Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа Музыка - 3-4 класс

Рабочая программа по музыке 3-4 классов является приложением основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ ст.
Черноярской Моздокского района РСО-Алания.
1. Планируемые результаты
В результате изучения курса «Музыка» на уровне начального общего
образования должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного
предмета «Музыка»:
– чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения
лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,
музыки Русской православной церкви, различных направлений современного
музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной
и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни
человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной
деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе
познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы
достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
позитивная
самооценка
своих
музыкально-творческих
возможностей;
1

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох,
творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной
доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся
в музыкально-творческой деятельности:
– Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
– Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
– использование музыкальных образов при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизации.
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения
музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкальнотворческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных
музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкальнотеатрализованных представлений.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы
готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности
отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и
национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России,
музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и
общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения
собственного опыта музыкально-творческой деятельности, обучающиеся научатся
понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и
осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства,
обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные
образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций,
исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое
отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения,
интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать
позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом
потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкальноисполнительских замыслов.
2

У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека,
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе
музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение
социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через
музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и
саморазвитию.
Обучающиеся
научатся
организовывать
культурный
досуг,
самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе
домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями,
родителями.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы, обучающиеся должны научиться в
дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах
познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные
виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного
дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника,
включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры,
развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей
самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать
активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы,
города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные
элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах
интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании
образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового,
эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает
особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов
(детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также
народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и
особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской)
музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра
русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях
музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и
трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки,
отечественной и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных,
маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без
сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
3

4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения
правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет
твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по
силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо
произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения
выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами
двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах
детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее
двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном
ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в
том числе тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
3. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
4. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о
клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
5. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке:
сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и
половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках
исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и
трехдольность – восприятие и передача в движении.
6. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
7. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме
первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам
выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных,
пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
8. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и
трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для
слушания музыки.
9. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт.
Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
10. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение.
Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования
обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в
различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на
детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и
импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность; музицировать;

4

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при
пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в
выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов
мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать
музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание курса
3. класс Музыкальный проект «Сочиняем
сказку».
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческоисполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся,
педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения.
Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие
музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с
участием обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его содержания: сюжет,
распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального
материала. Разучивание и показ.
Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация,
пригласительные билеты и т. д.).
Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала
как части проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения в
процессе работы над целостным музыкально-театральным проектом.
Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты.
Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам. Пение хоровых партий по
нотам. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим
проектом.
Работа над метроритмом. Ритмическое остинато и ритмические каноны в
сопровождении музыкального проекта. Усложнение метроритмических структур с
использованием пройденных длительностей и пауз в размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение
ритмоформул для ритмического остинато.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Совершенствование игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре): исполнение
оркестровых партитур для различных составов (группы ударных инструментов
различных тембров, включение в оркестр партии синтезатора).
Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Широка страна моя родная
Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и
поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие
навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских
народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных
республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен
народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.
Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные,
5

хороводные, плясовые и др.) в сопровождении народных инструментов. Пение a capella,
канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание песен по нотам.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение на народных
инструментах (балалайка, бубны, ложки и др.) ритмических партитур и
аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей.
Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация
небольших инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и
применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.
Хоровая планета
Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские,
детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкальноисполнительской культуры.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического
ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного
академического русского народного хора п/у А.В. Свешникова, Государственного
академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора
имени В. С. Попова и др. Определение вида хора по составу голосов: детский, женский,
мужской, смешанный. Определение типа хора по характеру исполнения: академический,
народный.
Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых
навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровых произведений. Накопление
хорового репертуара. Исполнение хоровых произведений классической и современной
музыки с элементами двухголосия.
Мир оркестра
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах
симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для
солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с
яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей,
исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров
инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с
выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для
молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего
инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.
Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование на
определение тембра различных инструментов и оркестровых групп.
Игра на музыкальных
инструментах
в ансамбле. Исполнение
инструментальных миниатюр «соло-тутти» оркестром элементарных инструментов.
Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования.
Начальные навыки пения под фонограмму.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием.
Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий.
Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах
октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий
с использованием ручных знаков.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне,
ксилофоне, синтезаторе.
Музыкально-игровая
деятельность:
двигательные,
ритмические
и
6

мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся
рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых
аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение
интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в
партии синтезатора.
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам
оркестровых партитур различных составов.
Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального
склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий.
Формы и жанры в музыке
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном
материале. Форма рондо.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах.
Определение соединений формы рондо и различных жанров. Примеры: Д.Б.
Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л. Бетховен «Ярость по
поводу потерянного гроша». Прослушивание оркестровых произведений, написанных в
форме вариаций. Примеры: М. И. Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро».
Активное слушание с элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьеспортретов в простой двухчастной и простой трехчастной формах и др.
Музыкально-игровая деятельность. Форма рондо и вариации в музыкальноритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического
соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.).
Исполнение хоровых произведений в форме рондо. Инструментальный
аккомпанемент с применением ритмического остинато, интервалов и трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных
формах и жанрах с применением пройденных мелодико-ритмических формул,
интервалов, трезвучий, ладов.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).
Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества,
Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники
церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в
школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового
и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов
России.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального
материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с
применением усложненных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных
музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с
использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование
7

солиста и оркестра – исполнение «концертных» форм.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения
программы в третьем классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и
проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев
музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с
использованием пройденного хорового и инструментального материала. Рекомендуемые
темы: «Моя Родина», «Широка страна моя родная», «Сказка в музыке», «Наша школьная
планета», «Мир природы» и другие. Театрализованные формы проведения открытых
уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций,
театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие
родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке
сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций,
костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей:
«режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
4. класс
Песни народов мира
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира.
Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические
особенности песен народов мира.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия,
ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор,
вариантность, контраст).
Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками
(синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам
аккорда, скачками).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение
оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку
партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии;
пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение
простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков).
Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и
трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков).
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением
ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение
ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной
формах, исполнение их на музыкальных инструментах. Ритмические каноны на основе
освоенных ритмоформул. Применение простых интервалов и мажорного и минорного
трезвучий в аккомпанементе к пройденным хоровым произведениям (в партиях
металлофона, ксилофона, синтезатора).
Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых
интервалов, мажорного и минорного трезвучий.
Оркестровая музыка
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый,
8

эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и
тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты.
Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в
практической исполнительской деятельности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового,
народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича,
В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров,
лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры,
балалайки-соло, народных инструментов региона и др.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра
оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в
ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио,
соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в
подражание различным инструментам.
Музыкально-сценические жанры
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными
особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и
мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических
произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкальносценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художникадекоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино»,
Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».
Драматизация
отдельных
фрагментов
музыкально-сценических
произведений. Драматизация песен. Примеры: р. н. п. «Здравствуй, гостья зима», Р.
Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня
«Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
Музыка кино
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам.
Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Содержание обучения по видам деятельности:
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ
функций и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:

характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды
действия;

создание эмоционального фона;

выражение общего смыслового контекста фильма.
Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г.
Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А. Рыбников).
Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»; музыкальные характеристики героев в
мультфильмах российских режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А.
Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам:
«Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения
Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В.
Шаинский).
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным
исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных
кинофильмов и мультфильмов.
Учимся, играя
9

Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху,
соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения
программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на
правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизациясоревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных
построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).
Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества,
Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники
церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в
школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической, инструментальноритмической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового
и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту
тематики освоенного учебного предмета.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального
материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с
применением всего разнообразия пройденных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре.
Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного
оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических
формул. Соревнование: «солист –солист», «солист –оркестр».
Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового,
инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период
обучения.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения
программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и
проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев
музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с
использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и
разыгрывание
музыкально-театральных
постановок,
музыкально-драматических
композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на
сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях
(участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров,
реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива:
распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
Музыкальный материал
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части.
С. Рахманинов.
10

Вокализ. С. Рахманинов.
Песня о России. В. Локтев; Родные места Ю. Антонов.
Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня; Колыбельная, обраб.
А. Лядова; У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой
хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н.
Римского-Корсакова.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Земле Русская, стихира.
Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых.
Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А Бородин.
Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.
Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире,
слова А. Толстого.
Тропарь праздника Пасхи.
Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.
Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Не шум шумит, русская народная песня.
Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии № 1 для двух фортепиано. С.
Рахманинов.
В деревне. М. Мусоргский.
Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Пастораль. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г.
Свиридов.
Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни.
Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи А. Пушкина.
Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи А. Пушкина.
Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.
Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.
Римский-Корсаков.
Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений
Онегин». П. Чайковский.
Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М.
Мусоргский.
Венецианская ночь. М. Глинка.
Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.
Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико, грузинские народные песни.
Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная
песня; Санта Лючия, итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (3-я часть).
Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский.
Ты, воспой, воспой жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г.
Свиридов.
Пляска скоморохов, русская народная песня-пляска.
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Троицкие песни.
Ноктюрн. Из квартета № 2. А. Бородин.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П.
Чайковский.
11

Сирень. С. Рахманинов.
Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Песня французского рыцаря, ред. С. Василенко.
Полонез Ля мажор; Вальс си минор; Мазурки ля минор, Фа мажор, Сибемоль мажор. Ф. Шопен.
Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Венецианская ночь. М. Глинка.
Арагонская хота. М. Глинка.
Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из III действия, сцена из IV
действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.
Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска персидок. Из оперы
«Хованщина». М. Мусоргский.
Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский.
Вальс. Из оперетты «Летучая мышь» И. Штраус.
Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф.
Лоу.
Звёздная река. Слова и музыка В. Семёнова; Джаз. Я. Дубравин. Острый
ритм. Дж. Гершвин.
Прелюдия до-диез минор. С. Рахманинов.
Прелюдии № 7 и № 20. Ф. Шопен.
Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен.
Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен.
Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни;
Пастушка, французская народная песня в обр. Ж. Векерлена.
Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыка Б. Окуджавы; Песня о
друге. Слова и музыка В. Высоцкого; Резиновый ёжик; Сказка по лесу идёт. С.
Никитин, слова Ю. Мориц.
Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. РимскийКорсаков.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».