Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа по литературному чтению 3-4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3-4 классов является приложением основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ ст. Черноярской
Моздокского района РСО-Алания.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
3 класс
Личностные УУД

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание
понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и
традициям других народов.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с
точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Регулятивные УУД

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения
различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях

Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с
предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определенном этапе

Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Критично относиться к своему мнению
1


Понимать точку зрения другого

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом
Предметные результаты:

осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения
другим предметам и в дальнейшей жизни;

бегло, выразительно читать текст;

выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов
целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость
чтения не менее 80-90 слов в минуту);

улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и
интонационные связи в тексте;

описывать устно содержание репродукций картин известных художников и
сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;

самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в
них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по
его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;

научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
4 класс
Личностные УУД

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание
понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других
народов.

Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного
маршрута.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с
точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей
гражданина России.
Регулятивные УУД

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать
алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно
оценивать.

Использовать при выполнения задания различные средства: справочную
литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД

Подробно пересказывать небольшие тексты.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Представлять информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД
2


Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной
позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Предметные результаты:

осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения
другим предметам и в дальнейшей жизни;

бегло, выразительно читать текст;

ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и
точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90
слов в минуту);

понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного
произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями
прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими
словами;

передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного,
творческого пересказа;

придумывать начало повествования или его возможное продолжение и
завершение;

составлять план к прочитанному тексту;

вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты
из текста;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые
описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику
основным действующим лицам произведения;

называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных
жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;

читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и
зарубежной литературы;

называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и
объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;

полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого
учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро
3

схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ,
какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного
задания.

оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
2. Содержание учебного предмета, курса
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета
3 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание
собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,
умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать
вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному
произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных
по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и
др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное
определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

4

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание
или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге:
научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия
«Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на
примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:
последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика
героя
произведения
с
использованием
художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка
персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный
и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на
части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части
и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в
виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить
данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание
заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание
отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по
5

отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных
видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли
текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с
опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ
текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи.
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно
задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научнопознавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с
опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях
внеучебного общения.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме)
ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение,
повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и
использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом
особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие
содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества разных народов
России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской
литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших
школьников.
Представленность
разных
видов
книг:
историческая,
приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские
периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Нахождение в
тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; геройпроизведения:
его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
6

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение
(монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного
смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение
этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание
собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),
репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе
личного опыта.
В соответствии с ФГОС НОО содержание учебного предмета дополняется
следующими вопросами регионального и этнокультурного характера:
**Знакомство с основными языками искусства. Понимание роли искусства в развитии
эстетических вкусов человека. Способы художественного оформления быта на примерах
народов, населяющих Свердловскую область. Нижнетагильские жестовские подносы.
**Песни, считалки, потешки, прибаутки, распространенные среди жителей Среднего
Урала. Характерные герои сказок, песен и литературных произведений Урала.
**Песни, считалки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, распространенные среди
жителей среднего Урала.
**Природа Свердловской области как часть Уральской равнинно-горной системы страны и
прилегающих территорий. Основные природные и человеческие ресурсы Среднего Урала.
**Зависимость здоровья и деятельности человека от природы родного края. Негативное и
позитивное влияние деятельности человека на целостность и устойчивость природы
региона
**Народные игры: обрядовые, развлекательные, спортивные
**Народный календарь уральской природы, земледельческого труда, обрядов и праздников.
** Чтение стихов Уральских поэтов (Г.Сапгир, Л. Татьяничева)
**Портрет, характер героев, выраженных через поступки и речь в сказах П.П. Бажова.
**Сезонные закономерности развития природы на Среднем Урале.
**Долг и ответственность в учебной и семейно-бытовой деятельности, при общении с
родителями, педагогами, сверстниками.
**Праздники и знаменательные даты России и Свердловской области.
**Средний Урал в древних легендах, мифах и сказках народов, его населяющих в прошлом, а
также в настоящее время.
7

**Характерные герои сказок, песен и литературных произведений Урала, их взаимосвязь с
героями народного творчества разных стран мира.
Вводный урок по курсу литературное чтение (1 ч.)
Самое великое чудо на свете (3 ч.)
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (8 ч.)
Русские народные песни.
Докучные сказки.
Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич
и серый волк», «Сивка – бурка».
Проект «Сочиняем волшебную сказку»
Поэтическая тетрадь № 1 (11ч.)
Проект «Как научиться читать стихи?» на основе научно-популярной статьи Я.
Смоленского
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Встреча зимы»
И. З. Суриков «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (16 ч.)
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
И. А. Крылов. Басни
Лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова
Детство Л. Н. Толстого. Рассказы Л. Н. Толстого
Поэтическая тетрадь № 2 (6 ч.)
Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Повествовательное произведение в стихах
«Дедушка Мазай и зайцы»
Стихотворения К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина
Литературные сказки (5 ч.)
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки»
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Былины и небылицы (7 ч.)
М. Горький «Случай с Евсейкой»
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
А. И. Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь № 1 (6 ч.)
С. Чёрный. Стихи о животных
А. А. Блок. Картины зимних забав
С. А. Есенин
Люби живое (13 ч.)
М. М. Пришвин «Моя Родина»
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку»
8

В. В. Бианки «Мышонок Пик»
Б. С. Житков «Про обезьянку»
В. П. Астафьев «Капалуха»
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.)
С. Я Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной»
А. Л. Барто «Разлука». «В театре».
С. В. Михалков «Если»
Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка».
Проект «Праздник поэзии»
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (9 ч.)
В. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок »
А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»
М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники»
Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон».
В. Ю. Драгунский «Друг детства»
Сборник юмористических рассказов Н. Носова
По страницам детских журналов (6 ч.)
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»
Ю. И. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели»
Г. Б. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды»
Р. Сеф «Веселые стихи».
Зарубежная литература (5ч.)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей»
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Содержание учебного предмета
4 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
9

просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и
др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).
Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление,
титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный
материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавияпроизведения,
его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного
текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что
фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере
народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное
воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения
лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на
основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).

10

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на
части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части
и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в
виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить
данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание
заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание
отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по
отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных
видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли
текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с
опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ
текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с
особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме)
ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение,
повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и
использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом
особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
11

Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения
классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы,
произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России)
и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность
разных
видов
книг:
историческая,
приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские
периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол.
Ориентировка
в
литературных
понятиях:
художественное
произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; геройпроизведения:
его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение
(монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности
сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение
этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание
собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),
репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе
личного опыта.
В соответствии с ФГОС НОО содержание учебного предмета дополняется
следующими вопросами регионального и этнокультурного характера:
**Работа над картиной В. Васнецова «Богатыри».
** Краски осени в произведениях уральских поэтов. Стихи уральских поэтов.
** Особенности уральских рек. Реки Свердловской области. Охрана водоёмов родного
края.
** Стихи поэтов Урала о природе. Конкурс стихов.
**Особенности природы Урала. Охраняемые животные Свердловской области.
12

птиц.

** Календарь отлёта птиц Северного Урала. Зимующие и перелётные птицы. Охрана

**Уральские сказы П.П.Бажова. Выставка книг. Конкурс рисунков.
**Произведения уральских писателей о детях.
** Красота уральских лесов. Охрана лесов. Фотовыставка «Красота уральской
природы»
** Писатель– сказочник, драматург Д.Мамина – Сибиряка «От Урала до Москвы»
путевые заметки.
** Заповедники родного края. Защита проекта « Природа и мы».
** Урал – опорный край державы. Герб и флаг Свердловской области.
** Наш край во время Великой Отечественной войны. Защита проекта «Они
защищали Родину».
**Литературная игра по произведениям сказов П.П.Бажова.
Вводный урок по курсу литературное чтение (1 ч.)
Летописи, былины, жития (7 ч.)
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня
своего».
Былины. «Ильины три поездочки».
«Житие Сергия Радонежского»
Проект «Создание календаря исторических событий»
Чудесный мир классики (16 ч.)
П. П. Ершов «Конек - горбунок»
А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях»
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)
Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень»
А.П. Чехов «Мальчики»
Поэтическая тетрадь № 1 (10 ч.)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»
А. Н. Плещеев «Дети и птичка»
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».
Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»
И. А. Бунин «Листопад»
Литературные сказки (11 ч.)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
А.С. Аксаков «Аленький цветочек»
Делу время - потехе час (7 ч.)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка»
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Страна детства (8 ч.)
Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
13

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками»М. М. Зощенко «Елка»
Поэтическая тетрадь (4 ч.)
В.Я. Брюсов. «Опять сон».
«Детская».С.А. Есенин
«Бабушкины сказки»
М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».
Природа и мы (9 ч.)
Д. М. Мамин – Сибиряк
«Приемыш»А. И. Куприн
«Барбос и Жулька»
М. М. Пришвин
«Выскочка»Е. И.
Чарушин
«Кабан»
В. П. Астафьев
«Стрижонок Скрип»
Проект «Природа и мы»
Поэтическая тетрадь (6
ч.)
Б. Л. Пастернак
«Золотая осень».Д. Б.
Кедрин «Бабье лето»
С. А. Клычков
«Весна в лесу»Д. Б.
Кедрин «Бабье
лето»
Н. М. Рубцов
«Сентябрь» С.
А. Есенин
«Лебедушка»
Родина (5 ч.)
И. С. Никитин «Русь»
С. С. Дрожжин «Родине»
А. В. Жигулин «О,
Родина!» Проект
«Они защищали
Родину»Страна
Фантазия (7 ч.)
Е. С. Велтистов. «Приключения
Электроника»Кир Булычев
«Путешествие Алисы»
Зарубежная литература (11 ч.)
Д. Свифт «Путешествие
Гулливера»Г. Х.
Андерсен «Русалочка»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».