МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Северная ОсетияАлания Управление образования АМС Моздокского района РСО-Алания МБОУ ООШ ст.Черноярской УТВЕРЖДАЮ Директор ______________(Кибирова Л.Р.) Приказ № ____ от " 20 " РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык (осетинский)» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Хутяева Альбина Тимофеевна Учитель родного (осетинского) языка и литературы ст.Черноярская 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по осетинскому языку для учащихся, не владеющих осетинским языком, для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100); Программы по осетинскому языку для учащихся, не владеющих осетинским языком (1-11 классы), утвержденной Министерством образования и науки РСО-Алания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» Специфика предмета «Осетинский язык (как второй)» деятельностный характер и коммуникативная направленность процесса обучения, взаимосвязь с другими предметными областями – открывает большие возможности для развития языковой личности младшего школьника, способного к общению на двух государственных языках республики: русском и осетинском. Изучение русского и осетинского языков, а также иностранного в начальной школе способствует осознанию учащимися своей принадлежности к определенному лингвоэтносу, к гражданскому обществу России и к международному сообществу. Школьники учатся общаться в условиях диалога и полилога культур, толерантно воспринимать проявления различных культур. Обучение осетинскому языку закладывает основу для формирования универсальных учебных действий. Младшие школьники осознают смысл и ценность учебной деятельности, учатся овладевать знаниями, самостоятельно работать над языком, что служит основой для последующего саморазвития и самосовершенствования. Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Осетинский язык (как второй)». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса осетинского языка, входящего в предметную область «Родной язык и литературное чтение». Содержание предмета «Осетинский язык (как второй)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении осетинского языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. В курсе осетинского языка выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме; языковые навыки (фонетические, лексические, грамматические); социокультурная осведомленность; универсальные учебные действия. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ (КАК ВТОРОЙ)» Общей целью обучения осетинскому языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для них уровне в четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Изучение осетинского языка младшими школьниками направлено на достижение следующих целей: • учебная: формирование умения общаться на осетинском языке на элементарном уровне с учѐтом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах; • образовательная: приобщение детей к новому социальному опыту с использованием русского и осетинского языков: знакомство младших школьников с доступными образцами художественной литературы на осетинском языке, воспитание дружелюбного отношения к представителям различных национальностей; • развивающие: развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также универсальных учебных умений; укрепление учебной мотивации в изучении осетинского языка; • воспитательные: воспитание нравственных качеств личности обучающихся, чувства патриотизма, и разностороннее развитие младшего школьника средствами осетинского языка). МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 1 классе рассчитано на общую учебную нагрузку в объѐме 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В курсе осетинского языка выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме; языковые навыки (фонетические, лексические, грамматические); социокультурная осведомленность; универсальные учебные действия. Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, интересам и возрастным особенностям младших школьников. Предметное содержание речи включает следующие темы: Знакомство. С главными действующими героями учебников. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, фамилия, возраст. Приветствие, прощание. Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, профессии, хобби. Межличностные отношения в семье. Традиции и обычаи в семье. Уважительное отношение к старшим. Распорядок дня. Любимая еда. Напитки. Национальные блюда. Праздники. Дни рождения. Подарки. День осетинского языка. Мои увлечения. Мои любимые занятия. Кружки. Спорт. Виды спорта. Любимые сказки, басни, стихи, песни. Выходной день. В кафе. В зоопарке. Поведение в общественных местах. Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Письмо другу. Положительные качества человека. Что такое хорошо и что такое плохо. Уважительное отношение друг к другу. Игры. Моя школа. Описание школы. Начало учебного года. Праздник в школе. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Уроки. Учебные занятия на уроках. Межличностные отношения между одноклассниками. Отношение к учебе. Каникулы. Мир вокруг меня. Мой дом (квартира, комната: названия комнат, размер, предметы мебели). Условия проживания людей в городской, сельской и горной местности. Древняя архитектура. Времена года. Природа. Погода. Зимние игры детей. Домашние и дикие животные, птицы. Жизнь животных и птиц в различные времена года. Жизнь животных в зверинце. Труд людей. Наша страна и моя Родина. Общие сведения о России, столица, писатели, поэты. Осетия, столица. Города и села. Писатели, поэты. Выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру. Герои Великой Отечественной войны. Небольшие произведения для детей (скороговорки, пословицы, загадки, считалочки, ребусы, кроссворды, сказки, песни, стихи). ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Осетинский язык (как второй)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение осетинского языка, отражающего историю и культуру страны; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и родной край – Осетию, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности осетинского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения на осетинском языке; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению осетинского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметными результатами изучения осетинского языка в начальной школе являются: • развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; • развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению осетинского языка; • овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.). • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки); • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном для младшего школьника уровне; - умение работать в группе и определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметными результатами изучения осетинского языка как второго в начальной школе является развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности, формирование языковых навыков, развитие социокультурной осведомленности. Виды речевой деятельности Говорение: вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос (односторонний и двусторонний), диалог-обмен мнениями, суждениями), диалог-побуждение к действию (объем диалогического высказывания – 3-4 реплики с каждой стороны); • кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж; • рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и т.п. в пределах тематики начальной школы (объем монологического высказывания – 6-7 фраз). Аудирование: понимать на слух: речь учителя по ведению урока, связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале или содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания одноклассников; небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале как при непосредствен ном общении, так и при восприятии аудиозаписи; содержание текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста); • понимать основную информацию услышанного текста; • извлекать конкретную информацию из услышанного текста; • понимать детали текста;• вербально или невербально реагировать на услышанное. Чтение: владеть техникой чтения, т.е. научиться читать: • соотносить графический образ осетинского слова с его звуковым образом; • с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением;• написанные цифрами слова, обозначающие время, количественные и порядковые числительные и даты;• с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространенные предложения; основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);• с определенной скоростью, обеспечивающей понимание читаемого. владеть умением читать, т.е. научиться: • читать небольшие различных типов тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой (запрашиваемой) информации;• читать и понимать содержание текста на уровне значения, т.е. суметь на основе понимания взаимоотношений между членами простых предложений ответить на вопросы по содержанию текста; Письмо: правильно списывать; выполнять лексико-грамматические упражнения; делать подписи к рисункам. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем Количество часов программы всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Устный опрос iratta.com https://ironau.ru/skola.html Раздел 1. Добукварный период (6 часов) 1.1. 1. Мæ рæйгуырæн бæстæ. (Знакомство). 1 0 1 02.09.2022 Понимать приветствие учителя «Уæ бон хорз!» и прощание «Хæрзбон!». Воспринимать на слух текст песенки «Мæ райгуырæн бæстæ». Произносить слова Ирыстон, Уæрæсе, Дзæуджыхъæу, Мæскуы. Вопроизводить предложение: «Мæ райгуырæн бæстæ у Уæрæсе (Ирыстон)» 1.2. Ахуыр кæнæм салам дæттын. (Приветствие Прощание.) 1 0 1 05.09.2022 Понимать 1) формы Устный опрос приветствия, обращенные к одному че ловеку и ко многим людям; 2) формы прощания: «Хæрзбон!», «Фæндараст!» iratta.com https://ironau.ru/skola.htm 1.3. Базонгæ уæм! ( Знакомство) 1 0 1 07.09.2022 Вести диалог «Знакомство» (называть своѐ имя, спрашивать, как зовут собеседника; отвечать на подобные вопросы) Устный https://ironau.ru/skola.html опрос Практическая работа 1.4. Фыццаг хатт скъоламæ! 1 (Называние предмета, лица. Понятие «предложение».Образование множественного числа имен существительных. 0 1 09.09.2022 Называть предметы и Устный лицо, используя речевые опрос образцы: а) – Мæнæ ай цы у? – Мæнæ ай у … б) – Адон цы сты? – Дидинджытæ. Считать до десяти. https://ironau.ru/skola.html 1.5. Мах ахуыр кæнæм. 1 (Называние действия. Деление предложения на слова. Понятие «слово» Глагол-связка уæвын (у – 3 лицо единственного числа; сты – 3 лицо множественного числа). 0 1 12.09.2022 Воспринимать на слух Устный диалогические единства, опрос содержащие глагол «ми кæнын»: – Цы ми кæны ахуыргæнæг? – Цы ми кæнынц ахуырдзаутæ? Составлять диалоги по образцу: – Цавæр урок уæм ис? – Кæсыны урок. – Цы ми кæны ахуыргæнæг? – Чиныджы кæсы. – Цы ми кæнынц iratta.com https://ironau.ru/skola.html ахуырдзаутæ? – Кæсынц 1.6 1.7 Абон æз дæн радгæс1 Сегодня я дежурный. (Вопросо-ответные диалогические единства.Глагол «уæвын» в 1 лице единственного числа; сты-3 лицо множественного числа) 0 Нæ бинонтæ. (Я и моя семья. Члены семьи. Понятие «ударение в слове».) 0 2 16.09.2022 Воспринимать на слух 19.09.2022 небольшой по объему текст монологического характера. Рассказывать о своей семье 0 1 21.09.2022 Спрашивать о качестве Устный предметов и опрос характеризовать предметы, употребляя прилагательные: гыццыл, стыр, рæсугъд, фыдынд. Итого по разделу: 2 1 14.09.2022 Воспринимать на слух текст песенки «Радгæс». iratta.com https://ironau.ru/skola.html Вести диалог дежурного с учителем. Петь песенку «Радгæс». Устный iratta.com опрос Практическая https://ironau.ru/skola.html работа 7 Раздел 2. Букварный период (49 час) 2.1. Мах цæрæм ам. 1 (Описание дома. Характеристика предмета. Понятия «гласные и согласные звуки». Буквы А, а.) iratta.com https://ironau.ru/skola.html 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 2.6 Нæ уазæгуаты цы ис? 1 (Описание гостиной. Первичное знакомство с местным внешним падежом (æддагбынатон хауæн): Царыл ауыгъд ис…Пъолыл ис… Буквы Æ, æ.) 0 Нæ хуыссæнуаты цы ис? 1 (Описание спальни. Первичное знакомство с родительным падежом (гуырынон хауæн): Уæ хуыссæнуаты. Нæ уазæгуаты. Буквы О, о.) 0 Цы ми кæнæм нæ цæлгæнæны? 2 (Называние действий. Формирование Представления о многократности действия (глаголы с приставкой фæ-). Буквы И и.) 0 Райсомæй æмæ изæрæй мæхи 1 æхсын (Описание ванной комнаты. Повторение лексики уроков 8–11. Воспринимать на слух текст песенки «Найынмæ цæуын». Учить детей диалогической речи по теме «Райсомæй æмæ изæрæй ваннæйы цы фæкусыс?» Глаголы с приставкой фæ-, обозначающие многократность действия: фæнайын, фехсын, фæкусыс, фехсыс. Буква ы.) 0 Сабиты уат. (Описание детской комнаты. Согласная и гласная буквы Уу.) 0 2 1 1 2 1 2 23.09.2022 Описывать гостиную, Устный употребляя новую опрос лексику по теме iratta.com 26.09.2022 Описывать спальную Устный комнату, употребляя опрос новую лексику по теме iratta.com 28.09.2022 Называть кухонные Устный 30.09.2022 принадлежности опрос iratta.com 03.10.2022 Воспринимать на слух Устный текст песенки опрос «Найынмæ цæуын». Учить детей диалогической речи по теме «Райсомæй æмæ изæрæй ваннæйы цы фæкусыс?» iratta.com https://ironau.ru/skola.html https://ironau.ru/skola.html https://ironau.ru/skola.html https://ironau.ru/skola.html https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 05.10.2022 Понимать на слух Устный iratta.com 07.10.2022 небольшой по объему опрос текст диалогического Практическая характера, построенный работа на знакомом материале. Расспрашивать друг друга о детской комнате и описывать свою комнату 2.7 2.8 2.9 Гагадыргътæ. 2 (Дары леса. Ягоды. Название цветов предметов. Первичное знакомство с направительным падежом (арæзтон хауæн): Æз цæуын дуармæ. Æз цæуын фæйнæгмæ. Æз цæуын рудзынгмæ. Æз цæуын хъæдмæ. Буквы Е е.) 0 Фæззæг. (Осень. Глагол уæвын в 3 лице единственного числа. Буквы Н н.) 0 2 Кæрты. 2 (Во дворе. Первичное знакомство с повелительным наклонением.Лексические омонимы: сис – перо, сис – забор. Буквы С с.) 0 2 2 2 https://ironau.ru/skola.html 10.10.2022 Воспринимать на слух Устный 12.10.2022 текст песенки опрос «Хъæлæрдзы». Познакомиться с лексическими единицами по теме «Ягоды» iratta.com 14.10.2022 Воспринимать на слух Устный 17.10.2022 аудиотекст об осени. опрос Рассказывать об осени с опорой на зрительную наглядность и аудиотекст iratta.com 19.10.2022 Учиться понимать на 21.10.2022 слух небольшой по объему текст диалогического характера, построенный на знакомом материале. Тренироваться в выражении просьбы, обращенной к одному лицу https://ironau.ru/skola.html https://ironau.ru/skola.html Устный iratta.com опрос Практическая https://ironau.ru/skola.html работа 24.10.2022 Воспринимать на слух Устный 26.10.2022 текст песенки опрос «Хæдзарон мæргътæ». Называть домашних птиц и беседовать о них. Тренироваться в употреблении вопросительных местоимений чи, цы 2.10 Хæдзарон мæргътæ. 2 (Домашние птицы. Вопросительные местоимения чи, цы. Буквы К к.) 0 2.11 Повторение. 0 1 28.10.2022 2.12 Хæдзарон фос æмæ хæдзарон 2 цæрæгойтæ. (Домашний скот и животные. Положительный и отрицательный ответ на общий вопрос. Буквы Къ, къ.) 0 2 07.11.2022 Воспринимать на слух Устный 09.11.2022 текст песенки «Хъуг». опрос Называть домашних животных и их детенышей iratta.com 2.13 Нанайы цæхæрадоны. 2 (У бабушки в огороде. Характеристика предмета. Буквы Т т.) 0 11.11.2022 Воспринимать на слух Устный 14.11.2022 текст песенки «Нанайы опрос цæхæрадон». Называть овощи и характеризовать их, употребляя в речевом образце. iratta.com 2.14 Дадайы дыргъдоны. (Фрукты. Буквы Тъ тъ.) 0 16.11.2022 Воспринимать на слух Устный 18.11.2022 текст песенки опрос «Дыргъдоны». Называть фрукты iratta.com 1 24 2 2 2 2 iratta.com https://ironau.ru/skola.html https://ironau.ru/skola.html https://ironau.ru/skola.html https://ironau.ru/skola.html 2.15 Бæркад цæуы нæ быдырæй. 2 (Первичное ознакомление с местным внешним падежом. Лексические омонимы: ласын – везти, ласын – снимать. Буквы Л л.) 0 2 21.11.2022 Воспринимать на слух 23.11.2022 текст песенки «Бæркад цæуы нæ быдырæй». Отвечать на вопросы учителя (кратко и полными предложениями) 2.16 Рæсугъд дидинджытæ. 2 (Названия цветов. Описание цветка. Буквы Р р.) 0 2 25.11.2022 Понимать на слух Устный 28.11.2022 несложный текст, опрос построенный на знакомом материале. Составлять монологописание с опорой на образец iratta.com 2.17 Хъæды бæлæстæ. 2 (Названия деревьев. Буквы В в.) 0 30.11.2022 Воспринимать на слух Устный 02.12.2022 текст песенки «Хъæды опрос ис бæлæстæ». Называть деревья поосетински. Употреблять в речи известные имена существительные во множественном числе iratta.com 05.12.2022 Воспринимать на слух Устный 07.12.2022 текст песенки опрос «Хъæдхой». Называть птиц поосетински. Составлять рассказ по iratta.com 2.18 Мæргътæ. (Названия птиц. Буквы П п.) 2 0 2 2 Устный iratta.com опрос Практическая https://ironau.ru/skola.html работа https://ironau.ru/skola.html https://ironau.ru/skola.html https://ironau.ru/skola.html картинке (коллективная работа) 2.19 Арсы гуырæн бон. 2 (Названия диких животных. Первичное знакомство с дательным падежом имен существительных (дæттынон хауæн). Буквы Пъ, пъ.) 0 2 09.12.2022 Воспринимать на слух 12.12.2022 текст песенки «Арсы гуырæн бон». Поздравлять кого-то с днем рождения. Рассказывать о дне рождения. Устный https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 опрос Практическая работа 2.20 Сырдты скъола. 2 (Форма глагола в третьем лице единственного числа настоящего времени. Буквы М м.) 0 2 14.12.2022 Воспринимать на слух Устный 16.12.2022 текст песенки «Сырдты опрос скъола». Воспринимать на слух текст с пониманием основного содержания («Домбай – ахуыргæнæг»). https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 2.21 Зымæг. 2 (Зима. Погода зимой. Буквы Б б.) 0 2 19.12.2022 Воспринимать на слух Устный 21.12.2022 аудиотекст о зиме. опрос Рассказывать о погоде зимой с опорой на содержание аудиотекста и рисунков в учебнике. https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 2.22 Ног аз. 2 (Новый год. Глаголы в первом лице множественного числа и третьем лице единственного числа. Буквы З з.) 0 2 23.12.2022 Воспринимать на слух 26.12.2022 текст песенки «Заз бæлас». Рассказывать о зиме. Поздравлять с Новым годом; Устный https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 опрос Практическая работа 2.23 Повторение.Проверяем то, что 2 знаем. 1 1 28.12.2022 30.12.2022 2.24 Æз уарзын дзоныгъыл бырын! 2 (Зимние забавы. Первичное знакомство с местным внешним падежом. Буквы Д д.) 0 2 09.01.2023 Беседовать о зимних Устный 11.01.2023 забавах. опрос Запрашивать информацию, употребляя выражения: «Ды зоныс …?», «Ды уарзыс … ?» Отвечать на вопросы утвердительно и отрицательно 2.25 Мæ фидæны дæсныйад. 2 (Профессии. Первичное знакомство с будущим временем глагола уæвын. Буквы Дз дз.) 0 2 13.01.2023 Познакомиться с 16.01.2023 названиями профессий и занятий людей. Работать в парах, расспрашивать друг друга о профессиях (ролевая игра «Мæ дæсныйад». Запрашивать информацию, используя выражение «Цы кусы … ?» и отвечать на такие вопросы 2.26 Мæ боны фæтк. 2 (Режим дня. Знакомство с прошедшим временем глаголов (глаголы по теме). Буквы Г г.) 0 2 18.01.2023 Беседовать о режиме дня Устный 20.01.2023 опрос https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D 2.27 Буары хæйттæ. (Части тела. Буквы Гъ гъ.) 0 2 23.01.2023 Называть 25.01.2023 https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 2 Контрольная работа. части https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 Устный https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 опрос Практическая работа тела. Устный опрос Разучить и рассказать стишок с названиями частей тела, сопровождая пение движениями. 2.28 Дзаумæтты дуканийы. 2 (Предметы одежды. Вопросительные местоимения. Буквы Ч ч Чъ, чъ.) 0 2 27.01.2023 Воспринимать на слух 30.01.2023 аудиотекст диалогического характера и на его основе разыгрывать диалог в ролевой игре. Тренироваться употреблять в речи вопросительные местоимения цы, цас, цыхуызæн, цавæр. Читать текст самостоятельно и понимать его содержание. Описывать рисунок к теме Устный https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D опрос Практическая работа 2.29 Хойрæгты дуканийы. 2 (Названия продуктов. Повелительное наклонение глаголов (æри-ма мын, ратт-ма мын). Буквы Ж ж.) 0 2 01.02.2023 Называть продукты. Устный 03.02.2023 Выражать просьбу, опрос употребляя глаголы в повелительном наклонении (æри-ма мын, ратт-ма мын https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 2.30 Нæхи цæттæ кæнæм 2 бæрæгбонмæ. (Подготовка к 0 2 06.02.2023 Рассказывать о Устный 08.02.2023 подготовке к празднику. опрос https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 Петь песенку «Хæрзад Практическая работа чъиритæ» празднику. Первичное знакомство с отложительным падежом. Глаголы с приставкой æрба-. Буквы Дж дж.) 2.31 Мидæмæ рацæут, уазджытæ! 2 (Праздник, подарки. Понятие текст, заголовок текста. Буквы Х х.) 0 2 10.02.2023 Поздравлять с днем Устный 13.02.2023 рождения, выражать опрос бдагодарность. Разыгрывать этикетный диалог «Мидæмæ рацæут, уазджытæ!» Воспринимать на слух текст диалогического характера. https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 2.32 Фынджы уæлхъус. (За столом. 2 Повелительное наклонение глаголов (множественное число). Буквы Хъ хъ.) 0 2 15.02.2023 Прогнозировать Устный 17.02.2023 содержание текста по опрос заголовку. Выражать просьбу, относящуюся к нескольким лицам (ахизут, сбадут, ахæрут). Разыгрывать сценку «За столом» https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 2.33 Повторение. 1 0 1 17.02.2023 2.34 Уалдзæг. 2 (Весна. Мелодия различных типов вопросительных предложений. Глаголы в третьем лице множественного числа (настоящее время). Буквы Ц ц 0 2 27.02.2023 Рассказывать о весне. 01.03.2023 Поздравлять с праздником 8 Марта. Отрабатывать мелодию различных типов вопросительных Устный https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D опрос Практическая работа Цъ цъ.) предложений 2.35 Дард балцы. 2 (Транспорт. Правила поведения в общественном транспорте. Отрицание ма. Буквы Ф ф Й й.) 0 2 03.03.2023 Называть виды Устный 06.03.2023 транспорта. опрос Тренироваться в употреблении глаголов в повелительном наклонении с отрицанием ма 2.36 Мæ уæгъд рæстæг. 2 (Свободное время. Притяжательные местоимения мæ, нæ. Буквы Ё ѐ, Э э, Ю ю, Я я.) 0 2 10.03.2023 Рассказывать о занятиях 13.03.2023 в свободное время. Тренироваться в употреблении притяжательных местоимений мæ, нæ. Воспринимать на слух небольшие по объему тексты. 2.37 Чи цы ми фæкæны фæсурокты? 2 (Кто что делает после уроков. Местоимения ды, дæ. Буквы Ш ш, Щ щ, ь) 0 2 15.03.2023 Рассказывать о своих Устный 17.03.2023 увлечениях. опрос Читать тексты и выполнять текстовые задания к нему. Разыгрывать минидиалоги, употребляя оценочную реплику «Цы хорз у!» 27 https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 Устный https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% опрос %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 Практическая работа https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D 2.38 Повторение. Проверяем то, что 2 знаем. 1 1 27.03.2023 29.03.2023 Итого по разделу: Раздел 3. Послебукварный период 3.1. Уæздан дзырдтæ. (Вежливые слова. Повелительное наклонение.) 2 0 2 31.03.2023 Познакомиться с новыми 03.04.2023 словами, использовать их при чтении и в речи. Познакомиться с элементами речевого этикета: вежливой просьбой, выражением благодарности и ответной репликой на него. Воспринимать на слух короткие диалоги по теме «Уæздан дзырдтæ» Устный https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 опрос Практическая работа 3.2. Телефонæй дзурæм. 2 (Говорим по телефону. Интонация вопросительных и повелительных предложений.) 0 2 05.04.2023 Познакомиться с новыми 07.04.2023 словами, использовать их при чтении и в речи. Прослушивать диалоги, повторяя за диктором каждую реплику. Инсценировать диалоги по телефону (парная работа) Устный опрос Письменный контроль 3.3. Цы у хорз æмæ цы у æвзæр? 2 (Что хорошо, а что плохо? Первичное знакомство с 0 2 10.04.2023 Познакомиться с новыми Устный https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% 12.04.2023 словами, использовать опрос %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 Практическая их при чтении и https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D уподобительным падежом.) в речи. работа Читать стихотворения и выполнять тестовые задания по их содержанию 3.4 Ахуыр кæнæм æмдзæвгæтæ 2 æмæ зарджытæ. (Учим стихи и песни. Имена существительные в уподобительном падеже.) 0 2 14.04.2023 Познакомиться с новыми 17.04.2023 словами, использовать их при чтении и в речи. Воспринимать на слух текст песенки «Зæрватыкк». Петь песенку «Зæрватыкк». Воспринимать на слух текст стихотворения «Карк» Устный опрос Письменный контроль 3.5 Мæ Ирыстон. 2 (Моя Осетия. Словосочетания: прилагательное с существительным.) 0 2 19.04.2023 Познакомиться с новыми 21.04.2023 словами, использовать их при чтении и в речи. Называть города, села и реки Осетии на осетинском языке. Описывать фотографии и рассказывать об Осетии по фотографиям. Употреблять в речи словосочетания: прилагательное с существи Устный https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% опрос %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 Практическая работа https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 тельным 3.6 Нæ уарзон Къоста. 2 (Речевой образец, указывающий на принадлежность предмета (Кæй чиныг у? Кæй пенал у?) 0 2 24.04.2023 Познакомиться с новыми 26.04.2023 словами, использовать их при чтении и в речи. Рассказывать о Коста Хетагурове. Выразительно читать стихотворение «Къоста» 3.7 Бæрæгбоны хорзæх уæ уæд!2 С праздником! (Праздник осетинского языка. Глагол уæвын в 1 лице единственного числа. 0 2 28.04.2023 Познакомиться с 03.05.2023 новыми словами, использовать их при чтении и в речи. Устный опрос Письменный контроль https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D Читать текст и выполнять тестовые задания к нему. Описывать рисунки в учебнике по теме на основе правильных ответов на на задания теста. Употреблять в речи словосочетания: существительные с прилагательными. Петь песенку «Мадæлон æвзаг». Беседовать об осетинском языке и о важности изучения языков. 3.8 Сæрд. 2 0 2 05.05.2023 Познакомиться с новыми Устный https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% (Лето. Летние забавы. Дательный падеж имен существительных (хъæдæн, быдырæн) 08.05.2023 словами, использовать опрос %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 Практическая их при чтении и в речи. работа Читать текст и выполнять тестовые задания к нему. Описывать рисунки в учебнике по теме на основе правильных ответов на задания теста. Æрбахæццæ кæнынц 2 каникултæ! (Приближаются каникулы. Будущее время глаголов. Направительный падеж имен существительных кæдæм? кæмæ?) 0 2 10.05.2023 Познакомиться с новыми 12.05.2023 словами, использовать их при чтении и в речи. Тренироваться в употреблении глаголов в будущем времени на уровне предложения и диалогического единства. Читать текст «Тагъд каникултæ» Устный https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 опрос Практическая работа 3.10 Дадайы фæдзæхст. 2 ( Прошедшее время глаголов (фæкастæн, фæфыстон, æвдыстон, базыдтон). 0 2 15.05.2023 Познакомиться с новыми 17.05.2023 словами, использовать их при чтении и в речи. Тренировать учащихся в употреблении в речи глаголов в прошедшем и будущем времени. Выразительно читать Устный опрос Письменный контроль 3.9 https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D стихотворение «Скъоладзау» 3.11 Цы зонæм, уый бæрæг кæнæм. Повторение. 2 Итого по разделу: 24 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 102 ПО ПРОГРАММЕ 1 1 19.05.2023 Совместная работа по 22.05.2023 составлению устных рассказов по серии сюжетных картин Устный опрос. Письменный контроль https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0% %D0%AE%D0%9D%D0%95%D0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды, формы контроля 1. Моя Родина. 1 0 1 02.09.2022 предварительный фронтальная 2. Учимся здороваться. 1 0 1 05.09.2022 предварительный фронтальная 3. Давай познакомимся. 1 0 1 07.09.2022 предварительный фронтальная Первый раз в школу. 1 0 1 09.09.2022 тематический комбинированная 5. Мы учимся. 1 0 1 12.09.2022 тематический комбинированная 6. Сегодня дежурный. 1 0 1 14.09.2022 тематический комбинированная 7. Наша семья. 2 0 2 16.09.2022 тематический комбинированная 4. я 19.09.2022 8. Мы здесь Буквы А а. живем. 1 0 1 21.09.2022 тематический комбинированная 9. Что есть в нашей гостиной? Буквы Æ æ. 1 0 1 23.09.2022 тематический комбинированная 10. Что есть в нашей спальне? Буквы О о. 1 0 1 26.09.2022 тематический комбинированная 11. Что мы делаем в кухне? Буквы И и. 2 0 2 28.09.2022 30.09.2022 тематический комбинированная 12. Утром и вечером я умываюсь. Буква ы. 1 0 1 03.10.2022 тематический комбинированная 13. Детская комната. Буквы У у. 2 0 2 05.10.2022 07.10.2022 тематический комбинированная 14. Ягоды. Буквы Е е. 2 0 2 10.10.2022 12.10.2022 тематический комбинированная 15. Осень. Буквы Н н. 2 0 2 14.10.2022 17.10.2022 тематический комбинированная 16. Во дворе. Буквы С с. 2 0 2 19.10.2022 21.10.2022 тематический комбинированная 17. Домашние Буквы К к. 2 0 2 24.10.2022 26.10.2022 тематический комбинированная 18. Повторение. 1 0 1 28.10.2022 Итоговый контроль. 19. Домашний скот и животные. Буква ъ. 1 0 1 07.11.2022 тематический комбинированная 20. Домашний скот животные. Буквы Къ къ. 1 0 1 09.11.2022 тематический комбинированная 21. В огороде бабушки. Буквы Т т. 2 0 2 11.11.2022 14.11.2022 тематический комбинированная 22. В саду у дедушки. Буквы Тъ тъ. 2 0 2 16.11.2022 18.11.2022 тематический комбинированная 23. Изобилие приходит с поля. Буквы Л л. 2 0 2 21.11.2022 23.11.2022 тематический комбинированная 24. Красивые Буквы Р р. цветы. 2 0 2 25.11.2022 28.11.2022 тематический комбинированная 25. Лесные деревья. Буквы В в. 2 0 2 30.11.2022 02.12.2022 тематический комбинированная 26. Птицы. Буквы Пп. 2 0 2 05.12.2022 07.12.2022 тематический комбинированная 27. День рождения медведя. Буквы Пъ пъ. 2 0 2 09.12.2022 12.12.2022 тематический комбинированная 28. Школа Буквы М м. 2 0 2 14.12.2022 16.12.2022 тематический комбинированная 29. Зима. Буквы Зз. 2 0 2 19.12.2022 21.12.2022 тематический комбинированная 30. Новый год. Буквы Бб. 2 0 2 23.12.2022 26.12.2022 тематический комбинированная 31. Повторение. Проверяем то, что знаем. 2 1 1 28.12.2022 30.12.2022 Итоговый контроль. 32. Я люблю кататься на санках. Буквы Д д. 2 0 2 09.01.2023 11.01.2023 тематический комбинированная 33. Моя будущая профессия. Буквы Дздз. 2 0 2 13.01.2023 16.01.2023 тематический комбинированная птицы. и зверей. 34. Мой распорядок дня. Буквы Гг. 2 0 2 18.01.2023 20.01.2023 тематический комбинированная 35. Части тела. Буквы Гъгъ. 2 0 2 23.01.2023 25.01.2023 тематический комбинированная 36. В магазине одежды. Буквы Чч,Чъчъ. 2 0 2 27.01.2023 30.01.2023 тематический комбинированная 37. В продуктовом магазине. Буквы Жж. 2 0 2 01.02.2023 03.02.2023 тематический комбинированная 38. Готовимся празднику. Буквы Дждж. к 2 0 2 06.02.2023 08.02.2023 тематический комбинированная гости. 2 0 2 10.02.2023 13.02.2023 тематический комбинированная 40. За столом. Буквы Хъхъ. 2 0 2 15.02.2023 17.02.2023 тематический комбинированная 41. Весна. Буквы Цц. 2 0 2 27.02.2023 01.03.2023 тематический комбинированная 42. В далекое путешествие. Буквы Фф, Йй. 2 0 2 03.03.2023 06.03.2023 тематический комбинированная 43. Мое свободное время. Буквы Ёѐ,Ээ,Юю,Яя. 2 0 2 10.03.2023 13.03.2023 тематический комбинированная 44. Кто что делает после уроков? Буквы Шш,Щщ. 2 0 2 15.03.2023 17.03.2023 тематический комбинированная 45. Повторение. Проверяем то, что знаем. 2 1 1 27.03.2023 29.03.2023 Итоговый контроль. 46. Вежливые слова. 2 0 2 31.03.2023 03.04.2023 тематический комбинированная по 2 0 2 05.04.2023 07.04.2023 тематический комбинированная 48. Что такое хорошо и что такое плохо? 2 0 2 10.04.2023 12.04.2023 тематический комбинированная 49. Учим стихи и песни. 2 0 2 14.04.2023 17.04.2023 тематический комбинированная 39. Входите, Буквы Хх. 47. Говорим телефону. 50. Моя Осетия. 2 0 2 19.04.2023 21.04.2023 тематический комбинированная 51. Наш Коста. 2 0 2 24.04.2023 26.04.2023 тематический комбинированная 52. С праздником. 2 0 2 28.04.2023 03.05.2023 тематический комбинированная 53. Лето. 2 0 2 05.05.2023 08.05.2023 тематический комбинированная 54. Приближаются каникулы. 2 0 2 10.05.2023 12.05.2023 тематический комбинированная 55. Наказ дедушки. 2 0 2 15.05.2023 17.05.2023 тематический комбинированная 56. Повторение. 1 0 1 19.05.2023 22.05.2023 тематический комбинированная что 2 2 2 24.05.2023 26.05.2023 Письменный итоговый контроль. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 99 любимый 57. Проверяем то, знаем. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Къорнаты З., Джыбылаты И. Дзурæм æмæ кæсæм иронау: ахуыргæнæн чиныг 1-æм къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 130 ф. 2. Къорнаты З., Джыбылаты И. Фыссæм иронау: къухфыст ахуыргæнæн чиныгмæ 1-аг къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 37 ф. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Дидактикон æрмæг ныхасы рæзтыл кусынæн. Моурауты Маринæ. Дзæуджыхъæу 2010 2..Дидактикон æрмæг ныхасы рæзтыл кусынæн. Сидахъаты Анжелæ. Дзæуджыхъæу 2019 3..Дидактикон æрмæг ныхасы рæзтыл кусынæн. 1-4 кълæстæ. Майрæмыхъуаты Ф.А.. Дзæуджыхъæу 1999 4.Дидактикон æрмæг текст æмæ хъуыдыйадыл кусынæн. 1-4 кълæстæ. Майрæмыхъуаты Ф.А.. Дзæуджыхъæу 1997 5..Дидактикон хъæзтытæ æмæ улæфты минуттæ. Моурауты М.Л. Дзæуджыхъæу 1999 6. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæм иронау: Базовый курс осетинского языка МедиаПолис, 2012.- 336 с. 7.Майрæмыхъуаты Ф.А. Грамматикон аргъæуттæ – Дзæуджыхъæу: Олимп.- 2006.- 16 с. 8. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæ гæсгæ куыст ирон æвзаджы урокты. Дзæуджыхъæу. СОРИПКРО. - 2021.- 87 с. 9. Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии на уроках в обучении осетинскому языку.Владикавказ: СОРИПКРО, 2021.- 87 с. 10.Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/ 11. Русско-осетинско-английский картинный толковый словарь названий животных. Составитель Л.Д. Саламова. Владикавказ 2012 12 Русско-осетинско-английский картинный толковый словарь названий растений. Составитель Л.Д. Саламова. Владикавказ 2012 13. Сидахъаты А.А. Зæрдылдаринæгтæ райдайæн кълæсты ахуыргæнинæгтæн æххуысæн. СОРИПКРО. Дзæуджыхъæу.- 2020.- 50 с. 14.Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/ 15.Цгъойты Белла. Ирон-уырыссаг нывджын дзырдуат.–Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210 ф. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1.Бæрзæфцæг https://vk.com/barzafcag http://vk.com/wall-33833481_2464 2. http://nslib.tmweb.ru/ Национальная научная библиотека РСО-Алания 3. www.iriston.ru Новости об Осетии, музыка, литература, форум 4. iratta.com Осетинская история, сказки, музыка, фотографии, новости, форум 5. iriston.com История и культура Осетии 6. ossetians.com Сайт об осетинах 7. historyalans.narod.ru Англоязычный сайт: аланы, скифы, фотогалерея 8. baragbonta.ru Барагбонта. НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ! 9. http://aors.narod.ru/ История и культура Осетии 10. http://iratta.com 11.https://ironau.ru/skola.html 12.https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%9E 13. https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5Dah9TdQ 14. https://infourok.ru/user/hutyaeva-albina-timofeevna1 15. https://wordwall.net/-онлайн сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений https://wordwall.net/ru/resource/26638000 https://wordwall.net/ru/resource/24789633 https://wordwall.net/ru/resource/24788986 https://wordwall.net/ru/resource/24788100 https://wordwall.net/ru/resource/24787745 ссылка на игру ссылка на игру ссылка на игру ссылка на игру ссылка на игру МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Персональный компьютер, принтер, проектор, мультимедийное оборудование; выход в сеть Internet, позволяющие зонировать образовательное пространство для организации индивидуальной и/или групповой работы. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Ноутбук, проектор, магнитная доска, наборное полотно, комплект демонстрационных таблиц, набор печатных букв, наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, демонстрационные карточки, плакаты. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)