Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа по русскому языку 3-4 класс

Рабочая программа по русскому языку 3-4 классов является приложением основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ ст.
Черноярской Моздокского района РСО-Алания.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
3 класс














Личностные УУД
Ценить и принимать следующие базовые ценности:
«добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»,
«справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям
других народов.
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения
общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Регулятивные УУД
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения
заданий.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных
задания в учебном процессе и жизненных ситуациях
Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя.
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими
заданиями, или на основе различных образцов.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения,
результатом действий на определенном этапе
Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные УУД
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою
работу по изучению незнакомого материала.

1
















Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для
изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
экспонат, модель, иллюстрация и др.)
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
На основе анализа объектов делать выводы.
Подробно пересказывать небольшие тексты
Коммуникативные УУД
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи).
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Критично относиться к своему мнению
Понимать точку зрения другого
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом
Предметные результаты освоения программы:
 Понимать, что предложение - это основная единица речи;
 Понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
 Различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
 Оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки
препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
 Различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание,
рассуждение);
 Называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без
деления на виды) члены предложения;
 Понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
 Различать словосочетание и предложение;
 Называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное,
глагол, местоимение, предлог);
 Понимать особенности употребления в предложении имени прилагательного,
глагола, предлога;
 Называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
 Понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», разные формы слова»;
 Различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
 Использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных
звуков в слабой позиции в корне слова;
 Давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
 Понимать влияние ударения на смысл слова;
 Различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и
мягкости; обозначать мягкость согласных на письме:
 Понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака
2

в слове.
 Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под
диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс:
 Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
 Производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
 Производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные
слова разных частей речи;
 Распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён
существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и
число местоимений);
 Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;
склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена
прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
 Интонационно правильно произносить предложения; определять вид
предложения по цели высказывания и интонации;
 Вычленять в предложении основу и словосочетания;
 Производить элементарный синтаксический разбор предложения;
 Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту,
делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план
текста;
 Определять тип текста;
 Писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно
составленному плану под руководством учителя.















4 класс.
Личностные УУД
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»,
«природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать
друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения
общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина
России.
Регулятивные УУД
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его
выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу,
ИКТ, инструменты и приборы.
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою
работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для
изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,
представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
3


























Составлять сложный план текста.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Коммуникативные УУД
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи).
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать
свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций.
Понимать точку зрения другого
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предвидеть последствия коллективных решений.
Предметные результаты освоения программы
Практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
Овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе
при обращении с помощью средств ИКТ;
Оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного
возраста;
Практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя
строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных
типов речи (описание, повествование, рассуждение);
Овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста,
самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части
текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к
заданным текстам;
Пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения
учеником;
Письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать
содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и
слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно
записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
Сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты
для конкретных ситуаций общения;
Составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных
источников (по наблюдению, сюжетному рисунку, репродукциям картин художников,
заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или
поговорке, по воображению и др.);
Письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например,
записку, письмо, поздравление, объявление);
Проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и
убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
4



























Пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами,
Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или
самостоятельно выбранную тему.
Различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных
текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или
делового);
Создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах
синонимы и антонимы;
Анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность
выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений)
и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных
текстов);
Оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая
содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
Характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные
твёрдые – мягкие, парные – непарные твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие,
парные – непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря»
учебника);
Различать звуки и буквы;
Классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно
определённым критериям;
Знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочения слов и поиска нужной информации;
Пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между
словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в
объёме материала изучаемого курса).
Выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по
предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звукобуквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря,
Интернета и др.;
Распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы,
устаревшие слова (простые случаи);
Подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
Понимать этимологию мотивированных слов-названий;
Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
Находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а
также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без
терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
Пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
Иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов
пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
Различать изменяемые и неизменяемые слова;
5




























Различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с
омонимичными корнями, синонимов);
Находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс
(постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом
опознавания изучаемых морфем;
Находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
Узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни;
находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
Сравнивать, классифицировать слова по их составу;
Соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов
слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
Понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
Образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с
помощью и приставки и суффикса.
Понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и
приставок;
Узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
Разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно
выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
Подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа
приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и
суффиксами (при изучении частей речи).
Определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных
признаков; классифицировать слова по частям речи;
Распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала
изучаемого курса);
Пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых
высказываниях;
Определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число,
падеж;
Определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном
числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
Определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о
склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения
неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
Распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки
глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в
настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по
лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном
числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
Определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о
склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно
употреблять в речи личные местоимения;
Иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
Различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании
падежных форм имён существительных и местоимений;
6



































Понимать роль союзов и частицы не в речи;
Подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
Сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в
тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам;
классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
Различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
Склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с
его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и
тексте;
Различать родовые и личные окончания глагола;
Наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных,
глаголов;
Проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
Находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы,
предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,
частицу не при глаголах;
Находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в
употреблении изучаемых форм частей речи.
Различать предложение, словосочетание и слово;
Устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи
вопросов;
Составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении,
отражать её в схеме;
Соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
Классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по
интонации);
Выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
Находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без
деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
Распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;
использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
Составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при
составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
Находить в предложении обращение;
Выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность
разбора.
Применять ранее изученные правила правописания:
Раздельное написание слов;
Сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щув положении под ударением;
Сочетания чк, чн, чт, нч, щни др.;
Перенос слов;
Прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
Проверяемые безударные гласные в корне слова;
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
Непроизносимые согласные;
7




































Непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными
согласными;
Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
Разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
Соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и ив суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
Безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
Безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание
предлогов с личными местоимениями;
Раздельное написание частицы не с глаголами;
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа (читаешь, пишешь);
Мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
Безударные личные окончания глаголов;
Раздельное написание предлогов с другими словами;
Знаки препинания в конце предложения: точка (.), вопросительный (?) и
восклицательный (!) знаки;
Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
Подбирать примеры с определённой орфограммой;
Пользоваться «Орфографическим словарём» учебника как средством самоконтроля при
проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
Безошибочно списывать текст (объёмом 80–90 слов);
Писать под диктовку тексты (объёмом 75–80 слов) в соответствии с изученными
правилами правописания;
Проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Применять правила правописания:
Соединительные гласные оие в сложных словах (самолёт, вездеход);
Е и ив суффиксах -ек-, -ик-;
Запятая при обращении;
Запятая между частями в сложном предложении;
Объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных
(кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
Объяснять правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных;
Объяснять правописание личных окончаний глагола;
Объяснять написание сочетаний –ться и-тсяв глаголах;
Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных
учителем словах (в объёме материала изучаемого курса);
Определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
Применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова,
подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических
особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
При составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или
пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск
орфограммы или пунктограммы.
Слова с непроверяемым написанием
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство,
ботинки, вагон, везде, велосипед, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт,
8




двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер,
календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт,
костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца,
одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,
прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня,
сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб,
хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз,
электростанция.
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений
букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме.
Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих
формированию скорости. Работа по устранению недочётов графического характера в
почерках учащихся.
Содержание учебного предмета, курса
3 класс
Содержание учебного предмета
Язык и речь
 Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.
 Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями
общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
 Развитие речи
 Составление текста по рисунку.
Текст. Предложение. Словосочетание
 Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема,
основная мысль.
 Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
 Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
 Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в
соответствии с учебными целями и задачами.
 Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и
диалоге).
 Виды
предложений
по
цели
высказывания
(повествовательные,
вопросительные,
побудительные)
и
по
интонации
(восклицательные
и
невосклицательные).
 Знаки препинания в конце предложений.
 Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из
истории главного города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
 Предложения с обращением (общее представление).
 Состав предложения (повторение и углубление представлений).
 Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий).
 Распространённые и нераспространённые предложения.
 Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией
(таблицы, памятки).
 Разбор предложения по членам.
 Простое и сложное предложения (общее представление).
 Запятая внутри сложного предложения.
 Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и
зависимого слов при помощи вопроса.
 Развитие речи
9

 Составление небольшого рассказа по репродукции картины.
 Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по
рисунку, по заданной теме, по модели.
Слово в языке и речи
 Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове).
 Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и
значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;
синонимы, антонимы.
 Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.
 Использование омонимов в речи.
 Работа со словарём омонимов.
 Слово и словосочетание.
 Значение фразеологизмов и их использование в речи.
 Работа со словарём фразеологизмов.
 Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения
фразеологизмов.
 Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени
существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
 Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в
пейзажных зарисовках текста.
 Имя числительное (общее представление).
 Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных)
словах, о корне слова.
 Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
 Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
 Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и
безударными гласными в корне.
 Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными
по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
 Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным
знаком.
 Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил
дорожного движения при переходе улицы).
 Развитие речи
 Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или
коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции
картины.
Состав слова
 Корень слова. Однокоренные слова.
 Чередование согласных в корне.
 Сложные слова.
 Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
 Формы слова. Окончание,
 Значение приставки и суффикса в слове.
 Основа слова.
 Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
 Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
 Разбор слова по составу.
 Формирование навыка моделирования слов.
 Развитие речи
 Сочинение по репродукции картины.
10

 Редактирование предложений с неуместным употреблением в них
однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым
анализом.
Правописание частей слова
 Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях
слова.
 Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу,
определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.
Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографических
задач.
 Правописание слов с безударными гласными в корне.
 Слова старославянского уважительного отношения и их «следы» в русском
языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.
 Правописание слов с парными по глухости /звонкости согласными на конце
слов и перед согласными в корне.
 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
 Правописание слов с удвоенными согласными.
 Правописание суффиксов и приставок.
 Правописание приставок и предлогов.
 Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
 Развитие речи
 Составление текста по репродукции картины.
 Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно
составленному плану.
 Составление объявления.
Части речи
 Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное,
местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
 Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.
 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
 Представление об устаревших словах в русском языке.
 Собственные и нарицательные имена существительные.
 Правописание имён собственных.
 Изменение имён существительных по числам.
 Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
 Имена существительные общего рода (первое представление).
 Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь,
вкусная карамель, листва облетела и др.).
 Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского
рода (рожь, тишь, вещь).
 Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в
котором употреблено имя существительное.
 Неизменяемые имена существительные.
 Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный
падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.
 Начальная форма имени существительного.
 Морфологический разбор имени существительного.
 Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.
 Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
 Связь имени прилагательного с именем существительным.
 Роль имён прилагательных в тексте.
11

 Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
 Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость
рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
 Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
 Изменение имён прилагательных по числам.
 Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени
существительного.
 Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, ин, по падежам (первое представление).
 Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени
существительного.
 Начальная форма имени прилагательного.
 Морфологический разбор имени прилагательного.
 Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
 Личные местоимения единственного и множественного числа.
 Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных
местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
 Морфологический разбор местоимений.
 Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.
 Начальная (неопределённая) форма глагола.
 Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
 Изменение глаголов по временам.
 Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).
 Правописание частицы не с глаголами.
 Морфологический разбор глагола.
 Развитие речи
 Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным
словам.
 Письмо по памяти.
 Составление устного рассказа по серии картин.
 Сочинение по репродукции картины.
 Составление текста-описания растения в научном стиле.
 Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом
тексте и в репродукции картины.
 Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.
 Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.
 Составление письма.
 Составление текста по сюжетным рисункам.
 Составление предложений с нарушенным порядком слов.
4 класс
Содержание учебного предмета
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в
слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных
звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по
звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука:
гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий,
парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на
слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое
(смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение,
12

произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного
русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и
мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхьи ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь;
в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах,
омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с
разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса-ся), основы. Различение изменяемых
и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование
однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение
корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по
составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён
существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение
имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного.
Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено
имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению.
Словообразование
имён
существительных.
Морфологический
разбор
имён
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения.
Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное.Общее представление о числительных. Значение и употребление в
речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение
глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по
лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и
ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других
частей речи. Морфологический разбор глаголов.
13
























Наречие.Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений.
Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их
сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при
помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и
сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление
связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и
предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический
анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с
ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в
предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце
предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных
предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щувположении под ударением;
сочетания чк–чн, чт, нч, щни др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); •
непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
соединительныеои е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и ив суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа
(читаешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
14






знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные
знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
запятая при обращении в предложениях;
запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при
обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное
монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов
речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие
текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных
текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование
в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами
сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».