Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа Родной (русский) язык - 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык», 7 класс
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах
Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского
языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и
направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою
специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в
отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной
семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной
образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 102 часов.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 7 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от
17.12.2010 года № 1897
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. № 1897»
- Примерной программой по русскому родному языку для основной школы (7 класс)
-Образовательной программой основного общего образования МБОУ ООШ ст. Черноярской, утвержденный приказом директора школы .
Программа ориентирована на использование следующего учебника
Русский родной язык. 7 класс: Учеб. пособие для общеобразовательных организаций/ ( О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др.).– М.:
Просвещение, 2019 г.
Русский язык. 7 класс: Учеб. для общеобразовательных организаций/ ( М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.).- 4-е изд. – М.:
Просвещение, 2017 г.
Предмет «Русский язык» 7 класс изучается в течение 2023 -2024 учебного года, реализуется за счёт обязательной части учебного плана и составляет 3 часа в неделю, 102 часов в году.

Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
ания и общероссийского гражданского
сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в
различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
ными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

ь-

своение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
пользования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
, умений вести
диалог, искать и находить содержательные компромиссы. В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Основные цели изучения русского языка в школе:
межнационального общения, консолидации и единения народов России;

и способами использования языка в разных условиях общения;
ческих словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста);
средству
общения и получения знаний;

ний и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию
и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании
соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция- знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление
в коммуникацию с целью быть понятым. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция= это знания основ науки о языке, знания о
языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом. Культуроведческая компетенцияэто знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом. В соответствии с целями курса Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: разделов «Речь» и «Языковая система». Раздел «Речь» предусматривает овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации, формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности. Раздел «Языковая система» предусматривает освоение основ лингвистики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» 7 класс.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.

Предметные результаты изучения предметной области « Русский родной язык» 7 класс
Ученик 7 класса научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим,ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением
ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари

2. Содержание тем учебного курса.
Введение
Русский язык как развивающее явление.
Повторение изученного в 5-6 классах
Синтаксис. Синтаксический разбор.
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слов.
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.
Морфология и орфография. Морфологический разбор слов.
Текст.
Стили литературного языка.
Диалог.
Виды диалогов.
Публицистический стиль.
Морфология и орфография. Культура речи
Причастие
Причастие как часть речи.
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Причастный оборот Выделение причастного оборота запятыми.
Описание внешности человека.
Действительные и страдательные причастия.
Краткие и полные страдательные причастия.
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Действительные причастия прошедшего времени.
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Страдательные причастия прошедшего времени.
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
Морфологический разбор причастия.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Повторение.

Деепричастие
Деепричастие как часть речи.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Раздельное написание не с деепричастиями.
Деепричастия несовершенного вида.
Деепричастие совершенного вида.
Морфологический разбор деепричастия.
Повторение.
Наречие
Наречие как часть речи.
Смысловые группы наречий.
Степени сравнения наречий.
Морфологический разбор наречий.
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.
Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.
Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.
Описание действий.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис между частями слова в наречиях.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Учебно-научная речь. Отзыв.
Учебный доклад.
Повторение.
Категория состояния
Категория состояния как часть речи.
Морфологический разбор категории состояния.
Повторение.
Служебные части речи.
Предлог
Предлог как часть речи.
Употребление предлогов.
Производные и непроизводные предлоги.
Простые и составные предлоги.
Морфологический разбор предлога.
Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Союз
Союз как часть речи.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы.
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Морфологический разбор союза.
Слитное и раздельное написание союзов также, тоже, чтобы.
Повторение сведений о предлогах и союзах.
Частица
Частица как часть речи.
Разряды частиц. Формообразующие частицы.
Смысловые частицы.
Раздельное и дефисное написание частиц.
Морфологический разбор частиц.
Отрицательные частицы не и ни.
Различение частицы не и приставки не
-. Частица ни, приставка ни-, союз ни - ни
Повторение
Междометие
Междометие как часть речи.
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
Разделы науки о русском языке.
Текст. Стили речи.
Фонетика. Графика.
Лексика и фразеология.

Учебно-тематический план по предмету «Русский родной язык" 7 класс
№
п/п

Название раздела

1
2

Введение
Повторение пройденного материала в
5-6 классах
Морфология и орфография. Культура
речи.
Причастие
Деепричастие
Наречие
Категория состояния.
Служебные части речи.
Предлог
Союз
Частица
Междометие.
Повторение и систематизация изученного в
5-7 классах
ИТОГО

3

4

Кол-во часов
1
13

Всего часов
Контрольные работы
Творческие работы+
проекты
0

79
16
8
12
3
39
8
13
16
2
9

1

102

1

1
1
1

1

1
1
1

1

0

4

6

3. Тематическое планирование по предмету «Русский родной язык» 7 класс
№ урока

Раздел, тема урока

Количество
часов

Домашнее задание

Введение — 1 час
1

Русский язык как развивающееся явление.

1

Упр. 6

Повторение пройденного материала в 5-6 классах — 13 часов
2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

П. 1, упр. 9

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

П. 2,упр. 12

4

Лексика и фразеология.

1

П. 3, упр. 14

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1

П. 4,упр. 18

6

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1

П. 4, упр. 23

7

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

П. 5, упр. 26

8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слов.

1

П. 6, упр. 33

9

Текст. Стили литературного языка.

1

П. 7.Работа по текстам.

10

Диалог. Виды диалогов.

1

Составить диалог ( темы
на выбор)

11

Публицистический стиль.

1

Устное сообщение публицистического стиля
(темы на выбор)

12

Устное сообщение публицистического стиля (темы на выбор)

1

Подготовиться к диктанту.

13

Контрольный диктант по разделу «Повторение пройденного материала в 5-6 классах»

1

14

Работа над ошибками.

1

Морфология и орфография. Культура речи Причастие — 16 час
15

16

17

18

19

20

21

Причастие как часть речи.

1

П. 12, упр.70 (устно)

Свободный диктант (упражнение 70).

1

П. 11, упр. 77

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

П. 13, упр.82

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

П.13

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1

П.14

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1

П.14 .упр. 86

Р/р Описание окрестностей с элементами рассуждения.

1

Завершить работу

Работа над ошибками

1

Р/Р Описание внешности человека.

1

Р/Р Описание внешности человека.

1

Действительные и страдательные причастия.

1

П. 16, упр. 101

Действительные и страдательные причастия.

1

П.16

Написать план сочинения, черновой вариант

22

23

24

25

26

27

Краткие и полные страдательные причастия.

1

П.17

Краткие и полные страдательные причастия.

1

П. 17, упр. 105

Действительные причастия настоящего времени.

1

П. 18, упр. 110

Действительные причастия прошедшего времени.

1

П. 19, упр. 113

Р/р Изложение от 3 лица

1

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

П. 20, упр. 122

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

П. 21, упр. 127

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

П. 22, упр. 130

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

П. 23, упр. 132

Одна буква н в отглагольных прилагательных.

1

П. 23, упр. 139

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий
и в кратких отглагольных прилагательных.

1

П. 24, упр. 147

Р/Р Выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из
рассказа «Судьба человека»).

1

П. 24, упр. 151

Морфологический разбор причастий.

1

П. 25, упр. 153

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

1

П. 26, упр. 158

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени.

1

П. 27, упр. 163

28
45

Повторение

1

Контрольный диктант по разделу «Причастие»

П. 12-27, подготовиться к
контрольному диктанту.

1

Деепричастие — 8 часов
13

Деепричастие как часть речи.

1

П. 28, упр. 181

14

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

П. 29, упр. 187

15

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

П. 29, упр. 191

16

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

П. 30, упр. 195

17

Деепричастия несовершенного вида.

1

П. 31, упр. 199

18

Деепричастия совершенного вида.

1

П. 32, упр. 205

19-20

Р/Р Сочинение-рассказ на основе картины С.Григорьева «Вратарь»
от имени одного из действующих лиц картины (упражнение 207).

2

Написать план сочинения

21

Морфологический разбор деепричастия.

1

П. 33, упр. 210

22

Повторение по разделу «Деепричастие».

1

П. 28-33

23

Контрольный диктант по разделу «Деепричастие»

1

Выполнить задание в
тетради

24

Работа над ошибками.

1
Наречие — 12 часов

25

Наречие как часть речи.

1

П. 34, упр. 222

26

Смысловые группы наречий.

1

П. 35, упр. 230

27-28

Р/Р Сочинение в форме дневниковых записей (по картине
И.Поповой «Первый снег»)

2

Составить план сочинения

29

Степени сравнения наречий.

1

П. 36, упр. 237 (устно)

30

Морфологический разбор наречия. Диктант по упражнению 237.

1

П. 37, упр. 240

31-32

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

2

П. 38, упр. 243
П. 38, упр. 248

33

Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.

1

П. 39, упр. 252

34

Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.

1

П.39

35

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

1

П. 40, упр. 259

36

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

1

П. 40, упр. 262

37-38

Р/Р Сочинение-описание действий. Сочинение в форме репортажа
или интервью о процессе труда по личным впечатлениям

2

Подготовить план сочинения

39

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1

П. 42, упр. 267

40

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

1

П. 43, упр. 273 (устно)

41-42

Р/Р Сочинение-описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья»

2

Составить план сочинения

43

Дефис между частями слова в наречиях

1

П. 44, упр. 279

44

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

45

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

1

П. 45, упр. 286

46

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

П. 46, упр. 289

47

Учебно -научная речь. Отзыв

1

Анализ отзывов

П. 45, упр. 283

48

Учебный доклад.

1

Приготовить тематический учебный доклад.

49

Повторение и систематизация изученного по разделу «Наречие».

1

П. 34-46, упр. 295

50

Контрольный диктант по разделу «Наречие»

1

51

Работа над ошибками.

1
Категория состояния - 3 часа

52

Категория состояния как часть речи.

1

П. 49, упр. 316

53

Морфологический разбор категории состояния.

1

П. 50, упр. 322

54

Р/Р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (упражнение 324)

1

Дописать сочинение

Служебные части речи -1 час
55

Самостоятельные и служебные части речи

1

П. 51, очинить
2-3 предложения

Предлог — 8 часов
56

Предлог как часть речи.

1

П. 52, упр. 329

57

Употребление предлогов.

1

П. 53, упр. 336

58

Производные и непроизводные предлоги.

1

П. 40, упр. 339

59

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

1

П. 55,56, упр. 347

60-61

Р/Р Сочинение на лингвистическую тему (упражнение 348).

2

Написать план сочинения

62

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

П. 57, упр. 351

63

Проект «Предлоги в нашей жизни»

1

Союз — 13 часов
64

Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

1

П. 58, 59, упр. 361

65

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

П. 60, выписать 10 предложений

66

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном
предложении.

1

П. 61, упр. 366

67

Сочинительные союзы.

1

П. 62, упр. 373

68

Подчинительные союзы.

1

П. 63, упр. 381

69

Морфологический разбор союза.

1

П. 64, упр. 383

70

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

1

П. 65, упр. 388

71

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

1

Повторить пройденный
материал

72-73

Р/Р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения.

2

Дописать сочинение

74

Повторение сведений о предлогах и союзах.

1

П. 58-65, упр. 399

75

Контрольный диктант по разделу «Союз»

1

П. 60

76

Работа над ошибками

1
Частица — 16 часов

77

Частица как часть речи.

1

П. 66, упр. 403

78

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

П. 67, упр. 408

79

Смысловые частицы.

1

П. 68, упр. 417

80

Раздельное и слитное написание частиц.

1

П. 69, упр. 425

81

Р/Р Устное сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

П. 69, упр. 426

82

Морфологический разбор частиц.

1

П. 70, записать пословицы и поговорки с частицами.

83

Отрицательные частицы не и ни.

1

П. 71, упр. 431

84

Различение частицы не и приставки не-.

1

П. 72, упр. 439

85

Р/Р Устное сочинение-рассказ по данному сюжету (упражнение
446).

2

Написать план сочинения.

86

Частица ни, приставка ни-, союз ни- ни.

1

П. 73, упр. 450

87

Частица ни, приставка ни-, союз ни- ни.

1

П.73

88

Свободный диктант (упражнение 452).

2

Упр. 452

89

Повторение по разделу «Частица»

1

П. 66-74, упр. 454

90

Контрольный диктант по разделу «Частица»

1

Повторить пройденный
материал

91

Работа над ошибками.

1
Междометие - 2 часа

92

Междометие как часть речи.

1

П. 74, упр. 460

93

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

П. 75, упр. 464

Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах — 9 часов
94

Разделы науки о русском языке.

1

П. 76,

95

Р/Р Сочинение на свободную тему.

1

Дописать сочинение.

96

Текст. Стили речи.

1

Работа по текстам

97

Текст. Стили речи.

1

98

Фонетика. Графика.

1

99

Лексика и фразеология.

1

П. 81, 82, подготовиться к
контрольной работе

100

Лексика и фразеология.

1

Подготовиться к итоговой контрольной работе.

101

Итоговая контрольный диктант

1

Подготовиться к проекту
« Самая интересная
часть речи в 7 классе»

102

Проект « Самая интересная часть речи в 7 классе»

1

Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык» 7 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема

Урок/содержание учебника

Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление
§1: упр1, упр2
События, влияющие на становление русского §1: стр6
языка
Имена собственные в русском языке
§1: упр3, упр4, упр5
Родословная
§1: упр6, упр7, упр8
Внешний фактор языкового развития
§1: упр9, упр10, упр11
«О языке устном и письменном, старом и новом»
§1: упр12, упр13
Устаревшие слова – живые свидетели истории. §2: упр14, упр15
Историзмы
Историзмы и их значение
§2: упр16, упр17
Историзмы и их значение
§2: упр18, упр19
Устаревшие слова
§2: упр20, упр21, упр22
Устаревшие слова
§2: упр23, упр24
Фразеологизмы
§2: упр25, упр26, упр27
Архаизмы в составе устаревших слов русского §3: упр28
языка и их особенности
Типы архаизмов
§3: упр29, упр30
Типы архаизмов
§3: упр31, упр32, упр33
Степень устарелости архаизмов
§3: упр34, упр35, упр36
Старославянизмы
§3: упр37, упр38
Архаизмы
§3: упр39, упр40, упр41
Подготовка к контрольной работе за I четверть
Контрольная работа за I четверть
Работа над ошибками
Работа с текстом
§3: упр42, упр43, упр44
Употребление устаревшей лексики в новом §4: упр45
контексте

Примечание

Дата по Дата по факту
плану

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

Употребление устаревшей лексики в новом
контексте
Актуальная лексика
Названия городов из пассивного запаса русского
языка
Работа по тексту
Употребление иноязычных слов как проблема
культуры речи
Иноязычные слова
Причины заимствований
Новые иноязычные слова
Новые иноязычные слова
Работа с текстом

§4: стр29(из истории), упр46
§4: упр47, упр48
§4: упр49, упр50, упр51
§4: упр52, упр53, упр54
§5: упр55

§5: упр56
§5: стр38
§5: упр57, упр58
§5: упр59, упр60, упр61, упр62
§5: упр63, упр64, упр65
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного §6: стр44, упр66
русского литературного языка. Ударение
Основные орфоэпические нормы современного §6: упр67
русского литературного языка. Ударение
Основные орфоэпические нормы современного §6: упр68, упр69, упр70
русского литературного языка. Ударение
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и §7: упр71
наречиях
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и §7: упр72
наречиях
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и §7: упр73, упр74
наречиях
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и §7: упр75, упр76
наречиях
Подготовка к полугодовой контрольной работе
Полугодовая контрольная работа
Работа над ошибками
Трудные случаи употребления паронимов
§8: упр77

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

Трудные случаи употребления паронимов
Трудные случаи употребления паронимов
Трудные случаи употребления паронимов
Трудные случаи употребления паронимов
Типичные грамматические ошибки
Типичные грамматические ошибки
Типичные грамматические ошибки
Типичные грамматические ошибки
Типичные грамматические ошибки
Типичные грамматические ошибки
Традиции русской речевой манеры общения
Традиции русской речевой манеры общения
Традиции русской речевой манеры общения
Нормы русского речевого и невербального этикета
Нормы русского речевого и невербального этикета
Нормы русского речевого и невербального этикета
Нормы русского речевого и невербального этикета
Нормы русского речевого и невербального этикета

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73

Традиции русского речевого общения
Традиции русского речевого общения
Традиции русского речевого общения
Текст. Виды абзацев
Текст. Виды абзацев
Текст. Виды абзацев
Текст. Виды абзацев
Заголовки текстов, их типы
Заголовки текстов, их типы
Подготовка к контрольной работа за III четверть
Контрольная работа за III четверть

§8: упр78, упр79
§8: упр80, упр81, упр82, упр83
§8: упр84, упр85
§8: упр86, упр87, упр88
§9: упр89, упр90
§9: упр91, упр92
§9: упр93, упр94, упр95
§9: упр96, упр97
§9: упр98
§9: упр99 упр100, упр101, упр102
§10: упр103, упр104
§10: упр105
§10: упр106, упр107
§11: упр108
§11: упр109
§11: упр110
§11: упр111, упр112
§11: упр113, упр114, упр115,
упр116
Речь. Текст.
§12: упр117, упр118
§12: упр119, упр120
§12: упр121, упр122
§13: упр123, упр124
§13: упр125, упр126
§3: упр127
§13: упр128, упр129
§14: упр130, упр131
§14: упр132, упр133

III ч.

74
75
76
77
78

Работа над ошибками
Круг чтения
Круг чтения
Эссе по прочитанному
Заголовки текстов, их типы

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Разговорная речь. Спор и дискуссия
Разговорная речь. Спор и дискуссия
Разговорная речь. Спор и дискуссия
Разговорная речь. Спор и дискуссия
Публицистический стиль. Путевые заметки
Публицистический стиль. Путевые заметки
Круг чтения
Публицистический стиль. Путевые заметки
Текст рекламного объявления, его особенности
Текст рекламного объявления, его особенности
Текст рекламного объявления, его особенности
Язык художественной литературы. Притча
Язык художественной литературы. Притча
Язык художественной литературы. Притча
Язык художественной литературы. Притча
Повторение
Подготовка к годовой контрольной работе
Годовая контрольная работа
Работа над ошибками
Итоговый урок
Резервный урок
Резервный урок
Резервный урок
Резервный урок

§14: стр92
§14: стр92
§14: упр134
§14: упр135, упр136, упр137
§15: упр138, упр139
§15: упр140
§15: упр141, упр142
§15: упр143, упр144
§16: упр145, упр146
§16: упр147
§16: стр101
§16: упр148, упр149
§17: упр150
§17: упр151, упр152
§17: упр153, упр154
§18: упр155
§18: упр156, упр157
§18: упр158, упр159
§18: упр160, упр161

Приложения к программе
Приложение 1
Критерии и нормы оценки знаний и умений по русскому родному языку
Критерии оценивания устного ответа
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не
только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению
последую-щим материалом.

Критерии оценивания письменных работ
Критерии оценивания диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать
связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данно-го
класса.
Требования к тексту диктанта
Количество в контрольном диктанте
Класс

слов (самостоятельных и слу-

орфограмм2

пунктограмм

слов с непроверяемыми орфограммами3

жебных)1

1
2

Кол-во слов в словарном диктанте

5

90-100

12

2-3

5

15-20

6

100-110

16

3-4

7

20-25

7

110-120

20

4-5

10

25-30

8

120-150

24

10

10

30-35

9

150-170

24

15

10

35-40

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы
пред-ставлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены
1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

3

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не
ме-нее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Нормы оценивания диктанта
Вид
диктанта

оценка/количество ошибок
«5»

Контрольный 1 негрубая орфографическая или
1 негрубая пунктуационная
ошибка.

«4»

«3»

«2»

2 орф. - 2 пункт.

4 орф. - 4 пункт.

7 орф.- 7 пункт.

или

или

или

1 орф.- 3 пункт.

3 орф. - 5 пункт.

6 орф. - 8 пункт.

или

или

или

0 орф. – 4 пункт.

0 орф. - 7 пункт.

5 орф.- 9 пункт.
или

*при 3 орф. ошибках,
если среди них есть однотипные.

*в 5 классе допуск. при 5 орф.
и 4 пункт.

8 орф.- 6 пункт.

*при 6 орф. и 6 пункт., если
среди тех и других имеются
однотипные и негрубые ошибки.

Словарный

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

до 7 ошибок

1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного
значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание
которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной
не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях,

когда вместо одного знака

препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в
роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать
другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического,
грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при
выведении оценки за диктант.

Критерии оценивания сочинений и изложений
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно
учащихся.

и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки

Примерный объем текста изложений и сочинений
класс

Объем текста для
подробного изложения1

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 – 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 – 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 – 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 – 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 – 4,0 страницы

1

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь)

считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка

Основные критерии оценки
содержание и речь

«5»

грамотность

1. Содержание работы полностью соответствует

Допускается:

теме.

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание
излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством
словаря,
разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство

и вырази-

тельность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в
содержании и 1—2 речевых недочета
«4»1.

Содержание работы в основном соответствует Допускаются:
теме (имеются незначительные отклонения от
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или
темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

а также 2 грамматические ошибки

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

4. Лексический и грамматический строй речи
достаточно разнообразен
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых
недочетов.
«3»1.

В работе допущены существенные отклонения Допускаются:
от темы.
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,
2. Работа достоверна в главном, но в ней
или
имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается

7 пунктуационных

или
при отсутствии орфографических ошибок

(в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а

неправильное словоупотребление.

также 4 грамматические ошибки

5. Стиль работы не отличается единством,
речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4
недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
«2»1.

Работа не соответствует теме.

Допускаются:

2. Допущено много фактических неточностей.

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок,

3. Нарушена последовательность изложения
мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь между ними, работа не соответствует плану.

6 орфографических и 8

4. Крайне беден словарь, работа написана
короткими однотипными предложениями со
слабо выраженной связью между ними, часты
случаи неправильного словоупотребления.

5 орфографических и 9

или

пунктуационных ошибок, или
пунктуационных ошибок,

или

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических
ошибок.

5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его
композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за
сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из
нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3
орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотноше-

ниях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по осталь-ным показателям
оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных уче-ником
исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Критерии оценивания обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил
ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется
степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе,
превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению
учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по
нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оцен
5
ка
СоРабота полностью
дер
завершена
жаРабота демонние
стрирует глубокое
понимание описываемых процессов

Дизайн

Критерии оценивания презентаций учащихся
4
3

2

Почти полностью сделаны
Не все важнейшие компоненты
наиболее важные компоненты
работы выполнены
работы
Работа демонстрирует понимание Работа демонстрирует понимание,
основных моментов, хотя некото- но неполное
рые детали не уточняются

Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя

Даны интересные
дискуссионные
материалы. Грамотно используется научная лексика

Имеются некоторые материалы
дискуссионного характера. Научная лексика используется, но
иногда некорректно.

Минимум дискуссионных материалов.
Минимум научных терминов

Ученик предлагает
собственную интерпретацию или
развитие темы
(обобщения,
приложения,
аналогии)
Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или
сложный процесс
Дизайн логичен и
очевиден

Ученик в большинстве случаев
предлагает собственную интерпретацию или развитие темы

Дискуссионные
материалы есть в наличии, но не
способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или
используется мало или используется некорректно.
Ученик иногда предлагает свою
интерпретацию

Почти везде выбирается более
эффективный процесс

Ученику нужна помощь в выборе
эффективного процесса

Ученик может работать только под руководством учителя

Дизайн есть

Дизайн случайный

Дизайн не ясен

Работа демонстрирует минимальное понимание

Интерпретация ограничена или беспочвенна

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн
подчеркивает содержание.
Все параметры
шрифта хорошо
подобраны (текст
хорошо читается)
Гра
Хорошо подобрафина, соответствует
ка
содержанию, обогащает содержание
Гра
Нет ошибок: ни
мот грамматических,
ност ни синтаксических
ь

Имеются постоянные элементы
дизайна. Дизайн соответствует
содержанию.

Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.

Параметры шрифта подобраны.
Шрифт читаем.

Параметры шрифта недостаточно
хорошо подобраны, могут мешать
восприятию

Параметры не подобраны. Делают текст
трудночитаемым

Графика соответствует содержанию

Графика мало соответствует содержанию

Графика не соответствует содержанию

Минимальное количество ошибок

Есть ошибки, мешающие восприятию

Много ошибок, делающих материал
трудночитаемым

Критерии оценки за тест
«5»- верно выполнено более 90% заданий;
«4»- верно выполнено более 70- 89 % заданий;
«3»- верно выполнено более 51- 69 % заданий;
«2»- верно выполнено 50% и менее.

Приложение № 2
КИМы
Контрольный диктант по разделу «Повторение пройденного материала в 5 -6 классах»
В Михайловском парке
В Михайловском парке всё сохранилось с пушкинских времен. И в этом неповторимость сегодняшнего заповедного места.
В центре усадьбы растут густые кусты шиповника, жасмина, сирени, дикого винограда. За ними хорошо ухаживают, и они разрослись и радуют
взоры посетителей. Почти в каждом из них летом живут и гнездятся птицы.
В период одинокой жизни в Михайловском Пушкин не мог не видеть и не слышать того, что видим и слышим мы. Он слышал, как поют горлица, дрозд, скворец, ласточка.
Птиц Пушкин любил. Целыми днями он пропадал в тенистом лесу, внимал птичьим пересвистам и наблюдал за их жизнью.
Вот почему и теперь в Михайловском всюду птицы. Они добры и доверчивы к тем людям, для которых Пушкин и всё пушкинское священно и
неприкосновенно.
(По С.Гейченко)
Грамматические задания.
1.

Выполните морфемный разбор слов:
I Вариант: неповторимость, шиповника.
AI Вариант: взоры, пересвистам.

1.

Выполните словообразовательный разбор слов:
I Вариант: одинокий, пересвист.
AI Вариант: тенистый, времена.

1.

Выполните синтаксический разбор предложения:
I Вариант: 3 предложение.
AI Вариант: 5 предложение.

Контрольная работа по теме

«Действительные и страдательные причастия»

Тест. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот Вариант 1
А1. Укажите страдательное причастие.
□ 1) причёсанная
□ 2) маячивший
□ 3) нуждающийся
□ 4) перегоревший
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) кухОнный
□ 2) принятА
□ 3) красивЕе
□ 4) нАчата
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На песчаной косе (1) усеянной рыбьей чешуёй (2) возвышался шалаш (3) сделанный из прутьев ивы (4) коры и рогож.
□ 1)2,3,4
□ 2)1,3,4
□ 3)1,2,3
□ 4)1,2,3,4
А4. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.
Извивались между деревьями (?) спускавшиеся к реке (?) тропинки.
□ 1) Простое предложение с однородными членами, запятые нужны.
□ 2) Предложение с причастным оборотом, запятые нужны.
□ 3) Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.
□ 4) Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны.
В1. Напишите часть речи, которой выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложении.
Горница чисто прибрана, половики разостланы на сияющем чистотой полу.
С1. Опишите одного из ваших одноклассников, используя причастия.
Тест . Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот Вариант
2 А1. Укажите страдательное причастие.
□ 1) постригающий
□ 2) обозначивший
□ 3) оставленный
□ 4) выскочивший

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) прИбыла
□ 2) приведенА
□ 3) спокойнЕе
□ 4) создАн
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Со всех сторон высятся неприступные скалы (1) обвешанные зелёным плющом (2) жёлтые обрывы (3) исчерченные промоинами (4) а внизу Арагва
тянется серебряной нитью.
□ 1)1,2,3,4
□ 2)1,3,4
□ 3)1,2,3
□ 4)2,3,4
А4. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.
Метались в воздухе (?) подхваченные ветром (?) сухие листья.
□ 1) Простое предложение с однородными членами, запятые нужны.
□ 2) Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.
□ 3) Предложение с причастным оборотом, запятые нужны.
□ 4) Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны.
В1. Выпишите из данного предложения краткое страдательное причастие (краткие страдательные причастия).
Ёлочные игрушки сделаны из грецких орехов, покрыты блестящей фольгой.
С1. Опишите одного из ваших друзей, используя причастия.

Контрольный диктант по разделу
«Причастие»
Гроза
Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не затянутая чёрной приближающейся
тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, ещё не закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим, чуть влажным
воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них
постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии
непрекращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесёт наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищённый от ветров. Когда мой
испуг прошёл, я тихо уснул в своей кроватке, не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой.
Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств
птицы.
(136 слов)
Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты как члены предложения.
(Сказуемое: не занавешены.
Определения: незабываемое, неизгладимое; ещё не затянутая чёрной приближающейся тучей; ещё не закрытые на ночь; не прекращавшийся около
часа; невиданные по красоте и яркости; не смолкавшие ни на минуту; непрекращающегося; стоящий на высоком берегу и ничем не защищённый от
ветров; не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой; не просохшая после дождя.)
2. Сделать морфологический разбор слов.
I вариант: не просохшая;
II вариант: не закрытые.
Контрольный диктант по разделу «Деепричастие»
Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой,
наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рассматривать гостей.
Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы.
Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.
Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издёрганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо,
упираясь ладонями в колени… Не мигая глазами, он упорно смотрел на своё лицо, отражённое в блестящей меди самовара. Маленький Федя, слушая
чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В
комнате было как-то особенно хорошо.
(145 слов)
(М. Горький)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.
AI
вариант: наклонясь.
3. Сделать морфологический разбор слов.
I вариант: взмахивая;
II вариант: упираясь.

Контрольный диктант пол разделу «Наречие»
Загадка шаровой молнии
Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно
шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам
происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры. Издавна шаровая молния приковывает внимание
необычностью своего поведения.
Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй
или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится
обычный воздух.
В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.
(109 слов)
Грамматические задания
4. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.
I вариант: издавна;
II вариант: нередко.
5. Сделать морфологический разбор слов.
I вариант: меньше (из 2-го предложения);
II вариант: неясно (из 3-го предложения).
Комментарий. Меньше — наречие в сравнительной степени; неясно — краткое прилагательное, так как зависит от
существительного(происхождение (каково?) неясно).
6. Сделать синтаксический разбор предложений.
I вариант: Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.
II вариант: Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.

Контрольный диктант по разделу «Союз»
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, будто в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в такой
же сосуд. Звуки эти заполнили всё пространство между рекой и небосводом. Это летели журавли.
Я поднял голову, чтобы лучше их рассмотреть. По береговой просёлочной дороге ехал грузовичок. Его шофёр остановил машину, вышел и
тоже начал смотреть на журавлей.
Этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам - совершенное творение
природы.
Птицы прощались с Россией, с её болотами и чащобами. Оттуда уже сочился осенний воздух, отдающий свежестью.
...Я пишу это, несмотря на позднюю ночь. Осени за окном не видно, зато стоит выйти на крыльцо, как она окружит тебя. Осень настойчиво
дышит в лицо холодным горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды. Она будто перешёптывается с
последней листвой, облетающей непрерывно днём и ночью.
(По Ч. Айтматову)
(130 слов)
Задания к тексту:
1) Графически объясните пунктуацию во 2-м абзаце и в 4-м абзаце (по вариантам).
2) Выпишите все союзы 1, 2 абзацев и охарактеризуйте их.

Контрольный диктант по разделу «Частица»
Апрель
Апрель… Ещё не отогрелась окоченевшая земля, но уже раскрылась бездонная синь небес, и сверху устремился поток тёплых
солнечных лучей.
Сохнет хвойная подстилка в бору, желтеют песчаные обрывы по берегам рек, сбрасывают зимнее покрывало моховые кочки в редком заболоченном сосняке. Кажется, что лето отсюда будто бы и не уходило никуда. На рыжих мхах, как ни в чём не бывало, сочно зеленеют листья
брусники. Лишь слегка побурели ветки болотного мирта и багульника.
Не вдруг рассмотришь красноватые ниточки клюквы с крохотными тёмно- зелёными листочками. Каким же необыкновенным сюрпризом оказывается рубиновая её россыпь на первых проталинках и моховых кочках! Словно в награду тому, кто слушает и не наслушается,
как пробуждается лесная жизнь, кому понятен и бесконечно дорог весенний перезвон капели.
(120 слов по Б. Тимофееву.)
Грамматическое задание.
1.Выпишите частицы, укажите их разряд
из 2-го, 3-го абзацев
2.Произведите морфологический разбор одной из частиц.
3.Произведите полный синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам)
4. Произведите разбор по составу:
россыпь
раскрылась
бездонная

перезвон
сбрасывают
заболоченный

Итоговая контрольный диктант
В тайге темнеет быстро. И все-таки темнота застала нас врасплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку,
мы продвигались вперед. Было совершенно темно, но от прожорливых комаров и мошек, летавших вокруг нас, спасения не было так же, как и
днем.
Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад. К. счастью, до ближайшей охотничьей избушки, в которой мы рассчитывали устроить ночевку, оставалось совсем недалеко. И действительно, когда мы поодиночке
перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой.
Не теряя ни минуты, в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы в пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их крест-накрест. Вот и готова наша пахучая, но не очень мягкая постель! Товарищ мой уже не смотрит
ис-подлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда-то на память, сначала шепотом, а потом и в голос, вовсе не подозревая, как
он смешон в эту минуту.
С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, как будто предвещая на завтра дождь, и где-то вдали кричит какая-то ночная
птица.
Грамматические задания.
1 вариант.
1. Разбор по составу слов раздвигая, от прожорливых, оправдался.
2. Морфологический разбор слова летавших.
3. Синтаксический разбор предложения
Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы продвигались вперед.
2 вариант.
1. Разбор по составу слов раскачивает, брошенной, до ближайшей.
2. Морфологический разбор слова не теряя.
3. Синтаксический разбор предложения
Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад.

Приложение №3
Темы проектов:
1 Предлоги в нашей жизни
2 Самая интересная часть речи в 7 классе.

Приложение № 4
Используемый учебно – методический комплект
1 Русский язык. 7 класс: Учеб. для общеобразовательных организаций/ ( М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.).- 4-е изд. – М.:
Просвещение, 2017 г.
2 Сборник диктантов. 5- 9 классы/ Сост. В.Н. Горшкова.- М.: Вако, 2015.
3 Русский родной язык. 7 класс: Учеб. пособие для общеобразовательных организаций/ ( О.М. Александрова и др.).- 4-е изд. – М.: Просвещение,
2019 г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».