1 План внеурочной деятельности Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования. Внеурочная деятельность обеспечивает взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования объединяя все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их образования, развития, воспитания, социализации. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлятьв свободное от обучения время. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития у обучающихся интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, создание условий для воспитания и социализация духовнонравственной личности. Задачи внеурочной деятельности: вовлечение обучающихся в разнообразную внеурочную деятельность; обогащение и расширение культурно-нравственного уровня обучающихся; создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности; освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование. сотрудничество с социальными институтами в целях организации внеурочной деятельности ( СДК ст. Черноярской, СШК «Олимп», библиотекой СДК ст. Черноярской и т.д.); формирование навыков позитивного коммуникативного общения; создание условий для эффективной реализации образовательных программ различного, реализуемых во внеурочное время; организация информационного сопровождения внеурочной деятельности; совершенствование материально-технической базы для организации внеурочной деятельности обучающихся. Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям обучающихся; опора на традиции, положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка; сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности; доступность и наглядность; целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе: реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы; включение ребенка в систему коллективных творческих дел по основным направлениям программы духовно нравственного развития, воспитания обучающихся; использование ресурсов учреждений дополнительного образования; 2 Ориентирами в организации внеурочной деятельности в начальных классахявляются: запросы родителей, законных представителей обучающихся; приоритетные направления деятельности школы; интересы и склонности педагогов; возможности образовательных учреждений дополнительного образования; рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка. План внеурочной деятельности В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении используется план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности – это документ, который определяет состав, и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся начального и общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Для организации внеурочной деятельности выбрана базовая организационная модель строящаяся на основе взаимодействия школы с несколькими учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность осуществляется через: дополнительные образовательные программы (кружки и секции проводимые набазе школы); классное руководство (экскурсии, походы, классные часы, праздники, игры,конкурсы, соревнования, выставки и т.д.); учебный план образовательного учреждения (факультативы); работу педагогических работников в соответствии с должностной инструкцией ( педагог-библиотекарь, педагог-психолог). Внеурочная деятельность организуется по 4 направлениям развитияличности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; общеинтеллектуальное; общекультурное. Четыре направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. Формы организации внеурочной деятельности по направлениям Общеинтеллектуальное направление: • викторины, познавательные игры; • детские исследовательские проекты («Проектная неделя») • школьные и внешкольные мероприятия познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) 3 • тематические праздники, уроки Знаний, конкурсы; Общекультурное направление: • культпоходы в музеи, библиотеки, выставки, концерты; • концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы (День учителя, 8марта, 23 февраля, День матери ,Осенняя ярмарка ); • Дни открытых дверей в школе. Духовно-нравственное направление: • беседы; • игры нравственного и духовно - нравственного содержания; • творческая, художественная деятельность детей (конкурсы рисунков, поделок,творческих работ); • экскурсии в музеи, выставки; • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей «Подарок Осени», «Новогодняя игрушка», «Неделя осетинского языка»); • праздники («День матери», Новый год, «День космонавтики» , «День победы»); • кукольный театр « Кукольный мир » . Спортивно – оздоровительное направление: • спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья; • физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе; • оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей. • ШСК « Олимп» • Подготовка к спортивным соревнованиям «Весёлые старты», « Осенний кросс», «Весенний кросс» , «Турслёт» , Спортивная команда». Среднее количество часов на внеурочную деятельность Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 1 Духовно-нравственное 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Общеинтеллектуальное 1 1 1 2 2 2 2 1 2 1 1 3 3 Общекультурное 1 Социальное Итого 3 3 3 3 3 3 3 4 Направления внеурочной деятельности в 1-9 классах представлены кружками, секциями и факультативами Название № 1 1 «Шахматы » Итого «Разговор о важном» Итого Форма прове дения 1 класс 2 класс 3 4 класс класс Кружок Спортивно-оздоровительное направление 1 час 1 час 5 6 7 класс класс класс Духовно-нравственное направление Классный 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 8 класс 9 класс 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Общеинтеллектуальное направление 1 2 3 4 Со 1 час слабоуспевающ дополнит ими ельные обучающими занятия математи ка Со дополнит слабоуспевающ ельные ими занятия обучающими русский язык Подготовка к дополнит ВПР ельные занятия Подготовка к консульта ОГЭ ции Итого 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа 2 часа 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 1 час 2 часа Общекультурное направление 1 «Театральная студия» 2 «Читательская грамотность» Школьный театральны й кружок Библиотеч ный час 1 час Итого 3 часа 1час 1час 1час 1 час 1 час 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 5 Предполагаемый педагогический результат плана внеурочной деятельности Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням, каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует ряд образовательных содержательно и структурно близких форм. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности. Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Уровень результатов Содержание Способ достижения Первый уровень результатов Приобретение учащимися социального знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.); понимание социальной реальности и повседневной жизни Получение школьником опыта переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта «педагог - ученик» Беседа Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) - «педагог – ученикколлектив» Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде – «педагог – ученик – коллектив – общественная среда» Дебаты, тематическийдиспут Второй уровень результатов Третий уровень результатов Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Возможныеформы деятельности Проблемноценностная дискуссия сучастием внешних экспертов 6 7