Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа Биология - 7 класс

Пояснительная записка
1.Рабочая программа по учебному предмету «билогия» для обучающихся 7 класса
разработана по авторской программе по предмету биологии, Программы курса «Животные» для 7-го
класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко

Реализация рабочей программы предполагается в условиях классно-урочной системы обучения,
на ее освоение на 2023-2024 учебный год отводится 34 час.в год, 1 ч. в неделю.
Рабочая программа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.05.2021 года №287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
Рабочая программа реализует образовательную программу естественнонаучной и
технологической направленности по биологии с использованием оборудования центра «Точка
роста»;
Общие цели основного общего образования, с учетом специфики предмета
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных
предметов; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям
развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера
образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов
учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности
использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения
практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры,
целей и задач предлагаемого курса.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений,
связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения
кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм
практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с
установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются
фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Программой предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки,
позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при
изучении биологии.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях,
умениях, навыках и способах деятельности;

приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта
познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или

профессиональной траектории.
Описание места учебного предмета в учебном плане школы
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на
изучение биологии в 7 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в
объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.
1Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:

1

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,

жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о
роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о
современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими
объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с
различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью

и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за

домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму,
здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа
жизни, профилактики заболеваний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных
действий и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология»
на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация,
анализ, оценка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий
и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
4) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
5) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического
мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать

2

причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) смысловое чтение;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
9) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее ИКТ– компетенции);
10) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически
быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для
развития современных естественно- научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах,
процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и
неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности
человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих,
осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов
растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости
рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения
экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета
Учебно- тематический план

Тема программы
1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ

Количество часов
3

2.СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ
2
3.ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ, ИЛИ ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
2
4
П/ЦАРСТВО
МНОГОКЛЕТОЧНЫХ
ЖИВОТНЫХ.
ТИП 1
КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ
5 ТИПЫ: ПЛОСКИЕ, КРУГЛЫЕ И КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
3
6.ТИП МОЛЛЮСКИ
2
7. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ.
3
8..ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ
1
9.ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ. НАДКЛАСС РЫБЫ
3
10 КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ
2
11. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
2
12. КЛАСС ПТИЦЫ
4
13.КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ , ИЛИ ЗВЕРИ.
5
14. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА
1
ИТОГО

34

1. Общие сведения о животном мире (3 часа)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных,
их распространение. Дикие и домашние животные.

3

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные
растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах.
Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе,
биогеоценозе и экосистеме.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным.
Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга ХМАО.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство,
тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Тема 2. Строение тела животных (2 часа)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности
животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов,
систем органов и целостного организма.
Обобщение знаний по теме «Строение тела животных»
Тема 3. Подцарство Простейшие или одноклеточные животные (2 часа)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в
природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма,
ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение,
размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений.
Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и
сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение
заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация
людей, выезжающих далеко за пределы региона.
Значение простейших в природе и жизни человека.
4. Подцарство Многоклеточные животные
Тип кишечнополостные (1 ч)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение.
Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание.
Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»
Тема 5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (3 часа)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей.
Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний
вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение.
Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и
приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их
строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения
паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение
паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее
строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание.
Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Обобщение знаний по теме «Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»
Тема 6. Тип Моллюски (2 часа)

4

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения,
связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их
приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в
природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности
строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения.
Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски»
Тема 7. Тип Членистоногие (3 часов)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни.
Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение
ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик
(любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее
роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и
поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей.
Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности
строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание.
Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным
превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным
превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые,
наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые –
переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи –
общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение
пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей
насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с
насекомыми-вредителями. Охрана насекомых ХМАО.
Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие»
Тема 8. Тип хордовые
Краткая характеристика типа хордовых.
Подтип Бесчерепные (1 ч)
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника.
Практическое значение ланцетника.
Тема 8.1 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (3 часа)
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс
Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее
строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и
развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и
их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое
значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных.
Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб:
сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных
условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

5

Рыборазводные заводы и их значение для экономики ХМАО. Прудовое хозяйство. Виды рыб,
используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование
акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Обобщение знаний по теме «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы»
Тема 8.2 Класс Земноводные (2 часа)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни.
Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз
земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы,
квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Обобщение знаний по теме «Класс Земноводные»
Тема 8.3. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления
к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и
различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь
при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни
человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних
пресмыкающихся.
Причины
их вымирания. Происхождение
пресмыкающихся от древних земноводных.
Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся»
Тема 8.4. Класс Птицы (4 часа)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего
строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение
нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с
пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные
явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые
птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и
привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное
использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование
человеком.
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы»
Тема 8.5. Класс Млекопитающие, или Звери (5 часов)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и
внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной,
выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.
Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и
разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые.
Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные.
Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их
побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних
животных. Исторические особенности развития животноводства ХМАО.

6

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных
ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая
и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана
млекопитающих.
Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие»
Тема 9. Развитие животного мира на Земле (1 час)
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира
на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.
Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль
человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.
Обобщение, систематизация и контроль знаний по материалу курса биологии 7 класса.

7

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу биологии «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс.
№
ур
ока
Название
раздела

Название темы

к
о
л.
ча
с

Элементы содержание

Результаты: предметный,
межличностный, личностный

1 четверть

2.

1. Общие сведения о мире животных

1.

Зоология — наука
о животных. Среды
жизни и места
обитания
животных.
Взаимосвязи
животных в
природе.

1

Зоология. Систематика.
Морфология. Физиология.
Анатомия. Эмбриология.
Палеонтология. Генетика.
Этология. Многообразие и
значение животных. Среда
обитания. Среда жизни. Факторы
среды. Взаимосвязи в природе.
Биоценоз. Цепи питания.
Продуценты. Консументы.
Редуценты.

Классификация
животных и
основные
систематические
группы.

1

Систематика. Классификация.
Вид. Род. Семейство. Тип.
Царство. Популяция. Ареал.

Осознавать себя ценной частью
многоликого изменяющегося
мира объяснять, что связывает
тебя с природой. Знание
основных принципов и правил
отношения к живой природе.
Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой
природы. .Выделение
взаимосвязи человека и
окружающей среды.
Знание основных принципов и
правил отношения к живой
природе. Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Сформированность
интеллектуальных умений
(доказывать, строить
рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и
др.) Умение работать с разными

Информаци
оннметодическо
е,программн
ое
обеспечение
.
ИКТ, ТСО

д/з

календ
сроки
план

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§1
§2

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§3

факт

8

источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Выделение взаимосвязи
человека и окружающей среды.
3.

4.
5.

2.–Строение тела
животных

Влияние человека
на животных.
Краткая история
развития зоологии.

1

Прямое воздействие. Косвенное
воздействие. Красная книга.
Заповедник. Позвоночные.
Беспозвоночные.

Испытывать чувство гордости
за свой народ, свою Родину.
Осознавать себя ценной частью
многоликого изменяющегося
мира объяснять, что связывает
тебя с природой. Умение
работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Выделение взаимосвязи
человека и окружающей среды.

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК
сообщение

§ 4,
5

Клетка. Ткани.
Органы и системы
органов.
С/р №1
Классификация
живых организмов
методы
исследования в
зоологии

2

Цитология. Клетка. Оболочка.
Цитоплазма. Органоиды. Ядро.
Хромосомы. Вакуоль.
Митохондрии. Рибосомы. Аппарат
Гольджи. Лизосомы. Клеточный
центр. Ткани: эпителиальная,
соединительная, Мышечная,
нервная. Строение, значение.

Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Сформированность
интеллектуальных умений
(доказывать, строить
рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и
др.) Выделение существенных
признаков биологических
объектов приведение

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК
микроскоп,
микропрепа
раты

§ 68,
р.20

9

6

Класс Саркодовые
(Sarcodina).
Класс
Жгутиконосцы
(Mastigophora).

1

доказательств (аргументация)
родства человека с
млекопитающими животными.
Сравнение биологических
объектов и процессов, умение
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения организмов.
Овладение методами
биологической науки:
наблюдение и описание
биологических объектов и
процессов; постановка
биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
Соблюдение правил работы с
биологическими приборами и
инструментами.
2. Подцарство Простейшие (Рrotozoa)
Особенности строения,
Сформированность
жизнедеятельности, размножения. интеллектуальных умений
Роль в природе и жизни человека.
(доказывать, строить
рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и
др.) Умение работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения организмов.
Знание основных правил
поведения в природе и основ

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК
микроскоп,
микропрепа
раты

§ 9,
р.22
а
сооб
щ§
10,
р.26
сооб
щ

10

7.

Тип Инфузории
(Ciliophora).
Многообразие.
Паразитические
простейшие.
Практическая
работа №1

1

8.

Тип
Кишечнополостные
(Coelenterata).
Морские
кишечнополостные
.

1

здорового образа жизни.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма.
Особенности строения,
Сформированность
жизнедеятельности, размножения. познавательных интересов и
Роль в природе и жизни человека.
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Умение работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Различение на таблицах
частей, органов и систем
органов живого организма.
Сравнение биологических
объектов и процессов, умение
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения организмов.
Соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых
животными.
Подцарство Многоклеточные животные (Меtazoa)
Особенности строения,
Сформированность
жизнедеятельности, размножения. познавательных интересов и
Эктодерма, энтодерма. Колония.
мотивов, направленных на
Роль в природе и жизни человека.
изучение живой природы.
Умение работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК
микроскоп,
микропрепа
раты

§
11,1
2
р.31
сооб
щ

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК
микроскоп,
микропрепа
раты

§
13,1
4
р.41
с.67
сооб
щ

11

Итого 8 часов, 1 самостоятельная работа, 1 практическая работа.

10

5. Типы: Плоские черви (Plathelminthes), Круглые черви
(Nemathelminthes), Кольчатые черви (Аnntlida)

9

Тип Плоские черви
(Plathelminthes).
Разнообразие
плоских червей:
сосальщики и
цепни.

1

Тип Круглые черви
(Nemathelminthes).

1

информацию из одной формы в
другую. Объяснение роли
биологии в практической
деятельности людей; места и
роли человека в природе;
родства, общности
происхождения и эволюции
животных, роли различных
организмов в жизни человека.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма.

2 ЧЕТВЕРТЬ
Особенности строения,
Сформированность
жизнедеятельности, размножения. познавательных интересов и
Полость тела (целом). Роль в
мотивов, направленных на
природе и жизни человека.
изучение живой природы.
Знание основ здорового образа
жизни и здоровье-сберегающих
технологий. Различение на
таблицах частей, органов и
систем органов живого
организма. Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения организмов.
Особенности строения,
Сформированность
жизнедеятельности, размножения. познавательных интересов и
Роль в природе и жизни человека.
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Умение работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК
микроскоп,
микропрепа
раты

§ 15,
16

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§ 17
сооб
щ

12

Тип Кольчатые
черви (Аnntlida).
Класс
Малощетинковые
черви (Oligochaeta).
Контрольная
работа №1 « Типы
плоские, круглые,
кольчатые черви».

1

Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения.
Роль в природе и жизни человека.

12

Тип Моллюски.
Класс Брюхоногие
моллюски.

1

Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения.
Мантия. Кровеносная система.
Двухкамерное сердце. Роль в
природе и жизни человека.

6. Тип
Моллюски
(Mollusca)

11.

информацию из одной формы в
другую. Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения организмов.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма. Соблюдения
мер профилактики заболеваний,
вызываемых животными.
Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Умение работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения организмов,
приспособлений организмов к
среде обитания. Различение на
таблицах частей, органов и
систем органов живого
организма.
Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Умение работать с разными
источниками биологической

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
18,1
9
с.93
сооб
щ

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
20,2
1
сооб
щ

13

13

7. Тип
Членис
тоногие
(Arthro
poda)

14

Класс
Двустворчатые
моллюски
(BivalviaСамосто
ятельная
работа№2
Моллюски. Класс
Головоногие
моллюски
(Cephalopoda)

Класс
Ракообразные
(Crustacea).

1

Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения.
Роль в природе и жизни человека.

1

Строение, жизнедеятельность,
размножение. Хитин. Наружный
скелет. Прерывистый рост.

информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения организмов.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма,
приспособлений организмов к
среде обитания.
Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Умение работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения организмов.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма.
Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
22,2
3
сооб
щ

Таблица,
ИКТ,
презентация

§ 24
сооб
щ

14

Изучение внешнего
строения рака

15

Класс
Паукообразные
(Arachnida).

1

Фасеточные глаза. Мозаичное
зрение. Роль в природе и жизни
человека.

изучение живой природы.
, ПК
Умение работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Различение на таблицах
частей, органов и систем
органов живого организма.
Сравнение биологических
объектов и процессов, умение
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения организмов.

Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения.
Хелицеры. Паутина. Паутинные
железы. Роль.

Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Знание основ здорового образа
жизни и здоровье-сберегающих
технологий. Умение работать с
разными источниками
биологической информации:
находить биологическую
информацию в различных
источниках, анализировать и
оценивать информацию,
преобразовывать информацию
из одной формы в другую.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§ 25
сооб
щ

15

16

Класс Насекомые
(Insecta).
Пратическая
работы: «Изучение
внешнего строения
насекомых»
Типы развития
насекомых. Пчелы
и муравьи —
общественные
насекомые.
Полезные
насекомые.
Контрольная работа
№ 2 «Ракообразные,
паукообразные,
насекомые»

1

Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения.
Развитие с полным и неполным
превращением. Роль в природе и
жизни человека.

17

Надк
ласс
Рыб
ы
(Pisc
es).

ИТОГО 8 часов, 1 самостоятельная работа, 2 контрольных работы
Общие признаки
хордовых

1

основе сравнения организмов.
Соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых
животными.
Сформированность
интеллектуальных умений
(доказывать, строить
рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и
др.) Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Умение работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Соблюдения мер
профилактики заболеваний,
вызываемых животными.
Выделение взаимосвязи
человека и окружающей среды.
Сравнение биологических
объектов и процессов, умение
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения организмов.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма

3 ЧЕТВЕРТЬ
Тип Хордовые (Chordata)
Особенности строения,
Сформированность
жизнедеятельности, размножения. познавательных интересов и

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
2629
сооб
щ

Таблица,
ИКТ,

§ 30
Про

16

животных. Тип
Хордовые. Подтип
Бесчерепные.

Роль в природе и жизни человека.
Роль в эволюции.

18

Тип Хордовые.
Подтип.
Позвоночные
(Черепные)
Надкласс Рыбы
(Pisces).
Практическая №2
работа: «Изучение
внешнего строения
рыбы»

1

19

Внутреннее
строение рыбы (на
примере

1

мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Сформированность
эстетического отношения к
живым объектам. Овладение
составляющими проектной
деятельности Умение работать с
разными источниками
биологической информации:
находить биологическую
информацию в различных
источниках, анализировать и
оценивать информацию,
преобразовывать информацию
из одной формы в другую.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения организмов,
приспособлений организмов к
среде обитания.
Особенности строения,
Сформированность
жизнедеятельности, размножения. познавательных интересов и
Роль в природе и жизни человека.
мотивов, направленных на
Особенности строения,
изучение живой природы.
жизнедеятельности, размножения. Сравнение биологических
Среда обитания. Адаптация. Роль в объектов и процессов, умение
природе и жизни человека.
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения организмов.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма.
Особенности строения,
Сформированность
жизнедеятельности, размножения. познавательных интересов и
Значение.
мотивов, направленных на

презентация
, ПК

ект
рабо
та

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
31§
32
сооб
щ

Таблица,
ИКТ,
презентация

§ 33
р.12
1б

17

костистой).
Особенности
размножения рыб.
Основные
систематические
группы рыб.
Промысловые
рыбы. Их
использование и
охрана
Контрольная
работа №3 Рыбы

1

Классификация рыб.
Многообразие. Значение.
Искусственное разведение.
Прудовое хозяйство.

21

Места обитания и
строение
земноводных.

1

Земноводные (амфибии).
Особенности внешнего строения и
скелета в связи с выходом на
сушу. Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения.
Трёхкамерное сердце, два круга
кровообращения. Роль.Кожное
дыхание.

Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia)

20

изучение живой природы.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма.
Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Сформированность
эстетического отношения к
живым объектам. Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения организмов.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма.
Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Сформированность
эстетического отношения к
живым объектам. Умение
работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Соблюдение правил
работы с биологическими
приборами и инструментами.
Овладение методами
биологической науки:
наблюдение и описание

, ПК

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
34,3
5

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
36,3
7
сооб
щ

18

Годовой цикл
жизни и
происхождение
земноводных.
Многообразие и
значение
земноводных.

1

Хладнокровные животные.
Оцепенение. Развитие с
метаморфозом. Головастик.
Кистепёрые рыбы. Ихтеостегиды
Бесхвостые, хвостатые, безногие
земноводные. Значение, охрана..

23

Внешнее строение
и скелет
пресмыкающихся.
Внутреннее
строение и
жизнедеятельность
пресмыкающихся

1

Особенности строения,
жизнедеятельности, среда
обитания. Особенности строения,
жизнедеятельности.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
(Reptilia)

22

биологических объектов и
процессов; постановка
биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
Сравнение биологических
объектов и процессов, умение
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения организмов.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма.
Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма. Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения организмов.
Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Сравнение биологических
объектов и процессов, умение
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения организмов.
Овладение методами
биологической науки:
наблюдение и описание
биологических объектов и
процессов; постановка
биологических экспериментов и
объяснение их результатов.

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
38,3
9

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
40,4
1

19

Многообразие
пресмыкающихся.
Значение
пресмыкающихся.
Древние
пресмыкающиеся.
Урок-конференция.

1

Роль в природе и жизни человека.
Сообщения о группах
изучен.животных.

25

Среда обитания и
внешнее строение
птиц. Опорнодвигательная
система птиц.

1

Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения.
Перьевой покров. Приспособления
к полёту. Особенности скелета:
срастание и отсутствие костей,
полые кости. Киль. Цевка.

Внутреннее

1

Четырёхкамерное сердце.

26

Класс Птицы (Aves)

24

Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма.
Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Умение работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Различение на таблицах
частей, органов и систем
органов живого организма
Сравнение биологических
объектов и процессов, умение
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения организмов.
Сформированность
интеллектуальных умений
(доказывать, строить
рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и
др.) Сформированность
эстетического отношения к
живым объектам. Различение на
таблицах частей, органов и
систем органов живого
организма Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения организмов.
Сформированность

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
42,4
3
сооб
щ

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
44,4
5

Таблица,

§

20

строение птиц.
Размножение и
развитие птиц.

Воздушные мешки. Роль в природе
и жизни человека. Строение и
развитие яйца. Зародышевый диск
Халазы. Известковая скорлупа.
Выводковые и гнездовые птицы.

познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Сравнение биологических
объектов и процессов, умение
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения организмов.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма.
27
Годовой
1 Ритуальное поведение, токование, Сформированность
жизненный цикл и
брачные танцы. Половой
познавательных интересов и
сезонные явления в
деморфизм. Гнездование.
мотивов, направленных на
жизни птиц.
Насиживание. Послегнездовой
изучение живой природы.
период. Сезонные миграции.
Овладение составляющими
Многообразие
Кочующие, перелётные, оседлые
проектной деятельности
птиц.
птицы. Ориентация в пространстве. Умение работать с разными
Контрольная
Классификация птиц. Характерные источниками биологической
работа №4 Птицы
особенности. Многообразие птиц. информации: находить
Роль птиц в природе и жизни
биологическую информацию в
человека.
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Овладение методами
биологической науки:
наблюдение и описание
биологических объектов и
процессов; постановка
биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
Сравнение биологических
объектов и процессов, умение
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения организмов.
Итого 11 часов, 1 практическая работа, 2 контрольных работы
4 четверть

ИКТ,
презентация
, ПК

46,4
7
р.16
5б

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
48,4
9
Про
ектн
ая
рабо
та

21

28

Значение и охрана
птиц.
Происхождение
птиц. Урокконференция.

1

Особенности строения птиц,
связанные с образом жизни и
средой обитания. Сообщения,
доклады об основных группах
изученных животных. Дебаты.

29

Внешнее строение.
Среды жизни и
места обитания.
Внутреннее
строение
млекопитающих.

1

Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения.
Роль

Размножение и
развитие
млекопитающих.
Годовой
жизненный цикл.
Происхождение и

1

Плацента. Матка. Молочные
железы. Внутриутробное развитие.
Живорождение. Беременность.
Забота о потомстве.

Класс
Млекопитающие,
или Звери
(Mammalia)
30

Осознавать себя ценной частью
многоликого изменяющегося
мира объяснять, что связывает
тебя с природой. Знание
основных принципов и правил
отношения к живой природе.
Овладение умением оценивать с
эстетической точки зрения
объекты живой природы.
Соблюдение правил работы с
биологическими приборами и
инструментами.
Овладение методами
биологической науки:
наблюдение и описание
биологических объектов и
процессов; постановка
биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Знание основных принципов и
правил отношения к живой
природе. Различение на
таблицах частей, органов и
систем органов живого
организма. Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения организмов.
Знание основных принципов и
правил отношения к живой
природе. Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§ 50

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
51,5
2

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
53,5
4

22

многообразие
млекопитающих.

31.

Высшие, или
Плацентарные,
звери:
Насекомоядные и
Рукокрылые,
Грызуны и
Зайцеобразные,
Хищные.

1

Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения.
Роль в природе и жизни человека.

32.

Ластоногие и
Китообразные,
Парнокопытные и
Непарнокопытные,
Хоботные. Отряд
Приматы.

1

Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения.
Роль в природе и жизни человека.

Сравнение биологических
объектов и процессов, умение
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения организмов.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма.
Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Знание основных принципов и
правил отношения к живой
природе. Умение работать с
разными источниками
биологической информации:
находить биологическую
информацию в различных
источниках, анализировать и
оценивать информацию,
преобразовывать информацию
из одной формы в другую.
Сравнение биологических
объектов и процессов, умение
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения организмов.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма.
Сформированность
познавательных интересов и
мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Умение работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§ 55
сооб
щ

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
56,5
7
сооб
щ

23

33.

Экологические
группы
млекопитающих.
Значение
млекопитающих
для человека.
Контрольная
работа №5 класс
млекопитающие

1

различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения организмов.
Различение на таблицах частей,
органов и систем органов
живого организма.
Экологические группы
Осознавать себя ценной частью
млекопитающих. Мвязь строение и многоликого изменяющегося
среды обитания. Многообразие.
мира объяснять, что связывает
Особенности и
тебя с природой. Знание
жизнедеятельности.
основных принципов и правил
Распространение.
отношения к живой природе.
Сформированность
эстетического отношения к
живым объектам. Умение
работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Сравнение
биологических объектов и
процессов, умение делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения организмов.
Овладение методами
биологической науки:
наблюдение и описание
биологических объектов и
процессов; постановка

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§
58,5
9
сооб
щ

24

34.

Развитие
Доказательства
животного мира на эволюции
Земле
животного мира.

1

Палеонтологические, анатомо
морфологические,
эмбриологические,
географические.

биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
Осознавать себя ценной частью
многоликого изменяющегося
мира объяснять, что связывает
тебя с природой. Знание
основных принципов и правил
отношения к живой природе.
Овладение составляющими
проектной деятельности.
Умение работать с разными
источниками биологической
информации: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в
другую. Выделение
существенных признаков
биологических объектов
приведение доказательств
(аргументация) родства
человека с млекопитающими
животными. Выделение
взаимосвязи человека и
окружающей среды.
Объяснение роли биологии в
практической деятельности
людей; места и роли человека в
природе; родства, общности
происхождения и эволюции
животных, роли различных
организмов в жизни человека.

Таблица,
ИКТ,
презентация
, ПК

§ 60
Про
ект
рабо
та

25

Итого 8 часов, 1 контрольная работа
Итого по курсу 34 часа:2 самостоятельные работы, 2 практические работы, 5 контрольных работ.

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».