Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа Родной (русский) язык - 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 1 класса на уровне начального
общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение
и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное
чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех
обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое
на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения
основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации
языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского
языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета
отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые
аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся
явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных
характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского
родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области
«Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные
линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса
русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практикоориентированный характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка
способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение
исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое миниисследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую
деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое
и настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского
языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок
содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о
национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах
русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за
употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых
единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным
словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться
словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое
освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой
деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников
(умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением
практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного
блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и
создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

Целями изучения русского родного языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа;
понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа,
осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к
родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц
русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной
семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и
классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским
литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» в 1 классе рассчитано на общую учебную
нагрузку в объёме 33 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского
алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и
т.д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов
(пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной
речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить
товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка (русского) в 1 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений
воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового
образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,

возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых
единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать
языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем
алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами,
самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:

выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о
написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с
речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать
конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные
действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике,
использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить орфографическую и
пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать

их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно
обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры,
включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и
величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение
активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным
языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие
предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по
указанной тематике;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
— осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— осознавать смыслоразличительную роль ударения;
— соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
— уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и
др.);
— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
— использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
— владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов
об истории языка и культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее
существенные факты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

2

0

0

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Учебный диалог на
основе анализа
иллюстраций и текста
учебника;
в ходе которого
учащиеся определяют;
когда;
с какой целью;
в какихситуациях люди
пользуются речью;
Коллективное
формулированиевывода
о непосредственном
речевом сопровождении
всех видов деятельности
человека;
Работа с иллюстрациями
учебника Беседа о видах
речевой деятельности;
их разграничение
(говорение;
слушание;
чтение и письмо);
;

Устный
опрос;;

Интернет-ресурсы Азбучные
истины. URL:
http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический
словарь.

Раздел 1. Секреты речи и текста
1.1.

Общение. Устная и письменная речь.

1.2.

Стандартные обороты речи для участия в диалоге: Как приветствовать взрослого и
сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно
отблагодарить? Этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации.

2

0

0

Коллективное
формулированиевывода
о непосредственном
речевом сопровождении
всех видов деятельности
человека;
Работа с иллюстрациями
учебника Беседа о видах
речевой деятельности;
их разграничение
(говорение;
слушание;
чтение и письмо);
Коллективное
формулирование вывода
о том;
какие виды
речевойдеятельности
относятся к письменным
формам речи;
а какие к устным;
Работа с книгой;
;

Устный
опрос;;

http://gramota.ru/slovari/info/lop

1.3.

Правила корректного речевого поведения в ходе диалога; использование в речи
языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации
общения. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

1

0

0

Работа в группах:
обсуждение приведенных
в текстевежливых слов;
определение ситуаций;
в которых они могут
бытьприменены;
Самостоятельная работа
по подбору вежливых
слов;
которые могут быть
использованы в
различных ситуациях
общения(встрече;
прощании;
выражении просьбы и
др.); Обсуждение
различных ситуаций
общения (ребенок —
сверстник;
ребенок — взрослый);;

Устный
опрос;;

Культура письменной речи. URL:
http://gramma.ru
Мир русского слова. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка.
URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html

1.4.

Имена в малых жанрах фольклора

1

0

0

Коллективное
формулирование вывода
о том;
какие виды
речевойдеятельности
относятся к письменным
формам речи;
а какие к устным;
Работа с книгой;
Комментирование
значений пословиц о
силе слова;
;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;;

Культура письменной речи. URL:
http://gramma.ru
Мир русского слова. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка.
URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html

1.5.

Цели и виды вопросов: вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание.

2

0

0

Работа с книгой;
Комментирование
значений пословиц о
силе слова;;

Устный
опрос;;

Культура письменной речи. URL:
http://gramma.ru
Мир русского слова. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка.
URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html

0

0

Наблюдение за
возможностью
произносить
предложения;
выделяя с помощью
логического ударения
различные слова;
Упражнение:
произнесение
предложения с заданной
интонацией и логическим
ударением;
Беседа на основе
вопросов учебника;
уточнение значения слов
изба — дом — жилище;
;

Устный
опрос;;

Азбучные истины. URL:
http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический
словарь.
http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты.
URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL:
http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная
энциклопедия. URL:
http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL:
http://gramma.ru

Итого по разделу:

8

Раздел 2. Язык в действии
2.1.

Роль логического уадрения.

3

2.2.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

1

0

0

что лежит в ее основеи
для чего писатели
прибегают к этому
приему;;

Устный
опрос;;

Азбучные истины. URL:
http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический
словарь.
http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты.
URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL:
http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная
энциклопедия. URL:
http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL:
http://gramma.ru

2.3.

Как нельзя произносить слова: пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов. Смыслоразличительная роль ударения.

4

0

0

Практическая работа:
отработка произнесения с
правильным ударением
слов;
в которых часто
допускаются ошибки;;

Устный
опрос;;

Азбучные истины. URL:
http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический
словарь.
http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты.
URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL:
http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная
энциклопедия. URL:
http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL:
http://gramma.ru

2.4.

Наблюдение за сочетаемостью слов: пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в сочетаемости слов.

2

0

0

Парная работа:
определение места
ударения в словах
стихотворения;
подготовка
выразительного
прочтения стихотворного
отрывка;;

Устный
опрос;;

Азбучные истины. URL:
http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический
словарь.
http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты.
URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL:
http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная
энциклопедия. URL:
http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL:
http://gramma.ru

Итого по разделу:
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее

10

3.1.

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление
красной строки и заставок. Значение устаревших слов данной тематики. Русские
пословицы и поговорки, связанные с письменностью. Различные приёмы слушания
научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре
русского народа. Различные приёмы слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.

4

0

0

Беседа о том;
всегда ли люди писали
так;
как пишут сейчас:
ручкойна бумаге;
Рассказ учителя (с
опорой на иллюстрации
учебника) о том;
какписали в старину;
Игровое задание:;
«Машина времени» (дети
пишут на
импровизированных
церах);
Работа с иллюстрациями
учебника: нахождение
различий оформления
текста в древней
рукописи и в
современном тексте;
Рассказ учителяо том;
что такое буквица;
демонстрация различных
вариантов ее оформления
в древних книгах;
рассказ об истории
выражения;
«красная строка»;
;

Устный
опрос;;

Мир русского слова. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка.
URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
Издательский дом «Первое
сентября». Журнал «Русский язык».
URL:
http://rus.1september.ru Портал
«Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека:
справочники, энциклопедии,
словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека.
URL: http://www.rvb.ru Русская речь.
URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал.
URL: http://www.philology.ru Русский
язык в школе. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Словари и энциклопедии GUFO.ME.
URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на
Академике. URL:
https://dic.academic.ru

3.2.

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие
предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба,
терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.). Значение устаревших слов
указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с жилищем.
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и культуре русского народа. Различные приемы научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского
народа.

4

1

0

Групповая работа с
иллюстрациями
учебника: называние
современныхвидов
домов; Учебный диалог:
выдвижение
предположений о том;
как называлисьжилища
людей в старину;
Групповая работа;
направленная на анализ
текста;
уточнение
значениявыделенных
слов;
Уточнение значения
слов;
обозначающих жилища
людей;
с помощьюсловарной
статьи наглядного
словаря учебника;
Работа с книгой:
совмещение зрительной
и вербальной
информации;
уточнение лексического
значения слов;
соотнесение
иллюстрации
итекстового описания;
;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;;

Мир русского слова. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка.
URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
Издательский дом «Первое
сентября». Журнал «Русский язык».
URL:
http://rus.1september.ru Портал
«Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека:
справочники, энциклопедии,
словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека.
URL: http://www.rvb.ru Русская речь.
URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал.
URL: http://www.philology.ru Русский
язык в школе. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Словари и энциклопедии GUFO.ME.
URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на
Академике. URL:
https://dic.academic.ru

3.3.

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие
предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в
старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Значение устаревших слов
указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с одеждой.
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и культуре русского народа.

Итого по разделу:
Раздел 4. Секреты речи и текста

4

12

0

0

Беседа о том;
всегда ли люди писали
так;
как пишут сейчас:
ручкойна бумаге;
Рассказ учителя (с
опорой на иллюстрации
учебника) о том;
какписали в старину;
Игровое задание:;
«Машина времени» (дети
пишут на
импровизированных
церах);
Работа с иллюстрациями
учебника: нахождение
различий оформления
текста в древней
рукописи и в
современном тексте;
Рассказ учителяо том;
что такое буквица;
демонстрация различных
вариантов ее оформления
в древних книгах;
рассказ об истории
выражения;
«красная строка»;
Самостоятельная работа:
найти современные
книги;
где воспроизводится
традиция украшать
первую букву на
странице;
;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;;

Мир русского слова. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка.
URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
Издательский дом «Первое
сентября». Журнал «Русский язык».
URL:
http://rus.1september.ru Портал
«Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека:
справочники, энциклопедии,
словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека.
URL: http://www.rvb.ru Русская речь.
URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал.
URL: http://www.philology.ru Русский
язык в школе. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Словари и энциклопедии GUFO.ME.
URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на
Академике. URL:
https://dic.academic.ru

4.1.

Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности. Составление
текстов. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: выделение в нем
наиболее существенных фактов.

1

Итого по разделу:

1

Резервное время

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

1

0

2

0

Беседа по вопросамк
тексту;
определение цели
создания и особенностей
каждого текста;
Групповая творческая
работа: подготовка
рассказа о дожде;
ливне;
грозе с опорой на
прочитанные тексты;
Использование
словарных статей
учебника для уточнения
лексического значения
слов; Наблюдение за
использованием слов и
выражений для
описанияразличных
явлений природы в
текстах;
Парная работа;
направленная на
совмещение зрительной
и
вербальнойинформации;
уточнение лексического
значения слов;
соотнесениеиллюстрации
и текстового описания;
Беседа о значении
устойчивых выражений о
дожде (льёт как из ведра;
промокнуть до нитки;
промокнуть насквозь);
Рассказ учителя о том;
что такое закличка;
Творческая работа:
сочинение заклички;
;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;;

Мир русского слова. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка.
URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
Издательский дом «Первое
сентября». Журнал «Русский язык».
URL:
http://rus.1september.ru Портал
«Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека:
справочники, энциклопедии,
словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека.
URL: http://www.rvb.ru Русская речь.
URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал.
URL: http://www.philology.ru Русский
язык в школе. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Словари и энциклопедии GUFO.ME.
URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на
Академике. URL:
https://dic.academic.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

2
Как люди общаются друг с
другом. Предмет и слово.
Слова, называющие
предметы. Слова,
называющие действия. Слова,
называющие признаки.

0

0

04.09.2023 Устный
06.09.2023
опрос

2.

Связь слов и высказываний.
Служебные слова. Общение.
Устная и письменная речь.

2

0

0

08.09.2023 Устный
11.09.2023
опрос

3.

Гласные и согласные звуки.
Ударение. Звонкие и глухие
согласные звуки. Твердые и
мягкие согласные звуки.
Вежливые слова.

2

0

0

13.09.2023 Устный
15.09.2023
опрос

4.

Вежливые слова.
Стандартные обороты речи
для участия в диалоге. (Как
вежливо попросить? Как
похвалить товарища? Как
правильно отблагодарить?)

2

0

0

18.09.2023 Устный
20.09.2023
опрос

5.

Как люди приветствуют друг
друга. Секреты диалога:
учимся разговаривать друг с
другом и со взрослыми.

2

0

0

25.09.2023 Устный
27.09.2023
опрос

6.

Зачем людям имена. Имена в
малых жанрах фольклора

3

0

0

7.

Спрашиваем и отвечаем.

3

0

0

8.

Цели и виды вопросов
(вопрос уточнение, вопрос
как запрос на новое
содержание)

3

0

0

29.09.2023
02.10.2023
04.10.2023
06.10.2023
09.10.2023
11.10.2023
13.10.2023
16.10.2023
18.10.2023

9.

Выделяем голосом важные
слова.

2

0

0

10. Роль логического ударения.

2

0

0

Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос;;

20.10.2023 Устный
23.10.2023
опрос
25.10.2023 Устный
27.10.2023
опрос

27.10.2023 Устный
опрос

11. Роль логического ударения.

1

0

0

12. Как можно играть звуками

2

0

0

13. Звукопись в стихотворном
художественном тексте

2

0

0

14. Где поставить ударение

2

0

0

15. Где поставить ударение

1

0

0

27.11.2023 Устный
опрос

16. Смыслоразличительная роль
ударения

1

0

0

29.11.2023 Устный
опрос

17. Как сочетаются слова

2

0

0

18. Наблюдение за
сочетаемостью слов
(пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
сочетаемости слов)

2

0

0

06.12.2023 Устный
08.12.2023
опрос

19. Как писали в старину
3
Особенности оформления
книг в Древней Руси:
оформление красной строки и
заставок.

0

0

11.12.2023 Устный
13.12.2023
15.12.2023 опрос

20. Как писали в старину
1
Особенности оформления
книг в Древней Руси:
оформление красной строки и
заставок.

0

0

18.12.2023 Устный
опрос

21. Сведения об истории русской 1
письменности: как появились
буквы современного русского
алфавита.

0

0

20.12.2023 Устный
опрос

22. Практическая работа
«Оформление буквиц и
заставок»

1

1

0

22.12.2023 Практическая
работа

23. Дом в старину: что как
называлось.

1

0

0

25.12.2023 Устный
опрос

06.11.2023 Устный
08.11.2023
опрос
10.11.2023 Устный
20.11.2023
опрос
22.11.2023 Устный
24.11.2023
опрос

01.12.2023 Устный
04.12.2023
опрос

24. Слова, обозначающие
1
предметы традиционного
русского быта: дом в старину:
что как называлось (изба,
терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т.

0

0

27.12.2023 Устный
опрос

25. Слова, обозначающие
1
предметы традиционного
русского быта: дом в старину:
что как называлось (изба,
терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т.

0

0

29.12.2023 Устный
опрос

26. Дом в старину: что как
называлось Слова,
обозначающие предметы
традиционного русского
быта: дом в старину: что как
называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица,
светец, лучина

1

0

0

10.01.2024 Устный
12.01.2024
опрос
15.01.2024

27. Во что одевались в старину.

1

0

0

17.01.2024 Устный
19.01.2024
опрос

28. Во что одевались в старину.

1

0

0

29. Слова, обозначающие
1
предметы традиционного
русского быта: как
называлось то, во что
одевались в старину (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан, лапти
и т. д.)

0

0

30. Слова, обозначающие
1
предметы традиционного
русского быта: как
называлось то, во что
одевались в старину (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан, лапти
и т. д.)

0

0

05.02.2024 Устный
07.02.2024
09.02.2024 опрос
12.02.2024
14.02.2024

31. Сравниваем тексты

1

0

0

32. Сопоставление текстов

1

0

0

16.02.2024
26.02.2024
28.02.2024
01.03.2024
11.03.2024
13.03.2024

22.01.2024
24.01.2024
26.01.2024
29.01.2024
31.01.2024
02.02.2024

Устный
опрос
Устный
опрос

Устный
опрос
Устный
опрос

33. Резервные часы

6

0

34. Повторение

0

35. Проект «Секреты речи».

1

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

99

2

0

15.03.2024 Устный
18.03.2024
20.03.2024 опрос
01.04.2024
03.04.2024
05.04.2024
08.04.2024 Устный опрос
10.04.2024
12.04.2024
15.04.2024
17.04.2024
19.04.2024
22.04.2024
Практическая
работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский родной язык. Учебник. 1 класс. ООО «Русское слово-учебник»;
Александрова О.М.; Кузнецова М.И.; Петленко Л.В.; Романова В.Ю.;
Русский родной язык. Учебник. 1 класс. Акционерное общество «Издательство;
«Просвещение»;
1. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова
и др. М.: Просвещение; 2018.;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Александрова О.М.; Кузнецова М.И.; Петленко Л.В.; Романова В.Ю.Методическое пособие.1 класс.
Москва. «Учебная литература»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny Академический орфографический словарь.
http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru Какие бывают словари. URL:
http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru Культура письменной речи.
URL: http://gramma.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs Обучающий корпус русского языка.
URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru Русская речь. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/ Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash Словари и энциклопедии
GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru Стихия: классическая
русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии.
URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому
языку. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».