Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа Изобразительное искусство - 7 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования от 17 декабря 2010 года №1897, с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное
искусство и художественный труд 1-9 кл.»./Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011 г., рекомендациями Примерной программы
общего образования второго поколения, основной образовательной программы. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 кл. ФГОС.: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений / Б. М. Неменский (и др.). - М.: Просвещение, 2011.
УМК выбрано с учетом более полного методического обеспечения по сравнению с другими образовательными линиями. Это
позволит варьировать содержание урока, не отходя от требований Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования. Личная многолетняя практика работы с программой Б.М. Неменского делает этот выбор целесообразным.
Кроме того 
учебные издания этой линии не только дают знания, умения и навыки работы в искусстве, но и помогают раскрыть творческую
личность в каждом ребёнке, формируют разностороннюю художественную культуру, умение видеть прекрасное в жизни и в
искусстве;

учебники посвящены более глубокому изучению отдельных видов искусства (декоративно-прикладного, станкового искусства,
дизайна и архитектуры, изобразительного искусства в театре, кино, на телевидении).
Цель обучения предмету:
Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира,
дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Основные задачи:
1. формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры как особого
способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально - ценностного
видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти
ассоциативного мышления, художественного вкуса
и творческого воображения;
2. развитие визуально - пространственного
мышления
как формы
эмоционально - ценностного освоения мира
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3. освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения
духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4. воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном
искусстве в национальных образах предметно - материальной
и пространственной среды, в понимании красоты
человека;
5. приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально - пространственных
искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно – прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6. приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в различных видах
визуально - пространственных
искусств, в специфических формах художественной деятельности в том числе
базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7. развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и
навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства, формирование активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой эстетической и личностно – значимой ценности.
Учебный план отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего
образования, в том числе: в V классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю, в VI классе - 34 часа и в VII классе -34 часа в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как
высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его
вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной
индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу
средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии
каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций:
изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная
деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации
общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование
интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у
школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как
выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают
классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен
принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за
шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом
культурное богатство своей Родины.
Раздел 2. Планируемые результаты
Выпускник научится:
 характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов
(древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
 раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
 создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
 определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

 создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
 умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать
единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо
Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе
создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный
замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из
промыслов;
 характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
 различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
 находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в
произведениях народных и современных промыслов;
 различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных
видов искусства;
 классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания
изменений видения мира;
 объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
 создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
 простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
 навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
 строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения
объема предметов и глубины пространства;
 передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
 творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
 выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

 рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных
мировоззренческих смыслов;
 применять перспективу в практической творческой работе;
 навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
 навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
 навыкам создания пейзажных зарисовок;
 различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
 пользоваться правилами работы на пленэре;
 использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является
средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
 навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
 различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма,
перспектива и др.);
 определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера
произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными
навыками лепки, использовать коллажные техники;
 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
 различать и характеризовать виды портрета;
 понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
 пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
 видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при
изображении с натуры, по представлению, по памяти;
 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы
предметов;
 использовать графические материалы в работе над портретом;
 использовать образные возможности освещения в портрете;
 пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
 называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
 навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
 навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
 навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

 рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости
образа человека в истории искусства;
 приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные
графические материалы;
 характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и
размышлений художника над жизнью;
 объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
 изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
 узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
 перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
 характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как
воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
 узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической
картины;
 характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
 рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального
самосознания и образа национальной истории;
 называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
 творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
 творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
 творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
 представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном
значении в культуре;
 называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
 узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
 характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
 рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
 описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
 творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
 анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
 культуре зрительского восприятия;
 характеризовать временные и пространственные искусства;
 понимать разницу между реальностью и художественным образом;

 представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А.
Фаворский;
 опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
 собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные
детали быта и т.д.);
 представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
 опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
 систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
 распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
 понимать сочетание различных объемов в здании;
 понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
 иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
 понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
 различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
 характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
 понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
 осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
 применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
 применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
 создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
 создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
 получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение
имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
 приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
 характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
 понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
 называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
 понимать основы краткой истории костюма;
 характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
 применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
 использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования
архитектурно-ландшафтных объектов;
 отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

 использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических
комплектов одежды;
 узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
 различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные
особенности соборов Московского Кремля;
 различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в
общественной, духовной и художественной жизни Руси;
 узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
 характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
 раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по
различным темам;
 различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать
выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
 сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
 рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
 ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
 использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
 выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
 характеризовать признаки и особенности московского барокко;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
 уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна;
 знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
 понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных
начал и их социальную роль;
 знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна,
 тенденции современного конструктивного искусства;
 конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
 моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
 работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

 конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубиннопространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета,
объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
 владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом
монументального
произведения
(витраж,
мозаика,
роспись,
монументальная
скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
 использовать разнообразные художественные материалы.
 освоить азбуку фотографирования;
 анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности,
композиционнойграмотности в своей съёмочной практике;
 усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
 усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
 осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при
работенад простейшими учебными и домашними кино- и видеоработами;
 быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Выпускник получит возможность научиться:
 активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания
различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
 владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения
изобразительного искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
 понимать специфику изображения в полиграфии;
 различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
 различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
 проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
 создавать художественную композицию макета книги, журнала;
 называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

 называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
 называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
 называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
 понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия,
понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
 определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
 использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники
монументальной скульптуры;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
 узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
 узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории
культуры;
 осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать
выразительные образы;
 применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
 понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
 характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
 использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
 характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
 получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
 использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
 понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
 понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
 называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
 различать особенности художественной фотографии;
 различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
 понимать изобразительную природу экранных искусств;

 характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
 различать понятия: игровой и документальный фильм;
 называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
 понимать основы искусства телевидения;
 понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
 применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
 применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для
спектакля из доступных материалов;
 добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
 использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса,
плана как художественно-выразительных средств фотографии;
 применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины
пространства и т. д.;
 пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
 понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
 применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
 применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
 использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
 применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда
своей компьютерной анимации;
 смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
 использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
 реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
Раздел 3. Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения
культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у
обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений
искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого
заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический,

художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессиональнохудожественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
 ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
 изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
 декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
 художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
 художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный
средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение,
моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный
средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История
России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
7 класс – 34 часа
Дизайн и архитектура в жизни человека
Раздел 1: Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек.
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов).
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы»,
рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы
композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск
уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные
формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Раздел 2: В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов).

От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как
«чертежа» пространстве. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция
объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое
видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности.
Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей.
Геометрическая структура вещи.
Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи.
Взаимосвязь материала и формы в дизайне.
Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте.
Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Раздел 3:Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов).
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до
индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и
технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей.
Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и
архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и
рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и
имитационных материалов в макете.

Раздел 4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7часов).

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и
возможностей.
Образно-личностное
проектирование
в
дизайне
и
архитектуре.
Проектные
работы
по
созданию
облика
собственного
дома,
комнаты
и
сада.
Живая
природа
в
доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны.
Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

7 класс
I

Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —
основа дизайна и архитектуры

8

2

4

II

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств.

8

2

6

III

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в
жизни человека.

11

3

8

IV

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное проектирование.

7

2

5

9

23

Итого

34
8 класс

I

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических
искусствах.

4

II

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция
изобразительных искусств и технологий.

4

III

Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

6

IV

Телевидение - пространство культуры? Экран- искусство- зритель.

4

Итого

34

№
п/
п

Раздел, тема
урока

1

Дизайн и
архитектура конструктивные
искусства в ряду
пространственн
ых искусств

2

Гармония,
контраст и
эмоциональная
выразительность
плоскостной
композиции.

7 класс 1 час в неделю - 34 часа в год «Дизайн и архитектура в жизни человека»

Планируемые результаты
Элементы содержания
Дата
Дата
Предметные УУД
Метапредметные
Личностные
план
факт
Раздел 1. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов)
Получать представление об Самостоятельное
Формирование
Находить в окружающем
объёмно-пространственной
и определение цели целостного
рукотворном
мире
плоскостной
композиции. своего обучения, мировоззрения,
примеры плоскостных и
Выполнять Основные типы постановка
и проявление
объёмно
композиций: симметричную и формулировка для познавательной
пространственных
асимметричную, фронтальную себя новых задач в активности
в композиций.
Выбирать
и глубинную. Гармония и учёбе
и области
способы
компоновки
контраст, баланс масс и познавательной
предметной
композиции и составлять
динамическое
равновесие, деятельности;
деятельности
различные
плоскостные
движение и статика, ритм, выбор
для Формирование
композиции из 1—4 и
замкнутость и разомкнутость решения
задач основ культуры, более простейших форм
композиции.
Добиваться различных
развитие
(прямоугольников),
эмоциональной
источников
эстетического
располагая
их
по
выразительности
(в информации
сознания
принципу симметрии или
практической
работе), Развивать умение Формирование
динамического
применяя
композиционную применять
готовности
и равновесия.
Основные
доминанту
и
ритмическое полученные
способности
к типы
композиций:
расположение
элементов. знания
на саморазвитию и симметричная,
Понимать и передавать в практике,
самообразовани
асимметричная,
учебных работах движение, Развивать умение ю на основе фронтальная и глубинная.
статику и композиционный применять
мотивации
к Композиционная
ритм.
полученные
обучению
и гармония,
ритм,
знания
на познанию
динамическое
и
практике
статическое
соединение
элементов
в
целое.
Выполнение практических
работ по теме «Основы
композиции
в
графическом
дизайне»
(зрительное
равновесие
масс
в
композиции,
динамическое равновесие
в композиции, гармония,

Домашнее
задание

Образоват
ельные
ресурсы

А.С.
Питерских
ИЗО
«Дизайн и
архитектура
в
жизни
человека»
стр. 7-11

А.С.
Питерски
х
ИЗО
«Дизайн и
архитекту
ра
в
жизни
человека»;
презентац
ия
.

А.С.
Питерских
ИЗО
«Дизайн и
архитектура
в
жизни
человека»
стр. 15-20

А.С.
Питерски
х
ИЗО
«Дизайн и
архитекту
ра
в
жизни
человека»;
презентац
ия

3

Прямые линии и
организация
пространства

Понимать и объяснять, какова
роль прямых линий в
организации пространства.
Использовать прямые линии
для связывания отдельных
элементов в единое
композиционное целое или,
исходя из образного замысла,
членить композиционное
пространство при помощи
линий.

Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике,
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию,

4

Цвет — элемент
композиционног
о творчества.

Понимать роль цвета в
конструктивных искусствах.
Различать технологию
использования цвета в
живописи и в конструктивных
искусствах. Применять цвет в
графических композициях как
акцент или доминанту.

5

Свободные
формы: линии и
тоновые пятна.

Самостоятельное
определение цели
своего обучения,
постановка
и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности.
Выбор
для
решения
задач
различных
источников
информации
Развивать умение
применять

Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности
в
области
предметной
деятельности
Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности
и

сгущённость
и
разреженность формы).
Решение с помощью
простейших
композиционных
элементов художественноэмоциональных задач.
Ритм и движение,
разреженность и
сгущённость. Прямые
линии: соединение
элементов композиции и
членение плоскости.
Образно-художественная
осмысленность
простейших плоскостных
композиций. Монтажность
соединений элементов,
порождающая новый
образ. Задание:
выполнение практических
работ по теме «Прямые
линии — элемент
организации плоскостной
композиции».
Функциональные задачи
цвета в конструктивных
искусствах. Применение
локального цвета.
Сближенность цветов и
контраст. Цветовой
акцент,ритм цветовых
форм, доминанта.
Выразительность линии, и
пятна, интонационность и
многоплановость.
Задание: выполнение
практ. работ по теме
«Акцентирующая роль
цвета в организации
композиционного

А.С.
Питерских
ИЗО
«Дизайн и
архитектура
в жизни
человека»
стр. 21-22

А.С.
Питерски
х ИЗО
«Дизайн и
архитекту
ра в
жизни
человека»;
презентац
ия

А.С.
Питерских
ИЗО
«Дизайн и
архитектура
в жизни
человека»
стр. 23-27

презентац
ия

Упражнени
я, стр. 29-31

презентац
ия

6

Буква — строка
— текст.
Искусство
шрифта.
Интегрированн
ый урок
(черчение)

Понимать букву как
исторически сложившееся
обозначение звука. Различать
«архитектуру» шрифта и
особенности шрифтовых
гарнитур. Применять печатное
слово, типографскую строку в
качестве элементов
графической композиции.

полученные
знания
на
практике,
Развивать умение
применять
полученные
знания
на
практике
Самостоятельное
определение цели
своего обучения,
постановка и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности.
Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.

способности
к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию,

пространства»;
выполнение
аналитической работы по
теме «Абстрактные формы
в искусстве».

Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности
в
области
предметной
деятельности
Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности
и
способности
к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию.

Буква как изобразительносмысловой символ звука.
Буква и искусство шрифта,
«архитектура» шрифта,
шрифтовые гарнитуры.
Шрифт и содержание
текста. Понимание
печатного слова,
типографской строки как
элементов плоскостной
композиции. Логотип.
Задание: выполнение
аналитических и
практических работ по
теме«Буква —
изобразительный элемент
композиции».

Упражнени
я, стр. 33-39

презентац
ия

7

Композиционны
е основы
макетирования
в графическом
дизайне.
Интегрированн
ый урок
(информатика)

Понимать и объяснять образно
информационную цельность
синтеза слова и изображения в
плакате и рекламе. Создавать
творческую работу в материале.

8

Многообразие
форм
графического
дизайна.

Узнавать элементы,
составляющие конструкцию и
художественное оформление
книги, журнала. Выбирать и
использовать различные
способы компоновки книжного
и журнального разворота.
Создавать практическую
творческую работу в материале.

Самостоятельное
определение цели
своего обучения,
постановка и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности.
Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.
Самостоятельное
определение цели
своего обучения,
постановка и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности.
Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные

Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности
в
области
предметной
деятельности
Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности
и
способности
к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию.

Синтез слова и
изображения в искусстве
плаката, монтажность их
соединения, образноинформационная
цельность. Стилистика
изображений и способы их
композиционного
расположения в
пространстве плаката и
поздравительной
открытки. Задание:
выполнение практических
работ по теме
«Изображение —
образный элемент
композиции на примере
макетирования эскиза
плаката и открытки».

Подготовка
сообщений
по теме,
стр. 41-45

презентац
ия

Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности
в
области
предметной
деятельности
Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности
и
способности
к

Многообразие видов
графического дизайна: от
визитки до книги.
Соединение текста и
изображения. Элементы,
составляющие
конструкцию и
художественное
оформление книги,
журнала. Коллажная
композиция: образность и
технология. Задание:
выполнение практических
работ по теме
«Коллективная деловая
игра: проектирование
книги (журнала), создание

Подготовка
сообщений
по теме,
стр. 41-45

презентац
ия

знания на
практике.
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.

9

10

Соразмерность и
пропорциональн
ость.

Взаимосвязь
объектов в
архитектурном
макете

саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию.

макета журнала» (в
технике коллажа или на
компьютере).

Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)
Развивать
Самостоятельное Формирование
Композиция плоскостная и
пространственное
определение
готовности и
пространственная. Прочтение
воображение. Понимать
цели своего
способности к
плоскостной композиции как
плоскостную композицию
обучения,
саморазвитию и
схематического изображения
как возможное
постановка и
самообразовани
объёмов в пространстве при
схематическое изображение
формулировка
ю на основе
взгляде на них сверху.
объёмов при взгляде на них
для себя новых
мотивации к
Композиция пятен и линий как
сверху. Осознавать чертёж
задач в учёбе и
обучению и
чертёж объектов в пространстве.
как плоскостное
познавательной
познанию
Понятие чертежа как
изображение объёмов, когда деятельности
плоскостного изображения
точка — вертикаль, круг —
объёмов, когда точка —
цилиндр, шар и т. д.
вертикаль, круг — цилиндр или
Применять в создаваемых
шар, кольцо — цилиндр и т. д.
пространственных
Понимание учащимися
композициях доминантный
проекционной природы чертежа.
объект и вспомогательные
Задание: практ. работы по теме
соединительные элементы.
«Соразмерность и
пропорциональность объёмов в
пространстве» (создание
объёмно-пространственных
макетов)
Выбор для
Формирование
Анализировать
Прочтение по рисунку простых
решения задач
основ культуры, геометрических тел, а также
композицию объёмов,
развитие
составляющих общий облик, различных
прямых, ломаных, кривых линий.
источников
эстетического
образ современной
Конструирование их в объёме и
информации
сознания
постройки. Осознавать
применение в пространственноФормирование
взаимное влияние объёмов и Развивать
макетных композициях.
умение
готовности и
их сочетаний на образный
Вспомогательные
применять
способности к
характер постройки.
соединительные элементы в
полученные
саморазвитию и
Понимать и объяснять
пространственной композиции.
знания на
самообразовани
взаимосвязь
Понятие рельефа местности и
практике.
ю на основе
выразительности и
способы его обозначения на

Подготовк
а
сообщени
й по теме,
стр. 49-53

Презентац
ия

Подготовк
а
сообщени
й по теме
стр. 49-53

презентац
ия

11

12

13

Конструкция:
часть и целое.
Здание как
сочетание
различных
объёмов.
Понятие модуля.
Конструкция:
часть и целое.
Здание как
сочетание
различных
объёмов.
Понятие модуля.

Важнейшие
архитектурные
элементы
здания.
Интегрированн
ый урок
(черчение)

целесообразности
конструкции. Овладевать
способами обозначения на
макете рельефа местности и
природных объектов.
Использовать в макете
фактуру плоскостей фасадов
для поиска композиционной
выразительности.
Понимать и объяснять
структуру различных типов
зданий, выявлять
горизонтальные,
вертикальные, наклонные
элементы, входящие в них.
Применять модульные
элементы в создании
эскизного макета дома.

Иметь представление и
рассказывать о главных
архитектурных элементах
здания, их изменениях в
процессе исторического
развития. Создавать
разнообразные творческие
работы (фантазийные

мотивации к
обучению и
познанию.

макете. Дизайн проекта: введение
монохромного цвета. Задание:
выполнение практической
работы по теме
«Композиционная взаимосвязь
объектов в макете» (создание
объёмно-пространственного
макета из2—3 объёмов).

Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике.

Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать
умение
применять

Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к

Прослеживание структур зданий
различных архитектурных стилей
и эпох. Выявление простых
объёмов, образующих дом.
Взаимное влияние объёмов и их
сочетаний на образный характер
постройки. Баланс
функциональности и
художественной красоты здания.
Деталь и целое. Достижение
выразительности и
целесообразности конструкции.
Модуль как основа эстетической
цельности постройки и
домостроительной индустрии.
Задание: выполнение практ.
работ по темам: «Разнообразие
объёмных форм, их
композиционное усложнение»,
«Соединение объёмных форм в
единое архитектурное целое»,
«Модуль как основа
эстетической цельности в
конструкции».
Рассмотрение различных типов
зданий, выявление
горизонтальных, вертикальных,
наклонных элементов, входящих
в их структуру. Возникновение и
историческое развитие главных
архитектурных элементов здания
(перекрытия, стены, окна, двери,

Зарисовки
,
наброски,
упражнен
ия

презентац
ия

Подготовк
а
сообщени
й по теме

презентац
ия

Зарисовки
,
наброски,
упражнен
ия, стр.
65-69

презентац
ия

конструкции) в материале.

полученные
знания на
практике,

саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию,

14

Красота и
целесообразност
ь. Вещь как
сочетание
объёмов и образ
времени.

Понимать общее и
различное во внешнем
облике вещи и здания, уметь
выявлять сочетание
объёмов, образующих
форму вещи. Осознавать
дизайн вещи одновременно
как искусство и как
социальное проектирование,
уметь объяснять это.
Определять вещь как
объект, несущий отпечаток
дня сегодняшнего и
вчерашнего. Создавать
творческие работы в
материале.

Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике

Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

15

Форма и
материал. Роль и
значение
материала в
конструкции.

Понимать и объяснять, в
чём заключается
взаимосвязь формы и
материала. Развивать
творческое воображение,
создавать новые
фантазийные или
утилитарные функции для
старых вещей.

Самостоятельное
определение
цели
своего
обучения,
постановка
и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

крыша, а также арки, купола,
своды, колонны и др.).
Использование элементов здания
в макете архитектурного объекта.
Задания: выполнение
практических работ по теме
«Проектирование объёмнопространственного объекта из
важнейших элементов здания»
(создание макетов).
Многообразие мира вещей.
Внешний облик вещи. Выявление
сочетающихся объёмов. Функция
вещи и целесообразность
сочетаний объёмов. Дизайн вещи
как искусство и социальное
проектирование. Вещь как образ
действительности и времени.
Сочетание образного и
рационального. Красота —
наиболее полное выявление
функции вещи. Задания:
выполнение аналитической
работы по теме «Аналитическая
зарисовка бытового предмета», а
также творческой работы
«Создание образнотематической инсталляции»
(портрет человека, портрет
времени, портрет времени
действия).
Взаимосвязь формы и материала.
Влияние функции вещи на
материал, из которого она будет
создаваться. Роль материала в
определении формы. Влияние
развития технологий и
материалов на изменение формы
вещи (например, бытовая
аудиотехника — от деревянных
корпусов к пластиковым

Зарисовки
, стр. 7175,
наброски,
упражнен
ия

презентац
ия

Зарисовки
,
наброски,
упражнен
ия.
Повторить
мифы,
стр. 71-75

презентац
ия

16

Цвет в
архитектуре и
дизайне. Роль
цвета в
формотворчестве

обтекаемым формам и т. д.).
Задания: выполнение
практических работ по теме
«Определяющая роль материала
в создании формы, конструкции
и назначении вещи» (проекты
«Сочинение вещи», «Из вещи —
вещь»).
Получать представления о Самостоятельное Формирование
Эмоциональное и
влиянии цвета на восприятие определение
готовности и
формообразующее значение
формы объектов
цели
своего способности к
цвета в дизайне и архитектуре.
архитектуры и дизайна, а
обучения,
саморазвитию и
Влияние цвета на восприятие
также о том, какое значение
постановка
и самообразовани
формы объектов архитектуры и
имеет расположение цвета в формулировка
ю на основе
дизайна. Отличие роли цвета в
пространстве архитектурнодля себя новых мотивации к
живописи от его назначения в
дизайнерского объекта.
задач в учёбе и обучению и
конструктивных искусствах.
Понимать и объяснять
познавательной
познанию.
Цвет и окраска. Преобладание
особенности цвета в
деятельности.
локального цвета в дизайне и
живописи, дизайне,
архитектуре. Психологическое
архитектуре. Выполнять
воздействие цвета. Влияние на
коллективную творческую
восприятие цвета его нахождения
работу по теме.
в пространстве архитектурнодизайнерского объекта, формы
цветового пятна, а также мягкого
или резкого его очертания,
яркости цвета. Специфика
влияния различных цветов
спектра и их тональностей.
Фактура цветового покрытия.
Задание: выполнение
коллективной практической
работы по теме «Цвет как
конструктивный,
пространственный и
декоративный элемент
композиции» (создание
комплекта упаковок из 3—5
предметов; макета цветового
решения пространства
микрорайона).
Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов)

Зарисовки
,
наброски,
упражнен
ия.
Повторить
мифы,
стр. 83-87

презентац
ия

17

Город сквозь
времена и
страны.
Образностилевой язык
архитектуры
прошлого.

Иметь общее
представление и
рассказывать об
особенностях архитектурнохудожественных стилей
разных эпох. Понимать
значение архитектурнопространственной
композиционной доминанты
во внешнем облике города.
Создавать образ
материальной культуры
прошлого в собственной
творческой работе.

Самостоятельное
определение
цели своего
обучения,
постановка и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию

18

Город сегодня и
завтра. Пути
развития
современной
архитектуры и
дизайна.

Осознавать современный
уровень развития
технологий и материалов,
используемых в архитектуре
и строительстве. Понимать
значение преемственности в
искусстве архитектуры и
искать собственный способ
«примирения» прошлого и
настоящего в процессе
реконструкции городов.
Выполнять в материале
разнохарактерные
практические творческие
работы.

Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике

Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Образ и стиль. Смена стилей как
отражение эволюции образа
жизни, сознания людей и
развития производственных
возможностей. Художественноаналитический обзор развития
образно-стилевого языка
архитектуры как этапов
духовной, художественной и
материальной культуры разных
народов и эпох. Архитектура
народного жилища. Храмовая
архитектура. Частный дом.
Задания: выполнение работ по
теме «Архитектурные образы
прошлых эпох» (зарисовки или
живописные этюды части города,
создание узнаваемого силуэта
города из фотоизображений;
практическая работа:
фотоколлаж из изображен.
произведений архитектуры и
дизайна одного стиля).
Архитектурная и
градостроительная революция
XX века. Её технологические и
эстетические предпосылки и
истоки. Социальный аспект
«перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и
одновременно использование
наследия с учётом нового уровня
материально-строительной
техники. Приоритет
функционализма. Проблема
урбанизации ландшафта,
безликости и агрессивности
среды современного города
Современные поиски новой
эстетики архитектурного
решения в градостроительстве.

Подготовк
а
сообщени
й по теме,
стр. 91101

презентац
ия

Подготовк
а
сообщени
й по теме,
стр. 103109

презентац
ия

19

Живое
пространство
города. Город,
микрорайон,
улица

Рассматривать и
объяснять планировку
города как способ
оптимальной организации
образа жизни людей.
Создавать практические
творческие работы,
развивать чувство
композиции.

Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике.

Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

20

Вещь в городе и
дома. Роль
архитектурного
дизайна в
формировании

Осознавать и объяснять
роль малой архитектуры и
архитектурного дизайна в
установке связи между
человеком и архитектурой, в

выбор для
решения задач
различных
источников
информации

Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания

Задания: выполнение практ.
работ по теме «Образ
современного города и
архитектурного стиля будущего»
(коллаж; графическая
фантазийная зарисовка города
будущего; графическая
«визитная карточка» одной из
столиц мира).
Исторические формы планировки
городской среды и их связь с
образом жизни людей. Различные
композиционные виды
планировки города: замкнутая,
радиальная, кольцевая, свободноразомкнутая, асимметричная,
прямоугольная и др. Схемапланировка и реальность.
Организация пространственной
среды в конструктивных
искусствах. Роль цвета в
формировании пространства.
Цветовая среда.
Задания:
практ. работы по теме
«Композиционная организация
городского пространства»
(создание макетной или
графической схемы организации
городского пространства;
создание проекта современного
здания в исторически
сложившейся городской среде;
создание макета небольшой
части города, подчинение его
элементов какому- либо
главному объекту).
Неповторимость старинных
кварталов и кварталы жилья.
Роль малой архитектуры и
архитектурного дизайна в
эстетизации и индивидуализации

Подготовк
а
сообщени
й по теме
стр. 111115,

презентац
ия

Зарисовки
,
наброски,
упражнен
ия, стр.

презентац
ия.

городской
среды.

21

Вещь в городе и
дома. Роль
архитектурного
дизайна в
формировании
городской
среды.

22

Интерьер и вещь
в доме. Дизайн
пространственно
-вещной среды
Интерьера.

проживании городского
пространства. Иметь
представление об
историчности и
социальности интерьеров
прошлого. Создавать
практические творческие
работы в техниках коллажа,
дизайн- проектов.
Проявлять творческую
фантазию, выдумку,
находчивость, умение
адекватно оценивать
ситуацию в процессе
работы.

Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике,

Учиться понимать роль
цвета, фактур и вещного
наполнения интерьерного
пространства общественных
мест (театр, кафе, вокзал,
офис, школа и пр.), а также
индивидуальных
помещений. Создавать
практические творческие
работы с опорой на
собственное чувство
композиции и стиля, а также
на умение владеть
различными
художественными
материалами.

Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике.

Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике,

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию,
Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

городской среды, в установке
связи между человеком и
архитектурой. Создание
информативного комфорта
городской среды: устройство
пешеходных зон в городах,
установка городской мебели
(скамьи, «диваны» и пр.),
киосков, информационных
блоков, блоков локального
озеленения и т. д.Задания:
выполнение практических работ
по теме «Проектирование
дизайна объектов городской
среды» (создание коллажнографической композиции и
дизайн-проекта оформления
витрины магазина).

117-119

Зарисовки
,
наброски,
упражнен
ия, стр.
117-119

презентац
ия

Архитектурный «остов»
интерьера. Историчность и
социальность интерьера.
Отделочные материалы, введение
фактуры и цвета в интерьер. От
унификации к индивидуализации
подбора вещного наполнения
интерьера. Мебель и
архитектура: гармония и
контраст. Дизайнерские детали
интерьера. Зонирование
интерьера. Интерьеры
общественных мест (театр, кафе,
вокзал, офис, школа и пр.).
Задания: выполнение
практической и аналитической
работ по теме «Роль вещи в
образно-стилевом решении
интерьера» (создание образно-

Зарисовки
,
наброски,
упражнен
ия, стр.
120-125

презентац
ия

23

Природа и
архитектура.
Организация
архитектурноландшафтного
пространства.

24

Природа и
архитектура.
Организация
архитектурноландшафтного
пространства.

25

Ты – архитектор.
Проектирование
города:
архитектурный
замысел и его
осуществление.

26

Ты – архитектор.

Понимать эстетическое и
экологическое взаимное
существование природы и
архитектуры. Приобретать
общее представление о
традициях ландшафтнопарковой архитектуры.
Использовать старые и
осваивать новые приёмы
работы с бумагой,
природными материалами в
процессе макетирования
архитектурно-ландшафтных
объектов (лес, водоём,
дорога, газон и т. д.).

Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике.

Совершенствовать навыки
коллективной работы над
объёмно-пространственной
композицией. Развивать и
реализовывать в макете
своё чувство красоты, а
также художественную

Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать
умение

Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике.

Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и

коллажной композиции или
подготовка реферата; создание
конструктивного или
декоративно-цветового решения
элемента сервиза по аналогии c
остальными предметами).
Город в единстве с ландшафтнопарковой средой. Развитие
пространственноконструктивного мышления.
Технология макетирования путём
введения в технику бумажной
пластики, различных материалов
и фактур (ткань, проволока,
фольга, древесина, стекло и т. д.)
для создания архитектурноландшафтных объектов (лес,
водоём, дорога, газон и т. д.).
Задания: выполнение
аналитической и практической
работ по теме «Композиция
архитектурно-ландшафтного
макета» (выполнение
аналитического упражнения,
создание фото изобразительного
монтажа «Русская усадьба»,
создание макета ландшафта с
простейшим архитектурным
объектом (беседка, мостик и т.
д.).

Единство эстетического и
функционального в объёмнопространственной организации
среды жизнедеятельности людей.
Природно-экологические,
историко-социальные и иные
параметры, влияющие на

Зарисовки
,
наброски,
упражнен
ия, стр.
127-131

презентац
ия

Зарисовки
,
наброски,
упражнен
ия

Презентац
ия

Зарисовки
,
наброски,
упражнен
ия, стр.
133-135

презентац
ия

Зарисовки

презентац

Проектирование
города:
архитектурный
замысел и его
осуществление.
27

Ты – архитектор.
Проектирование
города:
архитектурный
замысел и его
осуществление.

фантазию в сочетании с
архитектурно-смысловой
логикой.

применять
полученные
знания на
практике.

способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

композиционную планировку
города. Реализация в процессе
коллективного макетирования
чувства красоты и архитектурносмысловой логики. Задание:
выполнение практической
творческой коллективной работы
по теме «Проектирование
архитектурного образа города»
(«Исторический город»,
«Сказочный город», «Город
будущего»).

,
наброски,
упражнен
ия

ия

Подготовк
а
сообщени
й по теме

презентац
ия

Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование (7 часов)
28

29

Мой дом — мой
образ жизни.

Осуществлять в
собственном архитектурнодизайнерском проекте как
реальные, так и
фантазийные представления
о своём будущем жилище.
Учитывать в проекте
инженерно-бытовые и
санитарно-технические
задачи.Проявлять знание
законов композиции и
умение владеть
художественными
материалами.

Самостоятельное
определение
цели
своего
обучения,
постановка
и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

Понимать и объяснять
задачи зонирования
помещения и уметь найти
способ зонирования.
Отражать в эскизном
проекте дизайна интерьера
своей собственной комнаты
или квартиры образноархитектурный
композиционный замысел.

Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике.

Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

Мечты и представления о своём
будущем жилище,
реализующиеся в архитектурнодизайнерских проектах.
Принципы организации и
членения пространства на
различн. функциональные зоны:
для работы, отдыха, спорта,
хозяйства, для детей и т. д.Мой
дом — мой образ жизни. Учёт в
проекте инженерно-бытовых и
сантехнических задач Задания:
выполнение аналитической и
практических работ по теме «
Создание плана-проекта «Дом
моей мечты» (выполнение
проектного задания с
обоснованием планировки
собственного дома, выполнение
графического (поэтажного) плана
дома или квартиры, набросок
внешнего вида дома и
прилегающей территории).
Дизайн интерьера. Роль
материалов, фактур и цветовой
гаммы. Стиль и эклектика.
Отражение в проекте дизайна
интерьера образноархитектурного замысла и
композиционно-стилевых начал.
Функциональная красота или
роскошь предметного
наполнения интерьера (мебель,
бытовое оборудование).
Создание многофункционального
интерьера собственной комнаты.
Способы зонирования
помещения. Задание: выполнение
практической работы по теме

Подготовк
а
сообщени
й по теме,
стр. 139141

презентац
ия

Зарисовки
,
наброски,
упражнен
ия, стр.
143-146

презентац
ия

30

31

Дизайн и
архитектура
моего сада.

Мода, культура
и ты.
Композиционноконструктивные
принципы
дизайна одежды.

Узнавать о различных
вариантах планировки
дачной территории.
Совершенствовать приёмы
работы с различными
материалами в процессе
создания проекта садового
участка. Применять навыки
сочинения объёмнопространственной
композиции в
формировании букета по
принципам икебаны.

Приобретать общее
представление о технологии
создания одежды.
Понимать как применять
законы композиции в
процессе создания одежды
(силуэт, линия, фасон),
использовать эти законы на

Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике.

Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике.

Формирование
основ культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и

«Проект организации
многофункционального
пространства и вещной среды
моей жилой комнаты»
(фантазийный или реальный).
Планировка сада, огорода,
зонирование территории.
Организация палисадника,
садовых дорожек. Сад
(английский, французский.
Восточный) и традиции русской
городской и сельской усадьбы.
Малые архитектурные формы
сада: беседка, бельведер, пергола,
ограда и пр. Водоёмы и минипруды. Сомасштабные сочетания
растений сада. Альпийские
горки, скульптура, керамика,
садовая мебель, кормушка для
птиц и т. д. Спортплощадка и
многое другое в саду мечты.
Искусство аранжировки. Икебана
как пространственная
композиция в интерьере.
Задания: выполнение
практических работ по темам:
«Дизайн-проект территории
приусадебного участка»,
«Создание фитокомпозиции по
типу икебаны» (выполнение
аранжировки растений, цветов и
природных материалов исходя из
принципов композиции).
Соответствие материала и формы
в одежде. Технология создания
одежды. Целесообразность и
мода. Психология
индивидуального и массового.
Мода — бизнес и
манипулирование массовым
сознанием.

Зарисовки
,
наброски,
упражнен
ия, стр.
147-153

презентац
ия

Подготовк
а
сообщени
й по теме,
стр. 155161

презентац
ия

познанию.

практике. Осознавать
двуединую природу моды
как нового эстетического
направления и как способа
манипулирования массовым
сознанием.

32

Мой костюм –
мой облик.
Дизайн
современной
одежды.

Использовать графические
навыки и технологии
выполнения коллажа в
процессе создания эскизов
молодёжных комплектов
одежды. Создавать
творческие работы,
проявлять фантазию,
воображение, чувство
композиции, умение
выбирать материалы.

Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

33

Грим,
визажистика и
причёска в
практике
дизайна.

Понимать и объяснять, в
чём разница между
творческими задачами,
стоящими перед гримёром и
перед визажистом.
Ориентироваться в
технологии нанесения и
снятия бытового и
театрального грима. Уметь

Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

Законы композиции в одежде.
Силуэт, линия, фасон.
Задания: выполнение
аналитической и практической
работ по теме «Мода, культура и
ты» (подбор костюмов для
разных людей с учётом
специфики их фигуры,
пропорций, возраста;
создание 2—3 эскизов разных
видов одежды для собственного
гардероба).
Психология индивидуального и
массового. Мода — бизнес и
манипулирование массовым
сознанием. Возраст и мода.
Молодёжная субкультура и
подростковая мода. «Быть или
казаться?» Самоутверждение и
знаковость в моде. Философия
«стаи» и её выражение в одежде.
Стереотип и китч. Задания:
выполнение коллективных
практических работ по теме
«Дизайн современной одежды»
(создание живописного панно с
элементами фото-коллажа на
тему современного молодёжного
костюма, создание коллекции
моделей образно-фантазийного
костюма в натуральную
величину).
Лик или личина? Искусство
грима и причёски. Форма лица и
причёска. Макияж дневной,
вечерний и карнавальный. Грим
бытовой и сценический. Лицо в
жизни, на экране, на рисунке и на
фотографии. Азбука визажистики
и парикмахерского стилизма.
Боди-арт и татуаж как мода.

Подготовк
а
сообщени
й по теме,
стр. 162168

презентац
ия

Подготовк
а
сообщени
й по теме,
стр. 169173

презентац
ия

воспринимать и понимать
макияж и причёску как
единое композиционное
целое. Вырабатывать чёткое
ощущение эстетических и
этических границ
применения макияжа и
стилистики причёски в
повседневном быту.
Создавать практические
творческие работы в
материале.

34

Моделируя себя
— моделируешь
мир(обобщение
темы).

Понимать и уметь
доказывать, что человеку
прежде всего нужно «быть»,
а не «казаться». Уметь
видеть искусство вокруг
себя, обсуждать
практические творческие
работы, созданные в течение
учебного года.

Понятие имидж-дизайна как
сферы деятельности,
объединяющей различные
аспекты моды и визажистику,
искусство грима, парикмахерское
дело (или стилизм), ювелирную
пластику, фирменный стиль и т.
д, определяющей форму
поведения и контактов в
обществе. Задания: выполнение
практических работ по теме
«Изменение образа средствами
внешней выразительности»
(подбор вариантов причёски и
грима для создания различных
образов одного и того же лица —
рисунок или коллаж; выполнение
упражнений по освоению
навыков и технологий бытового
грима, т. е. макияжа; создание
средствами грима образа
сценического или
Развивать
умение
применять
полученные
знания на
практике.

Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

карнавального персонажа).
Человек — мера вещного мира.
Он — или его хозяин, или раб.
Создавая «оболочку» — имидж,
создаёшь и «душу». Моделируя
себя, моделируешь и создаёшь
мир и своё завтра.
Роль дизайна и архитектуры в
современном обществе как
важной составляющей,
формирующей его
социокультурный облик.

Проекты

презентац
ия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».