Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа Изобразительное искусство - 3-4 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 3-4 классов является приложением
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ ст.
Черноярской Моздокского района РСО-Алания.
3-4 класс
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности.
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему
миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы,
с точки зрения содержания и средств его выражения.
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
1

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей.
 проговаривать последовательность действий на уроке;
 учиться работать по предложенному учителем плану;
 учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
 учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях.
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
 сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по
изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
 преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в
учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие
задания.
 использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
 активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных
технологий
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного
предмета «Изобразительное искусство»;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2

 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
Коммуникативные УУД:
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия.
 уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию
до собеседника, оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста);
 уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
 уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках
изобразительного искусства и следовать им;
 учиться согласованно работать в группе.
 активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных
технологий
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного
предмета «Изобразительное искусство»;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
 умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Изобразительное искусство»; формирование начального
уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных
действий;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать в даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета «Изобразительное искусство».
Предметные результаты:
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего
образования у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представление о
специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в
общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка
искусства;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,
учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа
3

произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к
миру, явлениям действительности и художественный вкус;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности –
способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и
зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и
действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев,
нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к
родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала
в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие,
оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных
ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края,
наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и
род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального
народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд
на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности
за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике
(рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании,
декоративно-прикладном искусстве;
- смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и
выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе,
человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности;
- научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач,
познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
будут способны вставать на позицию другого человека;
- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные
знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и
художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении
проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
–
различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись,
скульптура,
художественное
конструирование
и
дизайн,
декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними
для передачи собственного замысла;
–
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
–
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного
образного языка;
4

–
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры
своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего
мира и жизненных явлений;
–
приводить примеры ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
–
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в
знакомых произведениях;
–
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
–
высказывать
аргументированное
суждение
о
художественных
произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях.
Выпускник научится:
–
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
–
использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные
материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
–
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебно-творческой деятельности;
–
создавать
средствами
живописи,
графики,
скульптуры,
декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме
пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды,
украшений человека;
–
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную
форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
–
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры
для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм
для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
–
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании
живописных композиций на заданные темы;
–
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и
построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
–
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя
язык компьютерной графики в программе Paint.
–
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
–
выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего
5

отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения
объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в
живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта)
с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
–
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
–
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений
о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям;
–
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к
ним;
–
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
2. Основное содержание
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях
пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение
к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного
искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека,
природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной
культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители
изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные
музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и
эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни
человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель,
мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в
искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для
создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема,
вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и
картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства
и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры
6

(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни,
хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.
Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном
искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев,
морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше,
загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,
тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный
центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,
острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно
и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния
природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его
характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.
д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в
живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.
Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в
разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных
географических широт. Использование различных художественных материалов и
средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи
гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие
и
эмоциональная
оценка
шедевров
русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых
чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур,
народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,
К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или
Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.
Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной
культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в
7

украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного
искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека
в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и
духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных
культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в
искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей,
пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание,
поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев,
раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в
организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах
природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов
(на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).
Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и
парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и
художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного
замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном
конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина,
глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
3 класс
Содержание курса (34 ч.)
Раздел 1. Искусство в твоем доме (8 ч)
Твои игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка
игрушки из пластилина или глины. Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная
посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Мамин платок.
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике
рисунка, колориту, как средство выражения. Обои и шторы в твоем доме. Эскизы обоев
или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Твои
книжки. Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица.
8

Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка. Эскиз открытки или декоративной закладки (по
растительным мотивам).Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (8 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков. Изучение и изображение
архитектурного памятника, своих родных мест. Парки, скверы, бульвары. Архитектура,
постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки.
Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе,
деревянный ажур наличников. Фонари на улицах и в парках. Какими бывают фонари?
Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из
бумаги. Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин. Транспорт в городе.
Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Что сделал художник на
улицах моего города (обобщение темы).
Раздел 3. Художник и зрелище (10 ч)
Театральные маски. Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в
театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре. Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы
персонажей. Театр на столе. Театр кукол. Театральные куклы. Театр Петрушки.
Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи.
Образ куклы, ее конструкция и украшение. Театральный занавес. Роль занавеса в театре.
Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю. Афиша, плакат. Значение афиши.
Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Художник и цирк. Роль
художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Как художники
помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок). Праздник в
городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник.
Раздел 4. Художник и музей (8 ч)
Музеи в жизни города. Разнообразные музеи. Роль художника в организации
экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей
изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного
города. Искусство, которое хранится в этих музеях. Что такое "картина". Картинанатюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение
натюрморта по представлению, выражение настроения. Картина-пейзаж. Смотрим
знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога,
К.Коро. Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по
представлению (портрет подруги, друга). В музеях хранятся скульптуры известных
мастеров. Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники.
Парковая скульптура. Исторические картины и картины бытового жанра. Знакомство с
произведениями исторического и бытового жанра. Музеи сохраняют историю
художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы).

9

4
класс
Содержание курса (34 ч.)
Раздел 1. Истоки родного искусства (8ч)
Пейзаж родной земли. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа.
Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. Образ
традиционного русского дома (избы). Знакомство с конструкцией избы, значение ее
частей. Украшения деревянных построек и их значение. Единство в работе трех
Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица
человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской,
причелинами. Деревня - деревянный мир. Знакомство с русской деревянной
архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы. Деревянное церковное зодчество. Образ
красоты человека. Образ женской и мужской красоты. Традиционная народная одежда.
Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний
праздник урожая, ярмарки и т. д.
Раздел 2. Древние города нашей земли (7ч)
Древнерусский город-крепость Изучение конструкций и пропорций крепостных
башен городов. Древние соборы. Соборы воплощали красоту, могущество и силу
государства. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция,
символика храма. Древний город и его жители. Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Древние города Русской земли. Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы,
Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Изображение разных характеров русских
городов. Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры,
изразцы.
Раздел 3. Каждый народ — художник (11ч)
Образ художественной культуры Древней Греции Древнегреческое понимание
красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений
Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции,
конструкции храмов. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в
движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Гармония человека с окружающей
природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической
(«женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого
храма. Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней. Образ художественной
культуры Японии. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей
характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник
цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Образ художественной культуры
средневековой Западной Европы. Ремесленные цеха. Многообразие художественных
культур в мире (обобщение темы).
Раздел 4. Искусство объединяет народы (8 ч)
Сопереживание — великая тема искусства. Материнство. Мудрость старости.
Герои-защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира. (Обобщение темы)
Каждый народ – художник. Изображение страдания в искусстве. Герои, борцы и
защитники. Юность и надежды. Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости
детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Искусство
народов мира (обобщение темы).

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».