1
План внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной
из форм организации свободного времени обучающихся.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в
формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Внеурочная деятельность обеспечивает взаимосвязь и преемственность общего и
дополнительного образования объединяя все виды деятельности школьников, в которых возможно и
целесообразно решать задачи их образования, развития, воспитания, социализации.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в
условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и
способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это
воспитание осуществлятьв свободное от обучения время.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития у
обучающихся интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. позитивного общения
обучающихся в школе и за ее пределами, создание условий для воспитания и социализация духовнонравственной личности.
Задачи внеурочной деятельности:
вовлечение обучающихся в разнообразную внеурочную деятельность;
обогащение и расширение культурно-нравственного уровня обучающихся;
создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное
(базовое) образование.
сотрудничество с социальными институтами в целях организации внеурочной деятельности
( СДК ст. Черноярской, СШК «Олимп», библиотекой СДК ст. Черноярской и т.д.);
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
создание условий для эффективной реализации образовательных программ различного,
реализуемых во внеурочное время;
организация информационного сопровождения внеурочной деятельности;
совершенствование материально-технической базы для организации внеурочной деятельности
обучающихся.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
опора
на
традиции,
положительный
опыт
организации
внеурочной
деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
доступность и наглядность;
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе:
реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
включение ребенка в систему коллективных творческих дел по основным направлениям
программы духовно нравственного развития, воспитания обучающихся;
использование ресурсов учреждений дополнительного образования;
2
Ориентирами в организации внеурочной деятельности в начальных классахявляются:
запросы родителей, законных представителей обучающихся;
приоритетные направления деятельности школы;
интересы и склонности педагогов;
возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
План внеурочной деятельности
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в
образовательном учреждении используется план внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности – это документ, который определяет состав, и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся начального и
общего образования
с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного
учреждения.
Для организации внеурочной деятельности выбрана базовая организационная модель
строящаяся на основе взаимодействия школы с несколькими учреждениями дополнительного
образования детей.
Внеурочная деятельность осуществляется через:
дополнительные образовательные программы (кружки и секции проводимые набазе школы);
классное руководство (экскурсии, походы, классные часы, праздники, игры,конкурсы,
соревнования, выставки и т.д.);
учебный план образовательного учреждения (факультативы);
работу педагогических работников в соответствии с должностной инструкцией
( педагог-библиотекарь, педагог-психолог).
Внеурочная деятельность организуется по 4 направлениям развитияличности:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное.
Четыре направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество
(социально
преобразующая
добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Формы организации внеурочной деятельности по направлениям
Общеинтеллектуальное направление:
• викторины, познавательные игры;
• детские исследовательские проекты («Проектная неделя»)
• школьные и внешкольные мероприятия познавательной направленности
(олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
3
• тематические праздники, уроки Знаний, конкурсы;
Общекультурное направление:
• культпоходы в музеи, библиотеки, выставки, концерты;
• концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы (День учителя, 8марта, 23
февраля, День матери ,Осенняя ярмарка );
• Дни открытых дверей в школе.
Духовно-нравственное направление:
• беседы;
• игры нравственного и духовно - нравственного содержания;
• творческая, художественная деятельность детей (конкурсы рисунков, поделок,творческих
работ);
• экскурсии в музеи, выставки;
• организация выставок (совместная деятельность детей и родителей «Подарок Осени»,
«Новогодняя игрушка», «Неделя осетинского языка»);
• праздники («День матери», Новый год, «День космонавтики» , «День победы»);
• кукольный театр « Кукольный мир » .
Спортивно – оздоровительное направление:
• спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные
мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья;
• физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем
воздухе;
• оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей.
• ШСК « Олимп»
• Подготовка к спортивным соревнованиям «Весёлые старты», « Осенний кросс», «Весенний
кросс» , «Турслёт» , Спортивная команда».
Среднее количество часов на внеурочную деятельность
Направления внеурочной
деятельности
Спортивно-оздоровительное
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5
класс
6 класс
7 класс
8 класс
9
класс
1
Духовно-нравственное
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Общеинтеллектуальное
1
1
1
2
2
2
2
1
2
1
1
3
3
Общекультурное
1
Социальное
Итого
3
3
3
3
3
3
3
4
Направления внеурочной деятельности в 1-9 классах представлены кружками,
секциями и факультативами
Название
№
1
1
«Шахматы »
Итого
«Разговор о
важном»
Итого
Форма
прове
дения
1 класс 2 класс 3
4
класс класс
Кружок
Спортивно-оздоровительное направление
1 час
1 час
5
6
7
класс класс класс
Духовно-нравственное направление
Классный 1 час
1 час
1 час 1 час
1 час 1 час
час
1 час
1 час
1 час 1 час 1 час 1 час
8
класс
9
класс
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Общеинтеллектуальное направление
1
2
3
4
Со
1 час
слабоуспевающ дополнит
ими
ельные
обучающими
занятия
математи
ка
Со
дополнит
слабоуспевающ ельные
ими
занятия
обучающими
русский
язык
Подготовка к
дополнит
ВПР
ельные
занятия
Подготовка к
консульта
ОГЭ
ции
Итого
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
2 часа
1 час
2 часа
2 часа 2 часа 2 часа
1 час
2 часа
Общекультурное направление
1
«Театральная
студия»
2
«Читательская
грамотность»
Школьный
театральны
й кружок
Библиотеч
ный час
1 час
Итого
3 часа
1час
1час
1час
1 час
1 час
3 часа
3 часа 3 часа
3 часа 3 часа 3 часа
3 часа
3 часа
5
Предполагаемый педагогический результат плана внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням,
каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует ряд образовательных
содержательно и структурно близких форм. Первый уровень результатов может быть достигнут
относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми
сложными формами внеурочной деятельности. Форсирование результатов и форм не обеспечивает
повышения качества и эффективности деятельности.
Уровень
результатов
Содержание
Способ достижения
Первый
уровень
результатов
Приобретение учащимися
социального знания (об
общественных нормах,
устройстве общества, о
социально одобряемых и
неодобряемых формах
поведения в обществе и т.д.);
понимание социальной
реальности и повседневной
жизни
Получение школьником опыта
переживания позитивного
отношения к базовым
ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к
социальным реальностям в
целом
Достигается во взаимодействии
с учителем как значимым
носителем положительного
социального знания и
повседневного опыта «педагог - ученик»
Беседа
Достигается во взаимодействии
школьников между собой на
уровне класса, школы, т.е. в
защищенной, дружественной
просоциальной среде, где он
подтверждает практически
приобретенные социальные
знания, начинает их ценить (или
отвергать) - «педагог – ученикколлектив»
Достигается во взаимодействии
школьника с социальными
субъектами, в открытой
общественной среде – «педагог
– ученик – коллектив –
общественная среда»
Дебаты,
тематическийдиспут
Второй
уровень
результатов
Третий
уровень
результатов
Получение школьником опыта
самостоятельного
общественного действия
Возможныеформы
деятельности
Проблемноценностная
дискуссия сучастием
внешних
экспертов
6
7