Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа осетинский язык (как второй) -5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Северная ОсетияАлания

Управление образования АМС Моздокского района РСО-Алания

МБОУ ООШ ст.Черноярской
УТВЕРЖДАЮ
Директор
______________(Кибирова Л.Р.)
Приказ №__________________
от"

"

20

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родной язык (осетинский)»

для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Хутяева Альбина Тимофеевна
Учитель родного (осетинского) языка и литературы

ст. Черноярская 2022

г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по осетинскому языку (как второму) для обучающихся 5 классов на уровне основного
общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее — ФГОС ООО), Программы
по осетинскому языку для учащихся, не владеющих осетинским языком (1-11 классы), разработанной
кафедрой ЮНЕСКО СОГПИ, а также Примерной программы воспитания с учѐтом распределѐнных по
классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного
общего образования.
Курс обучения осетинскому языку (как второму) в 5 классе характеризуется личностной ориентацией
языкового образования, реализацией всех основных современных подходов, входящих в личностно
ориентированную парадигму образования: деятельностного, коммуникативного, социокультурного /
поликультурного (обеспечивающего диалог культур), компетентностного, средоориентированного подходов.
Современное общество требует разностороннего развития личности человека, в том числе его
коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно
функционировать в нѐм. Принципы гуманизации и демократизации общества самой большой ценностью
провозглашают наличие развитой, образованной личности, способной жить и творить в условиях
стремительно меняющегося мира.
Поэтому значение владения несколькими языками, в том числе осетинским, трудно переоценить. Один из
древнейших индоевропейских языков, генетически связанный не только с иранской, но и славянской,
романской и германской языковыми группами, сохранивший огромное количество общих для этих языков
черт, способен облегчить, в том числе, понимание структурных особенностей других индоевропейских
языков, изучаемых в школе.
Обучение осетинскому языку (как второму) в 5 классе должно обеспечивать преемственность с
подготовкой учащихся в начальной школе. Данная ступень обучения осетинскому языку характеризуется
наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в
основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире. Они уже понимают роль и
значение языка как средства общения в условиях поликультурности современного мира, владеют четырьмя
основными видами речевой деятельности и обладают специальными учебными и общеучебными умениями,
необходимыми для изучения осетинского языка как учебного предмета, а также накопили некоторые знания о
правилах речевого поведения на русском и осетинском языках.
В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса,
дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение приобретает формирование учебноисследовательских умений.
5 класс является важным звеном, который обеспечивает преемственность начальной и основной школы. В 5
классе совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается объѐм используемых
учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения осетинским языком,
возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)»
На данном этапе обучения придаѐтся большое значение повторению, осознанию и закреплению того,
что было усвоено в начальной школе, а также дальнейшему развитию приобретенных ранее знаний, умений и
навыков.
Курс построен на взаимодействии трѐх основных содержательных линий:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности,
- языковые средства и навыки оперирования ими
- социокультурные знания и умения.
В ходе работы над курсом учащиеся выполняют задания, которые должны создавать условия для их
реального общения на осетинском языке (устное и письменное общение с носителями языка) или имитировать
общение средствами ролевой игры. В подготовке и проведении этих проектов должны участвовать все
учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными.
Особенность данного курса заключается и в том, что он даѐт учителю возможность планировать учебновоспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не связывает его.
Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебника. Блоки выделяются в зависимости от
основного объекта усвоения и от тематики текстов, формирующих виды речевой деятельности школьников.
Однако деление на блоки достаточно условно, так как их конкретное содержание дает возможность

использовать знания и умения, приобретенные при изучении предыдущих тем. Внутри блоков наряду с
обязательным материалом встречается факультативный (в виде аутентичных текстов разных жанров,
разнообразных заданий), который учитель может предложить учащимся с более высоким уровнем
обученности.
Порядок следования блоков определяется содержанием материала, расположенного по мере усложнения и
необходимости закрепления тех или иных навыков и знаний.
В основной школе начинает систематически использоваться аудирование с письменной фиксацией
значимой информации, которая является важным учебным умеением.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)»
Целями изучения осетинского языка (как второго) по программам основного общего образования являются:
- развитие и воспитание школьников средствами осетинского языка, в частности: понимание важности
изучения осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания и
потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- создание предпосылок для развития элементарных основ лингвистической компетенции как важной
составляющей коммуникативной компетенции;
- воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры,
лучшее осознание своей собственной культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 5 классе рассчитано на общую учебную
нагрузку в объѐме 102 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметное содержание речи
Цыппæрæм къласы рацыд æрмæг зæрдыл æрлæууын кæнын. Сæрды каникултæ. Цæрæгойты цардæй. Чиныг –
зонды суадон. Адæмон сфæлдыстадæй. Фыдæлты хæзнатæ.
Нары райгуырдис Къоста. Къостайы бæрæгбон. Рацыд æрмæгыл куыст. Чи цæмæ бæллы? Рацыд æрмæг
ныффидар кæнын. Æрдзы ивддзинæдтæ фæззæджы. Фæззæг хæхбæсты. Цæрæгойтæ æмæ зайæгойтæ
фæззæджы. Зымæгон æрдз. Зымæгон нывтæ. Ног аз. Рацыд æрмæг ныффидар кæнын. Зымæгон сырддоны. Нæ
рагфыдæлтæ. Рагон ирон хæдзар æмæ хæдзары дзауматæ. Ирон хæринæгæ. Хæринæгтæй кæцы адджындæр
у? Фарны уалдзæг. Нæ алыварс дуне. Уалдзæджы рæсугъддæр бæрæгбон. Мады зæрдæ. Рацыд æрмæг
ныффидар кæнын. Æрдзы хъæбысы. Чи куыд æмбæлы уалдзæгыл? Уалдзæг хъæды. Фæзминаг кæстæртæ.
Æгъдау алы ран дæр хъæуы. Цы ис хорз æмбалæй хуыздæр? Куыд хорз у сæрд! Рацыд æрмæг ныффидар
кæнын.
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных текстов с разной
глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием
и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и
функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические, научно-популярные, художественные. Коммуникативные
типы текстов: сообщение, рассказ, интервью, личное письмо, стихотворения, песни.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь
образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных текстах,
содержащих наряду с изученным также некоторое количество незнакомого материала. Больший удельный вес
занимают тексты, отражающие особенности быта, жизни и в целом культуры осетинского народа и других
народов нашей страны. Время звучания текстов для аудирования - до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение
выделить необходимую или интересующую информацию в одном или нескольких коротких текстах

прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования до
1,5 минуты.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных аутентичных
(публицистических, научно-популярных, художественных) текстах, включающих некоторое количество
незнакомых слов, понимание которых осуществляется с опорой на языковую догадку, данные к тексту
комментарии, с использованием, в случае необходимости, двуязычного словаря. Время звучания текстов для
аудирования - до 1 минуты.
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог –
обмен мнениями и комбинированные диалоги.
Осуществляется дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и
более разнообразном языковом оформлении. Объѐм диалога: 3-4 реплики.
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний учащихся с использованием основных
коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочное
суждение), рассуждение (характеристика) с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст или
заданную коммуникативную ситуацию. Объѐм монологического высказывания: 8-10 фраз.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их
содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или
интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: рассказ, стихотворение, песня, объявление, рецепт, письмо.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь
образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу учащихся.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах и
предполагает выделение предметного содержания, включающего основные факты, отражающие, например,
особенности быта, жизни, культуры народов республики, региона и страны, а также других стран и
содержащие как изученный материал, так и некоторое количество незнакомых слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение
просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или
представляет интерес для учащихся.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных
на выделенное предметное содержание и построенных в основном на изученном языковом материале.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:писать короткие поздравления
с днѐм рождения и другими праздниками, выражать пожелания;
- выражать благодарность, давать совет, просить о чѐм-либо);
- писать краткие сочинения (письменные высказывания с элементами описания, повествования, рассуждения)
с опорой на наглядность и без неѐ.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту,
словарь и т. д.;
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
- догадываться о значении незнакомых слов по используемым собеседником жестам и мимике;
- использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго
текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение
запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
- работать с источниками: литературой, со справочными материалами, словарями на осетинском языке;

- учебно-исследовательская работа, проектная деятельность:
выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами
(наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка
краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту;
- самостоятельная работа учащихся, связанная с рациональной организацией своего труда в классе и дома и
способствующая самостоятельному изучению осетинского языка и культуры Осетии.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
- находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
- семантизировать слова на основе языковой догадки;
- осуществлять словообразовательный анализ слов;
- выборочно использовать перевод;
- пользоваться двуязычными словарями;
- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Языковые средства
повторение собственных инарицательных имен существительных. Склонение имен существительных.
Именительный падеж. Знакомство с родительным падежом; изменение окончаний существительных в
родительном падеже. Знакомство с дательным падежом; знакомство с окончаниями имен существительных в
дательном падеже. Знакомство с отложительным падежом. Знакомство с окончаниями имен существительных
в отложительном падеже изменение окончаний существительных в направительном падеже изменение
окончаний существительныхво внешнеместном падеже. Знакомство с изменениями окончаний имен
существительных в союзном падежеизменение окончаний существительных в уподобительном
падежеобразование множественного числа имени существительного; склонение имен существительных во
множественном числе. Разновидности образования множественного числа именисуществительного
прилагательное; степени сравнения прилагательных второстепенные члены предложения. Местоимение,
личные местоимения, склонение личных местоимений вединственном числеместоимение, личные
местоимения,склонение личных местоимений вомножественном числе;личные местоименияглагол, окончания
глаголов настоящего ипрошедшего времениокончания глаголов будущего времениглаголы неопределенной
формысинонимы, антонимычислительное, классификациячислительных.Дробные
и собирательные
числительные; правописание числительного с именемсуществительным;деление числительных по
составу;правописание составных числительных;правописание числительных с именамисуществительными в
единственном имножественном числах;правописание числительных.
Социокультурные знания и умения
Учащиеся совершенствуют свои умения осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя
знания о национально-культурных особенностях своей республики, региона и страны, полученные на уроках
осетинского языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Они овладевают знаниями:
•
о месте осетинского языка среди других языков мира;
•
о наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях при изучении учебных тем
(традиции, питание, проведении выходных дней, основные национальные праздники, этикетные особенности
и др.);
•
о социокультурном портрете и культурном наследии Осетии;
•
о различиях в речевом этикете в ситуациях формального и неформального общения в рамках
изучаемых предметов речи.
Предусматривается также овладение умениями:
•
адекватного речевого и неречевого поведения в распространѐнных ситуациях
бытовой, учебно-трудовой, социокультурной/межкультурной сфер общения;
•
представления родной республики и ее культуры на осетинском языке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 5 классе направлено на
достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по осетинскому языку (как второму) на уровне
основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по осетинскому языку (как второму)для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:











готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтѐрство);
патриотического воспитания:
- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);






ценностное отношение к своей малой Родине, к традициям, государственной символике РСОАлания;
проявление интереса к познанию осетинского языка, к истории и культуре осетинского народа,
культуре своего края, народов, проживающих на территории республики;
ценностное отношение к осетинскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране;
духовно-нравственного воспитания:







ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:








восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству осетинского народа и других
народов;
понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности осетинского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:





осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других не осуждая;
трудового воспитания:





установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом
личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее;
экологического воспитания:





ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
ценности научного познания:





ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка;
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения на осетинском языке как
средства познания окружающей дествительности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
•
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
•
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
•
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ























Предметные результаты:
в коммуникативной сфере:
коммуникативная компетенция (то есть владение осетинским языком как средством
общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных
ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая,
уточняя;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своѐ мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную
тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
участие в полилоге, беседе, обсуждении;
рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщение кратких сведений о своем городе/селе, о своей республике и стране;
описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного или услышанного, выражать своѐ отношение к прочитанному/услышанному,
давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных
прагматических аудио- и видеотекстов;
чтении:
чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием
основного содержания;
чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным пониманием и с
использованием различных приѐмов смысловой переработки текста (языковой догадки,
анализа, выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать своѐ
мнение; чтение текста с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
письменной речи:
написание личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата о его жизни и
делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы
речевого этикета, принятые в Осетии;




















составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое изложение
результатов проектной деятельности;
языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
применение правил написания осетинских слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков осетинского языка;
соблюдение правильного ударения;
соблюдение
ритмико-интонационных
особенностей
предложений
различных
коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц
(слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных
глаголов, послелогов, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий,
местоимений, числительных, предлогов);
социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в Осетии, их
применение в различных ситуациях формального и неформального меж-личностного и
межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета
(наиболее распространѐнной оценочной лексики), принятых в Осетии;
знание употребительной фоновой лексики и реалий Осетии, распространѐнных образцов
фольклора (считалки, пословицы);
знакомство с образцами художественной литературы;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры осетин (известных
достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
представление о сходстве и различиях в традициях народов России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
Количество часов
разделов и тем
всего контрольные
программы
работы

1.1.

Цыппæрæм
къласы рацыд
æрмæг зæрдыл
æрлæууын
кæнын.

4

0

1.2.

Сæрды
каникултæ.

3

0

Дата
изучения

Виды деятельности

4

01.09.2022
03.09.2022
06.09.2022
08.09.2022

Рассказывать о себе, о Устный опрос,
лете, о проведенных письменный
летних
каникулах. контроль
Выслушивать
сообщение
собеседника
и
выражать
эмоциональную оценку
этого
сообщения.
Систематизировать
лексику
по
теме.
Составлять
словосочетания,
используя
новую
лексику.

http://nslib.tmweb.ru/

3

Устный опрос,
10.09.2022 Совершенствовать
13.09.2022 фонетические умения и письменный
15.09.2022 навыки,
используя контроль

http://nslib.tmweb.ru/

практические
работы

аудиоматериал
теме.

по

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Закреплять
новую
лексику.
Составлять
предложения с опорой
на
рисунок.
Читать текст с полным
пониманием
содержания
и
уметь отвечать на
вопросы

1.3.

Цæрæгойты
цардæй.

3

0

3

Устный опрос,
17.09.2022 Совершенствовать
20.09.2022 фонетические умения и письменный
22.09.2022 навыки,
используя контроль
аудиоматериал
по
теме.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Систематизировать
лексику
по
теме.
Читать текст с полным
пониманием
содержания
Читать
текст
и
выразить в простейшей
форме
свое
мнение,

Бæрзæфцæг
https://vk.com/barzafcag
http://vk.com/wall33833481_2464

согласие/несогласие
заголовком
текста.

1.4.

Чиныг – зонды
суадон.

3

0

3

с

Устный опрос,
24.09.2022 Совершенствовать
27.09.2022 фонетические умения и письменный
29.09.2022 навыки,
используя контроль
аудиоматериал
по
теме.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Закреплять
новую
лексику.
Составлять
словосочетания
и
предложения.
Прочитать загадки и
отгадать
их.
Читать текст с полным
пониманием

1.5.

Адæмон
сфæлдыстадæй.

3

0

3

Устный опрос,
01.10.2022 Совершенствовать
04.10.2022 фонетические умения и письменный
06.10.2022 навыки,
используя контроль
аудиоматериал
по
теме.
Выполнять работу над
усвоением
новой

Бæрзæфцæг
https://vk.com/barzafcag
http://vk.com/wall33833481_2464

www.iriston.ru

лексики.
Слушать текст в записи
на
диске.
Описывать
виды
устного
народного
творчества.
Читать текст с полным
пониманием.
Выражать свое мнение
о прочитанном

1.6.

Фыдæлты
хæзнатæ.

3

0

3

Устный опрос,
08.10.2022 Совершенствовать
11.10.2022 фонетические умения и письменный
13.10.2022 навыки,
используя контроль
аудиоматериал
по
теме.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Систематизировать
лексику
по
теме.
Рассказывать
об
устном
народном
творчестве
осетинского
народа.
Прослушать и выучить
скороговорку
и
пословицы.
Читать
тексты
с
полным пониманием

www.iriston.ru

1.7.

Нары райгуырдис
Къоста.

3

0

3

Устный опрос,
15.10.2022 Совершенствовать
18.10.2022 фонетические умения и письменный
20.10.2022 навыки,
используя контроль

iratta.com Осетинская
история, сказки, музыка,
фотографии, новости, форум

аудиоматериал
по
теме.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Воспринимать на слух
стихотворение
в
записи
на диске и повторять за
диктором,
обращать
внимание
на
интонацию. Отвечать
на
вопросы
по
содержанию
стихотворения.
Выражать свое мнение
о
прочитанном.
Выслушивать
сообщение
собеседника, выражать
эмоциональную оценку
этого сообщения

1.8.

Къостайы
бæрæгбон.

3

0

3

Устный опрос,
25.10.2022 Совершенствовать
27.10.2022 фонетические умения и письменный
контроль
08.11.2022 навыки, используя
аудиоматериал по
теме.

iratta.com

Выполнять работу над
усвоением новой
лексики.
Употреблять слова и
словосочетания
адекватно
ситуации общения.
Читать текст, отвечать
на вопросы к тексту.
Понимать основное
содержание текста и
выделять главную
мысль.
Отвечать на вопросы
по содержанию текста.
Воспринимать на слух
стихотворение в
записи
на диске и повторять за
диктором, обращать
внимание на
интонацию.
Инсценировать
стихотворение.

1.9.

Рацыд æрмæгыл
куыст.

1

1

0

22.10.2022 Самостоятельно

составлять алгоритм
решения
задания (или его
часть), выбирать
способ решения учебной задачи с
учѐтом имеющихся
ресурсов и
собственных
возможностей.

Контрольная
работа

ossetians.com

Самостоятельно
составлять план
действий,
вносить необходимые
коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать
ответственность за
решение.

1.10 Чи цæмæ бæллы?

2

0

2

Устный опрос,
10.11.2022 Совершенствовать
фонетические
умения
и
письменный
12.11.2022

mahdug.ru

12.11.2022 Делать выбор и брать

iratta.com

навыки, используя
аудиоматериал по
теме.
Выполнять работу над
усвоением новой
лексики.
Закреплять новую
лексику в
предложениях (с
переводом).
Систематизировать
лексику по теме.
Совершенствовать
монологическую речь.
Воспринимать на слух
высказывания,
касающиеся важности
разных профессий.
Выражать свое мнение
в отношении
выбранной
профессии.

1.11 Рацыд æрмæг

1

1

0

контроль

Тестирование

ответственность за
решение.

ныффидар кæнын.
1.12 Æрдзы
ивддзинæдтæ
фæззæджы.

2

1.13 Фæззæг
хæхбæсты.

3

0

2

Устный опрос,
15.11.2022 Совершенствовать
17.11.2022 фонетические умения и письменный

iratta.com

Устный опрос,
19.11.2022 Совершенствовать
22.11.2022 фонетические умения и письменный
24.11.2022 навыки, используя при контроль

. http://iratta.com

навыки, используя
аудиоматериал по
теме.
Выполнять работу над
усвоением новой
лексики.
Читать текст с полным
пониманием.
Описывать рисунки,
используя
информацию из
текста и новую
лексику.
Решать кроссворд по
теме «Овощи»
Склонять имена
существительные во
множественном числе.
Расспрашивать своего
речевого партнера о
жизни
горных туров.
Отвечать на вопросы
по содержанию текста

0

3

этом различные
рифмовки

контроль

Выполнять работу над
усвоением новой
лексики.
Составлять
предложения,
используя рисунки.
Воспринимать на слух
стихотворение в
записи
на диске и повторять за
диктором, обращать
внимание на
интонацию.
Читать текст с полным
пониманием.
Описывать рисунок,
используя
информацию из
текста и новую лексику

1.14 Цæрæгойтæ æмæ
зайæгойтæ
фæззæджы.

3

0

3

Устный опрос,
26.11.2022 Совершенствовать
29.11.2022 фонетические умения и письменный
01.12.2022 навыки, используя при контроль
этом различные
рифмовки
Выполнять работу над
усвоением новой
лексики.
Закреплять новую
лексику в
предложениях (с
переводом).
Читать текст вслух,
запоминая правильное
написание слов и
предложений.

ossetians.com

Выполнять тестовое
задание с целью
проверки
понимания
прочитанного текста

1.15 Зымæгон æрдз.

3

0

3

Устный опрос,
03.12.2022 Совершенствовать
06.12.2022 фонетические умения и письменный
08.12.2022 навыки,
используя контроль
аудиоматериал
по
теме.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Использовать
новые
слова и словосочетания
для
описания
зимней
природы.
Читать
текст
и
восполнять пропуски
подходящими
по
смыслу
словами.
Описывать
рисунки,
используя
предложения
из
текста.
Воспринимать на слух
стихотворение
в
записи
на диске и повторять за
диктором,
обращать

mahdug.ru

внимание
интонацию

1.16 Зымæгон нывтæ.

3

0

3

на

Устный опрос,
10.12.2022 Совершенствовать
13.12.2022 фонетические умения и письменный
15.12.2022 навыки,
используя контроль

http://iratta.com

аудиоматериал
по
теме.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Закреплять
новую
лексику.
Вставлять
новые
слова в предложения.
Выполнять
упражнение,
нацеленное
на
употребление
местоимений
в
предложениях.
Вести
диалог
с
использованием
личных
местоимений.

1.17 Ног аз.

3

0

3

17.12.2022 Воспринимать на слух Устный опрос,
20.12.2022 стихотворение
в письменный
контрольта
22.12.2022 записи
на диске и повторять за

ossetians.com

диктором,
обращать
внимание
на
интонацию. («Митын
уæйыг»).
Отвечать на вопросы
по
стихотворению.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Закреплять
новую
лексику в полилоге с
новогодними
поздравлениями

1.18 Рацыд æрмæг
ныффидар кæнын.

3

2

1

24.12.2022 Самостоятельно
27.12.2022 составлять алгоритм
29.12.2022 решения

задания (или его
часть), выбирать
способ решения учебной задачи с
учѐтом имеющихся
ресурсов и
собственных
возможностей.
Самостоятельно
составлять план
действий,
вносить необходимые
коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать
ответственность за

Устный опрос,
письменный
контроль.
Тестирование.
Контрольная
работа.

historyalans.narod.ru

решение.

1.19 Зымæгон
сырддоны.

3

0

3

10.01.2023 Воспринимать на слух Устный опрос,
в письменный
12.01.2023 стихотворение
контроль
14.01.2023 записи

. http://iratta.com

на диске и повторять за
диктором,
обращать
внимание
на
интонацию.
Составлять описание
животных
по
картинкам.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Переводить
предложения,
используя
новую
лексику.
Читать
текст
с
переводом.
Отвечать на вопросы
по
содержанию
прочитанного текста

1.20 Нæ рагфыдæлтæ.

3

0

3

Устный опрос,
17.01.2023 Совершенствовать
19.01.2023 фонетические умения и письменный
21.01.2023 навыки,
используя контроль
аудиоматериал
по
теме.
Выполнять работу над

baragbonta.ru

усвоением
новой
лексики.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Самостоятельно
определять
значение
сложных
слов с помощью их
частей.
Закреплять
новую
лексику в полилоге о
качествах,
одеянии,
занятиях,
оружии
наших
предков.
Читать текст вслух,
запоминая правильное
написание
слов
и
предложений

1.21 Рагон ирон хæдзар
æмæ
хæдзары
дзауматæ.

3

0

3

Устный опрос,
24.01.2023 Совершенствовать
26.01.2023 фонетические умения и письменный
28.01.2023 навыки, используя при контроль
этом
скороговорку.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Закреплять
новую
лексику
в
упражнениях.

baragbonta.ru

Читать
текст
с
переводом.
Дополнять
диалог
нужными репликами с
опорой
на текст по образцу

1.22 Ирон хæринæгæ.

3

0

3

Устный опрос,
31.01.2023 Совершенствовать
02.02.2023 фонетические умения и письменный
04.02.2023 навыки, используя при контроль
этом
скороговорки.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Закреплять
новую
лексику
в
упражнениях.
Читать
текст
с
переводом.
Вести диалог-расспрос
по содержанию текста.
Читать текст «Рагон
ирон
хæринæгтæ».
Выполнять
тестовое
задание
с
целью
проверки
понимания
прочитанного текста.
Читать пословицы и
разбирать их

baragbonta.ru !

1.23 Хæринæгтæй
кæцы
адджындæр у?

3

0

3

07.02.2023 Воспринимать на слух Устный опрос,
в письменный
09.02.2023 стихотворение
контроль
11.02.2023 записи

baragbonta.ru

на диске и повторять за
диктором,
обращать
внимание
на
интонацию.

1.24 Фарны уалдзæг.

3

0

3

Устный опрос,
14.02.2023 Совершенствовать
16.02.2023 фонетические умения и письменный
18.02.2023 навыки, используя при контроль
этом загадку о весне.
Составлять
предложения
из
группы
слов.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Читать
текст
с
переводом.
Сопоставлять картинки
с содержанием текста.
Воспринимать на слух
стихотворение
в
записи
на диске и повторять за
диктором,
обращать
внимание
на
интонацию.

historyalans.narod.ru

1.25 Нæ алыварс дуне.

3

0

3

Устный опрос,
21.02.2023 Совершенствовать
23.02.2023 фонетические умения и письменный
25.02.2023 навыки,
используя контроль
аудиоматериал
по
теме.
Сопоставлять картинку
с
предложением.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Воспринимать на слух
стихотворение
в
записи
на диске и повторять за
диктором,
обращать
внимание
на
интонацию.
Читать стихотворение
с
переводом.
Отвечать на вопросы
по содержанию текста.
Выполнять
тестовое
задание
с
целью
проверки
понимания
прочитанного текста.
Составлять рассказ по
картине,
используя
ключевые слова и
словосочетания

ossetians.com

1.26 Уалдзæджы
рæсугъддæр
бæрæгбон.

3

0

3

Устный опрос,
28.02.2023 Совершенствовать
02.03.2023 фонетические умения и письменный
04.03.2023 навыки,
используя контроль

historyalans.narod.ru

аудиоматериал
по
теме.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Закреплять
новую
лексику
в
упражнениях.
Читать
текст
с
переводом.
Выполнять
тестовое
задание
с
целью
проверки
понимания
прочитанного текста.
Воспринимать на слух
стихотворение
в
записи
на диске и повторять за
диктором,
обращать
внимание
на
интонацию.

1.27 Мады зæрдæ.

3

0

3

07.03.2023 Воспринимать на слух Устный опрос,
в письменный
09.03.2023 стихотворение
контроль
11.03.2023 записи
на диске и повторять за
диктором,
обращать

ossetians.com

внимание
на
интонацию.
Выразительно читать
стихотворение
с
опорой
на
аудиозапись.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Закреплять
новую
лексику
в
упражнениях.
Читать
текст
с
пониманием основного
содержания.
Выполнять
тестовое
задание
с
целью
проверки
понимания
прочитанного текста.
Отвечать на вопросы
по содержанию текста

1.28 Рацыд æрмæг
ныффидар кæнын.

3

2

1

14.03.2023 Самостоятельно
16.03.2023 составлять алгоритм
18.03.2023 решения

задания (или его
часть), выбирать
способ решения учебной задачи с
учѐтом имеющихся
ресурсов и

Устный опрос.
Контрольная
работа
Тестирование

. http://iratta.com

собственных
возможностей.
Самостоятельно
составлять план
действий,
вносить необходимые
коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать
ответственность за
решение.

1.29 Æрдзы хъæбысы.

3

0

3

28.03.2023 Воспринимать на слух Устный опрос,
в письменный
30.03.2023 стихотворение
контроль
01.04.2023 записи
на диске и повторять за
диктором,
обращать
внимание
на
интонацию.
Выразительно читать
стихотворение
с
опорой
на
аудиозапись.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Закреплять
новую
лексику
в
упражнениях.
Читать текст с полным
пониманием
и
проверять
понимание с помощью

mahdug.ru

выборочного перевода.
Исправлять
план
текста.
Пересказывать
с
опорой на план

1.30 Чи куыд æмбæлы
уалдзæгыл?

3

0

3

Устный опрос,
04.04.2023 Совершенствовать
06.04.2023 фонетические умения и письменный
08.04.2023 навыки,
используя контроль

mahdug.ru

аудиоматериал
по
теме.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Закреплять
новую
лексику
в
упражнениях.
Читать текст с полным
пониманием.
Выполнять
тестовое
задание
с
целью
проверки
понимания
прочитанного текста

1.31 Уалдзæг хъæды.

3

0

3

11.04.2023 Воспринимать на слух Устный опрос,
в письменный
13.04.2023 стихотворение
контроль
15.04.2023 записи
на диске и повторять за
диктором,
обращать

. http://iratta.com

внимание
на
интонацию.
Выразительно читать
стихотворение
с
опорой
на
аудиозапись.
Решать кроссворд по
теме
«Весна».
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Закреплять
новую
лексику
в
упражнениях.
Читать мини-тексты и
отвечать на вопросы по
поводу прочитанного

1.32 Фæзминаг
кæстæртæ.

3

0

3

Устный опрос,
18.04.2023 Совершенствовать
20.04.2023 фонетические умения и письменный
22.04.2023 навыки, используя при контроль
этом пословицы о
традиционном
этикетном поведении
между
старшими и младшими.
Составлять пословицы,
сопоставляя начало и
конец.
Выполнять работу над
усвоением
новой

iriston.com

лексики.
Закреплять
новую
лексику
в
упражнениях.
Воспринимать на слух
стихотворение
в
записи
на диске и повторять за
диктором,
обращать
внимание
на
интонацию.
Выразительно читать
стихотворение
с
опорой
на
аудиозапись.
Выделять
основную
мысль

1.33 Æгъдау алы ран
дæрхъæуы.

3

0

3

Устный опрос,
25.04.2023 Совершенствовать
27.04.2023 фонетические умения и письменный
29.04.2023 навыки,
используя контроль
аудиоматериал
по
теме.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Закреплять
новую
лексику
в
упражнениях.
Составлять из группы

iriston.com

слов предложения

1.34 Цы ис хорз
æмбалæй
хуыздæр?

3

0

3

Устный опрос,
02.05.2023 Совершенствовать
04.05.2023 фонетические умения и письменный
06.05.2023 навыки, используя при контроль

baragbonta.ru

этом пословицы о
дружбе,
товариществе.
Выполнять работу над
усвоением
новой
лексики.
Закреплять
новую
лексику
в
упражнениях.
Читать текст с полным
пониманием
и
проверять
понимание с помощью
выборочного перевода.
Выполнять
тестовое
задание
с
целью
проверки
понимания
прочитанного текста

1.35 Куыд хорз у сæрд!

3

0

3

Устный опрос,
11.05.2023 Совершенствовать
13.05.2023 фонетические умения и письменный
контроль
16.05.2023 навыки, используя
аудиоматериал по
теме.

mahdug.ru

Классифицировать
фрукты, овощи и
ягоды.
Выполнять работу над
усвоением новой
лексики.
Закреплять новую
лексику в
упражнениях.
Читать мини-тексты с
полным пониманием.
Отвечать на вопросы
по их содержанию.
Читать текст
«Кæхцгæнæн» с
переводом.
Воспринимать на слух
слова песни в записи
на
диске и повторять за
диктором

1.36 Рацыд æрмæг
ныффидар
кæнын.

2

2

0

18.05.2023 Самостоятельно
20.05.2023 составлять алгоритм

решения
задания (или его
часть), выбирать
способ решения учебной задачи с
учѐтом имеющихся
ресурсов и
собственных
возможностей.
Самостоятельно
составлять план
действий,

Контрольная
работа
Тестирование

ossetians.com

вносить необходимые
коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать
ответственность за
решение.

Резервное время

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ

2

102

23.05.2023
25.05.2023

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Хъалаты М. Ирон æвзаг: Ахуыргæнæн чиныг 5 къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2020. – 224 ф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Дидактиконæрмæгныхасырæзтылкусынæн. МоураутыМаринæ. Дзæуджыхъæу 2010
2..Дидактикон æрмæгныхасырæзтылкусынæн. СидахъатыАнжелæ. Дзæуджыхъæу 2019
3..Дидактикон æрмæгныхасырæзтылкусынæн. Майрæмыхъуаты Ф.А.. Дзæуджыхъæу 1999
4.Дидактикон æрмæг текст æмæхъуыдыйадылкусынæн. Майрæмыхъуаты Ф.А.. Дзæуджыхъæу 1997
5..Дидактикон хъæзтытææмæулæфтыминуттæ. Моурауты М.Л. Дзæуджыхъæу 1999
6.Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæмиронау: Базовый курс осетинского языка Медиа-Полис, 2012.- 336 с.
7.Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии в обучении осетинскому языку: Методическое пособие / Ф.А.Майрамукаева. – Владикавказ: ГБОУ ДПО
СОРИПКРО, 2021. – 87 с.;
8. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæгæсгæкуыстиронæвзаджыурокты: Ахуырадон-методикон пособи.-Джæуджыхъæу, 2021. – 87 ф.
9.Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/
10.Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/
11..Цгъойты Белла. Ирон-уырыссагнывджындзырдуат. – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210 ф.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Бæрзæфцæг
https://vk.com/barzafcag http://vk.com/wall-33833481_2464
2. http://nslib.tmweb.ru/ Национальная научная библиотека РСО-Алания
3. www.iriston.ru Новости об Осетии, музыка, литература, форум
4. iratta.com Осетинская история, сказки, музыка, фотографии, новости, форум
5. iriston.com История и культура Осетии
6. ossetians.com Сайт об осетинах
7. historyalans.narod.ru Англоязычный сайт: аланы, скифы, фотогалерея
8. baragbonta.ru Барагбонта. НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ!
9. mahdug.ru Литературный журнал "Мах дуг"
10. http://aors.narod.ru/ История и культура Осетии
11. http://iratta.com

12. https://infourok.ru/user/hutyaeva-albina-timofeevna1

13. https://wordwall.net/-онлайн сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Персональный компьютер, принтер, проектор, мультимедийное оборудование; выход в сеть Internet, позволяющие зонировать
образовательное пространство для организации индивидуальной и/или групповой работы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Ноутбук, проектор, магнитная доска, комплект демонстрационных таблиц, наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с
тематикой, демонстрационные карточки, плакаты.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

1.

1
Повторение
пройденного в 4 классе.

0

1

01.09.2022 предварительный
фронтальная

2.

День знаний.

1

0

1

03.09.2022 предварительный
фронтальная

3.

. Семья.

1

0

1

06.09.2022 тематический
фронтальная

4.

Семья Чермена.

1

0

1

08.09.2022 тематический
комбинированная

5.

Летние каникулы.

1

0

1

10.09.2022 тематический
комбинированная

6.

Склонение
существительных.
Именительный падеж.

1

0

1

13.09.2022 тематический
комбинированная

7.

«Летние каникулы».

1

0

1

15.09.2022 тематический
комбинированная

8.

Из жизни животных.

1

0

1

17.09.2022 тематический
комбинированная

9.

Родительный падеж.

1

0

1

20.09.2022 тематический
комбинированная

10.

Чередование
согласных в основе
существительных.

1

0

1

22.09.2022 тематический
комбинированная

11.

Книга-источник
знаний.

1

0

1

24.09.2022 тематический
комбинированная

12.

Как появилась книга.

1

0

1

27.09.2022 тематический
комбинированная

13.

Дательный падеж.

1

0

1

29.09.2022 тематический
комбинированная

14.

Из народного
творчества.

1

0

1

01.10.2022 тематический
комбинированная

15.

Нартские
сказания. 1
«Осел Сырдона».

0

1

04.10.2022 тематический
комбинированная

16.

Отложительный падеж. 1

0

1

06.10.2022 тематический
комбинированная

17.

Драгоценности
предков.

0

1

08.10.2022 тематический
комбинированная

1

18.

Как появились нарты.

1

0

1

11.10.2022 тематический
комбинированная

19.

Направительный
падеж.

1

0

1

13.10.2022 тематический
комбинированная

20.

Родился в Наре Коста. 1

0

1

15.10.2022 тематический
комбинированная

21.

«Певец
Осетии»- 1
Чеджемов Геор.

0

1

18.10.2022 тематический
комбинированная

22.

Внешнеместный
падеж.

1

0

1

20.10.2022 тематический
комбинированная

23.

Контрольная
№1.

работа 1

1

0

22.10.2022 Письменный
итоговый
контроль.

24.

Праздник Коста.

1

0

1

25.10.2022 тематический
комбинированная

25.

Повторение.

1

0

1

27.10.2022 тематический
фронтальная

26.

Союзный падеж.
Памятники Коста.

1

0

1

08.11.2022 тематический
комбинированная

27.

Кто о чем мечтает.

1

0

1

10.11.2022 тематический
комбинированная

28.

Сравнительный падеж.

1

0

1

12.11.2022 тематический
комбинированная

29.

Природные изменения 1
осенью.

0

1

15.11.2022 тематический
комбинированная

30.

Множественное число 1
существительных.

0

1

17.11.2022 тематический
комбинированная

31.

1
Склонение
существительных
во
множественном числе.

0

1

19.11.2022 тематический
комбинированная

32.

Осень в горах.

1

0

1

22.11.2022 тематический
комбинированная

33.

Суффикс -т.

1

0

1

24.11.2022 тематический
комбинированная

34.

1
Чередование
согласных
при
образовании
множественного числа
существительных.

0

1

26.11.2022 тематический
комбинированная

35.

Животные и растения 1
осенью.

0

1

29.11.2022 тематический
комбинированная

36.

Имя прилагательное.

1

0

1

01.12.2022 тематический
комбинированная

37.

«Сорока»-Купеев
Мисост.

1

0

1

03.12.2022 тематический
комбинированная

38.

Зимняя природа.

1

0

1

06.12.2022 тематический
комбинированная

39.

«Наступила зима».

1

0

1

08.12.2022 тематический
комбинированная

40.

Главные
и 1
второстепенные члены
предложения.

0

1

10.12.2022 тематический
комбинированная

41.

Зимние картинки.

1

0

1

13.12.2022 тематический
комбинированная

42.

Местоимение. Личные 1
местоимения.

0

1

15.12.2022 тематический
комбинированная

43.

Склонение
личных 1
местоимений
в
единственном числе.

0

1

17.12.2022 тематический
комбинированная

44.

Повторение. Тест.

1

1

0

20.12.2022 Итоговый
контроль.

45.

Контрольная
№2.

работа 1

1

0

22.12.2022 Письменный
итоговый
контроль.

46.

«Снежный
великан»- 1
Чеджемов Геор.

0

1

24.12.2022 тематический
комбинированная

47.

Новый год.

1

0

1

27.12.2022 тематический
комбинированная

48.

Склонение
личных 1
местоимений
во
множественном числе.

0

1

29.12.2022 тематический
комбинированная

49.

Зимой в зоопарке.

1

0

1

10.01.2023 тематический
комбинированная

50.

«Жизнь в зоопарке»- 1
ДзуцеваЗалина.

0

1

12.01.2023 тематический
комбинированная

51.

Загадки о животных.

1

0

1

14.01.2023 тематический
комбинированная

52.

Наши предки.

1

0

1

17.01.2023 тематический
комбинированная

53.

Спряжение глаголов в 1
настоящем времени.

0

1

19.01.2023 тематический
комбинированная

54.

Спряжение глаголов в 1
прошедшем времени.

0

1

21.01.2023 тематический
комбинированная

55.

Старинный осетинский 1
дом и утварь.

0

1

24.01.2023 тематический
комбинированная

56.

Спряжение глаголов в 1
будущем времени.

0

1

26.01.2023 тематический
комбинированная

57.

Очаг.

1

0

1

28.01.2023 тематический
комбинированная

58.

Осетинские угощения.

1

0

1

31.01.2023 тематический
комбинированная

59.

Неопределенная форма 1
глагола.

0

1

02.02.2023 тематический
комбинированная

60.

«Подарок
Сатаны»- 1
ЧеджемовГеор.

0

1

04.02.2023 тематический
комбинированная

61.

Какая еда вкуснее?

1

0

1

07.02.2023 тематический
комбинированная

62.

«Какая еда вкуснее?»- 1
Дзесов Кудзаг.

0

1

09.02.2023 тематический
комбинированная

63.

Синонимы
антонимы.

и 1

0

1

11.02.2023 тематический
комбинированная

63.

Весна счастья.

1

0

1

14.02.2023 тематический
комбинированная

64.

«Весна в Осетии»- 1
Гадиев Сека.

0

1

16.02.2023 тематический
комбинированная

65.

Числительное.
Количественные
порядковые
числительные.

1

0

1

18.02.2023 тематический
комбинированная

и

66.

Мир вокруг нас.

1

0

1

21.02.2023 тематический
комбинированная

67.

«Мартовская
шуба»- 1
Дзасохов Музафер.

0

1

23.02.2023 тематический
комбинированная

68.

Дробные
собирательные
числительные.

и 1

0

1

25.02.2023 тематический
комбинированная

69.

Самый
красивый 1
праздник весны.

0

1

28.02.2023 тематический
комбинированная

70.

«Печенье»-Валентина
Осеева.

1

0

1

02.03.2023 тематический
комбинированная

71.

Склонение
числительных.

1

0

1

04.03.2023 тематический
комбинированная

72.

Материнское сердце.

1

0

1

07.03.2023 тематический
комбинированная

73.

«Седые
волосы 1
матери»ЧеджемовГеор.

0

1

09.03.2023 тематический
комбинированная

74.

Деление числительных 1
по составу.

0

1

11.03.2023 тематический
комбинированная

75.

Повторение.

1

0

1

14.03.2023 тематический
комбинированная

76.

Тест.

1

1

0

16.03.2023 Письменный
итоговый
контроль.

77.

Контрольная
№3.

работа 1

1

0

18.03.2023 Письменный
итоговый
контроль.

78.

В объятиях природы.

1

0

1

28.03.2023 тематический
комбинированная

79.

«Росточек
дуба»- 1
ЧеджемовГеор.

0

1

30.03.2023 тематический
комбинированная

80.

Правописание
числительных.

1

0

1

01.04.2023 тематический
комбинированная

81.

Кто
как
весну?

встречает 1

0

1

04.04.2023 тематический
комбинированная

82.

«Корова
и
галка»- 1
Виталий Бианки.

0

1

06.04.2023 тематический
комбинированная

83.

«Десятичный
счет»- 1
Царукаев Володя.

0

1

08.04.2023 тематический
комбинированная

84.

Весна в лесу.

1

0

1

11.04.2023 тематический
комбинированная

85.

Звери весной.

1

0

1

13.04.2023 тематический
комбинированная

86.

Экскурсия в весенний 1
лес.

0

1

15.04.2023 тематический
комбинированная

87.

Воспитанные младшие. 1

0

1

18.04.2023 тематический
комбинированная

88.

«Кошелек»-Гурдзибеев
Борис.

1

0

1

20.04.2023 тематический
комбинированная

89.

Наречие.

1

0

1

22.04.2023 тематический
комбинированная

90.

Порядок должен быть 1
везде.

0

1

25.04.2023 тематический
комбинированная

91.

Гость в доме.

0

1

27.04.2023 тематический
комбинированная

1

92.

Наречие.

1

0

1

29.04.2023 тематический
комбинированная

93.

Кто
может
быть 1
лучше
хорошего
друга?

0

1

02.05.2023 тематический
комбинированная

94.

«Настоящий
друг»- 1
Валентина Осеева.

0

1

04.05.2023 тематический
комбинированная

95.

Сложные наречия.

1

0

1

06.05.2023 тематический
комбинированная

96.

Повторение.

1

0

1

11.05.2023 тематический
комбинированная

97.

Тест.

1

1

0

13.05.2023 Письменный
итоговый
контроль.

98.

Контрольная
№4.

работа 1

1

0

16.05.2023 Письменный
итоговый
контроль.

99.

Как прекрасно лето!

1

0

1

18.05.2023 тематический
комбинированная

100.

«Ливень».

1

0

1

20.05.2023 тематический
комбинированная

101.

Письма друзей.

1

0

1

тематический
23.05.2023 комбинированная

102.

Резервное время

1

0

1

25.05.2023

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».