Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа Информатика - 9 класс

Пояснительная записка
Программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии с: требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
(личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и
формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические
особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования,
учитываются межпредметные связи.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании следующих нормативноправовых документов:









Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от
02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу
с 31.03.2015 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации 17.12.2010 № 1897
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №
1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
В основу рабочей программы положена программа авторов: Босова Л. Л., Босова А.
Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 88 с.

Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах
их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики
закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных
связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств
ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных
областей, так
и в реальных жизненных ситуациях,
становятся значимыми для
формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной
информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые
в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира.
В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению
новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к
быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм
мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной
деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики и ИКТ для 8–9 классов основной школы акцент
сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной
культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного
потенциала предмета.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения
ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и
обобщение этого опыта.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений
Российской Федерации на изучение информатики на ступени основного общего
образования отводится 1 ч в неделю в 9 классе. Авторская программа курса «Информатика»
рассчитана на 35 ч. С учетом календаря праздничных дат, расписанием учебных занятий
школы, годового учебного графика возможны внесения изменения тем (объединение,
резервные часы, повторение), что найдет отражение в календарно – тематическом плане
(скорректированные сроки прохождения).
С учетом календаря и праздничных дат программа будет пройдена за 33 часа за счет
сокращения итогового повторения на 1 ч. и объединение тем «Конструирование алгоритмов»,
«Запись вспомогательных алгоритмов на языке программирования» в разделе
«Алгоритмизация и программирование».
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено
на достижение следующих целей:
- формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации,
теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
- умений и способов деятельности в области информатики;
- совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией,
навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие
навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом
правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной
деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью
компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий,
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

2

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.

Планируемые результаты изучения программы



















Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при
изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
3













самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры
для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых
сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию
и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах
и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной
школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления
о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных
навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
Раздел 1. Введение в информатику
Ученик научится:
 декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
 оперировать единицами измерения количества информации;
 оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов
(объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи
информации и др.);
4

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять
значение логического выражения; строить таблицы истинности;
 анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы
и др.);
 перекодировать информацию из одной пространственно-графической или
знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое
представление (визуализацию) числовой информации;
 выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в
соответствии с поставленной задачей;
 строить простые информационные модели объектов и процессов из различных
предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков,
диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объектуоригиналу и целям моделирования.
Ученик получит возможность:
 углубить и развить представления о современной научной картине мира, об
информации как одном из основных понятий современной науки, об
информационных процессах и их роли в современном мире;
 научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
 научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного
символами произвольного алфавита
 переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную систему счисления;
 познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе
с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
 научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
 научиться решать логические задачи путем составления логических выражений
и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
 сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о
компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов
окружающего мира;
 познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании
реальных объектов и процессов
 научиться строить математическую
модель задачи – выделять исходные
данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Ученик научится:
 понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у
них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность,
понятность, результативность, массовость;
 оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление»,
«цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или
иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на
алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
 понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда
исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения,
накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач,
решаемых исполнителем;
 исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной
системой команд;



5

составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает
заданное;
 ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм,
обрабатывающий цепочки символов.
 исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
 исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
 понимать правила записи
и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с
параметром или цикл с условием продолжения работы;
 определять значения переменных после исполнения простейших циклических
алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
 разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Ученик получит возможность научиться:
 исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
 составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального
исполнителя с заданной системой команд;

определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение
поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального
исполнителя с заданной системой команд;
 подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов,
являющейся результатом работы алгоритма;
 по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
 исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы
обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива;
суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование
элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов
массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов
массива и др.);
 разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции;
 разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Ученик научится:
 называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
 описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
 подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
 оперировать объектами файловой системы;
 применять основные правила создания текстовых документов;
 использовать средства автоматизации информационной деятельности при
создании текстовых документов;
 использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
 работать с формулами;
 визуализировать соотношения между числовыми величинами.
 осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
 основам организации и функционирования компьютерных сетей;
 составлять запросы для поиска информации в Интернете;
 использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:


6















научиться систематизировать знания о принципах организации файловой
системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах
организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного
обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер
человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием
средств электронной таблицы;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена
информацией, об использовании информационных ресурсов общества с
соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований
информационной безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка
надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные
моменты времени и т. п.);
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены,
эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
сформировать
понимание
принципов
действия
различных
средств
информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Основное содержание
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема урока, практическое
занятие
Повторение

Количество часов

Моделирование
и
формализация
Алгоритмизация
и
программирование
Обработка
числовой
информации в электронных
таблицах
Коммуникационные
технологии
Итоговое повторение
Итого:

7

2

8
6
10
1
34

Повторение (2 часа.)
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация
рабочего места. Повторение изученного материала в курсе информатики за 8 класс
Глава 1 «Моделирование и формализация» (7 часов)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта
(предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.
Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей
(словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и
7

др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям
моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и
экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при
решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления
базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск,
удаление и сортировка данных.
Аналитическая деятельность:

различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в
жизни;

осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные
свойства с точки зрения целей моделирования;

оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при
описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:

строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы,
диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с
минимальными потерями в полноте информации;

исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с
поставленной задачей;

работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

создавать однотабличные базы данных;

осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Глава 2 «Алгоритмизация и программирование» (8 часов)
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий
исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи
алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа –
запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление
исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие
вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные,
строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами
(массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по
проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных
результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь.
Управление в живой природе, обществе и технике.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила
8

представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание,
ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма –
кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде
программирования.
Аналитическая деятельность:

приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных
алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические
конструкции могут войти в алгоритм;

осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи;

анализировать готовые программы;

определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных
данных для исполнителя арифметических действий;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных
данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных
алгоритмических конструкций и подпрограмм. программировать линейные алгоритмы,
предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;





разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение
линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с
использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
o нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
o подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому
условию;
o нахождение суммы всех элементов массива;
o нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
o сортировка элементов массива и пр.
Глава 3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах» (6 часов)
9

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные
ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм.
Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Аналитическая деятельность:
 анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;
 определять условия и возможности применения программного средства
для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
 создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по
встроенным и вводимым пользователем формулам;
 строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Глава 4 «Коммуникационные технологии» (10 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации.
Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная
почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей:
Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск
информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной
информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных
программ и работы в сети Интернет.
Аналитическая деятельность:
 выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе
компьютерных сетей;
 анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
 приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
 анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать
достоверность найденной информации.
Практическая деятельность:
 осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
 определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма
данных по каналу связи с известными характеристиками;
 проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций;
 создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные
информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические
объекты;
 проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из моральноэтических соображений, позитивных социальных установок и интересов
индивидуального развития.
Итоговое повторение (1 час)

10

Календарно-тематическое планирование
п/п
1

2

3

Дата по
плану

Дата по
факту

Кол-во
Предметные результаты
часов
Повторение (2 часа)
Техника безопасности и
Знать: материал, изученный в
организация рабочего места.
курсе информатики за 8 класс.
1
Стартовая работа.
Уметь: применять полученные
знания и умения на практике.
Анализ стартовой работы. Цели
Знать/понимать:
изучения курса информатики и
- общие представления о целях
ИКТ.
изучения курса информатики и
ИКТ.
Уметь:
- представлять о роли ИКТ при
изучении школьных предметов и в
1
повседневной жизни;
- увязать учебное содержание с
собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в
области информатики и ИКТ в
условиях развития
информационного общества.
Тема1. Моделирование и формализация (7 часов)
Моделирование как метод
Знать: понятия модели,
познания.
моделировании, цели
моделирования, форматирования;
различия между натуральными и
информационными моделями.
1
Уметь: различать образные,
знаковые и смешанные
информационные модели;
приводить примеры моделей для
реальных объектов и процессов;
разработка схемы моделирования
Тема урока

Домашнее
задание

Виды
контроля
Тестирование

Введение.

Индивидуал
ьный,
Подготовить фронтальны
сообщение й опрос
«Человек в
информацио
нном
обществе»

§1.1

Индивидуал
ьный,
фронтальны
й опрос

11

4

Знаковые модели.

1

для любой задачи;
выполнять построение и
исследование информационной
модели, в том числе на
компьютере;
создавать рисунки, чертежи,
графические представления
реального объекта, в частности в
процессе проектирования с
использованием основных
операций графических
редакторов;
осуществлять простейшую
обработку цифровых
изображений;
осуществлять системный анализ
объекта, выделять среди его
свойств существенные свойства с
точки зрения целей
моделирования;
оценивать адекватность модели
моделируемому объекту и целям
моделирования.
Знать: определение словесных,
информационных, математических
и имитационных моделей.
Уметь: моделировать ситуацию в
системе массового обслуживания –
магазине, полет снаряда,
выпущенного из пушки при
различных исходных данных.
работать с готовыми
компьютерными моделями из
различных предметных областей;
определять вид информационной

§1.2

Промежуточ
ный

12

5

Графические модели.
Практическая работа №1
«Построение графических
моделей».

1

6

Табличные модели.
Практическая работа №2
«Построение табличных моделей».

1

модели в зависимости от стоящей
задачи; исследовать с помощью
информационных моделей
объекты в соответствии с
поставленной задачей.
Уметь: приводить примеры
моделей для реальных объектов и
процессов; разрабатывать схемы
моделирования для любой задачи;
выполнять построение и
исследование информационной
модели, в том числе на
компьютере; создавать рисунки,
чертежи, графические
представления реального объекта,
в частности в процессе
проектирования с использованием
основных операций графических
редакторов; осуществлять
простейшую обработку цифровых
изображений.
Иметь представление об
интерфейсе системы управления
базами данных Access.
Уметь создавать структуру
табличной базы данных; вводить и
редактировать данные разных
типов; упорядочивать данные по
указанному признаку.
Создавать и редактировать базы
данных;
Заполнение данными созданной
структуры и проведение
редактирования данных;
создание и редактирование

§1.3.
вопросы №14,7,11

§1.4
вопросы №14

Промежуточ
ный

Промежуточ
ный

13

7

База данных как модель
предметной области. Реляционные
базы данных.
Практическая работа №3 Работа
с готовой базой данных:
добавление, удаление и
редактирование записей в режиме
таблицы.

8

1

Система управления базами
данных.
1

формы;
Осуществление выборки,
сортировки и просмотра данных в
режиме списка и формы;
Реализовывать простые запросы
на выборку данных в
конструкторе запросов;
Реализация запросов со сложными
условиями выборки;
Знать: об интерфейсе системы
управления базами данных Access.
Уметь: создавать структуру
табличной базы данных; вводить и
редактировать данные разных
типов; упорядочивать данные по
указанному признаку; создавать и
редактировать базы данных;
заполнять данными созданной
структуры и проводить
редактирование данных;
создавать и редактировать формы;
осуществлять выборки,
сортировки и просмотра данных в
режиме списки и формы;
реализовывать простые запросы на
выборку данных в конструкторе
запросов; реализовывать запросы
со сложными условиями выборки;
Открывать готовую базу данных;
просматривать данные в режиме
таблицы; редактировать записи;
добавлять и удалять записи.
Уметь: видеть различие между
фактографическимии,
документальными и

§1.5.
вопросы № 17

Промежуточ
ный

§1.6
(п. 1, 2, 3),
вопросы
№1-4

14

9

10

распределительными БД;
определять структуру (состав)
полей), ключи, и типы полей для
реляционных БД под заданными
названиями.
Проверочная работа.
Иметь: представление о модели,
«Моделирование и
моделировании, цели
формализация».
моделирования, форматирования,
словесных, информационных,
математических и имитационных
моделях о системе управления
базами данных (СУБД).
Знать: различия между
натуральными и
информационными моделями,
графических информационных
моделях (схема, чертеж, график,
диаграмма, графы), табличных
1
моделях, различия между
таблицей типа «объект –
свойство» и таблицей типа
«объект - объект», о базах данных,
основные способы организации
данных в базах данных
(иерархический, сетевой,
реляционный), основные объекты
СУБД (таблицы, формы, запросы,
отчеты).
Уметь: различать образные,
знаковые и смешанные
информационные модели.
Тема2. Алгоритмизация и программирование (8 часов)
Анализ проверочной работы.
Уметь: использовать
Решение задач на компьютере.
1
приобретенные знания и умения в
практической деятельности и

Тестировани
е

§2.1

Промежуточ
ный
15

Практическая работа №5
«Решение задач на компьютере».

11

Техника безопасности.
Одномерные массивы целых
чисел. Описание, заполнение,
вывод массива.
Практическая работа №6
«Написание программ,
реализующих алгоритмы
заполнение и вывод одномерных
массивов»

12

1

Вычисление суммы элементов
массива.
Практическая работа №7
«Написание программ,
реализующих алгоритмы
вычисления суммы элементов
массива»

1

повседневной жизни для:
создания простейших моделей
объектов и процессов в виде
изображений и чертежей,
динамических (электронных)
таблиц, программ (в том числе - в
форме блок-схем); выделять этапы
решения задачи на компьютере;
осуществлять разбиение исходной
задачи на подзадачи.
Уметь: выполнять базовые
операции над объектами:
цепочками символов, числами,
списками, деревьями; проверять
свойства этих объектов;
выполнять и строить простые
алгоритмы.
Иметь: представление о массиве,
его описание и заполнение, вывод.
Знать: определение одномерных
массивов, сравнивать различные
алгоритмы решения одной задачи.
Уметь: исполнять готовые
алгоритмы для конкретных
исходных данных; разрабатывать
программы для обработки
одномерного массива.
Уметь: находить сумму всех
элементов массива;
подсчитывать количество
элементов массива,
удовлетворяющих некоторому
условию.

§2.2.1 – 2.2.3

Промежуточ
ный

§2.2.4

Промежуточ
ный

16

13

Последовательный поиск в
массиве.
Практическая работа №8
«Написание программ,
реализующих алгоритмы поиска в
массиве»

14

Сортировка массива.

15

Практическая работа №9
«Написание программ,
реализующих алгоритмы
сортировки в массиве»
Конструирование алгоритмов.

1

1

1

16

Запись вспомогательных
алгоритмов на языке Паскаль.
Практическая работа №10
«Написание вспомогательных
алгоритмов»

Иметь: представление о
последовательном поиске в
массиве.
Уметь: находить количество и
сумму всех четных элементов в
массиве; находить минимальное
(максимальное) значения в
данном массиве.

§2.2.5

Промежуточ
ный

Иметь: представление о
сортировке массива.
Уметь: решать задачи на
сортировку элементов массива.

§2.2.6 – 2.2.7

Промежуточ
ный

Знать: определение одномерных
массивов.
Уметь: сравнивать различные
алгоритмы решения одной задачи;
исполнять готовые алгоритмы для
конкретных исходных данных;
разрабатывать программы для
обработки одномерного массива.
Знать: виды подпрограмм
(процедура, функция);
определения: Метод
последовательной детализации.
Сборочный метод.
Нисходящий и библиотечный
методы построения сложных
алгоритмов.
Правила записи циклической
программы
Понятие вспомогательного
алгоритма.

§2.3

Промежуточ
ный

§2.4

Промежуточ
ный

17

Уметь: записывать
вспомогательный алгоритм в
языках программирования с
помощью подпрограмм;
исполнять готовые алгоритмы для
конкретных исходных данных;
записывать программы для
обработки одномерного массива
на языке Паскаль.
17

Алгоритмы управления.
Обобщение и систематизация
основных понятий темы
«Алгоритмизация и
программирование». Проверочная
работа

Иметь: представление о языках
программирования, о языке
Паскаль, об алфавите и словаре
языка, типах данных, о структуре
программы, об операторе
присваивания, об операторах
ввода и вывода, об условном
операторе, о составном операторе
и многообразии способов записи
ветвлений, о программирование
циклов с заданным условием
продолжения работы, о
программирование циклов с
заданным условием окончания
работы, о программирование
циклов с заданным числом
повторений, о массиве, его
описание и заполнение, вывод, о
последовательном поиске в
массиве, о сортировке массива,.
Знать: этапы решения задачи на
компьютере, типы данных,
различные варианты
программирования циклического
алгоритма, правила вычисления
суммы элементов массива.

§2.5

Тестирование

18

18

19

Уметь: записывать
вспомогательный алгоритм в
языках программирования с
помощью подпрограмм. Знать
виды подпрограмм (процедура,
функция).
Тема 3.Обработка числовой информации (6 часов)
Анализ контрольной работы.
Знать: назначение и возможности
Интерфейс электронных таблиц.
электронных таблиц; структуру
Данные в ячейках таблицы.
электронной таблицы; режимы
Основные режимы работы.
отображения электронной
таблицы; демонстрационную
Практическая работа №11
электронную таблицу.
«Основы работы в электронных
Уметь: вводить информацию в
таблицах»
электронную таблицу;
подготавливать электронную
таблицу к расчетам; создавать
структуры ЭТ и заполнять её
данными; редактировать
электронную таблицу; проводить
1
суммирование значений ячеек в
заданном диапазоне;
устанавливать заданный формат
данных в ячейках; вводить данные
в готовую таблицу, изменять
данные, переходить к
графическому представлению;
вводить математические формулы
и проводить вычисление по ним,
представлять формульную
зависимость на графике;
сравнивать электронную таблицу
и базы данных.
Организация вычислений.
Иметь: представление об
1
Относительные, абсолютные и
относительных, абсолютных и

§3.1

Промежуточ
ный

§3.2

Промежуточ
ный
19

смешанные ссылки.
Практическая работа №12
«Вычисления в электронных
таблицах»

20

Встроенные функции. Логические
функции.
Практическая работа №13
«Использование встроенных
функций»

21

Сортировка и поиск данных.
Практическая работа №14
«Сортировка и поиск данных»

22

Техника безопасности.
Построение диаграмм и графиков.

1

смешанных ссылках.
Уметь: выявлять общее и отличия
в разных программных продуктах,
предназначенных для решения
одного класса задач; создавать
относительные и абсолютные
ссылки; решать задачи с
применением ссылок.
Уметь: приводить примеры
встроенных функций;
осуществлять ввод функций в
ячейки ЭТ; записывать формулы и
использовать в них встроенные
функции; создавать и
редактировать диаграммы;
манипулировать с диапазонами
ЭТ; сортировать данные в таблице
MS Excel.
Иметь: представление о
сортировке и поиске данных.
Уметь: определять условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач;
осуществлять сортировку и поиск
данных в ЭТ; использовать
функции СУММ, СРЗНАЧ, МИН,
МАКС при построении таблицы;
сортировать данные таблицы по
возрастанию и убыванию;
использовать режим отображения
формул.
Уметь: строить диаграммы и
графики; строить диаграммы и
графики в электронных таблицах;

§3.2

Промежуточ
ный

§3.3.1

Промежуточ
ный

§3.3.2

Промежуточ
ный
20

Практическая работа №15
«Построение диаграмм и графиков»

23

24

вводить данные в готовую
таблицу, изменять данные,
переходить к графическому
представлению; вводить
математические формул и
вычисление по ним,
представление формульной
зависимости на графике.
Обобщение и систематизация
Иметь: представление об
основных понятий главы
интерфейсе электронных таблиц,
«Обработка числовой информации
основных режимах работы
в электронных таблицах».
электронных работ, об
Проверочная работа.
относительных, абсолютных и
смешанных ссылках, о встроенных
ссылках, логических функциях, о
сортировке и поиске данных.
Уметь: строить диаграммы и
графики; выявлять общее и
отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Тема4. Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные
Знать: назначение и типовой
§4.1
компьютерные сети
состав компьютерной сети,
классификацию компьютерных
Практическая работа№16
сетей; базовые принципы
«Работа в локальной сети»
организации и функционирования
компьютерных сетей.
1
Уметь: использовать средства
телекоммуникационных
технологий: электронная почта,
чат, телеконференции и т.д.;
использовать инструменты
создания информационных
объектов для Интернета, методы и

Тестировние

Промежуточ
ный

21

25

Всемирная компьютерная сеть
интернет.
Как устроен интернет.
IP-адрес компьютера.
Практическая работа№17
«Работа с WWW: использование
URL-адреса и гиперссылок,
сохранение информации на
локальном диске.»

1

средства создания и
сопровождения сайта;
иллюстрировать учебные работы с
использованием средств
информационных технологий;
оценивать числовые параметры
информационных объектов и
процессов: объем памяти,
необходимый для хранения
информации, скорость передачи
информации; работать в
локальной сети; различать типы
сетей, по основным параметрам.
рассчитывать скорость передачи
информации при процессе
передачи информации.
Иметь: представление о процессе §4.2.1, 4.2.2
передачи информации, источнике
и приемнике информации,
сигнале, кодировании и
декодировании, искажении
информации при передаче,
скорости передачи информации.
Уметь: создавать простейшие
Web-страниц; искать информацию
с применением правил поиска
(построения запросов) в базах
данных, компьютерных сетях,
некомпьютерных источниках
информации (справочниках и
словарях, каталогах, библиотеках)
при выполнении заданий и
проектов по различным учебным
дисциплинам; осуществлять
передачу информации по
телекоммуникационным каналам в

Промежуточ
ный

22

26

Доменная система имён.
Протоколы передачи данных.

1

27

Всемирная паутина.
Файловые архивы.

1

28

Электронная почта. Сетевое
коллективное взаимодействие.
Сетевой этикет.
Безопасность в интернете.
Практическая работа№18

1

учебной и личной переписке,
использования информационных
ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и
этических норм; организовывать
поиск информации в среде
коллективного использования
информационных ресурсов.
Иметь: представление о доменной §4.2.3, 4.2.4
системе имён и протоколах
передачи данных.
Уметь: анализировать доменные
имена компьютеров и адреса
документов в Интернете;
определять минимальное время,
необходимое для передачи
известного объёма данных по
каналу связи с известными
характеристиками.
Иметь: представление о серверах, §4.3.1, 4.3.2
структуре Всемирной паутины.
Уметь: приводить примеры
ситуаций, в которых требуется
поиск информации;
анализировать и сопоставлять
различные источники
информации, оценивать
достоверность найденной
информации.
Уметь: пользоваться электронной §4.3.3-4.3.7
почтой и файловыми архивами;
осуществлять передачу
информации по
телекоммуникационным каналам в
учебной и личной переписке;

Промежуточ
ный

Промежуточ
ный

Промежуточ
ный

23

«Работа с электронной почтой».

29

Технологии создания сайта.
Содержание и структура сайта.
Практическая работа №19
«Разработка содержания и
структуры сайта».

30

Оформление сайта.
Практическая работа №20
«Оформление сайта».
Размещение сайта в Интернете.
Практическая работа №21
«Размещение сайта в Интернете».

31

1

Обобщение и систематизация
основных понятий главы
«Коммуникационные
технологии». Проверочная работа.

1

1

регистрировать почтовый ящик
электронной почты, создавать,
получать и отправлять сообщения;
оперировать информационными
объектами, используя
графический интерфейс;
открывать именовать, сохранять
объекты, архивировать и
разархивировать информацию,
пользоваться меню и окнами,
справочной системой;
предпринимать меры
антивирусной безопасности.
Иметь: представление о
технологии создания сайта.
Уметь: создавать с
использованием конструкторов
(шаблонов) комплексные
информационные объекты в виде
веб-страницы, включающей
графические объекты.
Уметь: оформлять сайт; создавать
с использованием конструкторов
(шаблонов) комплексные
информационные объекты в виде
веб-страницы, включающей
графические объекты. Размещать
сайт в Интернет.
Иметь: представление о
локальных и глобальных
компьютерных сетях, о доменной
системе имён и протоколах
передачи данных, о серверах,
структуре Всемирной паутины,

§4.4.1, 4.4.2

Промежуточ
ный

§4.4.3, 4.4.4.

Промежуточ
ный

Не задано

Тестирование

24

32

33

Анализ проверочной работы.
Основные понятия курса.

1

Итоговое тестирование.
1

34

Повторение

представления об электронной
почте, о телеконференциях,
форумах, чатах, социальных сетях
и сетевом этикете, о технологии
создания сайта.
Знать: как устроен Интернет,
иметь представление об IP-адрес
компьютера, содержание и
структуру сайта.
Уметь: работать с электронной
почтой, оформлять сайт,
размещать сайт в Интернет.
Знать: материал, изученный в
курсе информатики за 9 класс.
Уметь: применять полученные
знания и умения на практике.
Знать: материал, изученный в
курсе информатики за 9 класс.
Уметь: применять полученные
знания и умения на практике.

Не задано

Промежуточ
ный

Не задано

Тестирование

25

Перечень учебно- методического и материально-технического обеспечения.
Для ученика:
1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. «Информатика» 9 класс – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний,
2015 г.;

Для учителя

1. учебник по базовому курсу Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. «Информатика» 9 класс – Москва, БИНОМ:
Лаборатория знаний, 2015 г.;
2. Набор
цифровых
образовательных
ресурсов
для
9
класса:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
3. Стандарт базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от
09.03.2004 года.
4. Примерная программа (основного) общего образования по информатике и информационным
технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от
07.07.2005г. № 03-1263)
5. Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы)/
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. (http://metodist.lbz.ru)
6. Пояснительная записка к учебнику «Информатика и ИКТ» для 9 класса.
Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. (http://metodist.lbz.ru)
7. Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по
моделированию. – Спб. «Питер», 2004 [158]
8. Тихомиров В.П. Информатика часть 1-5. МЭСИ. – Москва, 2005 [178]
Электронные учебные пособия
1.
2.
3.
4.

http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
(ОМC)
5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».