Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа по родному русскому 3 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для 3 класса
составлена на основе:
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- Примерной программы 1 - 4 классы: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. — М. : Просвещение, 2020.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне начального общего образования должны быть ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях и отражать:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего
народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей
народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности
русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между
людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского
быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание
значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и
сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта;
уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в
рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых
выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого
общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным

компонентом (в рамках изученного).
Овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского
литературного языка для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение
объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный
перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно
соответствует
обозначаемому
предмету
или
явлению
реальной
действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых
ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных:
словоизменение
отдельных
форм
множественного
числа
имен
существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями
отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических
ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и
имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации
подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в
форме прошедшего времени);
редактирование
письменного
текста
с
целью
исправления
грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного в
2

основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного
текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного
текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения
лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей
синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе
редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения
нормативного произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова;
использование учебных этимологических словарей для уточнения
происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного
написания слов;
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм
речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре
русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или
их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц,
притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного
текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее
существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста:
устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические
связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на
абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с
примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста: пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и
завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого
поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ,
3

ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, минидоклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев,
о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в
мастер-классах, связанных с народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования;
оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной
форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского
речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации.
Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний
других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания:
точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных
произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги
постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное
отношение к прочитанному.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях); в словаре;
4

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника
и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной
грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемнодиалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее
заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
выразительно читать и пересказывать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить
ударение, различать ударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное,
сравнивая с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на
слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о
ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на
заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Содержание учебного предмета, курса
Русский язык: прошлое и настоящее.
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между
людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство –
побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные
5

названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры:
слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник,
лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение
значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих
названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего
имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении
слов).
Язык в действии.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения
и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка,
книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка,
заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории
рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами
употребления отдельных грамматических форм имен существительных.
Словоизменение
отдельных
форм
множественного
числа
имен
существительных (например, родительный падеж множественного числа слов)
(на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и
точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм
существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом
уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только
форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Секреты речи и текста.
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в
мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц,
притч и т. п.).
Внутрипредметный образовательный модуль «Развитие речи» (7 часов)
6

Пословицы, загадки, фразеологизмы, Вежливые слова, Как морфология
порядок навела, Игры с пословицами, Про суффикс и приставку, Его
величество ударение, Повторяем.
Форма промежуточной (итоговой) аттестации по русскому родному
языку – проектные задания (творческая работа). Такой подход к контролю
позволяет соединить усвоение содержательной части разделов программы
«Русский язык: прошлое и настоящее» и «Язык в действии» с развитием
речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы),
отрабатываемых в разделе «Секреты речи и текста».
Тематическое планирование
№
Раздел/тема
Дата
Д/з
п/п
урока
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Внутрипредметный образовательный модуль
«Развитие речи»
1
Где путь прямой, там не езди по кривой.
С5 у3
2
Пословицы поговорки в современном обС8 у4
щении
3
Развитие речи. Фразеологизмы.
С11у8
4
Кто друг прямой, тот брат родной
С12у2
5
Особенности мировосприятия.
С14у5
6
Из истории языка и культуры. Тест
С17в рамке
«Фразеологизмы»
7
Дождик вымочит, а красное солнышко
С19у3
высушит с13
8
Дождевые слова с19
С21у6
9
Описание дождя с25
С25у10
10 Сошлись два друга- мороз да вьюга с26
С28у4
11 Снежные слова. Списывание отрывка
Сс30у7
фольклорного текста с творческим
заданием. С27у3
12 «Развитие речи»
С31-33 у8
Морозные слова с31
13 Ветер без крыльев летает.Как правильно
С37 у4
произносить слова (пропедевтическая
работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).с34
14 Описание ветра.Текст 1 с38
С40 учить в рамке
15
16
17
18

Развитие речи. Работа с текстом. С 39
Какой лес без чудес. с40
Лесные слова с 43
Работа с текстом с47у7

С40у7
С42п2
С44 учить прав.
С46 наиз
7

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

35
36
37
38
39
40
41

42

43

44
45

Дело мастера боится с50
Деревянное зодчество с53
Из истории языка и культуры с54
Заиграйте,мои гусли… с59
Развитие речи. «Волшебные тексты» с61
Из истории языка и культуры с65
Что ни город, то норов с67
Города-герои с70
Происхождение названий городов с73
У земли ясно солнце, у человека-слово
с78
Развитие речи.Сказочные тексты и
репродукции с81
Текст-описание с86 у12
Для чего нужны суффиксы? С88
Значение суффиксов в образовании
родственных слов с92
Обобщающий урок.Описание картины с
92-93
Какие
особенности
рода
им.существительного есть в русском
языке? с96
Род имени существительного с97
Повторяем.Тест (род им. сущ.)
Все ли имена существительные могут
изменяться по числам? С99
ИЗ истории языка и культуры с101
Развитие речи.Грамматические категории
русского языка с103 у8
Как изьеняются имена существительные во
множественном числе? С 104
Словоизменение
отдельных
форм
множественного
числа
имен
существительных с106
Практическое
овладение
нормами
употребления отдельных грамматических
форм имён существительных сс107 у7,8
Редактирование письменных текстов с
целью исправления грамматических и
орфографических ошибок с110у13
Зачем в русском языке такие разные
предлоги с111
Нормы
правильного
и
точного
употребления предлогов с111

С52у2
С53у4
С56у7
С61 у4
С62у5
С66у8
С 69у3
С71у4
С77у8
С78у2
С82у8
С87у16
С91у4
С95у8
С96 у9
С 97 у в рамке(1)
С98 у3(1,2)
С98 у3(3,4)
С101у4
С 103 у6
С 104 у9
С105 в рамке и
наизусть
С107 у6,уч правило
С109 наиз,с108 у10
писать
Правило с 110
пис.,учить
С111 у2(3,4)
С112 правило
наизусть
8

46
47
48
49
50

Восстановление деформированного текста
с творческим дополнением сс 112(1)
Развитие речи.Как морфология порядок
навела (с114 рамка)
Мудрость в пословицах с116
Закрепление. Предлоги с 114 у6,7
Создаём тексты-рассуждения с 118

65
66
67
68

Создаём тексты-рассуждения с123 у6
Создание
текстов-рассуждений
с
использованием аргументов (в рамках
изученного) с123
Учимся редактировать тексты с124
Мы редактируем текст с126
Самостоятельная работа с128 у4
Редактирование текста с целью их
совершенствования
по
форме
и
содержанию с130 у8
Работа с текстом с131
Работа с текстом с 131
Редактирование предложенного текста
с132
Индивидуальная работа по карточкам
Редактируем текст с заменой слов с132
Редактируем текст с заменой слов с 132
Развитие
речи.Сочинение
«Добрый
поступок»
Развитие речи. Взаиморедактирование
написанных сочинений
Создаём тексты-повествования с134
Пишем сказочную историю с135
Богородская резная игрушка с136
Гжельская роспись с137

69

Дымковская игрушка с138

70

Филимоновская игрушка с 139

71

Каргопольская игрушка с 140

72
73

Чтение.»Золотой ключик»
Чтение и пересказ прочитанного.»Золотой
ключик»
Проект «Народный промысел»

51
52

53
54
55
56

57
58
59
60
61
62
63
64

74

С113 у5
С115 писать,учить
С116 у10
С115 у8
С118
правило,,с120у4
С123 у7
С123 у8,продолжить
С126,к у1
С127 у3 читать
С128 у5
Закончить у8 с130
С131,2 абзац
С131, 3 абзац
С132 у10
С132 у11(2 абзац)
С132 у11 (3 абзац)
Черновой вариант
сочинения
Закончить работы.
Правило с 134
С135(2)
Нарисовать игрушку
Раскрасить
раскраски
Описать игрушку
своими словами
Вылепить из
пластилина
Раскрасить
раскраску
Чит с 141
С 142
Подготовить работы
9

75
76
77
78
79

Выставка работ «Народный промысел»
Языковые особенности текстов фольклора
Чтение
и
толкование
пословиц,
притч,загадок
Проект «История моего имени и фамилии»
Как
правильно
произносить
слова.
Ударение

90

Чтение рассказа «Котёнок» Л.Толстого
Изложение по рассказу «Котёнок»
Восстановление деформированного текста
«Зяблик с колечком»
Сочинение-рассуждение по пословице
«При солнышке тепло, при матушкедобро»
Использование
различных
способов
аргументации
Творческая работа «Мои путешествия»
Творческая работа «Мои путешествия»
Сочинение «Как я провёл выходной день»
Чтение
П.Н.Бажов
«Огневушкапоскакушка»
Чтение
и
пересказ
«Огневушкапоскакушка»
К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»

91

Любимые русские народные сказки

92
93
94
95
96

И.В.Карнаухова «Белая лебёдушка»
И.В.Карнаухова «Белая лебёдушка»
Повторение
Контрольный тест за год
Работа над ошибками

97
98
99102

Повторение
Обобщающее повторение
Резервные уроки

80
81
82
83

84
85
86
87
88
89

Выполнить задание
Придумать загадку
Написать о себе
Работать со
словарем над
словами
Дочитать дома
Черновой вариант
Выполнить задание
Черновой вариант
Принести работы
Выполнить задание
Принести работы
Дописать
Рисунок в тетради
Написать рассказ о
своем коте
Сочинитьнебольшую
волшебную историю
Читать сказку
Описать лебёдушку
Повторить правила
Написать толкование
фразиологизма
-

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».