Рабочая программа по математике 3-4 классов является приложением основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ ст.Черноярской Моздокского района РСО-Алания 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 3 класс Личностные УУД Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»; уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициямдругих народов; освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу; оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точкизрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Регулятивные УУД Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с цельювыполнения заданий. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различныхзадания в учебном процессе и жизненных ситуациях Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения спредыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиямивыполнения, результатом действий на определенном этапе Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. Познавательные УУД Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основеделать выводы. Проводить несложные обобщения и использовать математические знания вповседневной жизни. Понимать базовые межпредметные понятия: число, величина, геометрическаяфигура. Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии споставленными целями и задачами. Коммуникативные УУД Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точкузрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных ижизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решениипроблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению Понимать точку зрения другого Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом Предметные результаты: Ученик научится: образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000; сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочиватьзаданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, мелкие единицы счёта крупными и наоборот; устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числоваяпоследовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одномулибо нескольким признакам; читать, записывать и сравнивать значения площади, массы, времени, используяизученные единицы этой величины и соотношения между ними; выполнять табличное умножение и деление чисел; умножение на 1 и на 0; выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком,проверку арифметических действий умножение и деление; выполнять письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и деление на однозначное число в пределах 1000; вычислять значение числового выражения в два-три действия (со скобками и безскобок); сравнивать задачи на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц и внесколько раз; составлять план решения задачи; вычислять площадь прямоугольника разными способами обозначать геометрические фигуры буквами; различать круг и окружность; чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля; анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданныхдействий, для построения вывода; устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу поустановленному правилу недостающими элементами; самостоятельно оформлять в таблице связи между пропорциональнымивеличинами; 4 класс Личностные УУД Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей другихнародов. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательногомаршрута. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точкизрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения,самостоятельно оценивать. Использовать при выполнения задания различные средства: справочнуюлитературу, ИКТ, инструменты и приборы. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Познавательные УУД Способность использовать знаково-символические средства представленияинформации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержаниемучебного предмета «Математика». Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными ипознавательными задачами и технологиями учебного предмета. Коммуникативные УУД Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точкузрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных ижизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решениипроблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительныхсведений. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с инойпозиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимать точку зрения другого Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.Предвидеть последствия коллективных решений. Предметные результаты: использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данныхв разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов. считать предметы сотнями и тысячами читать и записывать числа в пределах миллиона выделять в числе единицы каждого разряда увеличивать(уменьшать )числа в 100,1000 раз выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел выполнять письменно умножение и деление многозначных чисел на двузначное итрёхзначное число проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением переводить одни единицы измерения в другие находить значения площадей разных фигур приобретение начального опыта применения математических знаний для решенияучебно-познавательных и учебно-практических задач. умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами ичисловыми выражениями, решать текстовые задачи на движение и выполнять схематические чертежи к ним решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры (куб, шар,пирамида) работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками представлять, анализировать и интерпретировать данные. приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере). 2. Содержание учебного предмета, курсаЧисла и величины Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначныхчисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе). Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объем работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше— ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). 3 класс Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (10 ч). Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами. Табличное умножение и деление (29ч). Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество,стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (26 ч). Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадьпрямоугольника (квадрата). Текстовые задачи в три действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощьюциркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачина нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (26 ч). Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Приёмыумножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 • 20, 60 : 3, 80 : 20. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + b, а - b, а Ь, с : d (d ≠0), вычисление ихзначений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения иделения. Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком.Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч). Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральнаяпоследовательность трёхзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) вчисле. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч). Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние);прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1-3 действия на сложение. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 ч). Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление. Знакомство с калькулятором. Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (6 ч). Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов 4 класс Числа от 1 до 1 000. Повторение (10 ч) Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2–4 действия. Письменные приемы вычислений. Числа, которые больше 1 000. Нумерация (10ч) Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1 000 раз. Числа, которые больше 1 000. Величины (13 ч) Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание (19 ч) Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида х + 312 = 654 + 79; 729 – х = 217 + 163; х – 137 = 500 – 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимыхк действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитаниезначений величин. Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление (68 ч) Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний). Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа насумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы – 18 = 270 – 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1 000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов,масса всех предметов и др.). Итоговое повторение (16 ч) Повторение изученных тем за год.