) — включение
обучающихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей,
ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•

•

•

•
•

•
•
•

•
•
•
•

•
•
•

•
•
•
•
•

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Основные задачи обучения (биологического образования):
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни
во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание;
воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных
на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности,
связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования
природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными,
ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной
деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному
отношению к объектам живой природы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса «Биология» в 8 классе направлено на достижение следующих
результатов (освоение универсальных учебных действий — УУД):
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и
безопасного образа жизни;
развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность
принимать ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное
отношение к сверстникам;
критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Метапредметные результаты:
1)
познавательные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
владеть основами исследовательской и проектной деятельности — видеть проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать ее из одной формы в другую;
находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной
литературы;
строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-

•

•
•
•
•
•

•

•
•
•

•
•

•

•
•

•
•

•
•

следственные связи, проводить сравнение;
2)
регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
организовывать свою учебную и познавательную деятельность — определять цели работы,
ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и
прогнозировать результаты работы);
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства
достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих;
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии
решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3)
коммуникативные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию.
слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для
доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные результаты:
1)
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки
живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и
превращение энергии в экосистемах);
приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи
человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей
среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами,
травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения,
слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости,
проявления
наследственных
заболеваний
у
человека,
видообразования
и
приспособленности;
устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением
его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;
сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими
функциями;
проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных
результатов;
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях
сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде
сообщений, рефератов, докладов;
классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;
устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной

регуляции;
• определять и различать части и органоиды клетки и системы органов организма человека
на рисунках и схемах;
• сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
• выявлять изменчивость организмов; приспособления организмов к среде обитания; типы
взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения
клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• владеть методами биологической науки — наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов;
2)
в ценностно-ориентационной сфере:
знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни,
применять их на практике;
• приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости
здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды
обитания человека;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека;
3)
в сфере трудовой деятельности:
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
• соблюдать
правила работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
4)
в сфере физической деятельности:
• демонстрировать приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего;
’ проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
• владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;
5)
в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Изучение курса «Биология. 8 класс» должно быть направлено на овладение учащимися
следующими умениями и навыками.
Обучающиеся научатся:
• выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей,
органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для
организма человека;
• приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с
животными и отличий человека от животных;
• аргументировать
необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний,
травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических
объектов и других материальных артефактов;
• выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,
сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
(клетки, ткани, органы, системы органов), выявлять отличительные признаки
биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы
жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен
• веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,

•

•
•
•
•
•

•

•
•

•

•

•
•

•

•
•

органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; проводить исследования организма человека и объяснять их
результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, на интернет-ресурсах, анализировать
и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
создавать письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с
особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе изучения предмета «Биология» в 8 классе учащиеся осваивают следующие
основные знания, а также выполняют лабораторные (далее - Л.Р.) и практические (далее П.Р.) работы.
Глава 1. Организм человека. Общий обзор (6 ч)
науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена; методы наук о человеке;
санитарно-эпидемиологические институты нашей страны;
структура тела, место человека в живой природе: искусственная (социальная) и
природная среда; биосоциальная природа человека; части тела человека; пропорции тела
человека; сходство человека с другими животными; общие черты в строении организма
млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян; специфические особенности
человека как биологического вида;
клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность: части клетки; органоиды в
животной клетке; процессы, происходящие в клетке (обмен веществ, рост, развитие,
размножение); возбудимость;
ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные ткани; нервная ткань;
общая характеристика систем органов организма человека, регуляция работы
внутренних органов: система покровных органов; опорно-двигательная, пищеварительная,
кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная, половая
системы органов; уровни организации организма; нервная и гуморальная регуляция
внутренних органов; рефлекторная дуга.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 1: природная
(естественная среда), социальная (искусственная) среда, биосоциальная среда человека,

•
•
•
•

•
•
•
•

древние люди, человек разумный; части тела, области тела, внешние органы, внутренние
органы, полости тела (грудная, брюшная), анатомия, физиология, гигиена; клеточная
мембрана, ядро, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, рибосомы,
митохондрии, лизосомы, клеточный центр, ядрышко; гены, АТФ; неорганические и
органические вещества; ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная);
жировая ткань, рыхлая соединительная ткань; мышечное волокно; гладкая,
поперечнополосатая скелетная и поперечнополосатая сердечная мышечные ткани; нейрон;
дендрит; аксон; синапс; нейроглия; межклеточное вещество; органы; система органов;
уровни организации организма; нервная регуляция; рефлекс; рефлекторная дуга;
чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны; рецепторы; гуморальная
регуляция; эндокринная система; гормоны.
Л.Р. № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода», Л.Р. № 2 «Клетки и
ткани под микроскопом».
П.Р. «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение».
Глава 2. Опорно-двигательная система (9 ч)
скелет; строение, состав и типы соединения костей: общая характеристика и значение
скелета; три типа костей; строение костей; состав костей; типы соединения костей;
скелет головы и туловища: отделы черепа; кости, образующие череп; отделы
позвоночника; строение позвонка и грудной клетки;
скелет конечностей: строение скелета поясов конечностей, верхней и нижней
конечностей;
первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы: виды травм,
затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и закрытые переломы);
необходимые приемы первой помощи при травмах;
строение, основные типы и группы мышц: гладкая и скелетная мускулатура; строение
скелетной мышцы; основные группы скелетных мышц;
работа мышц: мышцы-антагонисты и мышцы- синергисты; динамическая и статическая
работа мышц; мышечное утомление;
нарушение осанки и плоскостопие: осанка; причины и последствия неправильной осанки;
предупреждение искривления позвоночника, плоскостопия;
развитие опорно-двигательной системы: развитие опорно-двигательной системы в ходе
взросления; значение двигательной активности и мышечных нагрузок; физическая
подготовка; статические и динамические физические упражнения.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 2: опорнодвигательная система; компактное вещество; губчатое вещество; надкостница; костные
пластинки; красный костный мозг; желтый костный мозг; соединение костей
(неподвижное, подвижное (сустав), полуподвижное); суставная головка, суставная
впадина, суставная сумка; связки; отделы черепа (мозговой, лицевой); отделы
позвоночника (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый); позвонок; тело,
дуги, отростки позвонка; позвоночный канал; межпозвоночные хрящевые диски; крестец;
копчик; грудная клетка; ребра; грудина; плечевой пояс, лопатки, ключицы; плечо,
предплечье, кисть; локтевая, лучевая кости; запястье, пясть, фаланги; тазовый пояс;
тазовые кости; бедро, голень, стопа; бедренная, большеберцовая, малоберцовая кости;
коленная чашечка; предплюсна, плюсна; сухожилия; жевательные и мимические мышцы;
мышцы туловища; мышцы конечностей; сократимость; сила мышц; амплитуда движения;
мышцы-антагонисты, мышцы-синергисты; утомление мышц; работоспособность;
динамическая и статическая работа; осанка; искривление позвоночника; плоскостопие;
гиподинамия, тренировочный эффект; статические и динамические упражнения.
Л.Р.№3 «Строение костной ткани», Л.Р.№4 «Состав костей».
П.Р.: «Исследование строения плечевого пояса и предплечья», «Изучение
расположения мышц головы», «Проверяем правильность осанки», «Есть ли у вас
плоскостопие?», «Гибок ли ваш позвоночник?».

•

•
•
•
•
•

•
•

•

•
•

•
•

•

Глава 3. Кровь. Кровообращение (7 ч)
внутренняя среда; значение крови и ее состав: жидкости, образующие внутреннюю среду
организма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость); функции крови в организме;
состав плазмы крови; форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты);
иммунитет: иммунная система; важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета; виды
иммунитета; прививки и сыворотки;
тканевая совместимость и переливание крови: причины несовместимости тканей; группы
крови; резус-фактор; правила переливания крови;
сердце и круги кровообращения: органы кровообращения; строение сердца; виды
кровеносных сосудов; большой и малый круги кровообращения;
движение лимфы: лимфатические сосуды; лимфатические узлы; роль лимфы в организме;
движение крови по сосудам: давление крови в сосудах; верхнее и нижнее артериальное
давление; заболевания сердечно-сосудистой системы, связанные с давлением крови;
скорость кровотока; пульс; перераспределение крови в работающих органах;
регуляция работы органов кровеносной системы: отделы нервной системы, управляющие
работой сердца; гуморальная регуляция сердца; автоматизм сердца;
предупреждение заболеваний кровеносной системы: физические нагрузки и здоровье
сердечно-сосудистой системы; влияние табака и алкоголя на состояние сердечнососудистой системы;
первая помощь при кровотечениях: значение кровотечения; виды кровотечений
(капиллярное, венозное, артериальное).
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 3: кровь;
тканевая жидкость; лимфа; гомеостаз, плазма крови; форменные элементы крови:
тромбоциты, эритроциты, лейкоциты (фагоциты, лимфоциты); гемоглобин; антиген,
антитело; иммунитет (клеточный и гуморальный, активный и пассивный, естественный и
искусственный, наследственный и приобретенный); иммунная реакция; эпидемия;
вакцина; лечебная сыворотка; иммунная система; тканевая совместимость; группы крови;
резус-фактор; антитела аир; групповая совместимость крови; сердце; предсердия,
желудочки; створчатые и полулунные клапаны; аорта, артерия, капилляры, вены; органы
кровообращения; большой и малый круги кровообращения; лимфатические капилляры;
лимфатические сосуды; лимфатические узлы; артериальное кровяное давление (верхнее и
нижнее, систолическое и диастолическое давление); гипертония; гипотония; инсульт;
инфаркт; пульс; частота пульса (частота сердечных сокращений); автоматия сердца;
адреналин; ацетилхолин; абстиненция; тренировка сердца; функциональные пробы;
дозированная нагрузка; кровотечение (капиллярное, артериальное, венозное); жгут;
закрутка; давящая повязка.
Л. Р. № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».
П.Р.: «Кислородное голодание», «Пульс и движение крови», «Определение скорости
кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки», «Доказательство вреда
курения», «Функциональная сердечно-сосудистая проба».
Глава 4. Дыхательная система (7 ч)
значение дыхательной системы; органы дыхания: связь дыхательной и кровеносной
систем; строение дыхательных путей; органы дыхания и их функции;
строение легких; газообмен в легких и тканях: строение легких; процесс поступления
кислорода в кровь и транспорт кислорода от легких по телу; роль эритроцитов и
гемоглобина в переносе кислорода;
дыхательные движения: механизм вдоха и выдоха; органы, участвующие в дыхательных
движениях; влияние курения на функции альвеол легких;
регуляция дыхания: контроль дыхания центральной нервной системой; бессознательная и
сознательная регуляция; рефлексы кашля и чихания; дыхательный центр; гуморальная
регуляция дыхания;
заболевания дыхательной системы: болезни органов дыхания, передающиеся через

•

•

•
•
•
•
•

•

воздух (грипп, туберкулез легких); рак легких; значение флюорографии; жизненная
емкость легких; значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов
дыхания и гигиены помещений для здоровья человека;
первая помощь при поражении органов дыхания: первая помощь при попадании
инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании
землей, электротравмах; искусственное дыхание; непрямой массаж сердца.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 4:
дыхательная система; легочное дыхание; тканевое дыхание; дыхательные пути; носовая и
ротовая полости; носоглотка; ротоглотка; гортань; трахея; бронхи; альвеолы; легкие;
легочная плевра, пристеночная плевра; плевральная полость; плевральная жидкость;
диафрагма, дыхательные движения; дыхательный центр продолговатого мозга; высшие
дыхательные центры; регуляция дыхания (рефлекторная, гуморальная); чихание; кашель;
грипп; туберкулез легких; рак легких; флюорография; жизненная емкость легких (ЖЕЛ);
дыхательные упражнения; первая помощь при утоплении, удушении, заваливании землей;
электротравма; обморок; клиническая смерть, биологическая смерть; реанимация;
искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.
Л.Р. № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», Л.Р. № «Дыхательные
движения».
П.Р.: «Измерение обхвата грудной клетки», «Определение запыленности воздуха в
зимнее время».
Глава 5. Пищеварительная система (8 ч)
значение пищи: значение и состав пищи; питательные вещества; вода, минеральные
вещества и витамины в пище; правильная подготовка пищи к употреблению (части
растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов);
строение пищеварительной системы: значение пищеварения; органы пищеварительной
системы; пищеварительные железы;
зубы: строение зубного ряда человека; смена зубов; строение зуба; значение зубов; уход за
зубами;
пищеварение в ротовой полости и в желудке: механическая и химическая обработка
пищи в ротовой полости; пищеварение в желудке; строение стенок желудка;
пищеварение в кишечнике: химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание
питательных веществ; печень и ее функции; толстая кишка, аппендикс и их функции;
регуляция пищеварения: рефлексы органов пищеварительной системы; работы И.П.
Павлова в области изучения рефлексов; гуморальная регуляция пищеварения; правильное
питание;
заболевания органов пищеварения: инфекционные заболевания желудочно-кишечного
тракта и глистные заболевания: способы заражения и симптомы; пищевые отравления:
симптомы и первая помощь.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 5:
питательные вещества; белки, жиры, углеводы; вода, минеральные соли; витамины;
пищеварение; пищеварительная система; ротовая полость; глотка; гортань; надгортанник;
мягкое и твердое небо; небный язычок; миндалины; пищевод; пищеварительные железы;
пищеварительный канал; желчный пузырь; тонкая кишка; двенадцатиперстная кишка;
слепая кишка; толстая кишка; прямая кишка; зубы, резцы, клыки, малые и большие
коренные зубы; выпадающие (молочные) и постоянные зубы, смена зубов; коронка зуба,
шейка зуба, корень зуба, эмаль, дентин, цемент, зубная пульпа; кариес; слюна; птиалин
(амилаза), крахмал, глюкоза, желудок, желудочный сок, брюшина; желчь, поджелудочная
железа, поджелудочный сок, кишечный сок, брыжейка, кишечные ворсинки, незаменимые
аминокислоты, гликоген, мочевина, аппендикс, аппендицит; пищевой рефлекс; условный
и безусловный рефлексы; условное и безусловное торможение; ориентировочный рефлекс;
режим питания; желудочно-кишечные заболевания, переносчики заболеваний, глистные
заболевания, пищевые отравления, промывание желудка.

•
•
•

•

•

•
•

•

•
•

Л.Р. №8 «Действие ферментов слюны на крахмал», Л.Р. №9 «Действие ферментов
желудочного сока на белки».
П.Р. «Местоположение слюнных желез».
Глава 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)
обменные процессы в организме: стадии обмена веществ; пластический и энергетический
обмен;
нормы питания: расход энергии в организме; факторы, влияющие на основной и общий
обмен организма; нормы питания; калорийность пищи;
витамины: роль витаминов в организме; гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз; важнейшие
витамины, их значение для организма; источники витаминов; правильная подготовка
пищевых продуктов к употреблению в пищу.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 6: обмен
веществ, пластический обмен, энергетический обмен; основной обмен, общий обмен;
энерготраты человека; энергоемкость (калорийность) пищи, суточный рацион; витамины
А, В,, С, D; гиповитаминоз, гипервитаминоз, авитаминоз, «куриная слепота», бери-бери,
цинга, рахит.
П.Р. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после
нагрузки».
Глава 7. Мочевыделительная система (2 ч)
строение и функции почек: строение мочевыделительной системы; функции почек;
строение нефрона; механизм фильтрации мочи в нефроне; этапы формирования мочи в
почках;
заболевания органов мочевыделения; питьевой режим: причины заболеваний почек;
значение воды и минеральных солей для организма; гигиена питья; обезвоживание;
водное отравление; гигиенические требования к питьевой воде; очистка воды.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 7:
мочевыделительная система; почки, корковый и мозговой слои, почечные пирамиды,
почечная лоханка; нефрон, капсула и каналец, капиллярный клубочек; первичная и
вторичная моча; мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал;
обезвоживание, водное отравление, гигиена питья, кишечная палочка, жесткость воды.
Глава 8. Кожа (3 ч)
значение кожи и ее строение: функции кожных покровов; строение кожи;
нарушения кожных покровов и повреждения кожи: причины нарушения здоровья кожных
покровов; первая помощь при ожогах, обморожениях; инфекции кожи (грибковые
заболевания, чесотка);
гигиена кожных покровов: участие кожи в терморегуляции; закаливание; первая помощь
при тепловом и солнечном ударах.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 8: эпидермис,
дерма, подкожная жировая клетчатка; пигмент, загар; сальные и потовые железы; волосы,
ногти; жирная, нормальная, сухая кожа; термический ожог, химический ожог,
обморожение; стригущий лишай, чесоточный зудень, чесотка; теплообразование,
теплоотдача, терморегуляция, закаливание (обтирания, обливания, душ, плавание);
солнечный ожог, тепловой удар, солнечный удар.
Глава 9. Эндокринная система (1ч)
железы внешней, внутренней и смешанной секреции: отличия и сходства желез внешней,
внутренней и смешанной секреции, их функции; эндокринная система;
роль гормонов в организме: роль гормонов в росте и развитии организма; влияние
нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития; роль
поджелудочной железы в организме; сахарный диабет; роль надпочечников в организме;
адреналин и норадреналин.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 9: железы
внешней, внутренней и смешанной секреции; эндокринная система; гипофиз, гормон

•

•
•

•
•

•

•
•
•

•

роста, щитовидная железа, гормоны щитовидной железы; кретинизм, базедова болезнь,
инсулин, сахарный диабет; надпочечники, адреналин, норадреналин.
Глава 10. Нервная система (4 ч)
значение, строение и функция нервной системы: общая характеристика роли нервной
системы; части и отделы нервной системы; центральная и периферическая нервная
система; соматический и вегетативный отделы; прямые и обратные связи;
автономный отдел нервной системы: парасимпатический и симпатический подотделы
автономного отдела нервной системы;
нейрогуморальная регуляция: связь желез внутренней секреции с нервной системой;
согласованное действие гуморальной и нервной регуляции на организм; скорость
реагирования нервной и гуморальной систем;
спинной мозг: строение спинного мозга; рефлекторная рефлекторная функция спинного
мозга (соматические и вегетативные рефлексы); проводящая функция спинного мозга;
головной мозг: серое и белое вещество головного мозга; строение и функции отделов
головного мозга; расположение и функции зон коры больших полушарий.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 10:
центральная нервная система, периферическая нервная система; нервы, нервные узлы,
нервные центры; прямые и обратные связи, соматический и автономный (вегетативный)
отделы нервной системы; симпатический и парасимпатический отделы автономной
(вегетативной) нервной системы; симпатический ствол, нервное сплетение, блуждающий
нерв, иннервация; гипоталамус, нейрогормоны, единство гуморальной и нервной
регуляции; спинной мозг, позвоночный канал, спинномозговая жидкость, центральный
канал, серое и белое вещество, деятельность спинного мозга; головной мозг,
продолговатый мозг, средний мозг, мост, мозжечок, промежуточный мозг, большие
полушария головного мозга, кора больших полушарий, ядра, борозды и извилины, доли
коры (лобные, теменные, затылочные, височные), зоны коры.
П.Р.: «Действие прямых и обратных связей», «Штриховое раздражение кожи»,
«Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка».
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)
принцип работы органов чувств и анализаторов: пять чувств человека; расположение,
функции анализаторов и особенности их работы; развитость органов чувств и тренировка;
иллюзии;
орган зрения и зрительный анализатор: значение зрения; строение глаза; слезные железы;
оболочки глаза;
заболевания и повреждения глаз: близорукость и дальнозоркость; первая помощь при
повреждении глаз;
органы слуха, равновесия и их анализаторы: значение слуха; части уха; строение и
функции наружного, среднего и внутреннего уха; шум как фактор, вредно влияющий на
слух; заболевания уха; строение и расположение органа равновесия;
органы осязания, обоняния и вкуса: значение, расположение и устройство органов
осязания, обоняния и вкуса; вредные пахучие вещества; особенности работы органа вкуса.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 11: анализатор,
специфичность, иллюзии; глаз, брови, ресницы; глазницы, слеза, глазное яблоко, белочная
оболочка (склера), роговица, сосудистая оболочка, радужная оболочка (радужка), сетчатка,
палочки, колбочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, желтое пятно, «слепое пятно»;
дальнозоркость, близорукость; ухо, наружное ухо, ушная раковина; слуховой проход,
барабанная перепонка, среднее ухо, слуховые косточки, слуховая (евстахиева) труба,
внутреннее ухо, улитка, спиральный орган, волосковые клетки; гигиена слуха;
вестибулярный аппарат (орган равновесия), полукружные каналы, овальный и круглый
мешочки; осязание, нервные окончания, тактильные рецепторы, кожно-мышечная
чувствительность; обонятельные клетки, вкусовые клетки; токсикомания, вкусовые
сосочки, послевкусие.

•
•
•

•
•

•

•

•

•
•

•

П.Р.: «Сужение и расширение зрачка», «Принцип работы хрусталика», «Обнаружение
“слепого пятна”», «Проверьте ваш вестибулярный аппарат», «Раздражение тактильных
рецепторов».
Глава 12. Поведение и психика (8 ч)
врожденные формы поведения: положительные и отрицательные (побудительные и
тормозные) инстинкты и рефлексы; явление запечатления (импринтинга);
приобретенные формы поведения: условные рефлексы и торможение рефлекса;
подкрепление рефлекса; динамический стереотип;
закономерности работы головного мозга: центральное торможение; безусловное
(врожденное) и условное (приобретенное) торможение; явление доминанты; закон
взаимной индукции;
биологические ритмы; сон и его значение: сон как составляющая суточных биоритмов;
медленный и быстрый сон; природа сновидений; значение сна для человека; гигиена сна;
особенности высшей нервной деятельности человека; познавательные процессы: наука о
высшей нервной деятельности; появление и развитие речи в эволюции человека и
индивидуальном развитии; внутренняя и внешняя речь; восприятие и впечатление; виды и
процессы памяти; особенности запоминания; воображение и мышление;
воля и эмоции; внимание; регуляция поведения: волевые качества личности и волевые
действия; побудительная и тормозная функции воли; внушаемость и негативизм;
эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения
(чувства); астенические и стенические эмоции; непроизвольное и произвольное внимание;
рассеянность внимания;
режим дня; работоспособность: стадии работоспособности (врабатывание, устойчивая
работоспособность, истощение); значение и состав правильного режима дня, активного
отдыха.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 12:
врожденные формы поведения, инстинкты, положительные и отрицательные рефлексы и
инстинкты, запечатление (импринтинг); приобретенные формы поведения, условнорефлекторные связи, динамический стереотип, рассудочная деятельность, подкрепление;
возбуждение, торможение, центральное торможение, доминанта, закон взаимной
индукции; физиология высшей нервной деятельности, подсознание, языковая среда,
внешняя и внутренняя речь подсознательные процессы; память, виды памяти, процессы
памяти, долговременная и краткосрочная память; воображение, мышление, впечатление;
воля, волевое действие, волевой акт; внушаемость, негативизм; эмоции, эмоциональные
реакции, эмоциональное состояние, эмоциональные отношения (чувства); произвольное и
непроизвольное внимание; работоспособность, врабатывание, истощение, активный
отдых, режим дня; быстрый и медленный сон, элекгроэнцефалограф, сновидения, гигиена
сна.
П.Р.: «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального
письма», «Изучение внимания при разных условиях».
Глава 13. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
половая система человека: факторы, определяющие пол; строение женской и мужской
половой системы; созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме;
гигиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний;
заболевания наследственные, врожденные, передающиеся половым путем: врожденные
заболевания; заболевания, передаваемые половым путем; СПИД;
внутриутробное развитие организма; развитие после рождения: созревание зародыша;
закономерности роста и развития ребенка; ростовые скачки; календарный и
биологический возраст;
вред наркогенных веществ: примеры наркогенных веществ; причины обращения молодых
людей к наркогенным веществам; процесс привыкания к курению; последствия курения;
влияние алкоголя на организм; опасность наркотической зависимости; реакция

•

абстиненции;
психологические особенности личности: типы темперамента; характер личности и
факторы, влияющие на него; экстраверты и интроверты; интересы и склонности,
способности; выбор будущей профессиональной деятельности.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 13: яйцеклетка,
сперматозоид, половые хромосомы, оплодотворение, зигота; женская половая система,
мужская половая система, овуляция, менструация, поллюция, половое созревание;
наследственные и врожденные заболевания; СПИД, ВИЧ, венерические болезни, гонорея,
сифилис; дробление, рост, развитие, календарный и биологический возраст; плод,
зародыш, плацента, пупочный канатик; темперамент, типы нервной системы (типы
темперамента), меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник; экстраверты, интроверты;
интерес, склонность, способность (человека), характер (человека).
Содержание курса «Биология. 8 класс» строится на основе деятельностного подхода.
Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием
приобретения прочных знаний.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4

5

6

7

8

9

8 Класс
Дата проведения урока
Кол-во
Тема урока
часов
По плану
Фактически
Организм человека. Общий обзор (6ч)
. Науки об организме человека
1
Структура тела Место человека в
1
живой природе
Происхождение человека.Расы.
1
Клетка.Строение, химический
состав.Лабораторная работа
1
№1»Действие фермента каталазы
на пероксид водорода»
Ткани.
ЛР №2 «Клетки и ткани под
1
микроскопом»
Системы органов в организме.
Уровни организации организма.
Нервная и гуморальная регуляции.
1
ПР «Получение мигательного
рефлекса и условий, вызывающих
его торможение»
Эндокринная система (1ч)
Железы внешней, внутренней и
смешанной секреции. Роль
1
гормонов в обмене веществ,
росте и развитии организма
Нервная система (4ч)
Значение, строение и
функционирование нервной
системы.
1
ПР «Действие прямых и
обратных связей»
Автономный (вегетативный)
1
отдел нервной системы.

10
11

12

13

14
15

16

17

18
19
20
21
22
23

24

Нейрогуморальная регуляция.
ПР «Штриховое раздражение
кожи»
Спинной мозг
1
Головной мозг: строение и
функции.
1
ПР «Функции продолговатого,
среднего мозга и мозжечка»
Органы чувств. Анализаторы (6ч)
Как действуют органы чувств и
1
анализаторы
Органы зрения и зрительный
анализатор.
ПР «Сужение и расширение
1
зрачка», «Принцип работы
хрусталика», «Обнаружение
«слепого пятна»»
Заболевания и повреждения глаз 1
Органы слуха, равновесия. Их
анализаторы.
1
ПР «Проверьте ваш
вестибулярный аппарат»
Органы осязания, обоняния,
вкуса.
1
ПР «Раздражение тактильных
рецепторов»
Обобщение и систематизация
знаний по темам «Эндокринная
1
система», «Нервная система»,
«Органы чувств. Анализаторы»
Опорно – двигательная система (9ч)
Скелет. Строение, состав и
соединение костей.
1
ЛР №3 «Строение костной ткани».
ЛР №4 «Состав костей»
Скелет головы и туловища
1
Скелет конечностей.
ПР «Исследование строения
1
плечевого пояса и предплечья»
Первая помощь при травмах:
растяжении связок, вывихах
1
суставов, переломах костей
Мышцы.
ПР «Изучение расположения
1
мышц головы»
Работа мышц
1
Нарушение осанки и
плоскостопие.
ПР «Проверяем правильность
1
осанки», «Есть ли у вас
плоскостопие?», «Гибок ли ваш
позвоночник?»

25
26

27

28
29
30

31

32

33

34
35
36
37

38

39
40

Развитие опорно-двигательной
1
системы
Обобщение и систематизация
изученного материала по теме
1
«Опорно – двигательная система»
Кровь. Кровообращение (7ч)
Внутренняя среда. Значение крови
и ее состав.
1
ЛР №5 «Сравнение кори человека
с кровью лягушки»
Иммунитет. Тканевая
совместимость и переливание
1
крови
Строение и работа сердца. Круги
1
кровообращения
Движение лимфы.
1
ПР «Кислородное голодание»
Движение крови по сосудам.
ПР «Пульс и движение крови,
«Определение скорости кровотока
1
в сосудах ногтевого ложа
большого пальца руки»,
«Кислородное голодание»
Регуляция работы сердца и
кровеносных сосудов.
1
ПР «Доказательство вреда
курения»
Предупреждение заболеваний
сердца и сосудов. Первая помощь
при кровотечениях.
1
ПР «Функциональная сердечнососудистая проба»
Дыхательная система (7ч)
Значение дыхания. Органы
1
дыхания
Строение легких. Газообмен в
легких и тканях.
1
ЛР №6 «Состав вдыхаемого и
выдыхаемого воздуха»
Дыхательные движения.
1
ЛР №7 «Дыхательные движения»
Регуляция дыхания.
ПР «Измерение обхвата грудной
1
клетки»
Болезни органов дыхания и их
предупреждение. Гигиена
дыхания.
1
ПР «Определение запыленности
воздуха в зимнее время»
Первая помощь при поражении
1
органов дыхания
Обобщение и систематизация
1

41
42
43

44

45
46
47
48

49
50
51
52
53
54
55

56

57
58

изученного материала по темам
«Кровь. Кровообращение»,
«Дыхательная система»
Пищеварительная система (8ч)
Значение пищи и ее состав
1
Органы пищеварения.
ПР «Местоположение слюнных 1
желез»
Зубы
1
Пищеварение в ротовой полости
и в желудке.
ЛР №8 «Действие ферментов
1
слюны на крахмал».
ЛР №9 «Действие ферментов
желудочного сока на белки»
Пищеварение в кишечнике.
1
Всасывание питательных
веществ
Регуляция пищеварения
1
Заболевания органов
1
пищеварения
Обобщение и систематизация
1
изученного материала по теме
«Пищеварительная система"
Обмен веществ и энергии (3ч)
Обменные процессы в
1
организме
Нормы питания.
ПР «Функциональная проба с
1
максимальной задержкой
дыхания до и после нагрузки»
Витамины
1
Мочевыделительная система (2ч)
Строение и функции почек
1
Предупреждение заболеваний
1
почек. Питьевой режим
Кожа (3ч)
Значение кожи и ее строение
1
Нарушения кожных покровов и
повреждения кожи. Роль кожи в
терморегуляции. Закаливание.
1
Оказание первой помощи при
тепловом и солнечном ударах.
Обобщение и систематизация
изученного материала по темам
1
«Мочевыделительная система»,
«Кожа»
Поведение и психика (8ч)
Врожденные формы поведения
1
Приобретенные формы
1
поведения.

59
60
61
62
63
64

65

66
67
68
69

70

ПР «Перестройка
динамического стереотипа:
овладение навыком зеркального
письма»
Закономерности работы
1
головного мозга
Биологические ритмы. Сон и его 1
значение
Особенности высшей нервной
1
деятельности человека.
Познавательные процессы
Воля и эмоции. Внимание.
1
ПР «Изучение внимания при
разных условиях»
Работоспособность. Режим дня
1
Обобщение и систематизация
1
знаний по теме «Поведение и
психика»
Индивидуальное развитие организма (5ч)
Половая система человека.
Наследственные и врожденные
1
заболевания. Болезни,
передающиеся половым путем
Внутриутробное развитие
организма. Развитие после
1
рождения
О вреде наркотических веществ 1
Психологические особенности
1
личности
Обобщение и систематизация
знаний по теме
1
«Индивидуальное развитие
организма»
Заключение (1ч)
Итоговый контроль знаний
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».