Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа Физическая культура - 8 класс

Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 8 классов.
Рабочая программа по физической культуре для 5 – 9 классов составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по физической культуре5-9 классов. – М.:
Просвещение, 2010 г. и авторской программы Лях В.И, Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания
учащихся 1-11 классов». – М.: Просвещение, 2016 г.
Для прохождения программы в учебном процессе используются учебники: Лях В.И. Физическая культура. 8 – 9 кл.: учебник
для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. Редакцией В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 2014г.
Матвеев А. П. Физическая культура. 8—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. «Просвещение».—М.:
Просвещение, 2012.

УМК учителя: Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях, А.А. Зданевича «Комплексная программа физического
воспитания учащихся 1–11 классов», 2016 г.

Учебники: Лях В.И. Физическая культура. 8 – 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич;
под общ. Редакцией В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 2014г.
Матвеев А. П. Физическая культура. 8—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. «Просвещение».—М.:
Просвещение, 2012.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Физическая культура-- это обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «физическая
культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения— физкультурнооздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня (физкультминутки зарядки и т. п.) и второй половины дня (
гимнастика, подвижные игры во второй половине дня), внеклассной работой по физической культуре (спортивные секции группы
ОФП), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья, спортивные праздники, походы и т. п.)—
достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических
занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности,
разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г.№329-ФЗ отмечено, что организация
физического воспитания и образования в общеобразовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий
по физической культуре в пределах основных общеобразовательных программ в объеме, установленном государственными
образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в

пределах дополнительных образовательных программ.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий
физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только
физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.

Цель обучения- формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха.

В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и
потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Задачи обучения:

укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с
общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта:
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании
здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности,
самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем
предметном содержании направлена на:
 реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с
половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал,
спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;
 реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции
основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной
активности обучающихся;
 соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», которые лежат в основе
планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения,
в том числе и в самостоятельной деятельности;
 расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы

учитывать задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности
изучаемых явлений и процессов;
 усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и
физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими
упражнениями.

Общая характеристика курса
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей
направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются
определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и
индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:


требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в
Федеральном государственном стандарте основного общего образования;



Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;



Закона «Об образовании»;



Федерального закона «О физической культуре и спорте»;



Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;



примерной программы основного общего образования;



приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.

В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую
часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная
подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая
культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по
разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. В 7-9 классах единоборства заменяются
легкой атлетикой и кроссовой подготовкой. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время, как в процессе
уроков, так и отдельно один час в четверти.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся
предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. Итоговая аттестация производится на
основании четвертных оценок, зачёта. В начале и в конце учебного года учащиеся сдают контрольные упражнения (тесты)
для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости
от возраста и пола. Тесты принимаются в виде контрольных упражнении на уроках и заносятся в отдельный журнал.
Текущий учёт является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество
усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в
баллах. По текущим оценкам производится аттестация учащихся за четверть.

В связи с тем, что преподавание уроков физкультуры приходится проводить в малом зале, где отсутствует
достаточное оснащение, невозможна полная реализация стандарта общего образования и программы в полном объёме по
разделу «Гимнастика» (упражнения на снарядах), в связи с перечисленными причинами время, отведённое на упражнения
на снарядах, равномерно распределено на другие виды по гимнастике.

Распределение учебного времени прохождения программного материала
по физической культуре.
№
п/п
1

Вид программного материала

Количество часов
8 класс

Базовая часть

75

1.1

Основы знаний о физической культуре

1.2.

Спортивные игры (волейбол)

18

1.3.

Гимнастика с элементами акробатики

18

1.4.

Легкая атлетика

21

1.5.

Кроссовая подготовка

18

Вариативная часть

27

Баскетбол

27

Итого

102

2
2.1.

В процессе уроков

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 3 ч в неделю: в 5 классе — 102 ч, в б классе — 102 ч, в 7 классе — 102
ч, в 8 классе — 102 ч, в 9 классе — 102 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом
Минобрнауки от 30 августа2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на
увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 8 класса направлена на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
•

участие в школьном самоуправлении и

общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,

этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые
приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности,
сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
•

владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их

возрастно-половым нормативам;
•

владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах

профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
•

владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной

направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической
подготовленности.
В области нравственной культуры:
•

способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими

упражнениями, во время игр и соревнований;
• способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных
мероприятий;
•

владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и

соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
•

умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать

правила безопасности;

• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и
спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
•

умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной

деятельности;
• формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
• формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках,
учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими
упражнениями и спортом;
•

владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий

физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
•

владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с

партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
• владение умениями:
—

в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в

равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину;
выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
—

в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием

четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в
горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
— в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на
разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из
предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов;
выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный
кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полу шпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);

— в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши);
— в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
• демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
• владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты,
координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
• владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в
длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
• владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила
безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную
физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•

умение самостоятельно планировать пути

достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее

эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:
•

овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его

сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора
профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
• понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных
привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям,
имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих
результативность выполнения заданий;
•

приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и

обеспечивать их безопасность;
• закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного
использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и
физического утомления.
В области эстетической культуры:
•

знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных

последствий;
•

понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и

навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;

• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и
уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при
принятии общих решений;
•

владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до

собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и
наполнения содержанием;
•

владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной

физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности,
величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
•

понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ

жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и
регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью
(оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей
организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники
безопасности и профилактики травматизма; освоение

умения

оказывать

первую

помощь

при

лёгких травмах; обогащение опыта

совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
• расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести
наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее
воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб,
определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий,
приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических
качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между
народами;
• знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической
культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
•

способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями,

доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
• умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
•

способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и

соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
•

умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности,

обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические
упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и
правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости

от

индивидуальных

особенностей физического развития;
•

умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной

направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от
индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических
способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
• умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать,
как их следует организовывать и проводить;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения,
капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их
функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики,
использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
• способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности,
регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

• умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и
развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих
занятий, ведя дневник самонаблюдения.

Планируемые результаты:
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета « Физическая культура» учащиеся по окончании

основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
- основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
- особенности развития избранного вида спорта;

- педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания
физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с
разной функциональной направленностью;
- биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей
направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных
нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные периоды;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности
формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
- психофункциональные особенности собственного организма;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и
повышения физической подготовленности;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной
направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших
спортивных сооружений и площадок;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими
упражнениями.
Уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации,
использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и
телосложения; разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические
упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений,
добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиции;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой
общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать
первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью
повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы
закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
1.1.Естественные основы.
8 класс. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной
системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении
двигательным действиям и движениям.
1.2.Социально-психологические основы.
8класс. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления.
Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие,
повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических
упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями,
контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
1.3.Культурно-исторические основы.
8 класс. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
1.4.
1.5.Приемы закаливания.
8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.
1.6.Подвижные игры.
Волейбол.
8 класс. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности
при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных
игр и игровых заданий.

Баскетбол.
8 класс. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности
при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных
игр и игровых заданий.
1.7.Гимнастика с элементами акробатики.
8 класс. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и само страховка во
время занятий. Техника безопасности во время занятий.
1.8.Легкоатлетические упражнения.
8 класс. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника
безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
1.9.Кроссовая подготовка.
8 класс. Правила организации проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и
занятий. Помощь в судействе.

По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовки не ниже результатов,
приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
По окончании основной школы учащийся сдает дифференцированный зачет.

Демонстрировать (8 класс).
Физические способности
Скоростные
Силовые

К выносливости
К координации

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Бег 60м. с высокого старта с опорой на
руку, с.
Прыжок в длину с места, см

9,0

9,5

208

195

Лазание по канату на расстояние 6м, с

12

-

Поднимание туловища, лежа на спине,
руки за головой, количество раз
Бег 2000м, мин

29

22

9,00

11,00

Последовательное выполнение пяти
кувырков, с.
Броски малого мяча с стандартную
мишень, м

10,0

14,0

12,0

10,0

Двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта;
равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать
прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»;
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега(10—12 м) с
использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с
места и с трёх шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места
по медленно и быстро движущейся цели с 10- 12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине
(мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки);
комбинацию движений с одним из предметов(мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или
комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх
элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок
вперёд и назад в полушпагат, мост и поворот в упор, стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных
физических способностей, с учётом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно—оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты,
координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения
упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок
в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила
безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих
недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладания.

Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет
№ п/п Физические способности

1

2

3

4

5

6

уровень

Контрольное
упражнение (тест)

Возраст

мальчики

девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Бег 30м

11
12
13
14
15

6.3
6.0
5.9
5.8
5.5

6.1-5.5
5.8-5.4
5.6-5.2
5.5-5.1
5.3-4.9

5.0
4.9
4.8
4.7
4.5

6.4
6.3
6.2
6.1
6.0

6.3-5.7
6.2-5.5
6.0-5.4
5.9-5.4
5.8-5.3

5.1
5.0
5.0
4.9
4.9

Челночный бег
3х10

11
12
13
14
15

9.7
9.3
9.3
9.0
8.6

9.3-8.8
9.0-8.6
9.0-8.6
8.7-8.3
8.4-8.0

8.5
8.3
8.3
8.0
7.7

10.1
10.0
10.0
9.9
9.7

9.7-9.3
9.6-9.1
9.5-9.0
9.4-9.0
9.3-8.8

8.9
8.8
8.7
8.6
8.5

Прыжок в длину с
места

11
12
13
14
15

140
145
150
160
175

160-180
165-180
170-190
180-195
190-205

195
200
205
210
220

130
135
140
145
155

150-175
155-175
160-180
160-180
165-185

185
190
200
200
205

6-минутный бег

11
12
13
14
15

900
950
1000
1050
1100

1000-1100
1100-1200
1150-1250
1200-1300
1250-1350

1300
1350
1400
1450
1500

700
750
800
850
900

850-1000
900-1050
950-1100
1000-1150
1050-1200

1100
1150
1200
1250
1300

Гибкость

Наклон вперед из
положения сидя

11
12
13
14
15

2
2
2
3
4

6-8
6-8
5-7
7-9
8-10

10
10
9
11
12

4
5
6
7
7

8-10
9-11
10-12
12-14
12-14

15
16
18
20
20

Силовые

Подтягивание на
высокой перекладине
(мальчики)
на низкой
перекладине
(девочки)

11
12
13
14
15

1
1
1
2
3

4-5
4-6
5-6
6-7
7-8

6
7
8
9
10

4
4
5
5
5

10-14
11-15
12-15
13-15
12-13

19
20
19
17
16

Скоростные

Координационные

Скоростно-силовые

Выносливость

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Аттестация учащихся планируется по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому
разделу программы, при оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития
и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном
относятся неточность отталкивания, нарушения ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки—это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения,
хотя количественный показатель ниже предполагаемого. К значительным ошибкам относятся:
--старт из не требуемого положения;
--отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
--бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
-- несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки—это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Характеристика цифровой оценки (отметки).
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, но ученик при повторных
выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной не выполнения является наличие грубых ошибок.
В 5 классе оценка за технику ставится

при выполнении гимнастических упражнений , с элементами акробатики, при

построениях, перестроениях, ходьбе, лазанье. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо
учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.

Учебно—практическое и учебно—лабораторное оборудование:




















стенка гимнастическая;
Скамейки гимнастические;

канат для лазанья;
маты гимнастические;
скакалки гимнастические;
мячи малые (резиновые, теннисные);
палки гимнастические;
обручи гимнастические;
козёл гимнастический;
мост гимнастический подкидной;
гантели наборные;
планка для прыжков в высоту;
стойки для прыжков в высоту;
рулетка измерительная;
щиты с баскетбольными кольцами;
мячи баскетбольные, футбольные, волейбольные;
стойки волейбольные;
сетка волейбольная;
стол теннисный;

Пришкольная площадка:
 сетка для ворот мини—футбола;
 игровое поле для мини—футбола;
 площадка игровая баскетбольная;
 площадка игровая волейбольная;
 сектор для прыжков в длину;
 полоса препятствий;
 аптечка медицинская.

Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
−Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007г.№ 329-ФЗ9(ред. От 02.07.2013г.);
− Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000г. № 751;
−О концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг.Распоряжение Правительство РФ от
07.02.2011г. №163-р;
− Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9.03.2004г. № 1312(ред.
От 01.02.2012 г.;
− Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998г. № 1235;
− О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Письмо МО РФ от 26.03.2002г. № 30-51-197/20
− О проведении мониторинга физического развития обучающихся.ПисьмоМинобрнауки РФ от 29.03.2010г. №06-499;
--Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.Распоряжение правительства РФ от
07.08.2009г.№ 1101

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню
Подготовленности
обучающихся

1

2

3

4

Дата
проведен
ия
Вид контроля

Д/з

п
л
а
н

ф
а
к
т

5

6

7

8

Легкая атлетика (12 ч)
Низкий старт (30–40 м). Стартовый разгон.
Бег по дистанции (70–80 м). Эстафетный бег.
ОРУ. Специальные беговые упражнения.
Инструктаж по ТБ. Развитие скоростных
качеств

Уметь: бегать с
максимальной
скоростью с низкого
старта (60 м)

Текущий

Компл
екс 1

2

Совершенст Низкий старт (30–40 м). Бег по дистанции
вования
(70–80 м). Эстафетный бег. ОРУ.
Специальные беговые упражнения. Развитие
скоростных качеств. Правила использования
легкоатлетических упражнений для развития
скоростных качеств

Уметь: бегать с
максимальной
скоростью с низкого
старта (60 м)

Текущий

Компл
екс 1

3

Совершенст Низкий старт (30–40 м). Бег по дистанции
вования
(70–80 м). Эстафетный бег, передача
эстафетной палочки. ОРУ. Специальные
беговые упражнения. Развитие скоростных
качеств

Уметь: бегать с
максимальной
скоростью с низкого
старта (60 м)

Текущий

Компл
екс 1

Спринтерск 1
ий бег,
эстафетный
бег (6 ч)

Вводный

Продолжение табл.

1

Прыжок
в длину
способом
«согнув
ноги».
Метание
мяча
(4 ч)

2

3

4

5

6

4

Совершенст Низкий старт (30–40 м). Бег по дистанции
вования
(70–80 м). Финиширование. Эстафетный бег
(круговая эстафета). ОРУ. Специальные
беговые упражнения. Развитие скоростных
качеств

Уметь: бегать с
максимальной
скоростью с низкого
старта (60 м)

Текущий

Компл
екс 1

5

Совершенст Низкий старт (30–40 м). Бег по дистанции
вования
(70–80 м). Финиширование. Эстафетный бег.
ОРУ. Специальные беговые упражнения.
Развитие скоростных качеств

Уметь: бегать с
максимальной
скоростью с низкого
старта (60 м)

Текущий

Компл
екс 1

6

Учетный

Уметь: бегать с
максимальной
скоростью с низкого
старта (60 м)

М.: «5» – 9,3 с.; Компл
«4» – 9,6 с.;
екс 1
«3» – 9,8 с.;
д.: «5» – 9,5 с.;
«4» – 9,8 с.;
«3» – 10,0 с.

7

Комбиниро Прыжок в длину с 11–13 беговых шагов.
ванный
Подбор разбега. Метание теннисного мяча на
дальность с 5–6 шагов. ОРУ. Специальные
беговые упражнения. Правила использования
легкоатлетических упражнений для развития
скоростно-силовых качеств

Уметь: прыгать в
Текущий
длину с 13–15 беговых
шагов; метать на
дальность мяч

Компл
екс 1

8

Комбиниро Прыжок в длину с 11–13 беговых шагов.
ванный
Отталкивание. Метание мяча (150 г) на
дальность с 5–6 шагов. ОРУ. Специальные
беговые упражнения

Уметь: прыгать в
Текущий
длину с 13–15 беговых
шагов; метать на
дальность мяч

Компл
екс 1

Бег на результат (60 м). ОРУ. Специальные
беговые упражнения. Развитие скоростных
качеств

7

8

Продолжение табл.

1

Бег на
средние
дистанции
(2 ч)

2

3

4

5

6

9

Комбиниро Прыжок в длину с 11–13 беговых шагов. Фаза
ванный
полета. Приземление. Метание мяча (150 г) на
дальность с 5–6 шагов. ОРУ. Специальные
беговые упражнения

Уметь: прыгать в
Текущий
длину с 13–15 беговых
шагов; метать на
дальность мяч

Компл
екс 1

10

Учетный

Уметь: прыгать в
М.: 400, 380,
длину с 13–15 беговых 360 см; д.: 370,
шагов; метать на
340, 320 см
дальность мяч

Компл
екс 1

11

Комбиниро Бег (1500 м – д., 2000 м – м.). ОРУ.
ванный
Специальные беговые упражнения.
Спортивная игра «Лапта». Правила
Комбиниро
соревнований. Развитие выносливости
ванный

Уметь: пробегать
дистанцию
1500 (2000) м

Компл
екс 1

12

Прыжок в длину на результат. Техника
выполнения метания мяча с разбега

Текущий
М.: 9,00, 9,30,
10,00 мин;
д.: 7,30, 8,00,
8,30 мин

Кроссовая подготовка (9 ч)
Бег по
13 (1) Комбиниро Бег (15 мин). Преодоление горизонтальных
пересеченно
ванный
препятствий. ОРУ. Специальные беговые
й
упражнения. Спортивная игра «Лапта».
местности.
Развитие выносливости. Правила
Преодолени
использования легкоатлетических
е
упражнений для развития выносливости
препятствий
14 (2) Совершенст Бег (15 мин). Преодоление горизонтальных
(9 ч)
вования
препятствий. ОРУ. Специальные беговые
упражнения. Спортивная игра «Лапта».
Развитие выносливости

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

Текущий

Компл
екс 1

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

Текущий

Компл
екс 1

7

8

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

15 (3) Совершенст Бег (16 мин). Преодоление горизонтальных
вования
препятствий. ОРУ. Специальные беговые
упражнения. Спортивная игра «Лапта».
Развитие выносливости

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

Текущий

Компл
екс 1

16 (4) Совершенст Бег (17 мин). Преодоление вертикальных
вования
препятствий, напрыгивание. ОРУ.
Специальные беговые упражнения.
17 (5) Совершенст
Спортивная игра «Лапта». Развитие
вования
выносливости.

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

Текущий

Компл
екс 1

18 (6) Совершенст Бег (18 мин). Преодоление вертикальных
вования
препятствий прыжком. ОРУ. Специальные
беговые упражнения. Спортивная игра
19 (7) Совершенст
«Лапта». Развитие выносливости
вования

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

Текущий

Компл
екс 1

20 (8) Совершенст Бег (18 мин). Преодоление вертикальных
вования
препятствий. ОРУ. Специальные беговые
упражнения. Спортивная игра «Лапта».
Развитие выносливости

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

Текущий

Компл
екс 1

Бег (3 км). Развитие выносливости. ОРУ.
Специальные беговые упражнения

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

М.: 16,00 мин;
д.: 19,00 мин

Компл
екс 1

21 (9) Учетный

Гимнастика (18 ч)
Висы.
22 (1) Изучение
Строевые
нового
упражнения
материала
(6 ч)

Выполнение команды «Прямо!». Повороты
направо, налево в движении. ОРУ на месте.
Подъем переворотом в упор толчком двумя
руками (м). Махом одной ногой толчком
другой подъем переворотом (д).
Подтягивания в висе. Упражнения на
гимнастической скамейке. Развитие силовых
способностей. Техника безопасности

Уметь: выполнять
Текущий
строевые упражнения;
комбинацию на
перекладине

Компл
екс 2

7

8

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

23 (2) Совершенст Выполнение команды «Прямо!». Повороты
вования
направо, налево в движении. ОРУ с
гимнастической палкой. Подъем переворотом
24 (3) Совершенст
в упор толчком двумя руками (м); махом
вования
одной ногой толчком другой подъем
переворотом (д). Подтягивания в висе.
Упражнения на гимнастической скамейке.
Развитие силовых способностей

Уметь: выполнять
Текущий
строевые упражнения;
комбинацию на
перекладине

Компл
екс 2

25 (4) Совершенст Выполнение команды «Прямо!». Повороты
вования
направо, налево в движении. Выполнение
комплекса ОРУ с гимнастической палкой.
26 (5) Совершенст
Подъем переворотом в упор толчком двумя
вования
руками (м). Махом одной ногой толчком
другой подъем переворотом (д).
Подтягивания в висе. Упражнения на
гимнастической скамейке. Развитие силовых
способностей

Уметь: выполнять
Текущий
строевые упражнения;
комбинацию на
перекладине

Компл
екс 2

27 (6) Учетный

Техника выполнения подъема переворотом.
Уметь: выполнять
М.: 9–7–5 р.;
Подтягивания в висе. Выполнение комплекса строевые упражнения; д.: 17–15–8 р.
ОРУ с гимнастической палкой
комбинацию на
перекладине

Компл
екс 2

7

8

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Выполнение команды «Прямо!». Повороты
Уметь: выполнять
Текущий
направо, налево в движении. ОРУ в
строевые упражнения;
движении. Прыжок способом «согнув ноги» опорный прыжок
(м). Прыжок боком с поворотом на 90°.
Эстафеты. Прикладное значение гимнастики.
Развитие скоростно-силовых способностей

Компл
екс 2

29(8) Совершенст Выполнение команды «Прямо!». Повороты
Уметь: выполнять
Текущий
вования
направо, налево в движении. ОРУ в
строевые упражнения;
движении. Прыжок способом «согнув ноги» опорный прыжок
(м). Прыжок боком с поворотом на 90°. ОРУ с
предметами. Эстафеты. Развитие скоростносиловых способностей

Компл
екс 2

30 (9) Совершенст Выполнение команды «Прямо!». Повороты
Уметь: выполнять
Текущий
вования
направо, налево в движении. ОРУ в
строевые упражнения;
движении. Прыжок способом «согнув ноги» опорный прыжок
31
Совершенст
(м). Прыжок боком с поворотом на 90°. ОРУ с
(10) вования
мячами. Эстафеты. Развитие скоростно32
Совершенст силовых способностей
(11) вования

Компл
екс 2

Опорный
28 (7) Изучение
прыжок.
нового
Строевые
материала
упражнения
(6 ч)

33
(12)

Учетный

Прыжок способом «согнув ноги» (м). Прыжок
боком с поворотом на 90°. ОРУ с мячами.
Эстафеты. Развитие скоростно-силовых
способностей

Уметь: выполнять
Оценка техники Компл
строевые упражнения; опорного
екс 2
опорный прыжок;
прыжка
выполнять комплекс
ОРУ с мячом

7

8

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Изучение
нового
материала

Кувырок назад, стойка ноги врозь (м). Мост и Уметь: выполнять
Текущий
поворот в упор на одном колене. ОРУ в
комбинации из
движении. Лазание по канату в два приема.
разученных элементов
Развитие силовых способностей

Компл
екс 2

35
(14)

Комплексн
ый

Кувырки назад и вперед, длинный кувырок
Уметь: выполнять
Текущий
(м). Мост и поворот в упор на одном колене. комбинации из
ОРУ в движении. Лазание по канату в два-три разученных элементов
приема. Развитие силовых способностей

Компл
екс 2

36
(15)

Комплексн
ый

Кувырки назад и вперед, длинный кувырок
(м). Мост и поворот в упор на одном колене.
ОРУ с мячом. Лазание по канату в два-три
приема. Развитие силовых способностей

Уметь: выполнять
Текущий
комбинации из
разученных элементов

Компл
екс 2

37
(16)

Комплексн
ый

Кувырки назад и вперед, длинный кувырок
(м). Мост и поворот в упор на одном колене.
ОРУ с мячом. Лазание по канату в два-три
приема. Развитие силовых способностей

Уметь: выполнять
Текущий
комбинации из
разученных элементов

Компл
екс 2

37
(17)

Комплексн
ый
Учетный

Уметь: выполнять
Текущий
комбинации из
разученных элементов
Выполнение
на оценку
акробатических
элементов

Компл
екс 2

39
(18)

Кувырки назад и вперед, длинный кувырок
(м). Мост и поворот в упор на одном колене.
ОРУ с мячом. Лазание по канату и шесту в
два-три приема. Развитие силовых
способностей

Акробатика, 34
лазание
(13)
(6 ч)

Компл
екс 2

7

8

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Спортивные игры (45 ч)
Волейбол
(18 ч)

Стойки и передвижения игрока. Комбинации
из разученных перемещений. Передача мяча
над собой во встречных колоннах. Нижняя
прямая подача, прием подачи. Игра по
упрощенным правилам

Уметь: играть в
волейбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

Компл
екс 3

41 (2) Совершенст Стойки и передвижения игрока. Комбинации
вования
из разученных перемещений. Передача мяча
над собой во встречных колоннах. Нижняя
42 (3) Совершенст
прямая подача, прием подачи. Игра по
вования
упрощенным правилам

Уметь: играть в
волейбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

Компл
екс 3

43 (4) Совершенст Стойки и передвижения игрока. Комбинации
вования
из разученных перемещений. Передача мяча
над собой во встречных колоннах через сетку.
Нижняя прямая подача, прием подачи. Игра
по упрощенным правилам

Уметь: играть в
волейбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

Компл
екс 3

44 (5) Совершенст Стойки и передвижения игрока. Комбинации
вования
из разученных перемещений. Передача мяча
над собой во встречных колоннах через сетку.
Нижняя прямая подача, прием подачи. Игра
по упрощенным правилам

Уметь: играть в
волейбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Оценка техники Компл
передачи мяча екс 3
над собой во
встречных
колоннах

45 (6) Комбиниро Комбинации из разученных перемещений.
ванный
Верхняя передача мяча в парах через сетку.
Передача мяча над собой во встречных

Уметь: играть в
волейбол по
упрощенным
правилам; выполнять

Текущий

40 (1) Освоение
нового
материала

Компл
екс 3

7

8

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

46 (7) Совершенст колоннах. Нижняя прямая подача, прием
подачи. Прямой нападающий удар после
вования
подбрасывания мяча партнером. Игра по
47 (8) Совершенст упрощенным правилам
вования

технические действия
в игре

48 (9) Совершенст Комбинации из разученных перемещений.
вования
Верхняя передача мяча в парах через сетку.
Передача мяча над собой во встречных
49
Совершенст
колоннах. Отбивание мяча кулаком через
(10) вования
сетку. Нижняя прямая подача, прием подачи.
Прямой нападающий удар после
подбрасывания мяча партнером. Игра по
упрощенным правилам

Уметь: играть в
волейбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

50
(11)

Комбиниро Комбинации из разученных перемещений.
ванный
Верхняя передача мяча в парах через сетку.
Передача мяча над собой во встречных
колоннах. Отбивание мяча кулаком через
сетку. Нижняя прямая подача, прием подачи.
Прямой нападающий удар после
подбрасывания мяча партнером. Игра по
упрощенным правилам

Уметь: играть в
волейбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Оценка техники Компл
передачи
екс 3
мяча в тройках
после
перемещения

51
(12)

Совершенст Комбинации из разученных перемещений.
вования
Передача мяча в тройках после перемещения.
Передача мяча над собой во встречных
Совершенст
колоннах. Нижняя прямая подача, прием
вования
подачи. Нападающий удар после передачи.
Совершенст Игра по упрощенным правилам
вования

Уметь: играть в
волейбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

52
(13)
53
(14)

Компл
екс 3

Компл
екс 3

7

8

Продолжение табл.

1

2
54
(15)
55
(16)

56
(17)
57
(18)

Баскетбол
(27 ч)

3

4

5

6

Совершенст Комбинации из разученных перемещений.
вования
Передача мяча в тройках после перемещения.
Передача мяча над собой во встречных
Совершенст
колоннах. Нижняя прямая подача, прием
вования
подачи. Нападающий удар после передачи.
Игра по упрощенным правилам

Уметь: играть в
волейбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

Комбиниро Комбинации из разученных перемещений.
ванный
Передача мяча в тройках после перемещения.
Передача мяча над собой во встречных
Совершенст
колоннах. Нижняя прямая подача, прием
вования
подачи. Нападающий удар в тройках через
сетку. Игра по упрощенным правилам.
Тактика свободного нападения

Уметь: играть в
волейбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Оценка техники Компл
владения
екс 3
мячом,
нападающего
удара

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

58 (1) Комбиниро Сочетание приемов передвижений и
ванный
остановок игрока. Ведение мяча с пассивным
сопротивлением, с сопротивлением на месте.
Бросок двумя руками от головы с места.
59 (2) Комбиниро Передачи мяча двумя руками от груди на
месте. Личная защита. Учебная игра. Развитие
ванный
координационных способностей.
Совершенствование физических
способностей и их влияние на физическое
развитие

Компл
екс 3

Компл
екс 3

7

8

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

60 (3) Комбиниро Сочетание приемов передвижений и
ванный
остановок игрока. Ведение мяча с пассивным
сопротивлением, с сопротивлением на месте.
61 (4) Комбиниро
Бросок двумя руками от головы с места.
ванный
Передачи мяча двумя руками от груди на
62 (5) Комбиниро месте. Личная защита. Учебная игра. Развитие
ванный
координационных способностей.
Совершенствование физических
способностей и их влияние на физическое
развитие

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

Компл
екс 3

63 (6) Комбиниро Сочетание приемов передвижений и
ванный
остановок игрока. Ведение мяча с
сопротивлением на месте. Бросок двумя
64 (7) Комбиниро
руками от головы с места с сопротивлением.
ванный
Передача мяча одной рукой от плеча на месте.
65 (8) Комбиниро Личная защита. Учебная игра. Развитие
ванный
координационных способностей

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

Компл
екс 3

66 (9) Комбиниро Сочетание приемов передвижений и
ванный
остановок игрока. Ведение мяча с
сопротивлением. Бросок одной рукой от
плеча с места. Передача мяча двумя руками
от груди в движении парами с
сопротивлением. Личная защита. Учебная
игра. Развитие координационных
способностей

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

Компл
екс 3

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам;

Текущий

Компл
екс 3

67
(10)

Комбиниро Сочетание приемов передвижений и
ванный
остановок игрока. Ведение мяча с
сопротивлением. Бросок одной рукой от
плеча с места.

7

8

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

68
(11)

Комбиниро Передача мяча двумя руками от груди в
ванный
движении парами с сопротивлением. Личная
защита. Учебная игра. Развитие
координационных способностей

выполнять
технические действия
в игре

Компл
екс 3

69
(12)

Комбиниро Сочетание приемов передвижений и
ванный
остановок игрока. Ведение мяча с
сопротивлением. Бросок одной рукой от
плеча с места. Передача мяча двумя руками
от груди в движении парами с
сопротивлением. Личная защита. Учебная
игра. Развитие координационных
способностей

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Оценка техники Компл
броска одной
екс 3
рукой от плеча
с места

70
(13)

Комбиниро Сочетание приемов передвижений и
ванный
остановок игрока. Ведение мяча с
сопротивлением. Бросок одной рукой от
Комбиниро
плеча с места. Передача одной рукой от плеча
ванный
в движении в тройках с сопротивлением.
Игровые задания (2 × 2, 3 × 3, 4 × 4). Учебная
игра. Развитие координационных
способностей

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

Компл
екс 3

Комбиниро Сочетание приемов передвижений и
ванный
остановок игрока. Ведение мяча с
сопротивлением. Бросок одной рукой от
Комбиниро
плеча с места. Передача одной рукой от плеча
ванный
в движении в тройках с сопротивлением.
Игровые задания (2 × 2, 3 × 3, 4 × 4). Учебная
игра. Развитие координационных
способностей

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

Компл
екс 3

71
(14)

72
(15)
73
(16)

7

8

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Комбиниро Сочетание приемов передвижений и
ванный
остановок. Сочетание приемов ведения,
передачи, броска. Штрафной бросок.
Комбиниро
Позиционное нападение со сменой места.
ванный
Бросок одной рукой от плеча в движении с
Комбиниро сопротивлением. Развитие координационных
ванный
способностей

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

77
(20)

Комбиниро Сочетание приемов передвижений и
ванный
остановок. Сочетание приемов ведения,
передачи, броска. Штрафной бросок.
Позиционное нападение со сменой места.
Развитие координационных способностей

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Оценка техники Компл
штрафного
екс 3
броска

78
(21)

Комбиниро Сочетание приемов передвижения и
ванный
остановок игрока. Ведение мяча с
сопротивлением. Штрафной бросок.
Сочетание приемов ведения, передачи, броска
с сопротивлением. Быстрый прорыв (2 × 1, 3
× 2). Учебная игра. Развитие
координационных способностей

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

Компл
екс 3

79
(22)

Комбиниро Сочетание приемов передвижения и
ванный
остановок игрока. Ведение мяча с
сопротивлением. Штрафной бросок.
Сочетание приемов ведения, передачи, броска
с сопротивлением. Быстрый прорыв (2 × 1, 3
× 2). Взаимодействие двух игроков через
заслон. Учебная игра. Развитие
координационных способностей

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

Компл
екс 3

74
(17)
75
(18)
76
(19)

Компл
екс 3

7

8

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

80
(23)

Комбиниро Сочетание приемов передвижения и
ванный
остановок игрока. Ведение мяча с
сопротивлением. Штрафной бросок.
Сочетание приемов ведения, передачи, броска
с сопротивлением. Быстрый прорыв (2 × 1, 3
× 2). Взаимодействие двух игроков через
заслон. Учебная игра. Развитие
координационных способностей

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Оценка техники Компл
ведения мяча с екс 3
сопротивление
м

81
(24)

Комбиниро Сочетание приемов передвижения и
ванный
остановок игрока. Ведение мяча с
сопротивлением. Штрафной бросок.
Сочетание приемов ведения, передачи, броска
Комбиниро с сопротивлением. Быстрый прорыв (3 × 1, 3
ванный
× 2, 4 × 2). Взаимодействие игроков в защите
и нападении через заслон. Учебная игра.
Развитие координационных способностей

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

Компл
екс 3

Комбиниро Сочетание приемов передвижения и
ванный
остановок игрока. Ведение мяча с
сопротивлением. Штрафной бросок.
Сочетание приемов ведения, передачи, броска
Комбиниро с сопротивлением. Быстрый прорыв (3 × 1, 3
ванный
× 2, 4 × 2). Взаимодействие игроков в защите
и нападении через заслон. Учебная игра.
Развитие координационных способностей

Уметь: играть в
баскетбол по
упрощенным
правилам; выполнять
технические действия
в игре

Текущий

Компл
екс 3

82
(25)

83
(26)

84
(27)

7

8

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Кроссовая подготовка (9 ч)
Бег (15 мин). Преодоление горизонтальных
препятствий. ОРУ. Специальные беговые
упражнения. Спортивная игра «Лапта».
Развитие выносливости. Правила
использования легкоатлетических
упражнений. Для развития выносливости.
Инструктаж по ТБ

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

Текущий

Компл
екс 4

86 (2) Совершенст Бег (17 мин). Преодоление горизонтальных
вования
препятствий. ОРУ. Специальные беговые
упражнения. Спортивная игра «Лапта».
87 (3) Совершенст
Развитие выносливости
вования

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

Текущий

Компл
екс 4

88 (4) Совершенст Бег (18 мин). Преодоление вертикальных
вования
препятствий напрыгиванием. ОРУ.
Специальные беговые упражнения.
Спортивная игра «Лапта». Развитие
выносливости

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

Текущий

Компл
екс 4

89 (5) Совершенст Бег (18 мин). Преодоление вертикальных
вования
препятствий прыжком. ОРУ. Специальные
беговые упражнения. Спортивная игра
«Лапта». Развитие выносливости

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

Текущий

Компл
екс 4

90 (6) Совершенст Бег (19 мин). Преодоление вертикальных
вования
препятствий прыжком. ОРУ. Специальные
беговые упражнения. Спортивная игра
91 (7) Совершенст
«Лапта». Развитие выносливости
вования

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

Текущий

Компл
екс 4

Бег по
85 (1) Комбиниро
пересеченно
ванный
й местности,
преодоление
препятствий
(9 ч)

7

8

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

Текущий

Компл
екс 4

Уметь: бегать в
равномерном темпе
(20 мин)

М.: 16,00 мин;
д.: 19,00 мин

Компл
екс 4

Уметь: бегать 60 м
с максимальной
скоростью с низкого
старта

Текущий

Компл
екс 4

95 (2) Комбиниро Низкий старт (30–40 м). Бег по дистанции
ванный
(70–80 м). Эстафетный бег (круговая
эстафета). ОРУ. Специальные беговые
упражнения. Развитие скоростных качеств.
Правила использования легкоатлетических
упражнений для развития скоростных качеств

Уметь: бегать 60 м
с максимальной
скоростью с низкого
старта

Текущий

Компл
екс 4

96 (3) Комбиниро Низкий старт (30–40 м). Бег по дистанции
ванный
(70–80 м). Финиширование. Эстафетный бег.
ОРУ. Специальные беговые упражнения.
97 (4) Комбиниро
Развитие скоростных качеств
ванный

Уметь: бегать 60 м
с максимальной
скоростью с низкого
старта

Текущий

Компл
екс 4

92 (8) Совершенст Бег (20 мин). Преодоление вертикальных
вования
препятствий прыжком. ОРУ. Специальные
беговые упражнения. Спортивная игра
«Лапта». Развитие выносливости
93 (9) Учетный

Бег (3 км). Развитие выносливости. ОРУ.
Специальные беговые упражнения

Легкая атлетика(9 ч)
Сприн94 (1) Комбиниро Низкий старт (30–40 м). Стартовый разгон.
терский бег,
ванный
Бег по дистанции (70–80 м). Эстафетный бег
эстафетный
(передача эстафетной палочки). ОРУ.
бег (5 ч)
Специальные беговые упражнения. Развитие
скоростных качеств

7

8

Окончание табл.

1

2
98 (5) Учетный

Прыжок
в высоту.
Метание
малого
мяча (4 ч)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

3
Бег на результат (60 м). ОРУ. Специальные
беговые упражнения. Развитие скоростных
качеств

99 (6) Комбиниро Прыжок в высоту с 11–13 беговых шагов.
ванный
Отталкивание. Метание теннисного мяча на
дальность с 5–6 шагов. ОРУ. Специальные
беговые упражнения. Правила использования
легкоатлетических упражнений для развития
скоростно-силовых качеств

4
Уметь: бегать 60 м
с максимальной
скоростью с низкого
старта

5

М.: «5» – 9,3 с.; Компл
«4» – 9,6 с.;
екс 4
«3» – 9,8 с.;
д.: «5» – 9,5 с.;
«4» – 9,8 с.;
«3» – 10,0 с.

Уметь: прыгать в
Текущий
высоту с 11–13
беговых шагов; метать
мяч на дальность

100
(7)

Комбиниро Прыжок в высоту с 11–13 беговых шагов.
ванный
Подбор разбега. Отталкивание. Метание мяча
(150 г) на дальность с 5–6 шагов. ОРУ.
Специальные беговые упражнения

Уметь: прыгать в
высоту с 11–13
беговых шагов; метать
мяч на дальность

101
(8)

Комбиниро Прыжок в высоту с 11–13 беговых шагов.
ванный
Отталкивание. Переход планки. Метание
мяча (150 г) на дальность с 5–6 шагов. ОРУ.
Специальные беговые упражнения

Уметь: прыгать в
высоту с 11–13
беговых шагов; метать
мяч на дальность

102
(9)

Комбиниро Прыжок в высоту с 11–13 беговых шагов.
ванный
Метание мяча (150 г) на дальность с 5–6
шагов. ОРУ. Специальные беговые
упражнения

Уметь: прыгать в
высоту с 11–13
беговых шагов; метать
мяч на дальность

6

Компл
екс 4

Оценка метания Компл
мяча на
екс 4
дальность:
м.: 40–35–31 м;
д.: 35–30–28 м
Компл
екс 4

Компл
екс 4

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».