Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа русский язык - 9 класс

Рабочая программа
курса русского языка для 9 класса
Разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений . Русский язык. 5-9
классы» Авторы - М.Т. Баранов Т.А., Ладыженская, Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2014 г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы. Рабочая программа по русскому языку составлена в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами :
1. Концепцией модернизации российского образования на
период до 2010 года,
утверждённой распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.
2.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от
23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089
3. Законом Российской Федерации «Об образовании».
4. Учебным планом МБОУ ООШ ст.Черноярской Моздокского р-на, РСО-Алания.
5.Примерной программой основного общего образования по русскому языку-Л.Т.Тростенцова. Т.А.
Ладыженская, Н.М. Шанский . «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений . 5-9
классы» М., «Просвещение» , 2012 г.
( Рекомендована Министерством образования и науки России).
Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной
значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,
средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством
приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России, один из официальных языков ООН.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
основа для успешной деятельности человека практически во всех областях жизни, способствует его
социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:
является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи
формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в процессе обучения формируются и развиваются
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний
о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученыхрусистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,
владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности
учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного
языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,
воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные

виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а
также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц,
которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые
явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды
учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким
образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского
языка в школе.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также
преемственности и перспективности между различными разделами курса.
В 9 классе систематически изучается курс синтаксиса сложного предложения, организована
работа над синтаксическими, пунктуационными, речевыми навыками. Данная работа базируется на
знаниях, умениях и навыках, полученных в 5-7 классах, в 8 классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней
отводится повторению. Изучение темы начинается с актуализации тех знаний, умений и навыков,
которые уже есть у учащихся. Каждая тема завершается повторением пройденного. Предусмотрено
повторение и в конце года, начале года.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде
имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Учащиеся приучаются обращаться к
данным пособиям в случае затруднения в написании, произношении слова, образовании формы
слова, толковании значения слова.
Учащихся следует приобщать и к разнообразной научно-популярной литературе, что
способствует повышению интереса к русскому языку.
Цель и задачи обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующей цели выполнение требований стандарта, формирование всесторонне развитой личности. Для выполнения
данной цели необходимо решить следующие задачи, обеспечивающие реализацию личностноориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному
языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством
самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину,
знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры,
осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных
сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в
обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования,
развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать
языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности,
развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой
культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами
речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание
эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы.
Решение данных задач способствует формированию коммуникативной, языковой,
лингвистической и культуроведческой компетенции.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ ООШ ст.Черноярской
Моздокского района РСО-Алания.
В целом данная программа придерживается рекомендаций составителей по выделению тем и
часов, предназначенных для их прохождения. Программа под редакцией Ладыженской рассчитана на

102 часа. В рабочей программе 102 часа. Перераспределены часы в темах «Повторение в конце года»,
«Сложносочиненное предложение» (увеличено количество часов) и «Союзное сложное
предложение» (увеличено количество часов).
Учебно-методический комплекс. Для реализации данной программы используется учебнометодический комплекс:
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник
для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2012 г.
2) «Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9
класса общеобразовательных учреждений .». Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и
др. – М,:Просвещение, 2002
3) Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и
др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2013
4) М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.5-9класс. К учебнику Л.А.
Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9 класс»». М.: Экзамен, 2014
Технологии обучения, формы и приемы обучения.
При реализации данной программы используются следующие методы:

Репродуктивный

Объяснительно-иллюстративный

Проблемный

Частично-поисковый

Исследовательский
Проблемный метод используется при формировании знаний учащихся, на этапе знакомства с
языковыми явлениями.
Используются формы работы:

Фронтальная

Индивидуальная

групповая
Используются такие формы урока: урок изучения нового материала, контроля, закрепления,
повторения и обобщения, комбинированный урок. При необходимости могут проводиться урокипрактикумы. При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с
традиционной классификацией уроков.
Для формирования навыков грамотного письма используются разнообразные виды диктантов
и списывания (комментированный диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант,
распределительный диктант, творческий диктант , осложненное списывание, выборочное и
распределительное списывание).
На уроках русского языка активно используется графическое комментирование, составление
схем, таблиц, что помогает систематизировать знания, обобщить, четко представить структуру
языковой единицы и проч. Систематизации знаний учащихся способствует грамматический разбор.
На уроках русского языка идет активное развитие речи учащихся. Есть формы работы,
которые непосредственно ориентированы на развитие речи: изложения разных видов (подробное,
выборочное, сжатое, изложение с грамматическим заданием, изложение с творческим заданием),
сочинение. Развитие речи учащихся идет и через работу с текстом, что делает изучение для учащихся
более осмысленным, интересным, оправданным.
Предусмотрено проведение уроков с элементами игры.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся.
Предусмотрено использование ИКТ-технологии.
Необходимым компонентом работы на уроках русского языка является работа со словарями и
справочниками, что позволяет учащимся узнать нормы литературного языка и приобрети навыки
самостоятельной работы, навыки самообразования.
В основе выбора методов и приемов лежит системно-деятельностный подход.
Формы контроля.
Промежуточный:
тест, диктант с грамматическим заданием, разного вида разборы (фонетический,
морфологический,
синтаксический,
орфографический,
пунктуационный,
морфемный,
словообразовательный, лексический), разного вида диктанты (выборочный, распределительный),
изложения разного вида, сочинение, конкурс, игровые задания, составление плана, таблицы, устный
ответ-рассуждение
Итоговый:
контрольный диктант с грамматическим заданием или/и тест.

Периодичность и сроки контроля утверждены локальным актом МБОУ ООШ
ст.Черноярской, Моздокского района, РСО-Алания.
Соответствие государственной итоговой аттестации. Содержание данной программы,
формы её реализации нацелены на формирование знаний, умений и навыков, универсальных учебных
умений, необходимых для прохождения государственной итоговой аттестации.
Планируемые результаты изучения курса русского языка в 7 классе.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, участие в школьном самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими,
сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках
предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися
условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (
индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты

на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности,
владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Знать:
основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений,
речеведческих понятий, пунктуационных правил;
уметь:
обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный,
морфологический, синтаксический, стилистический;
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами
в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
определять стиль и тип текста;
соблюдать все основные нормы литературного языка;
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками
препинания;
обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными
пунктуационными правилами;
находить пунктуационные ошибки;
производить пунктуационный разбор предложения;
находить в словах изученные орфограммы;
уметь обосновывать их выбор;
правильно писать слова и изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки;
производить орфографический разбор слова;
правильно писать слова с изученными орфограммами;
определять стиль и тип текста;
создавать тексты разных стилей и типов речи;
подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;
составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента
большой статьи)
писать сочинения публицистического характера;
писать заявление, автобиографию;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять
различные языковые ошибки в своем тексте;
свободно и грамотно говорить на заданные темы;
соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Содержание тем учебного курса
Международное значение русского языка. (1ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах. (5 ч + 2)ч
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи.
Сложное предложение. (3+1 ч)
Союзные сложные предложения.
Сложносочиненные предложения. (5 ч + 1 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с
союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки
препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения.(19 ч+5)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения.
Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные
слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды
придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с
обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на
лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения.(6 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между
частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между
частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и
бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи.(5 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные
знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке и речи.(3 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского
языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его
стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык
межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из
индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в
развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее
разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию,
культуре речи в 5 – 9 классах. (7 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания,
средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
III.Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и
историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы ( основной и дополнительной)
Литература для учителя
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник
для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2009
2) «Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9
класса общеобразовательных учреждений». Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и
др. – М.:Просвещение, 2002

4) М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К учебнику Л.А.
Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014
8) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. «Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс.», М.:
Просвещение, 2014
Литература для учащихся
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник
для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2012 г.

Календарно-тематическое планирование (9 кл. русский язык)
№
п/п

Тема урока

1

Международное значение
русского языка

1

2

Устная и письменная речь

1

3

Монолог, диалог

1

4

Стили речи

1

Кол-во
уроков

Предметные

Форма

Домашнее

умения

контроля

задание

Читают разные тексты, определяют
тему, заглавие, основные мысли,
членят текст на абзацы. Выявляют
проблематику
текстов.
Пересказывают сжато тексты на
тему
урока.
Рассуждают
на
публицистическую тему. Пишут
выборочное изложение по тексту об
учёном.
Выявляют две формы языка и их
основные признаки. Выступают с
устным сообщением на тему урока.
Редактируют фрагмент устного
ответа на материале упражнения.
На
основе
данного
письма
составляют памятку о том, как
писать письма. Пишут диктант по
памяти
с
последующей
самопроверкой и рассуждением по
содержанию текста.
Анализируют схему и определяют
взаимосвязь монолога и диалога.
Характеризуют тексты с точки
зрения формы и вида речи.
Заполняют
схему
о
стилях
литературного языка. Определяют
стиль в соотнесении с определённой

Выборочное
изложение

С.5, упр.3

Диктант с
самопроверкой

П.1, упр.9

Выполнение
упражнения

П.2, анализ схемы

Заполнение таблицы, П.3, упр.17
написание минисочинения

Дата

5

Простое предложение и его
грамматическая основа

1

6

Простое предложение и его
грамматическая основа

1

7

Простое предложение и его
грамматическая основа

1

сферой общения. Анализируют
языковые средства, используемые в
разных
стилях,
в
текстах
упражнений. Заполняют таблицу.
Высказывают своё мнение по
вопросам
соблюдения
стиля,
отношения
к
жаргону,
к
иноязычным словам.
Читают выразительно и записывают
тексты. Выделяют грамматические
основы простых предложений, в
том числе односоставных. Находят
в
предложениях
смысловые
отрывки,
требующие
пунктуационного оформления.
Попутно выполняют различные
виды разбора.
Читают выразительно и записывают
тексты. Выделяют грамматические
основы простых предложений, в
том числе односоставных. Находят
в
предложениях
смысловые
отрывки,
требующие
пунктуационного оформления.
Попутно выполняют различные
виды разбора.
Читают выразительно и записывают
тексты. Выделяют грамматические
основы простых предложений, в
том числе односоставных. Находят
в
предложениях
смысловые
отрывки,
требующие
пунктуационного оформления.

Выполнение
упражнений

П.4, упр.31 (2)

Выполнение
упражнений

П.4, упр.29

Выполнение
упражнений

П.4, подготовка к
контрольной работе

Стартовая контрольная
работа
Анализ контрольной работы.
Предложения с
обособленными членами

1

10

Предложения с
обособленными членами.
Подготовка к ОГЭ, Ч.2,
задание 2

1

11

Р/р. Написание сочинениярассуждения. Подготовка к
ОГЭ, Ч 3, з.9.3

1

8
9

1

Попутно выполняют различные
виды разбора.
Проверка
степени
усвоения
материала за курс 8 класса
Работа над ошибками. Повторяют
определение обособленных членов.
Списывают текст, обосновывая
выбор
знаков
препинания
и
расставляя их в соответствии с
изученными
пунктуационными
правилами. Попутно выполняют
различные виды разборов. Находят
в словах изученные орфограммы и
обосновывают их
выбор.
Повторяют
определение
обособленных членов. Списывают
текст, обосновывая выбор знаков
препинания и расставляя их в
соответствии
с
изученными
пунктуационными
правилами.
Попутно выполняют различные
виды разборов. Находят в словах
изученные
орфограммы
и
обосновывают их выбор.
Повторяют
определение
обособленных членов. Списывают
текст, обосновывая выбор знаков
препинания и расставляя их в
соответствии
с
изученными
пунктуационными
правилами.
Попутно выполняют различные
виды разборов. Находят в словах

Контрольная работа

П.5, упр.34

Выполнение
упражнений

П.5, упр.35

Выполнение
упражнений

П.5, упр.32 (2,4,6)

Сочинение рассуждение

П.1-5, повторить
материал

12

Обращения, вводные слова и
вставные конструкции

1

13

Обращения, вводные слова и
вставные конструкции.
Подготовка к ОГЭ, з.3

1

14

Р/р. Написание сжатого
изложения
Подготовка к ОГЭ Ч.1

1

15

Понятие о сложном
предложении

1

изученные
орфограммы
и
обосновывают их выбор. Пишут
сочинение, опираясь на данный
текст.
Вставляют подходящие обращения
в
поэтические
строки
и
обосновывают постановку знаков
препинания.
Находят
нужные
конструкции в научно-популярном
тексте.
Вставляют подходящие обращения
в
поэтические
строки
и
обосновывают постановку знаков
препинания.
Находят
нужные
конструкции в научно-популярном
тексте.
Пишут
изложение
с
продолжением.
Комментируют
и
исправляют
речевые недочёты данных в тексте
предложений. Ищут ошибки в
употреблении указательных слов в
предложениях
и
записывают
предложения в исправленном виде.
Определяют тип предложения по
количеству грамматических основ,
находят грамматические основы в
предложениях.
Актуализируют
знания о таких структурных типах
предложения, как простое и
сложное.
Анализируют
интонационный
рисунок
предложения.
Указывают
устаревшие слова в текстах,

Выполнение
упражнений

П.6упр.39

Изложение с
продолжением

П.5-6, повторить
материал

Диктант

П.7, упр.42

16

Понятие о сложном
предложении

1

17

Сложные и бессоюзные
предложения
Подготовка к ОГЭ, Ч2, з.2,3

1

актуализируя знания из области
лексики. Находят в данных текстах
сложные предложения, чертят их
схемы, определяют тип сказуемых.
Пишут диктант.
Определяют тип предложения по
количеству грамматических основ,
находят грамматические основы в
предложениях.
Актуализируют
знания о таких структурных типах
предложения, как простое и
сложное.
Анализируют
интонационный
рисунок
предложения.
Указывают
устаревшие слова в текстах,
актуализируя знания из области
лексики. Находят в данных текстах
сложные предложения, чертят их
схемы, определяют тип сказуемых.
Расширяют
знания
о
видах
сложного
предложения
и
особенностях
их
образования.
Анализируют
предложения,
распределяя
их
по
группам.
Записывают тексты, подчёркивая
грамматические
основы
предложений,
классифицируют
сложные предложения по принципу
наличия или отсутствия союза,
определяют местонахождение и
роль
союзов.
Анализируют
предложения с прямой речью в
диалоге, составляя схемы этих

Выполнение
упражнений

П.7, упр.44

Устный опрос,
составление схем

П.8, упр.48

18

Сложные и бессоюзные
предложения

1

19

Сложные и бессоюзные
предложения

1

предложений. Составляют сложные
предложения с использованием пар
слов, значение которых необходимо
уточнить в словаре.
Расширяют
знания
о
видах
сложного
предложения
и
особенностях
их
образования.
Анализируют
предложения,
распределяя
их
по
группам.
Записывают тексты, подчёркивая
грамматические
основы
предложений,
классифицируют
сложные предложения по принципу
наличия или отсутствия союза,
определяют местонахождение и
роль
союзов.
Анализируют
предложения с прямой речью в
диалоге, составляя схемы этих
предложений. Составляют сложные
предложения с использованием пар
слов, значение которых необходимо
уточнить в словаре.
Расширяют
знания
о
видах
сложного
предложения
и
особенностях
их
образования.
Анализируют
предложения,
распределяя
их
по
группам.
Записывают тексты, подчёркивая
грамматические
основы
предложений,
классифицируют
сложные предложения по принципу
наличия или отсутствия союза,
определяют местонахождение и

Выполнение
упражнений

П.8, упр.49

Выполнение
упражнений, анализ
текста

П.8, упр.51

20

Разделительные и
выделительные знаки
препинания между частями
сложного предложения.
Подготовка к ОГЭ, Ч2, з.2,3

1

21

Разделительные и
выделительные знаки
препинания между частями
сложного предложения

1

22

Разделительные и
выделительные знаки

1

роль
союзов.
Анализируют
предложения с прямой речью в
диалоге, составляя схемы этих
предложений. Составляют сложные
предложения с использованием пар
слов, значение которых необходимо
уточнить в словаре.
Расширяют знания о пунктуации в
сложном предложении. Готовят
устное
сообщение.
Классифицируют предложения по
принадлежности знаков препинания
к
разделительным
или
выделительным.
Рассматривают
текст
с
точки
зрения
средств
художественной выразительности,
записывают его под диктовку,
анализируя структуру предложений.
Расширяют знания о пунктуации в
сложном предложении. Готовят
устное
сообщение.
Классифицируют предложения по
принадлежности знаков препинания
к
разделительным
или
выделительным.
Рассматривают
текст
с
точки
зрения
средств
художественной выразительности,
записывают его под диктовку,
анализируя структуру предложений.
Расширяют знания о пунктуации в
сложном предложении. Готовят

Анализ текста,
составление схем
предложений

П.9, упр. 53

Анализ текста,
устный опрос

П.9, упр.54

Анализ текста,
составление схем

П.9, подобрать
примеры

препинания между частями
сложного предложения

23

Р/р. Анализ художественного
текста
Подготовка к ОГЭ, Ч2, з.6-9

24

1
Контрольная работа № 1
(диктант с грамматическим
заданием) по теме «Сложное
предложение»
Анализ контрольной работы.
1
Интонация сложного
предложения

25

1

устное
сообщение.
Классифицируют предложения по
принадлежности знаков препинания
к
разделительным
или
выделительным.
Рассматривают
текст
с
точки
зрения
средств
художественной выразительности,
записывают его под диктовку,
анализируя структуру предложений.
Расширяют знания о пунктуации в
сложном предложении. Готовят
устное
сообщение.
Классифицируют предложения по
принадлежности знаков препинания
к
разделительным
или
выделительным.
Рассматривают
текст
с
точки
зрения
средств
художественной выразительности,
записывают его под диктовку,
анализируя структуру предложений.
Рассматривают текст с точки зрения
средств
художественной
выразительности
Проверка
степени
усвоения
изученного материала

предложений

предложений

Выполнение
упражнений

Повторить
художественные
средства
выразительности

Контрольная работа

П.7-9, повторить
материал

Расширяют знания об особенностях Выполнение
интонации сложных предложений. упражнений
Разграничивают предложения с
точки
зрения
интонационного

П.10, упр.56

26

Интонация сложного
предложения

1

27

Р/р. Написание сочинения на
заданную тему (упр.69)
Подготовка к ОГЭ, Ч2, з.9.3
Понятие о сложносочинённом
предложении. Смысловые
отношения в
сложносочинённых
предложениях.

1

28

1

рисунка,
получаемого
при
образовании сложного предложения
с союзом и без него.
Расширяют знания об особенностях
интонации сложных предложений.
Разграничивают предложения с
точки
зрения
интонационного
рисунка,
получаемого
при
образовании сложного предложения
с союзом и без него.
Анализируют текст, составляют
план написания сочинения. Пишут
сочинение
Определяют структуру
сложносочинённого предложения.
Повторяют роль сочинительных
союзов в предложении. Составляют
таблицу. Составляют несколько
сложных предложений из двух
простых. Объясняют выбор союзов
для связи простых предложений в
сложном. Определяют, что делает
различным понимание смысла в
сложносочинённых предложениях.
Рассматривают схему.
Подготавливают устное сообщение
на заданную тему. Записывают
текст, обозначая грамматические
основы и указывая, каким
сочинительным союзом связаны
простые предложения в сложных.
Определяют, каковы смысловые
отношения частей.

Выполнение
упражнений, анализ
текста

П.10, упр.58

Сочинение

Повторить материал
о сложном
предложении
П.11,12, упр.62

Выполнение
упражнений, устный
анализ схемы

29

Сложносочинённые
предложения с
соединительными союзами
Подготовка к ОГЭ, Ч2, з.2,3

1

30

Сложносочинённые
предложения с
соединительными союзами

1

31

Сложносочинённые
предложения с
разделительными союзами

1

32

Сложносочинённые
предложения с
разделительными союзами

1

Определяют, какие смысловые
отношения
выражены
в
сложносочинённых предложениях с
союзами
и,
тоже,
также.
Определяют,
возможна
ли
перестановка частей в приведённых
предложениях. Указывают, в каких
предложениях
возможно
употребление синонимичного союза
и.
Определяют, какие смысловые
отношения
выражены
в
сложносочинённых предложениях с
союзами
и,
тоже,
также.
Определяют,
возможна
ли
перестановка частей в приведённых
предложениях. Указывают, в каких
предложениях
возможно
употребление синонимичного союза
и.
Записывают
предложения,
расставляя пропущенные знаки
препинания. Указывают смысловые
отношения
между
простыми
предложениями
в
сложносочинённых.
Составляют
схемы предложений.
Записывают
предложения,
расставляя пропущенные знаки
препинания. Указывают смысловые
отношения
между
простыми
предложениями
в
сложносочинённых.
Составляют

Выполнение
упражнений, устный
опрос

П.13,
упр.64(2,4,6,8,10,12)

Выполнение
упражнений

П.14, упр.65

33

Сложносочинённые
предложения с
противительными союзами.

1

34

Сложносочинённые
предложения с
противительными союзами

1

35

Р.р. Подготовка к написанию
сочинения по картине

1

36

Р.р. Написание сочинения по
картине.

1

схемы предложений.
Составляют
сложносочинённое
предложение из двух простых со
значением противопоставления с
разными союзами. Записывают
предложения,
расставляя
пропущенные
запятые
и
подчёркивая
грамматические
основы.
Составляют схемы предложений.
Определяют,
каким
союзом
объединены части предложений и
каковы
смысловые
отношения
между
частями
сложного
предложения.
Составляют
сложносочинённое
предложение из двух простых со
значением противопоставления с
разными союзами. Записывают
предложения,
расставляя
пропущенные
запятые
и
подчёркивая
грамматические
основы.
Составляют
план
написания
сочинения, анализируют картину по
плану. Пишут черновой вариант
сочинения
Пишут сочинение по картине.
Объясняют, как отличить простое
предложение
от
сложного.
Продолжают предложение дважды
так, чтобы получилось простое
предложение
с
однородными

Устный опрос,
выполнение
упражнений

П.15, упр.67

Черновой вариант
сочинения

Анализ картины по
плану

Сочинение

П.16,упр.69

37

38

Разделительные знаки
1
препинания между частями
сложносочинённого
предложения.
Синтаксический и
пунктуационный разбор
сложносочинённого
предложения.
Контрольная работа №2 по
теме «Сложносочинённые
предложения»
Анализ контрольной работы.
1
Понятие о сложноподчинённом
предложении
Подготовка к ОГЭ Ч2, з.2,3

сказуемыми,
соединенными
союзом, и сложное предложение,
части которого соединены тем же
союзом.
Составляют
схемы
предложений. Указывают союзы в
сложносочинённых предложениях и
объясняют смысловые отношения
частей.
Производят синтаксический разбор Контрольная работа
сложносочинённых предложений.
Производят устный и письменный
пунктуационные
разборы
предложений.
Записывают
предложение и выполняют его
полный синтаксический разбор.
Проверка
степени
усвоения
изученного материала
Определяют
главную
и Анализ текстапридаточную
части описания,
сложноподчинённого предложения.
Работают с текстом: выписывают,
расставляя пропущенные запятые,
сложноподчинённые предложения в
определённой последовательности.
Определяют, какую позицию может
занимать придаточное предложение
по
отношению
к
главному.
Графически
выделяют
грамматическую
основу
предложений, связи придаточного
предложения
с
главным,

П.17, анализ образца
разбора,
контрольные
вопросы и задания

П.18, с.54, упр.85
(3,4,5)

39

Р/р. Написание отзыва о
картине И.Тихого «Аисты»
Подготовка к ОГЭ Ч3, з.9.2

1

40

Место придаточного
предложения по отношению к
главному. Знаки препинания в
сложноподчинённом
предложении.
Подготовка к ОГЭ Ч2, з.2,3

1

41

Место придаточного
предложения по отношению к
главному. Знаки препинания в
сложноподчинённом
предложении Союзы и
союзные слова в
сложноподчинённом
предложении

1

предложения, входящие в состав
сложных.
Читают текст и высказывают своё
мнение о творчестве художников.
Редактируют данные в упражнении
предложения в соответствии с
книжными нормами литературного
языка и записывают предложения в
исправленном виде. Пишут отзыв о
картине.
Разграничивают союзы и союзные
слова
в
сложноподчинённом
предложении.
Графически
выделяют союзы и союзные слова в
предложениях. Читают тексты и в
письменном виде сжато излагают
свои размышления. Выписывают
предложения, расставляя знаки
препинания. Графически выделяют
союзы
и
союзные
слова.
Выписывают
предложения,
расставляя знаки препинания.
Разграничивают союзы и союзные
слова
в
сложноподчинённом
предложении.
Графически
выделяют союзы и союзные слова в
предложениях. Читают тексты и в
письменном виде сжато излагают
свои размышления.
Выписывают
предложения,
расставляя
знаки
препинания.
Графически выделяют союзы и
союзные
слова.
Выписывают

Отзыв о картине

п.18, повторить
правила и
исключения

Пунктуационный
разбор предложений,
выполнение
упражнений

П.19, С. 56, упр.87
(2)

Составление схем
сложноподчинённых
предложений

П.19, упр.91

42

Союзы и союзные слова в
сложноподчинённом
предложении

1

43

Роль указательных слов в
сложноподчинённом
предложении. Контрольная
работа №3 по теме
«Сложноподчинённые
предложения»

1

44

Р/р. Подробный пересказ
текста (упр.106)
Подготовка к ОГЭ Ч1
Изложение

1

предложения, расставляя знаки
препинания. Составляют схемы
сложноподчинённых предложений
с составными союзами.
Разграничивают союзы и союзные
слова
в
сложноподчинённом
предложении.
Графически
выделяют союзы и союзные слова в
предложениях. Читают тексты и в
письменном виде сжато излагают
свои размышления. Выписывают
предложения, расставляя знаки
препинания. Графически выделяют
союзы
и
союзные
слова.
Выписывают
предложения,
расставляя
знаки
препинания.
Составляют
схемы
сложноподчинённых предложений
с составными союзами.
Графически выделяют указательные
слова
в
сложноподчинённом
предложении.
Выписывают
сложноподчинённые предложения и
составляют схемы предложений.
Проверка
степени
усвоения
изученного материала
Комментируют
и
исправляют
речевые недочёты данных в
упражнении предложений. Ищут
ошибки
в
употреблении
указательных слов в предложениях
и записывают предложения в
исправленном виде.

Выполнение
упражнений, устный
опрос

П.20, упр.94(2)

Контрольная работа

П.21, анализ
таблицы, упр.100

Подробный пересказ
текста

Повторить материал
п.13-21.

45

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
определительными

1

46

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
определительными

1

Дифференцируют с помощью схем
основные
группы
сложноподчинённых предложений
на основе теоретических сведений в
учебнике. Определяют понятие
придаточного
определительного.
Анализируют
самостоятельно
материал
для
наблюдений.
Используют
изучаемый
вид
предложений в качестве ответов на
вопросы.
Составляют
сложноподчинённые предложения.
Редактируют
неправильное
употребление
средств
связи
главного
и
придаточного
предложений.
Конструируют
предложения по данным схемам.
Дифференцируют с помощью схем
основные
группы
сложноподчинённых предложений
на основе теоретических сведений в
учебнике. Определяют понятие
придаточного
определительного.
Анализируют
самостоятельно
материал
для
наблюдений.
Используют
изучаемый
вид
предложений в качестве ответов на
вопросы.
Составляют
сложноподчинённые предложения.
Редактируют
неправильное
употребление
средств
связи
главного
и
придаточного
предложений.
Конструируют

Составление и
анализ схем
сложноподчинённых
предложений

П.22, упр.113

Выполнение
упражнений

П.22, упр.115

47

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
изъяснительными

1

48

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
изъяснительными

1

49

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
изъяснительными

1

50

Контрольная работа по теме 1
«СПП»

предложения по данным схемам.
Определяют понятие придаточного
изъяснительного.
Опознают
придаточные
изъяснительные и выделяют их
запятыми.
Учатся
различать
придаточные
изъяснительные
разных видов, обращая внимание на
их функции.
Определяют понятие придаточного
изъяснительного.
Опознают
придаточные
изъяснительные и выделяют их
запятыми.
Учатся
различать
придаточные
изъяснительные
разных видов, обращая внимание на
их функции.
Определяют понятие придаточного
изъяснительного.
Опознают
придаточные
изъяснительные и выделяют их
запятыми.
Учатся
различать
придаточные
изъяснительные
разных видов, обращая внимание на
их функции. Читают диалоги,
пересказывают их содержание
с помощью сложноподчинённых
предложений
с
придаточными
изъяснительными. Осуществляют
сжатый пересказ текста.
Проверка степени усвоения
изученного материала по итогам
первого полугодия

Выполнение
упражнений

П.23, упр.121

Выполнение
упражнений

П.23, упр.122

Устный сжатый
пересказ текста

Повторить п.21-23,
подготовка к
контрольной работе

Контрольная работа

Повторить п.21-23

51

Анализ контрольной работы.

1

52

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
обстоятельственными

1

53

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
обстоятельственными

1

54

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
времени и места

1

Работают над ошибками

Анализ контрольной
работы
Определяют понятие придаточного Выполнение
обстоятельственного. Анализируют упражнений, анализ
виды данных придаточных со текста
стороны значения и средств связи.
Опознают придаточные места и
времени по вопросам и средствам
связи,
выполняя
упражнения.
Конструируют
сложные
предложения, используя различные
синтаксические
средства.
Составляют сложные предложения
по схемам.
Определяют понятие придаточного Устное сочинение по
обстоятельственного. Анализируют плану
виды данных придаточных со
стороны значения и средств связи.
Опознают придаточные места и
времени по вопросам и средствам
связи,
выполняя
упражнения.
Конструируют
сложные
предложения, используя различные
синтаксические
средства.
Составляют сложные предложения
по схемам. Составляют связный
текст по данному началу.
Выявляют общую обусловленность Выполнение
придаточных данных видов путём упражнений
ознакомления с теоретическими
сведениями. Анализируют схемы,
дифференцирующие
данные
придаточные.
Выписывают

Повторить п.21-23
П.24, анализ схемы

П.24, составить
предложения по
схемам

П.25, упр.126

55

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
времени и места

1

56

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
цели, причины, условия,
уступки, следствия

1

изучаемые сложные предложения,
распределяя
их
по
месту
придаточных. Составляют схемы
предложений по образцу. Работают
с текстом: читают, озаглавливают,
списывают,
вставляют
пропущенные знаки препинания.
Выявляют общую обусловленность
придаточных данных видов путём
ознакомления с теоретическими
сведениями. Анализируют схемы,
дифференцирующие
данные
придаточные.
Выписывают
изучаемые сложные предложения,
распределяя
их
по
месту
придаточных. Составляют схемы
предложений по образцу. Работают
с текстом: читают, озаглавливают,
списывают,
вставляют
пропущенные знаки препинания.
Выявляют общую обусловленность
придаточных данных видов путём
ознакомления с теоретическими
сведениями. Анализируют схемы,
дифференцирующие
данные
придаточные.
Выписывают
изучаемые сложные предложения,
распределяя
их
по
месту
придаточных. Составляют схемы
предложений по образцу. Работают
с текстом: читают, озаглавливают,
списывают,
вставляют
пропущенные знаки препинания.

Выполнение
упражнений

П.25, упр.127 (2)

Выполнение
упражнений

П.26, упр.132,135

57

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
цели, причины, условия,
уступки, следствия

1

58

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
цели, причины, условия,
уступки, следствия

1

Выявляют общую обусловленность
придаточных данных видов путём
ознакомления с теоретическими
сведениями. Анализируют схемы,
дифференцирующие
данные
придаточные.
Выписывают
изучаемые сложные предложения,
распределяя
их
по
месту
придаточных. Составляют схемы
предложений по образцу. Работают
с текстом: читают, озаглавливают,
списывают,
вставляют
пропущенные знаки препинания.
Пишут сочинение, опираясь на
содержание
данного
текста.
Составляют свои предложения
с разными видами придаточных и
разными языковыми средствами.
Пишут диктант с грамматическим
заданием.
Выявляют общую обусловленность
придаточных данных видов путём
ознакомления с теоретическими
сведениями. Анализируют схемы,
дифференцирующие
данные
придаточные.
Выписывают
изучаемые сложные предложения,
распределяя
их
по
месту
придаточных. Составляют схемы
предложений по образцу. Работают
с текстом: читают, озаглавливают,
списывают,
вставляют
пропущенные знаки препинания.

Диктант с
грамматическим
заданием

Написать сочинение

Выполнение
упражнений

П.26, упр.137, 146

59

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
образа действия, меры и
степени и сравнительными

1

60

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
образа действия, меры и
степени и сравнительными

1

61

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
образа действия, меры и
степени и сравнительными

1

Знакомятся
с
теоретическими
сведениями.
Списывают
предложения,
определяют
вид
придаточного, языковые средства
связи главного с придаточным,
обосновывают постановку знаков
препинания. Определяют указанные
предложения и составляют их
схемы. Различают
придаточные
сравнительные
и
сравнительные
обороты
в
художественных текстах
Знакомятся
с
теоретическими
сведениями.
Списывают
предложения,
определяют
вид
придаточного, языковые средства
связи главного с придаточным,
обосновывают постановку знаков
препинания. Определяют указанные
предложения и составляют их
схемы. Различают придаточные
сравнительные и сравнительные
обороты в художественных текстах.
Пишут диктант.
Знакомятся
с
теоретическими
сведениями.
Списывают
предложения,
определяют
вид
придаточного, языковые средства
связи главного с придаточным,
обосновывают постановку знаков
препинания. Определяют указанные
предложения и составляют их
схемы. Готовят рассказ. Различают

Выполнение
упражнений

П.27, упр.157 (2,3)

Выполнение
упражнений

П.27, упр.159

Устный рассказ по
теме

П.27, упр.161 (1-4)

62

Сложноподчинённые
предложения с придаточными
образа действия, меры и
степени и сравнительными

1

63

Сложноподчинённые
предложения с несколькими
придаточными. Знаки
препинания при них

1

64

Сложноподчинённые
предложения с несколькими
придаточными. Знаки
препинания при них

1

придаточные
сравнительные
и
сравнительные
обороты
в
художественных
текстах.
Выполняют
разбор
сложноподчинённых предложений.
Знакомятся
с
теоретическими
сведениями.
Списывают
предложения,
определяют
вид
придаточного, языковые средства
связи главного с придаточным,
обосновывают постановку знаков
препинания. Определяют указанные
предложения и составляют их
схемы. Различают придаточные
сравнительные и сравнительные
обороты в художественных текстах.
Выполняют
разбор
сложноподчинённых предложений.
Анализируют схемы предложений.
Изучают виды подчинительной
связи.
Составляют
схемы
предложений. Читают и списывают
тексты,
расставляя
знаки
препинания.
Высказывают
собственное мнение на основе прочитанных текстов.
Анализируют схемы предложений.
Изучают виды подчинительной
связи.
Составляют схемы предложений.
Читают и списывают тексты,
расставляя
знаки
препинания.
Готовят краткое сообщение о

Выполнение
упражнений

П.27, упр.165

Выполнение
упражнений

П.28, упр. 172

Выполнение
упражнений

Сообщение о
псевдонимах

65

Синтаксический разбор
сложноподчинённого
предложения

1

66

Синтаксический разбор
сложноподчинённого
предложения
Р/р. Написание подробного
изложения (упр.177)
Подготовка к ОГЭ Ч1.
Пунктуационный разбор
сложноподчинённого
предложения
Подготовка к ОГЭ Ч2, з.2,3

1

67

68

69

70

71

1

1

Пунктуационный разбор
1
сложноподчинённого
предложения. Контрольная
работа №4 по теме
«Основные группы
сложноподчинённых
предложений»
Р/р. Написание сочинения1
рассуждения на заданную тему
по картине В. Фельдмана
«Родина»
Подготовка к ОГЭ Ч3, з.9.3
Понятие о бессоюзном
сложном предложении

1

псевдонимах известных людей.
Выполняют синтаксический разбор Анализ предложений П.29, упр. 176
сложноподчинённых предложений.
Готовят
доклад
о
значении
толкового словаря.
Выполняют синтаксический разбор Анализ предложений П.28, упр. 182
сложноподчинённых предложений.
Составляют
письменный
план
изложения. Анализируют текст.
Выделяют микротемы текста
Выполняют
пунктуационный
разбор
сложноподчинённых
предложений.
Проверка
степени
усвоения
материала
Выполняют
пунктуационный
разбор
сложноподчинённых
предложений.

Подробное
изложение

П.21-29, повторить
материал

Контрольная работа

П.30, упр.179

Выполнение
упражнений

П.30,
с.119,контрольные
вопросы и задания

Читают отрывки из рассказа,
отвечают
на
вопросы
по
содержанию.
Выполняют
синтаксический и пунктуа-ционный
разбор
сложноподчинённых
предложений. Пишут сочинениерассуждение
Определяют смысловые отношения
между
частями
сложных
бессоюзных предложений разных

Сочинение рассуждение

Упр.181

Выполнение
упражнений

П.31,упр.185 (2)

72

Интонация в бессоюзных
сложных предложениях

1

73

Бессоюзные сложные
предложения со значением
перечисления. Запятая и точка
с запятой в бессоюзных
сложных предложениях

1

74

Бессоюзные сложные
предложения со значением
перечисления. Запятая и точка
с запятой в бессоюзных
сложных предложениях

1

75

Бессоюзное сложное
предложение со значением
причины, пояснения,
дополнения.

1

видов. Сопоставляют союзные и
бессоюзные сложные предложения
в
тексте
(оригинальном
и
адаптированном).
Отрабатывают
особенности
интонации в бессоюзных сложных
предложениях.
Сопоставляют
разные по значению бессоюзные
сложные предложения с опорой на
ситуации. Читают выразительно
афоризмы, подчёркивая
интонацией смысловые отношения.
Усваивают правило постановки
запятой и точки с запятой в
бессоюзных
сложных
предложениях. Сопоставляют и
различают простые предложения с
однородными членами
и
бессоюзные
сложные
предложения. Пишут подробное
изложение. Пишут самодиктант.
Усваивают правило постановки
запятой и точки с запятой в
бессоюзных
сложных
предложениях. Сопоставляют и
различают простые предложения с
однородными членами
и
бессоюзные
сложные
предложения.
Усваивают правила постановки
двоеточия между частями
бессоюзного сложного
предложения. Читают бессоюзные

Выполнение
упражнений

П.32,упр.190

Самодиктант

Подробное
изложение текста

Выполнение
упражнений, анализ
предложений

П.33, упр. 191

Выполнение
упражнений

П.34,упр.198

76

Бессоюзное сложное
предложение со значением
причины, пояснения,
дополнения.

1

77

Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении

1

78

Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении

1

сложные предложения и объясняют
постановку двоеточия. Выписывают
из текста упражнений сложные
бессоюзные предложения в
соответствии со значением.
Усваивают правила постановки
двоеточия
между
частями
бессоюзного
сложного
предложения. Читают бессоюзные
сложные предложения и объясняют
постановку двоеточия. Выписывают
из текста упражнений сложные
бессоюзные
предложения
в
соответствии со значением. Составляют
интонационные
схемы
предложений.
Усваивают правила постановки
двоеточия
между
частями
бессоюзного
сложного
предложения. Читают бессоюзные
сложные предложения и объясняют
постановку двоеточия. Выписывают
из текста упражнений сложные
бессоюзные
предложения
в
соответствии со значением.
Усваивают правила постановки
двоеточия
между
частями
бессоюзного
сложного
предложения. Читают бессоюзные
сложные предложения и объясняют
постановку двоеточия. Выписывают
из текста упражнений сложные
бессоюзные
предложения
в

Выполнение
упражнений

П.34,упр.196
(2,4,6,8)

Выполнение
упражнений

П.34,упр.197

Выполнение
упражнений

П.34,упр.198

79

Бессоюзное сложное
1
предложение со значением
противопоставления, времени,
условия и следствия.

80

Тире в бессоюзном сложном
1
предложении. Синтаксический
и пунктуационный разбор
бессоюзного сложного
предложения
Подготовка к ОГЭ Ч3, з.2,3

81

. Контрольная работа №5 по
теме «Бессоюзное сложное
предложение»

1

82

Р/р. Подготовка к написанию
сочинения по картине Н.
Ромадина «Село Хмелёвка»

1

83

Р/р. Написание сочинение по
картине Н. Ромадина «Село
Хмелёвка»

1

84

Употребление союзной (сочини 1
тельной и подчинительной) и
бессоюзной связи в сложных

соответствии со значением.
Составляют интонационные схемы
предложений. Списывают, различая
простые и сложные предложения и
ставя нужные знаки. Выписывают
бессоюзные сложные предложения
из литературных произведений.
Составляют интонационные схемы
предложений. Списывают, различая
простые и сложные предложения и
ставя нужные знаки. Выписывают
бессоюзные сложные предложения
из литературных произведений.
Усваивают правило постановки
тире в бессоюзном сложном
предложе-нии. Проверка степени
усвоения материала
Выполняют
синтаксический
и
пунктуационный
разбор
бессоюзных сложных предложений.
Обосновывают постановку разных
знаков препинания.
Составляют
план
написания
сочинения, анализируют картину по
плану. Пишут черновой вариант
сочинения
Пишут сочинение по картине.

Выполнение
упражнений

П.35,упр.199

Контрольная работа

П.35,упр.200

Выполнение
упражнений

П.36, упр.206

Черновой вариант
сочинения

П.28-36, повторить
материал

Сочинение

П.28-36, повторить
материал, с. 140,
контрольные
вопросы и задания
П.37, упр.210

Изучают теоретические сведения о Выполнение
многочленных
сложных упражнений, устный
предложениях. Рассказывают по опрос

предложениях

85

Употребление союзной
(сочинительной и
подчинительной) и бессоюзной связи в сложных
предложениях

1

86

Знаки препинания в сложных
предложениях с различными
видами связи

1

схемам
о
видах
связи
в
многочленном
сложном
предложении, подтверждая ответ
примерами
предложений
из
упражнения. Находят многочлены в текстах и
составляют схему этих сложных
предложений.
Выполняют
творческое задание по картине.
Попутно работают над лексикой,
орфографией
и
пунктуацией
текстов.
Изучают теоретические сведения о
многочленных
сложных
предложениях. Рассказывают по
схемам
о
видах
связи
в
многочленном
сложном
предложении, подтверждая ответ
примерами
предложений
из
упражнения. Находят многочлены в
текстах и составляют схему этих
сложных предложений. Выполняют
творческое задание по картине.
Попутно работают над лексикой,
орфографией
и
пунктуацией
текстов.
Усваивают правило постановки
знаков препинания в сложных
предложениях
с
различными
видами
связи.
Выделяют
грамматические основы, союзы в
многочленном
предложении,
вставляют и объясняют постановку

Выполнение
упражнений

П.37, упр. 212

Выполнение
упражнений

П.38, упр.216

87

Знаки препинания в сложных
предложениях с различными
видами связи

1

88

Синтаксический и
пунктуационный разбор
сложного предложения с
различными видами связи
Р/р Изложение по тексту
(упр.219) Подготовка к ОГЭ Ч1
Р.р. Написание изложения
Синтаксический и
пунктуационный разбор
сложного предложения с
различными видами связи
Подготовка к ОГЭ Ч3, з.2, 3
Публичная речь

1

89

90

91

1

знаков препинания. Обсуждают
темы, основные мысли, структуру
текстов.
Усваивают правило постановки
знаков препинания в сложных
предложениях
с
различными
видами
связи.
Выделяют
грамматические основы, союзы в
многочленном
предложении,
вставляют и объясняют постановку
знаков препинания. Обсуждают
темы, основные мысли, структуру
текстов.
Выполняют устные и письменные
синтаксические и пунктуационные
разборы сложных предложений с
различными видами связи.
Пишут сжатое изложение по тексту,
употребляя многочлены.

Выполнение
упражнений, устный
вопрос

П.38, упр.21217

Выполнение
упражнений

П.39, упр. 218 (3,4)

изложение

П.37-39, повторить
материал

1

Выполняют устные и письменные Выполнение
синтаксические и пунктуационные упражнений
разборы сложных предложений с
различными видами связи.

1

Выявляют особенности публичной Выполнение
речи. Читают высказывания о упражнений
публичной речи и составляют
краткий план
устного сообщения. Анализируют
отрывок текста на соответствие
требованиям к устной публичной
речи.

Составить
предложения по
схемам, выполнить
синтаксический
разбор
П.40, упр.220

92

Р/р. Публичное выступление
на тему «Взрослые и мы»

1

Готовят публичное выступление Выступление на
для родительского собрания на одну тему
из предложенных тем.

93

Фонетика и графика

1

94

Лексикология (лексика) и
1
фразеология Подготовка к ОГЭ
Ч2, з.7,8

95

Морфемика и
словообразование

Отвечают на контрольные вопросы.
Заполняют таблицу обобщённого
характера. Обобщают изученные
сведения по фонетике и графике.
Выполняют полный и частичный
фонетический
разбор
слов.
Распределяют слова по колонкам в
соответствии с их фонетическими
особенностями.
Работают
с
текстом: читают, определяют тип и
стиль, главную мысль, списывают,
выполняют задания по фонетике.
Обобщают изученные сведения по
лексикологии
и
фразеологии.
Разбирают слова по составу.
Составляют таблицу по орфографии
со своими примерами. Находят
однокоренные слова. Списывают
тексты,
обосновывая
выбор
орфограмм.
Обобщают изученные сведения по
морфемике.
Делят
слова
на
морфемы. Составляют таблицу
«Орфограммы — гласные буквы в
корнях с чередованием о — а, е —
и». Списывают текст, разбивая его
на абзацы и графически обозначая
морфемы. Обобщают изученные
сведения по словообразованию.

1

Выполнение
упражнений, устный
вопрос

П.40, упр.221,
контрольные
вопросы и задания,
с.155
П.41, упр.230

Выполнение
упражнений, устный
вопрос

П.42, упр.234

Выполнение
упражнений

П.43, 44, упр.241,243

96

Морфология и синтаксис
Подготовка к ОГЭ Ч2, з.4

1

97

Морфология и синтаксис

1

Рассказывают
по
таблице
о
способах
образования
слов.
Иллюстрируют своими примерами
продуктивные способы образования
новых слов. Определяют способ
образования указанных слов в
тексте. Сжато излагают содержание
текста.
Работают над ошибками. Обобщают
знания по морфологии. Заполняют
таблицу о частях речи и дополняют
её своими примерами. Определяют
разные части речи, выписывая их из
текста. Работают с текстами
упражнений.
Производят
морфологический
разбор
слов
разных частей речи. Исправляют
ошибки
в
приведённых
определениях
морфологии
и
обосновывают
свою
правку.
Обобщают изученные сведения по
синтаксису. Списывают тексты
разных стилей и типов речи,
работают над синтаксическими
структурами.
Работают над ошибками. Обобщают
знания по морфологии. Заполняют
таблицу о частях речи и дополняют
её своими примерами. Определяют
разные части речи, выписывая их из
текста. Работают с текстами
упражнений.
Производят
морфологический
разбор
слов

Выполнение
упражнений

Повторить способы
сжатия текста

Выполнение
упражнений

П.45, 46, упр. 248,
составить конспект
п.46.

Р/р. Сжатое выборочное
изложение по тексту (упр.259)
Итоговая административная
контрольная работа

1

100 Анализ итоговой контрольной
работы. Орфография.
Пунктуация
Подготовка к ОГЭ Ч2, з.5

1

101 Орфография. Пунктуация
Подготовка к ОГЭ Ч2, з.5
102 Итоговый урок

1

98
99

1

1

разных частей речи. Исправляют
ошибки
в
приведённых
определениях
морфологии
и
обосновывают
свою
правку.
Обобщают изученные сведения по
синтаксису. Списывают тексты
разных стилей и типов речи,
работают над синтаксическими
структурами.
Пишут
сжатое
выборочное
изложение по тексту.
Проверка
степени
усвоения
изученного материала по итогам
первого полугодия
Работают над ошибками. Обобщают
знания
по
орфографии
и
пунктуации. Списывают тексты и
предложения, работая над знаками
препинания
и
орфограммами.
Пишут
диктант
с
продолжением,
обосновывают выбор орфограмм.
Рассматривают таблицу, готовят
рассказ по ней, записывают свои
примеры. Устно рассказывают о
впечатлениях
детства.
Пишут
сочинение на свободную тему.

Выборочное
изложение
Контрольная работа
Сочинение на
свободную тему

Упр.268
Повторить
изученный материал

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».