Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа музыка - 7 класс

Пояснительная записка
Программа составлена на основе
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
 ООП ООО МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов;
 Программы Музыка 5 – 7 классы Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: «Просвещение» 2013.
Предмет «Музыка» в основной школе базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении
школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки,
сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Содержание курса соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит предмет «Музыка»,
и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития, воспитания гражданина России».
Цель преподавания музыкального искусства в основной школе - развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и
плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Для этого необходимо решение таких задач, как:
- развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;
- воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности
противоречий;
- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;
- изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов
исполнительства;
- знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке; развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности,
проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ
живописный, танцевальный, поэтический.
Если в 5-м классе обучающиеся изучали «Связь музыки с литературой и изобразительным искусством», в 6-м - «Образы вокальной и
инструментальной, камерной и симфонической музыки», то в 7-м классе они знакомятся с особенностями драматургии сценической музыки:
опер, балетов, драматических спектаклей и с особенностями драматургии камерной и симфонической музыки.
Методологическим основанием программ предметной линии учебников Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской служат современные научные
исследования, в которых отражаются идеи познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в
программах является введение обучающегося в мир музыки через интонации, воспитание чувства любви к своей культуре, своему народу и
настроенности на восприятие иных культур, обеспечивающих осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания
ребенка.

Основными методическими принципами программ по музыке в основной школе являются:
принцип увлеченности;
принцип «тождества и контраста», сходства и различия; . - принцип интонационности;
принцип диалога культур.
Введение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в изучение предмета «Музыка» является сегодня весьма важной
задачей и осуществляется в условиях воспитания интереса к историческому прошлому родного края, его культурной и музыкальной жизни.
Изучение музыкальной культуры народов Республики Адыгея в 7-м классе происходит по двум направлениям:
изучение народной музыкальной культуры, музыкального фольклора, отражающего историю народов Республики Адыгея, их традиций,
систему их духовных ценностей;
изучение творческого наследия композиторов Республики Адыгея.
Республика Адыгея - одна из многонациональных полиэтнических территорий, на которой проживают люди, говорящие на различных
языках, исповедующие разные религии, придерживающиеся определенных обычаев, традиций. Культура Республики Адыгея имеет вековые
традиции. Ее богатство составляет песенное, танцевальное, инструментальное и художественное наследие, осознание и осмысление которого
являются важнейшей задачей современного художественно-эстетического образования, формирующего гражданскую позицию учащихся,
патриотизм. Идея патриотического воспитания в современном обществе как никогда актуальна, так как содержит гуманистический,
общечеловеческий смысл. В этой связи в решении задач патриотического, художественно-эстетического и творческого развития подрастающего
поколения исключительную роль приобретает изучение музыкального наследия региона, что очень ярко отражено в тематическом планировании
преподавательской деятельности.
Введение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в процесс обучения через различные предметные дисциплины
поможет шире использовать музыкально- художественное наследие региона, что, несомненно, будет способствовать воспитанию у детей любви
к своему краю, нравственности, эстетического самосознания.
Для изучения регионального музыкального творчества учителю музыки необходим музыкальный фольклор, произведения композиторов
Республики Адыгея, где учащиеся будут знакомиться с особенностями жанров народной и профессиональной музыки, музыкальной речи,
структурой произведений, использованием фольклора в сочинениях адыгских композиторов.
Включение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в школьное образование в полиэтничном обществе имеет большое
значение. Всестороннее изучение в образовательных учреждениях истории региона, культуры народов республики, традиций, эпоса, фольклора,
песенной и танцевальной культуры, искусства пародов, дающих знания о своей родословной, и использование народной педагогики формируют
у обучающихся чувство «малой Родины», культуру межнационального общения, духовное обновление семейного и школьного образования и
воспитания.
Как известно, понятия «этнос» и «нация» часто используются синонимично; в то же время в научной традиции нация толкуется как более
широкое явление сравнительно с этносом. Поэтому национальная картина мира вбирает в себя этническую, что позволяет нам использовать
выражение «национальная картина мира» как обобщающее. Воплощаясь в произведениях национального искусства, она приобретает статус
национальной художественной картины мира, аккумулирующей систему мирообразных этнокультурных представлений нации/этноса. Их ядром
служат образы-ценности традиционной этнокультуры.
Освоение региональных, национальных и этнокультурных особенностей при изучении музыки - это приобщение обучающихся к
национальной картине мира на основе искусства, прежде всего музыки народов, населяющих регион. Роль музыкально-эстетического
воспитания и обучения в освоении культурных ценностей разных народов огромна. Искусство - это интегративный код этноса, и содержание

предмета «Музыка» в школе подразумевает первоочередное внедрение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в учебный
процесс.

Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками
основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения
современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений,
овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным
музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному
самообразованию;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,
художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка,
интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании
музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных
произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования , в которых отражается идея познания
школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является
введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого
рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре,
своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира,
развитие самосознание ребенка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитораисполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом
все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоциональноэстетического отношения к искусству и жизни.
Тема года: Особенности драматургии сценической, камерной и симфонической музыки
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанров разнообразие опер,
балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным
искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль,
хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др.
Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся
исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и
противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных
жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального
или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя:
выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.

Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов отводит на изучение предмета «Музыка»
Класс – 7
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 35ч. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 15% для реализации региональных,
национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное
значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств ( в том числе и
музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой
памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде
обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкальнотворческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым
многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на

данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы
школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных
знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным
традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется
целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественнопедагогическом процессе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Процесс освоения учебного предмета «Музыка» в основной школе в части учета региональных, национальных и этнокультурных
особенностей обеспечивает определенные результаты и направлен на достижение обучающимися универсальных учебных действий:
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета «Музыка»:
-

-

-

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств
других людей и сопереживание им;
компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи
и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять
функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:
-

-

-

-

-

сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии
мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления,
фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в
многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа
и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в
рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая
информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Ожидаемые результаты освоения учебного предмета в части учета региональных, национальных и этнокультурных

особенностей
по предмету «Музыка» 7 класс
Музыка как вид искусства

Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное
содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение
выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования,
проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др.
(музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных
выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной
выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать
суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономер-ности музыкального искусства, творчески интерпретировать
содержание музыкаль-ного произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове,
изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность
художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим
музицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при органи-зации культурного досуга, составлении домашней фонотеки,
видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художест-венной деятельности, проявлять инициативу в организации и
проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира,
разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть
имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета,
концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности
музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и
зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания
образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска
информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Выпускник получит возможность научиться:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах,
воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал
и разнообразную информацию, полученную из других источников.

Перечень музыкального материала I полугодия:

Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.
Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин.
Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.
Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.
Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.
Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского.
Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского.
Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.
Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.
Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.
Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко.
Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.
Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.
Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.
Тишь.ы «Гоголь-сюиты». «Музыканты — извечные маги».Слова и музыка А. Загота.
Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.
Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
Песенка на память -М. Минков, слова П. Синявского.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира(аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.)

Перечень музыкального материала с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей в
соответствии с ФГОС.

Раздумье. Муз.Г. Самогова
Не красивых женщин не бывает. Си нан. Муз. У.Х. Тхабисимова
Сердце матери Г.Чич.
Песня о матери Сл. и муз. Р.Х. Сиюхова
Героический эпос «Нарты» песни , песни-плачи, частушки, потешки, прибаутки

Перечень музыкального материала II полугодия:

Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.
Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах - Ф. Бузони.
Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лнст. «Кончерто гроссо»
Сюита в старинном cmиле для скрипки м фортепиано
A. Шнитке.
Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен.
Соната 2 С. Прокофьев.
Соната № 11. В.-А. Моцарт.
Симфония № 103. Й. Гайдн.
Симфония № 40. В.-А. Моцарт.
Симфония № 1 {«Классическая»). С. Прокофьев.
Симфония № 5. Л. Бетховен.
Симфония № 8 {«Неоконченная»). Ф. Шуберт.
Симфония № 5. П. Чайковский.
Симфония № 1.B. Калинников.
Симфония № 7. Д. Шостакович.
Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны».К. Дебюсси.
Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.
«Рапсодия в стиле блюз». Дж. Гершвин.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).
Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.
Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.
Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого.
День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.

До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского.
Фантастика-романтика. Слова и музыка Ю. Кима.
За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина.
Следы. Слова и музыка В. Егорова.
Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.
Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева

Перечень музыкального материала с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей в
соответствии с ФГОС.
Рок-опера «Моцарт» Студенческий музыкальный театр АРТ-РИТОН
Опера «Раскаты далекого грома» А. Нехая
Адыгейские народные мелодии К. Тлецерук
Транскрипции на адыгейские народные мелодии. А. Тлебзу

Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс (35 ч)
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки » 17 часов.
Музыка как искусство процессуальное – интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В
так называемой чистой музыке (камерной, симфонической (они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в
сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).
Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы
«Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете
Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита»
Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.
Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять, что эта
музыка, к которой надо идти, в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.
Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности
стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслителихудожники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными
произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи,
национальный, индивидуальный).
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная.
Родина моя! Русская земля .(2ч)

Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и
взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в
опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая
великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с
музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской
истории.
Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами.
Плач Ярославны. Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития
образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные
эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение
синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов
балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 8 . РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативнообразное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных
образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к
произведениям изобразительного искусства.
Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций
оперного спектакля .(2 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л.
Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров
джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина
«Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы
главных героев, роль народных сцен.
Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора
».(1ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на
основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и
балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной
драматургии.
Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим
творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова.
Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в
воплощении музыкального образа.
Урок 15 . РНиЭО Образы скорби и печали в нартском эпосе. (1ч)
Урок16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (1ч)
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и
музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства
драматургического развития музыкальных образов.
Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».
Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…». (1ч)
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в
сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема II полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям,
связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их
развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании,
контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки;
закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и
светской музыки.
Урок 20. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (1ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых
пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа
оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 21. РНиЭО Особенности духовной музыки адыгов и ее исполнения.
Урок 22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)

Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в
творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение
представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 26 - 29. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1(
«Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова.
Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (4ч)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности
симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны
понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей
симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе
«Слова о полку Игореве»).
Урок 30.РНиЭО Драматургия музыкальных сюит композиторов Республики Адыгея (1ч)
Урок 31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке
К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с
другими сочинениями на тему праздника.
Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания
жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна,
функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 34 - РНиЭО Выразительные возможности фольклора в современной культуре народов Республики Адыгея (1ч)
Урок35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». (1ч).
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира;
обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с
известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний
учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

Учебно-тематический
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

план

Разделы и темы
Особенности драматургии сценической музыки.
Классика и современность
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской
музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет
половцев. Плач Ярославны.
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли.
Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион
В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая
американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и
Эскамильо.
Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе.
Образы «масок» и Тореодора.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
РНиЭО Образы скорби и печали в нартском эпосе.
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из
музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты –

Кол-во
часов

17
1
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1
2

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

извечные маги».
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.
Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной
культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция

18
2
2

Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.
РНиЭО Особенности духовной музыки адыгов и ее исполнения.
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева.Соната
№11 В.-А.Моцарта.
Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40

1

РНиЭО Драматургия музыкальных сюит композиторов Республики Адыгея
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
РНиЭО Выразительные возможности фольклора в современной культуре народов
Республики Адыгея
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер.
«Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года.

1
1
1
1

В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена,
Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная
галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

1
2
4

2
35

Разделы, темы, основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

VII класс (35 ч)
Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)

Классика и современность.
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в
русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая — судьба
народная». «Родина моя! Русская земля».
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет
половцев. Плач Ярославны.
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон
Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны».
«Молитва».
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. В
музыкальном театре. «Мой нароа— авкрвиавиви—»-«Порги и Бесс».
Первая американская ваинивнвш :ctrr                    
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».