ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка, составляет 714 часов: 6 классе – 204 часа (6 часов в неделю), СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6 КЛАСС Общие сведения о языке Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Понятие о литературном языке. Язык и речь Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение; сообщение на лингвистическую тему. Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями. Текст Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный); главная и второстепенная информация текста; пересказ текста. Описание как тип речи. Описание внешности человека. Описание помещения. Описание природы. Описание местности. Описание действий. Функциональные разновидности языка Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка. Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение. СИСТЕМА ЯЗЫКА Лексикология. Культура речи Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы). Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. Лексический анализ слов. Фразеологизмы. Их признаки и значение. Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Эпитеты, метафоры, олицетворения. Лексические словари. Словообразование. Культура речи. Орфография Формообразующие и словообразующие морфемы. Производящая основа. Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую). Понятие об этимологии (общее представление). Морфемный и словообразовательный анализ слов. Правописание сложных и сложносокращённых слов. Правописание корня -кас- – -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-. Орфографический анализ слов (в рамках изученного). Морфология. Культура речи. Орфография Имя существительное Особенности словообразования. Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного). Нормы словоизменения имён существительных. Морфологический анализ имён существительных. Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами. Орфографический анализ имён существительных (в рамках изученного). Имя прилагательное Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Степени сравнения качественных имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Морфологический анализ имён прилагательных. Правописание н и нн в именах прилагательных. Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных. Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного). Орфографический анализ имени прилагательного (в рамках изученного). Имя числительное Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имён числительных. Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые числительные. Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные числительные. Словообразование имён числительных. Склонение количественных и порядковых имён числительных. Правильное образование форм имён числительных. Правильное употребление собирательных имён числительных. Морфологический анализ имён числительных. Правила правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; правила правописания окончаний числительных. Орфографический анализ имён числительных (в рамках изученного). Местоимение Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений. Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные, притяжательные, неопределённые, отрицательные, определительные. Склонение местоимений. Словообразование местоимений. Морфологический анализ местоимений. Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в тексте. Правила правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений. Орфографический анализ местоимений (в рамках изученного). Глагол Переходные и непереходные глаголы. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении. Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола. Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного). Нормы словоизменения глаголов. Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте. Морфологический анализ глаголов. Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола. Орфографический анализ глаголов (в рамках изученного). ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6 КЛАСС Общие сведения о языке Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного). Иметь представление о русском литературном языке. Язык и речь Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему. Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик. Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 110 слов. Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 180 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения – не менее 165 слов). Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100–110 слов; словарного диктанта объёмом 20–25 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100–110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета. Текст Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий). Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесённость глагольных форм. Применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста. Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев. Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы). Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка. Функциональные разновидности языка Характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение). Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. СИСТЕМА ЯЗЫКА Лексикология. Культура речи Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова. Проводить лексический анализ слов. Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и выразительности. Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения; характеризовать ситуацию употребления фразеологизма. Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари. Словообразование. Культура речи. Орфография Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу. Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов. Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных. Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания. Соблюдать правила правописания сложных и сложносокращённых слов; правила правописания корня -кас- – -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-. Морфология. Культура речи. Орфография Характеризовать особенности словообразования имён существительных. Соблюдать правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами. Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имён существительных. Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных. Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать правила правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных, сложных имён прилагательных. Распознавать числительные; определять общее грамматическое значение имени числительного; различать разряды имён числительных по значению, по строению. Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных; характеризовать роль имён числительных в речи. Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать правила правописания имён числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; правила правописания окончаний числительных. Распознавать местоимения; определять общее грамматическое значение; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи. Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать правила правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений. Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении. Соблюдать правила правописания ь в формах глагола повелительного наклонения. Проводить морфологический анализ имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов; применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов. Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания. Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного), применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1 Основные функции русского языка 2 1.2 Литературный язык 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 3 Раздел 2. Язык и речь 2.1 Виды речи. Монолог и диалог. Их разновидности Итого по разделу 6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 6 Раздел 3. Текст 3.1 Информационная переработка текста 6 1 3.2 Функционально-смысловые типы речи 4 1 3.3 Виды описания. Смысловой анализ текста 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Итого по разделу 13 Раздел 4. Функциональные разновидности языка 4.1 Официально-деловой стиль. Жанры официально-делового стиля. Научный стиль. Жанры научного стиля Итого по разделу 11 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 11 Раздел 5. Лексикология. Культура речи 5.1 Группы лексики по происхождению.Активный и пассивный запас лексики 2 5.2 Лексика с точки зрения сферы употребления. Стилистическая окраска слова. Лексические средства выразительности. 17 5.3 Лексический анализ слова. Фразеологизмы 3 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 22 Раздел 6. Словообразование. Культура речи. Орфография 6.1 Морфемика и словообразование как разделы лингвистики 1 6.2 Виды морфем.Основные способы образования слов в русском языке. Правописание сложных и сложносокращённых слов 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 6.3 Орфографический анализ 5 6.4 Понятие об этимологии 1 6.5 Морфемный и словообразовательный анализ слов 3 Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 16 Раздел 7. Морфология. Культура речи. Орфография Библиотека ЦОК 7.1 Части речи в русском языке 2 7.2 Имя существительное 11 1 7.3 Имя прилагательное 18 4 7.4 Имя числительное 21 3 7.5 Местоимение 20 2 7.6 Глагол 34 13 Итого по разделу 106 Повторение пройденного материала 13 Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты) 14 https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 14 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 204 14 30 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Русский язык — государственный язык Российской Федерации 1 2 Русский язык — язык межнационального общения 1 3 Понятие о литературном языке 1 4 Повторение. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста (повторение изученного в 5 классе) 1 5 Повторение. Употребление ь и ъ (повторение изученного в 5 классе) 1 6 Повторение. Правописание корней (повторение изученного в 5 классе) 1 7 Повторение. Правописание приставок (повторение изученного в 5 классе) 1 8 Повторение. Правописание суффиксов (повторение изученного 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения 04.09.2023 05.09.2023 06.09.2023 07.09.2023 08.09.2023 09.09.2023 11.09.2023 12.09.2023 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261734 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2618c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2619f0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261b12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261c34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261dc4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261ef0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa262030 в 5 классе) 9 Повторение. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными (повторение изученного в 5 классе) 1 10 Диктант /контрольная работа 1 11 Виды речи. Монолог и диалог. Монолог-описание 1 12 Монолог-повествование 1 13 Монолог-рассуждение 1 14 Сообщение на лингвистическую тему 1 15 Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями 1 16 Монолог и диалог. Практикум 1 17 Информационная переработка текста 1 18 Информационная переработка текста. Главная и второстепенная информация 1 19 Информационная переработка текста. Способы сокращения текста 1 20 Простой и сложный план текста 1 13.09.2023 1 14.09.2023 15.09.2023 16.09.2023 18.09.2023 19.09.2023 20.09.2023 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26215c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa262288 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2623f0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26251c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26263e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2627a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa262990 21.09.2023 22.09.2023 23.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa262af8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26341c 25.09.2023 Библиотека ЦОК 26.09.2023 21 Назывной и вопросный план текста 1 22 План текста. Практикум 1 23 Функционально-смысловые типы речи (повторение) 1 24 Особенности функциональносмысловых типов речи 1 25 Описание признаков предметов и явлений окружающего мира 1 26 Особенности описания как типа речи 1 27 Сочинение-описание (обучающее) 1 28 Особенности функциональносмысловых типов речи. Обобщение 1 29 Особенности функциональносмысловых типов речи. Практикум 1 30 Официально-деловой стиль и его жанры 1 31 Особенности официально-делового стиля 1 09.10.2023 32 Заявление, расписка 1 10.10.2023 33 Научный стиль и его жанры 1 11.10.2023 34 Особенности научного стиля 1 12.10.2023 27.09.2023 1 28.09.2023 https://m.edsoo.ru/fa263584 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa263868 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2639da 29.09.2023 30.09.2023 02.10.2023 03.11.2023 04.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa264006 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa263d22 05.10.2023 1 06.10.2023 07.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26506e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa264f06 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2651cc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26565e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26538e 35 Научное сообщение 1 13.10.2023 36 Словарная статья. Требования к составлению словарной статьи 1 14.10.2023 37 Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка" 1 16.10.2023 38 Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка". Практикум 1 39 Составление вопросного плана к тексту изложения 1 18.10.2023 40 Изложение (обучающее) 1 19.10.2023 41 Контрольная работа по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка" 1 42 Лексика русского языка (повторение) 1 21.10.2023 43 Лексические средства выразительности 1 23.10.2023 44 Лексические средства выразительности. Эпитет 1 24.10.2023 45 Метафора 1 25.10.2023 46 Профессионализмы 1 26.10.2023 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2657c6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26599c 17.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2679c2 20.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa266108 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2682d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa268480 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2671e8 47 Жаргонизмы 1 27.10.2023 48 Общеупотребительные слова. Диалектизмы 1 06.11.2023 49 Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения 1 07.11.2023 50 Исконно русские слова 1 08.11.2023 51 Заимствованные слова 1 09.11.2023 52 Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями 1 10.11.2023 53 Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного словоупотребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы 1 11.11.2023 54 Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая лексика 1 13.11.2023 55 Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика 1 14.11.2023 56 Фразеологизмы и их роль в тексте 1 15.11.2023 57 Фразеологизмы. Их признаки и значение 1 16.11.2023 58 Фразеологизмы. Источники фразеологизмов 1 17.11.2023 59 Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные 1 18.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2674d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2668c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2662f2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa266108 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2662f2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26645a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2676ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa267850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa267ca6 60 Лексический анализ слова 1 20.11.2023 61 Сочинение-описание природы и местности 1 62 Повторение темы "Лексикология. Культура речи" 1 63 Повторение темы "Лексикология. Культура речи". Практикум 1 64 Контрольная работа по теме "Лексикология. Культура речи" 1 65 Работа над ошибками, анализ работы 1 25.11.2023 66 Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение) 1 27.11.2023 67 Основные способы образования слов в русском языке 1 28.11.2023 68 Основные способы образования слов в русском языке. Виды морфем 1 29.11.2023 69 Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращённые слова 1 30.11.2023 70 Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращённые слова. Правописание сложных и сложносокращённых слов 1 01.12.2023 71 Орфографический анализ сложных и сложносокращённых слов 1 02.12.2023 1 21.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa267b34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26461e 22.11.2023 1 1 23.11.2023 24.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2687c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa268944 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2695d8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26984e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa269a38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa269d1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26a03c 72 Понятие об этимологии 1 04.12.2023 73 Морфемный и словообразовательный анализ слов 1 05.12.2023 74 Морфемный и словообразовательный анализ слов. Практикум 1 06.12.2023 75 Правописание корня -кас- — -кос- с чередованием а//о 1 07.12.2023 76 Правописание корня -кас- — -кос- с чередованием а//о. Практикум 1 08.12.2023 77 Правописание приставок ПРЕ/ПРИ 1 09.12.2023 78 Правописание приставок ПРЕ/ПРИ. Практикум 1 79 Систематизация и обобщение по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография" 1 80 Систематизация и обобщение по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография". Практикум 1 81 Контрольная работа по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография" 1 82 Работа над ошибками, анализ работы 1 15.12.2023 83 Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке 1 16.12.2023 84 Части речи в русском языке. Части 1 18.12.2023 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26a320 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26a4e2 11.12.2023 12.12.2023 1 1 13.12.2023 14.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26a9ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26ac4e речи и члены предложения 85 Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе) 1 19.12.2023 86 Имя существительное как часть речи 1 20.12.2023 87 Особенности словообразования имен существительных 1 21.12.2023 88 Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа 1 22.12.2023 89 Нормы словоизменения имен существительных в родительном падеже множественного числа 1 23.12.2023 90 Нормы словоизменения сложных имен существительных с первой частью пол- 1 25.12.2023 91 Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами 1 26.12.2023 92 Описание помещения (интерьера). Сбор материала 1 27.12.2023 93 Практикум. Описание помещение (интерьера) 1 94 Повторение темы "Имя существительное" 1 95 Контрольная работа по теме "Имя существительное" 1 96 Работа над ошибками, анализ 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26adde Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26af46 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26b284 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26b3f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26b568 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26ba04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26416e 28.12.2023 29.12.2023 1 09.01.2024 10.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26bb80 работы 97 Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе) 1 11.01.2024 98 Имя прилагательное как часть речи 1 12.01.2024 99 Разряды имён прилагательных по значению 1 13.01.2024 100 Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные 1 15.01.2024 101 Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные 1 16.01.2024 102 Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные 1 17.01.2024 103 Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень сравнения качественных имен прилагательных 1 18.01.2024 104 Превосходная степень сравнения качественных имен прилагательных 1 19.01.2024 105 Сжатое изложение. Смысловой анализ текста 1 20.01.2024 106 Изложение подробное/сжатое 1 107 Морфологический анализ имен прилагательных 1 23.01.2024 108 Правописание н и нн в именах прилагательных 1 24.01.2024 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26bf2c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26c0b2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26c2e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26c4ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26c68e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26c83c 22.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26cb7a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26cce2 109 Правописание н и нн в именах прилагательных (закрепление). Практикум 1 110 Правописание суффиксов -к- и -скимен прилагательных 1 111 Правописание суффиксов -к- и -скимен прилагательных. Практикум 1 112 Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных 1 113 Правописание сложных имен прилагательных (закрепление). Практикум 1 114 Сочинение-описание внешности человека 1 115 Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное». Практикум 1 116 Контрольная работа по теме "Имя прилагательное" 1 117 Работа над ошибками, анализ работы 1 03.02.2024 118 Имя числительное как часть речи. Общее грамматическое значение имени числительного 1 05.02.2024 119 Синтаксические функции имен числительных 1 06.02.2024 120 Разряды имен числительных по строению: простые, сложные, 1 07.02.2024 1 25.01.2024 26.01.2024 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26cfbc 30.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26d1f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26d336 31.01.2024 1 1 https://m.edsoo.ru/fa26ce4a 27.01.2024 29.01.2024 1 Библиотека ЦОК 01.02.2024 02.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26d5e8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26d70a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26d854 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26d994 составные 121 Разряды имен числительных по строению: простые, сложные, составные. Практикум 1 122 Разряды имен числительных по значению. Количественные числительные 1 09.02.2024 123 Разряды имен числительных по значению. Порядковые числительные 1 10.02.2024 124 Склонение количественных имен числительных 1 12.02.2024 125 Склонение порядковых имен числительных 1 13.02.2024 126 Склонение числительных. Практикум 1 127 Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные) 1 15.02.2024 128 Дробные числительные, их склонение, правописание 1 16.02.2024 129 Собирательные числительные, их склонение 1 17.02.2024 130 Нормы употребления собирательных числительных 1 19.02.2024 131 Нормы словообразования имен числительных 1 20.02.2024 132 Синтаксическая роль имён 1 21.02.2024 1 1 08.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26dac0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26dd40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26dfa2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26e0ce 14.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26e25e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26e4c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26e5f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26e7ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26ea7e Библиотека ЦОК числительных https://m.edsoo.ru/fa26ebbe 133 Синтаксическая роль имён числительных. Практикум 1 134 Морфологический анализ имен числительных 1 26.02.2024 135 Орфографический анализ имен числительных 1 27.02.2024 136 Обобщение изученного по теме «Имя числительное». Практикум 1 28.02.2024 137 Проверочная работа по теме «Имя числительное» 1 29.02.2024 138 Контрольная работа по теме "Имя числительное" 1 139 Работа над ошибками, анализ работы 1 02.03.2024 140 Местоимение как часть речи 1 04.03.2024 141 Разряды местоимений 1 15.03.2024 142 Личные местоимения 1 06.03.2024 143 Сжатое изложение. Смысловой анализ 1 07.03.2024 144 Сжатое изложение (обучающее) 1 09.03.2024 145 Возвратное местоимение себя 1 11.03.2024 146 Притяжательные местоимения 1 12.03.2024 147 Сочинение. Сбор материала 1 13.03.2024 1 1 22.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26edda Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26f03c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26f65e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26f780 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26f91a 01.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26fa46 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26fc94 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26ff46 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa270072 148 Сочинение-описание картины 1 1 14.03.2024 149 Указательные местоимения 1 15.03.2024 150 Определительные местоимения 1 16.03.2024 151 Вопросительно-относительные местоимения 1 18.03.2024 152 Неопределенные местоимения 1 19.03.2024 153 Отрицательные местоимения 1 20.03.2024 154 Отрицательные местоимения. Устранение речевых ошибок 1 21.03.2024 155 Морфологический анализ местоимений 1 22.03.2024 156 Правила правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений 1 01.04.2024 157 Правила правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений. Практикум 1 158 Повторение по теме "Местоимение" 1 159 Практикум по теме "Местоимение" 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27019e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27032e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa270464 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27082e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2709dc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa270b44 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa270e1e 02.04.2024 03.04.2024 1 04.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa270f86 160 Работа над ошибками, анализ работы 1 05.04.2024 161 Глагол как часть речи (обобщение изученного в 5 классе) 1 06.04.2024 162 Глагол как часть речи (обобщение изученного в 5 классе). Практикум 1 163 Словообразование глаголов 1 09.04.2024 164 Сочинение. Сбор материала 1 10.04.2024 165 Сочинение на морально-этическую тему (обучающее) 1 11.04.2024 166 Переходные и непереходные глаголы 1 12.04.2024 167 Переходные и непереходные глаголы. Практикум 1 168 Разноспрягаемые глаголы 1 169 Разноспрягаемые глаголы (закрепление). Практикум 1 170 Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении 1 171 Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении. Практикум 1 172 Наклонение глагола. Изъявительное наклонение 1 173 Изъявительное наклонение 1 1 1 08.04.2024 13.04.2024 15.04.2024 1 16.04.2024 17.04.2024 1 https://m.edsoo.ru/fa271166 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2712ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa271436 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2715a8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa271774 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa271d14 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa271ec2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa272020 18.04.2024 19.04.2024 1 Библиотека ЦОК 20.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa272354 Библиотека ЦОК (закрепление). Практикум https://m.edsoo.ru/fa272548 174 Условное наклонение глагола 1 22.04.2024 175 Условное наклонение глагола (закрепление). Практикум 1 23.04.2024 176 Повелительное наклонение глагола 1 24.04.2024 177 Повелительное наклонение глагола (закрепление). Практикум 1 178 Употребление наклонений 1 179 Употребление наклонений. Практикум 1 180 Нормы образования форм повелительного наклонения глагола 1 181 Нормы образования форм повелительного наклонения глагола (закрепление). Практикум 1 182 Проверочная работа по теме «Наклонения глагола» 1 02.05.2024 183 Видо-временная соотнесенность глагольных форм в тексте 1 03.05.2024 184 Видо-временная соотнесенность глагольных форм в тексте. Практикум 1 185 Изложение. Смысловой анализ текста 1 06.05.2024 186 Изложение (обучающее) 1 07.05.2024 187 Морфологический анализ глагола 1 08.05.2024 1 25.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2726d8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2728b8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa272ba6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa272d0e 26.04.2024 1 27.04.2024 29.04.2024 1 1 30.04.2024 04.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27365a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa273312 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2734f2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa272ec6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa273f6a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2740c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27423a 188 Морфологический анализ глагола (закрепление). Практикум 1 189 Описание действий. Сбор материала 1 190 Сочинение-описание действий 1 191 Правила правописания глаголов с изученными орфограммами 1 14.05.2024 192 Правила правописания глаголов с изученными орфограммами (обобщение изученного в 6 классе) 1 15.05.2024 193 Правила правописания глаголов с изученными орфограммами (обобщение изученного в 6 классе). Практикум 1 1 16.05.2024 194 Орфографический анализ глагола. Практикум 1 1 17.05.2024 195 Контрольная работа по теме "Глагол" 1 196 Работа над ошибками, анализ работы 1 20.05.2024 197 Повторение. Лексикология. Фразеология (повторение изученного в 6 классе) 1 21.05.2024 198 Повторение. Морфемика. Словообразование. Орфография (повторение изученного в 6 классе) 1 22.05.2024 199 Повторение. Морфология 1 23.05.2024 1 10.05.2024 11.05.2024 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa264a56 13.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2748b6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa274a5a 18.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2753d8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa275086 Библиотека ЦОК (повторение изученного в 6 классе) https://m.edsoo.ru/fa27525c 200 Повторение. Орфография. Правописание имен существительных, имен прилагательных (повторение изученного в 6 классе) 1 24.05.2024 201 Повторение. Орфография. Правописание имен числительных, местоимений, глаголов (повторение изученного в 6 классе) 1 27.05.2024 202 Повторение. Текст. Анализ текста (повторение изученного в 6 классе) 1 28.05.2024 203 Итоговая контрольная работа за курс 6 класса 1 204 Повторение. Анализ итоговой контрольной работы 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 204 1 29.05.2024 30.05.2024 14 29 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa275540 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2758c4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебник «Русский язык 6 кл. I-II ч.» М.: «Просвещение» 2023 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Учебник «Русский язык 6 кл. I-II ч.» М.: «Просвещение» 2023 г. 750 избранных школьных изложений, Т.Л.Фёдорова М:«ЛадКом» 2011 Сборник диктантов 5-9 кл. М: «ВАКО» 2013 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ intl/ru/slides/about/ ppt-online.org uchitelya.com library/prezentatciya_k_uroku_russkogo_… https://internetu.ru/ https://uchitel.clab/ online-lessons/ resh.edu.ru yaklass.ru Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)