Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа родной осетинский язык (как второй) - 4 класс

Содержание
Пояснительная записка
Цели обучению осетинскому языку в начальной школе
Общая характеристика учебного курса «Осетинский язык» для учащихся 4 класса
Описание места предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Осетинский язык» (как второй)
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Содержание курса
Основные содержательные линии
Предметное содержание речи
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Языковые средства и навыки пользования ими
Социокультурная осведомленность
Специальные учебные умения
Универсальные учебные действия
Нормы оценки знаний, умений и навыков
Тематическое планирование. 4 класс
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного
предмета «Осетинский язык»
Список литературы

Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 4 класса общеобразовательных учреждений и
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального образования.
В программе определены цели и содержание обучения осетинскому языку в 4 классе, дается
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
Специфика предмета «Осетинский язык»: (как второй) деятельностный характер и
коммуникативная направленность процесса обучения, взаимосвязь с другими предметными
областями – открывает большие возможности для развития языковой личности четвероклассника,
способного к общению на двух государственных языках республики: русском и осетинском.
Изучение русского и осетинского языков, а также иностранного в начальной школе способствует
осознанию учащимися своей принадлежности к определенному лингвоэтносу, к гражданскому
обществу России и к международному сообществу. Школьники учатся общаться в условиях диалога
и полилога культур, толерантно воспринимать проявления различных культур.
Обучение осетинскому языку закладывает основу для формирования универсальных учебных
действий. Младшие школьники осознают смысл и ценность учебной деятельности, учатся овладевать
знаниями, самостоятельно работать над языком, что служит основой для последующего
саморазвития и самосовершенствования.

Цели обучению осетинскому языку в 4 классе
Общей целью обучения осетинскому языку в 4 классе является формирование элементарной
коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для них уровне в четырех видах
речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Элементарная коммуникативная компетенция – это способность и готовность учащихся
осуществлять межличностное и межкультурное общение на доступном для них уровне в
определенных ситуациях и сферах общения.
Изучение осетинского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

учебная: формирование умения общаться на осетинском языке на элементарном уровне с учётом
речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение)
и письменной (чтение и письмо) формах;

образовательная: приобщение детей к новому социальному опыту с использованием русского и
осетинского языков: знакомство младших школьников с доступными образцами художественной
литературы на осетинском языке, воспитание дружелюбного отношения к представителям
различных национальностей;

развивающие: развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также универсальных учебных умений; укрепление учебной мотивации в
изучении осетинского языка;

воспитательные: воспитание нравственных качеств личности обучающихся, чувства
патриотизма, и разностороннее развитие младшего школьника средствами осетинского языка).

Общая характеристика учебного курса
«Осетинский язык» для учащихся 4 класса
Осетинский язык – один из важных предметов в системе подготовки младшего школьника в
условиях поликультурного и многоязычного мира. Наряду с другими предметами образовательной
области «Филология» он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его

воспитанию. Изучение осетинского языка в 4 классе носит активный характер, что соответствует
возрастным особенностям младших школьников.
Деятельностный характер предмета «Осетинский язык (как второй)» соответствует природе
младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это даёт
возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и
формировать межпредметные общеучебные умения и навыки, а также развивать универсальные
учебные действия.
Учитывая поставленные учебные, образовательные, воспитательные и развивающие цели
изучения предмета «Осетинский язык» в начальной школе, могут быть сформулированы задачи его
изучения:
 формирование представлений об осетинском языке как средстве межличностного и
межкультурного общения;
 расширение
лингвистического
кругозора;
освоение
элементарных
лингвистических
представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и
письменной речью на осетинском языке на элементарном уровне;
 развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и
воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе
овладения языковым материалом;
 развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, пения учебных песенок и т.д.;
 приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на
осетинском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового,
учебного общения;
 духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных
устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
 развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными
компонентами
учебно-методического
комплекта
(учебником,
рабочей
тетрадью,
аудиоприложениями, мультимедийными приложениями), умением работать в паре, группе.

Описание места предмета в учебном плане
Согласно учебному плану для образовательных учреждений Республики Северная ОсетияАлания для изучения осетинского языка как второго в 4 классе отводится 3 часа в неделю. 34
учебные недели в 4 классе (102 часа).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Осетинский язык» (как второй)
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов. В соответствии с требования Стандарта в структуре планируемых
результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты,
поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.

Личностные результаты
Личностными результатами изучения осетинского языка в начальной школе являются:
 общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
 осознание языка как основного средства общения между людьми;

 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и






родно край – Осетию, осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества с одноклассниками;
формирование установки на здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты











Метапредметными результатами изучения осетинского языка в начальной школе являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых
потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и
речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование
мотивации к изучению осетинского языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического
комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.).
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами обучения на доступном для младшего школьника уровне;
умение работать в группе и определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты
Предметными результатами изучения осетинского языка как второго в 4 классе является
развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности, формирование языковых
навыков, развитие социокультурной осведомленности.
Виды речевой
деятельности

Говорение

Выпускник научится:
Речевая компетенция:
 вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалограсспрос (односторонний и двусторонний), диалог-обмен
мнениями, суждениями), диалог-побуждение к действию (объем
диалогического высказывания – 3-4 реплики с каждой
стороны);
 кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
 рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае,
стране и т.п. в пределах тематики начальной школы (объем

монологического высказывания – 6-7 фраз).
Аудирование

Чтение

 понимать на слух: речь учителя по ведению урока, связные
высказывания учителя, построенные на знакомом материале или
содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания
одноклассников; небольшие тексты и сообщения, построенные на
изученном речевом материале как при непосредственном
общении, так и при восприятии аудиозаписи; содержание текста
на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию
текста);
 понимать основную информацию услышанного текста;
 извлекать конкретную информацию из услышанного текста;
 понимать детали текста;
 вербально или невербально реагировать на услышанное.
владеть техникой чтения, т.е. научиться читать:
 соотносить графический образ осетинского слова с его звуковым
образом;
 с помощью (изученных) правил чтения и с правильным
словесным ударением;
 написанные
цифрами
слова,
обозначающие
время,
количественные и порядковые числительные и даты;
 с правильным логическим и фразовым ударением простые
нераспространенные предложения;
 основные
коммуникативные
типы
предложений
(повествовательные,
вопросительные,
побудительные,
восклицательные);
 с определенной скоростью, обеспечивающей понимание
читаемого.
владеть умением читать, т.е. научиться:
 читать небольшие различных типов тексты с разными
стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи
текста, полное понимание текста и понимание необходимой
(запрашиваемой) информации;
 читать и понимать содержание текста на уровне значения, т.е.
суметь на основе понимания взаимоотношений между членами
простых предложений ответить на вопросы по содержанию
текста;
 читать вслух небольшой текст, построенный на изученном
языковом материале, соблюдая правила произношения и
соответствующую интонацию;
 читать про себя и понимать содержание небольшого текста,
построенного в основном на изученном языковом материале;
 читать про себя и находить необходимую информацию по
содержанию текста.
 определять значения незнакомых слов по: знакомым
словообразовательным элементам (приставки, суффиксы) и по
известным составляющим элементам сложных слов, аналогии с
родным языком, конверсии, контексту, иллюстративной
наглядности;
 пользоваться справочными материалами (двуязычным словарем,
лингвострановедческим справочником) с применением знаний

алфавита и транскрипции (объем текстов - примерно 130 слов).
Письмо

правильно списывать;
выполнять лексико-грамматические упражнения;
делать записи (выписки из текста);
делать подписи к рисункам;
отвечать письменно на вопросы;
писать с опорой на образец открытки - поздравления с
праздником (объем 10-12 слов);
 писать с опорой на образец личные письма в рамках изучаемой
тематики (объем 30-40 слов).

Языковая компетенция (владение языковыми средствами)

Аспекты языка
Графика,
каллиграфия,
орфография













Фонетическая
сторона речи

Лексическая
сторона речи

 различать на слух и адекватно произносить все звуки
немецкого языка, соблюдая нормы произношения звуков;
 соблюдать правильное ударение в изолированном слове,
фразе;
 различать
коммуникативные
типы предложений
по
интонации;
 корректно произносить предложения с точки зрения их
ритмико-интонационных особенностей.




Грамматическая
сторона речи

Выпускник научится
воспроизводить графически и каллиграфически корректно все
буквы осетинского алфавита;
пользоваться осетинским алфавитом, знать последовательность
букв в нем;
списывать текст;
восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной
задачей.

узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические
единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на
ступени начального общего образования;
употреблять в процессе общения активную лексику в
соответствии с коммуникативной задачей;
восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной
задачей.
 распознавать
и
употреблять
в
речи
основные
коммуникативные типы предложений;
 распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части
речи: существительные, существительные в единственном и
множественном числе; глагол-связку уæвын; глаголы в
настоящем, прошедшем и будущем времени; личные,
притяжательные и указательные местоимения; прилагательные;
количественные (до 100) и порядковые (до 10) числительные;
наиболее употребительные послелоги для выражения временных
и пространственных отношений.
Социокультурная осведомленность:

 узнавать достопримечательности Осетии и России;
 понимать особенности национальных и семейных праздников
и традиций Осетии и России;
 понимать особенности образа жизни осетин;
 узнавать наиболее известных персонажей осетинской детской
литературы;
 соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого
поведения, принятые в Осетии.

Содержание курса
Основные содержательные линии
В курсе осетинского языка для 4 класса выделяются следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении,
чтении, письме;
языковые навыки (фонетические, лексические, грамматические);
социокультурная осведомленность;
универсальные учебные действия.

Предметное содержание речи

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и
воспитательным целям, интересам и возрастным особенностям младших школьников. Предметное
содержание речи включает следующие темы:
Знакомство. С главными действующими героями учебников. С одноклассниками, учителем,
персонажами детских произведений: имя, фамилия, возраст. Приветствие, прощание.
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, профессии,
хобби. Межличностные отношения в семье. Традиции и обычаи в семье. Уважительное отношение к
старшим. Распорядок дня. Любимая еда. Напитки. Национальные блюда. Праздники. Дни рождения.
Подарки. День осетинского языка.
Мои увлечения. Мои любимые занятия. Кружки. Спорт. Виды спорта. Любимые сказки,
басни, стихи, песни. Выходной день. В кафе. В зоопарке. Поведение в общественных местах.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Письмо другу. Положительные
качества человека. Что такое хорошо и что такое плохо. Уважительное отношение друг к другу. Игры.
Моя школа. Описание школы. Начало учебного года. Праздник в школе. Классная комната,
учебные предметы, школьные принадлежности. Уроки. Учебные занятия на уроках. Межличностные
отношения между одноклассниками. Отношение к учебе. Каникулы.
Мир вокруг меня. Мой дом (квартира, комната: названия комнат, размер, предметы мебели).
Условия проживания людей в городской, сельской и горной местности. Древняя архитектура.
Времена года. Природа. Погода. Зимние игры детей. Домашние и дикие животные, птицы. Жизнь
животных и птиц в различные времена года. Жизнь животных в зверинце. Труд людей.
Наша страна и моя Родина. Общие сведения о России, столица, писатели, поэты. Осетия,
столица. Города и села. Писатели, поэты. Выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру. Герои
Великой Отечественной войны. Небольшие произведения для детей (скороговорки, пословицы,
загадки, считалочки, ребусы, кроссворды, сказки, песни, стихи).

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В говорении
1.
Диалогическая форма

Уметь вести:

этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и
межкультурного общения;

диалог-расспрос (односторонний и двусторонний);

диалог-побуждение к действию.
1.
Монологическая форма
Уметь пользоваться:

основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ,
характеристика (персонажей).
В аудировании
Воспринимать на слух и понимать:

речь учителя и одноклассников на осетинском языке в процессе общения на уроке;

небольшие по объему тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом
материале.
В чтении
Читать:

Вслух небольшие по объему тексты, построенные на знакомом материале;

Про себя и понимать тексты, содержащие изученный материал и отдельные новые
слова, находить в тексте необходимую информацию.
В письме
Владеть:

Техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);

Основами письменной речи: писать с опорой на образец короткое личное письмо,
поздравление с праздником.

Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография. Буквы осетинского алфавита. Основные правила
чтения и орфографии. Правильное написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный
словарь.
Фонетическая сторона речи. Все звуки осетинского языка. Нормы произношения. Ударение
в слове, фразе. Особенности произношения повествовательного, побудительного и вопросительного
предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, употребляемые в ситуациях общения в
пределах тематики начальной школы. Простейшие устойчивые словосочетания, речевые клише и
оценочная лексика как элементы речевого этикета, отражающие культуру Осетии. Начальные
представления о способах словообразования: суффиксация (фыссæг, кусаг, зондджын),
словосложение (гуырæнбон).
Грамматическая сторона речи.
 Основные коммуникативные типы предложений; повествовательные, побудительные и
вопросительные. Вопросительные предложения с вопросительными словами и без них.
Вопросительные слова: чи, цы, кæй, цæй, кæм, цæм, кæмæн, цæмæн, кæмæй, цæмæй, кæцæй,
кæмæ, цæмæ, кæдæм, кæуыл, цæуыл, кæимæ, цæимæ, кæйау, цæйау, куыд. Утвердительные и
отрицательные предложения. Побудительные предложения. Простые распространенные
предложения. Сложносочиненные предложения с союзом æмæ. Сложноподчиненные
предложения с союзами уымæн æмæ, куы, уæд.
 Грамматические формы изъявительного наклонения: настоящее, прошедшее, будущее время.
Глагол-связка уæвын. Неопределенная форма глагола.









Существительные в единственном и множественном числе. Склонение существительных.
Прилагательные. Словосочетание: прилагательное и существительное.
Местоимения: личные, притяжательные, указательные.
Наречия времени: абон, знон, райсом, наречия места: ам, уым, ардæм.
Числительные: количественные (до 100), порядковые (до 10).
Наиболее употребительные послелоги: бын, раз, фæстæ, цур, тыххæй. хуызæн.
Частицы: нæ, ма, нал.

Социокультурная осведомленность
В процессе обучения осетинскому языку в 4 классе учащиеся знакомятся: с небольшими
произведениями для детей на осетинском языке, элементарными формами речевого и неречевого
этикета, принятого в Осетии, с названиями национальностей жителей соседних республик.

Специальные учебные умения
Учащиеся начальной школы овладевают следующими специальными учебными умениями и
навыками:
Пользоваться двуязычным словарем, приведенном в учебнике;
Пользоваться справочным материалом, представленном в виде таблиц, правил;
Вести свой словарик (словарную тетрадь);
Систематизировать слова по тематическому признаку;
Распознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке, например, послелоги.

Универсальные учебные действия

В результате изучения курса осетинского языка по данной программе у выпускника начальной
школы будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Универсальные
учебные действия
Регулятивные
универсальные
учебные действия

Познавательные
универсальные
учебные действия

Выпускник научится
 принимать и сохранять учебную задачу;
 планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно,
в том числе во внутренней речи) свои действия для решения
задачи;
 действовать по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации: речь учителя,
учебник и т.д.
 выполнять учебные действия в материализованной, речевой или
умственной форме; использовать речь для регуляции своих
действий;
 контролировать процесс и результаты своей деятельности,
вносить необходимые коррективы;
 оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их
причины и способы преодоления.
 осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать
(учителя, одноклассников), решая её;
 находить в тексте необходимые сведения, факты и другую
информацию;
 самостоятельно находить нужную информацию в материалах
учебника, использовать её для решения учебно-познавательных
задач;
 находить в указанных источниках языковые примеры для
иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

Коммуникативные
универсальные
учебные действия

Личностные
универсальные
учебные действия

 пользоваться знакомыми лингвистическими словарями;
 применять разные способы фиксации информации (словесный,
схематичный и др.), использовать эти способы в процессе
решения учебных задач;
 понимать информацию, представленную в изобразительной,
схематичной форме; переводить её в словесную форму;
 владеть
общими
способами
решения
конкретных
лингвистических задач;
 ориентироваться на возможность решения отдельных
лингвистических задач разными способами;
 осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию
языкового материала по заданным критериям;
 строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их;
 подводить факты языка и речи под понятие на основе
выделения комплекса существенных признаков.
 участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые
правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать
собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
 задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
 понимать
зависимость
характера
речи
(построения
высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации
общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать
увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то
или научить чему-то; сделать это в устной или письменной
форме; учитывать, кто является адресатом: взрослый или
сверстник и т.д.);
 выражать свои мысли, чувства в словесной форме,
ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы
осетинского языка;
 осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
стараться
проявлять
терпимость
по
отношению
к
высказываемым другим точкам зрения;
 вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,
участвовать
в
совместной
деятельности,
оказывать
взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять
доброжелательное отношение к партнёрам;
 строить небольшие монологические высказывания с учётом
ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для
них соответствующие языковые средства.
 проявлять интерес к учебному материалу;
 понимать значение полученных конкретных знаний в жизни
человека;
 иметь первоначальные представления о знании и незнании;
 осуществлять оценку работы и ответов одноклассников на
основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
 принимать культурное многообразие мира, осознавать
равноценность
этнических
культур,
потребность
в
формировании поликультурной личности;
 понимать
значимость
формирования
гражданской
идентичности;
 проявлять этническую толерантность;
 проявлять гуманизм - признание человеческой личности как
основной ценности мировой цивилизации.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ОСЕТИНСКОМУ ЯЗЫКУ
Аудирование
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса, за
исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом.
Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли только основной смысл речи, соответствующей программным требованиям для каждого
класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если обучающиеся не поняли смысла речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Говорение
Отметка «5» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала
нормам осетинского языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на осетинском языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам осетинского языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на осетинском языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.
Отметка «2» ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающихся не
соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный материал и выразили свои мысли на осетинском языке с такими отклонениями от языковых норм, которые
не позволяют понять содержание большей части сказанного.
Чтение
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного текста в объёме, предусмотренном заданием,
чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «4 ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного текста за исключением деталей и частностей, не
влияющих на понимание этого текста, в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся поняли, осмыслили главную идею прочитанного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, обучающиеся не поняли
прочитанного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса

Оценивание письменной речи учащихся
Оценка «5» Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень
незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм осетинского языка. Практически
нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций до-

пустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.
Оценка «4» Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов,
но эффективно и правильно, с учетом норм осетинского языка. В работе имеется ряд грамматических
ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые
не затрудняют понимание текста.
Оценка «3» Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении
языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда
изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует.
Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много
ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы
осетинского языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Оценка «2» Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается.
Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не
обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии
и пунктуации не соблюдаются.
1. За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты)
оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Контрольные работы

От 50% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%

Самостоятельные работы, словарные диктанты

От 60% до 74%

От 75% до 94%

От 95% до 100%

2.Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений) оцениваются по пяти критериям:
а) Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании
аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем
уровне, соблюдение норм вежливости).
ПРИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ОСТАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ И РАБОТА ПОЛУЧАЕТ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ;
б) Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
в) Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения
языку);
г) Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
д) Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный
или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).

Ниже предлагается тематическое планирование к учебнику по осетинскому языку как второму для
общеобразовательных учреждений: «Дзурæм æмæ кæсæм иронау. 4 кълас» автора Р.А. Битаровой.
Этот
учебник
реализует
данную
рабочую
программу.

Тематическое планирование. 4 класс (102 часа)
3 часа в неделю, 34 недели
№ урока. Тема
1–3. Æртыккæгæм къласы рацыд
æрмæг зæрдыл æрлæууын кæнынПовторяем материал 3 класса.

Содержание
Новая тема
Первый школьный день в новом
учебном году.
Одноклассники.
Описание отношения к учебникам.
.

Повторение
Формы представления себя.
Формы ответов на
приветствие.
Повторение местоимений.

Характеристика видов
деятельности
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки, используя
аудиоматериал по теме.
Систематизировать
лексику по теме.
Составлять
словосочетания, используя
новую лексику.
Рассказывать о себе, о
проведенных летних
каникулах.
Выслушивать сообщение
собеседника и
выражать эмоциональную
оценку этого сообщения.
Воспринимать на слух текст
стихотворения.
Выразительно читать
стихотворение.
Читать диалогический
текст с полным пониманием
его содержания.
Выполнять тест по
контролю его содержания.
Составлять из группы слов
предложения.
Воспринимать на слух
пословицу и анализировать
ее.
Разучивать песню
«Скъоламæ» и исполнять ее.

4–6. Нæ бинонтæ-Наша семья.

Моя семья.
Описание внешнего вида.
Описание черт характера.
Отношения к учёбе, к родному языку.
Оказание помощи в учёбе.

Знания по теме
«Семья».
Описание родственных
связей.

7–9. Нæ буц хистæртæНаши уважаемые старшие.

Старшие в семье.
Родственники.
Описание возраста.
Описание профессий.

Названия профессий.
Описание родственных
связей.
Синонимы.

Решать кроссворд по теме
«Школьные
принадлежности».
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Читать текст с полным
пониманием содержания и
уметь отвечать на вопросы.
Выполнять тестовое задание
с целью проверки
понимания прочитанного.
Рассказывать о своей семье.
Воспринимать на слух
пословицу и анализировать
ее.
Решать кроссворд по теме
«Семья».
Выполнять упражнения в
рабочей тетради по заданию
учителя.
Моделировать диалоги по
аналогии.
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Рассматривать
иллюстрации о профессиях
и составлять диалоги по

аналогии.
Составлять из группы слов
предложения.
Воспринимать
на
слух
скороговорку в записи на
диске и разбирать ее.
Читать
монологический
текст с полным пониманием
содержания.
Придумывать заголовок к
тексту.
Выполнять тестовое задание
с целью проверки
понимания прочитанного.
Давать ответы на вопросы
по содержанию текста.
Высказывать свое мнение о
заботе о старших.
Объяснять ребусы по теме.
Выполнять упражнения в
рабочей тетради по заданию
учителя.
Моделировать диалоги по
аналогии.
10–12. Нæ хæдзар-Наш дом.

Дом. Описание современного
городского жилища.
Описание архитектуры горных
строений.
Этикетное обращение между
старшими и младшими.
Понятие «многозначные слова»
(тауын).

Лексика по теме «Хæдзар»,
изученная в 1–3 классах.
Спряжение глагола в
настоящем времени.

Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Читать монологический
текст с полным пониманием.
Давать ответы на вопросы
по содержанию текста.
Дополнять предложения

диалога по теме «Мой дом».
Читать диалогический
текст с полным пониманием.
Давать ответы на вопросы
по содержанию текста.
Описывать строения в
горах.
Пользоваться памяткой о
спряжении глагола в
настоящем времени.
Составлять предложения из
группы слов.
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Моделировать диалоги по
аналогии.
13–15. Рагон ирон хæдзарСтаринный осетинский дом.

Старинный дом.
Описание устройства дома и
предметов быта.

Архитектура горных
строений.
Употребление глаголов в
настоящем и прошедшем
временах.

Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Пользоваться памяткой об
употреблении глаголов в
настоящем и прошедшем
временах.
Составлять предложения из
группы слов.
Выполнять задание по
словообразованию по
алгоритму.
Читать диалогический
текст с полным пониманием.
Выражать свое мнение о

16–18. Ирон хæринæгтæНациональные блюда.

Национальные блюда.
Рецепт приготовления национального
блюда.
Главные члены предложения.

Лексика по теме «Ирон
хæринæгтæ», изученной в 1 3 классах.
Употребление глаголов в
настоящем и прошедшем
временах.
Актуализация знаний детей о
нартах и о Сатане.

прочитанном.
Выполнять тестовое задание
с целью проверки
понимания прочитанного.
Находить
в
тексте
эквиваленты
русских
предложений.
Объяснять ребусы по теме.
Воспитывать чувство
гордости, любви, уважения к
предкам осетинского народа.
Выполнять упражнения в
рабочей тетради по заданию
учителя.
Моделировать диалоги по
аналогии.
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Вводить новую лексику и
тренироваться в
правильном употреблении в
речи.
Закреплять памятку об
употреблении глаголов в
настоящем и прошедшем
временах.
Читать диалогический
текст с переводом.
Выполнять самостоятельно
тест по контролю
содержания текста.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Воспринимать на слух текст
песни «Нæртон æфсин

19–21. Нæхи Къоста-Наш Коста.

Коста Хетагуров.
Биография и творчество Коста.

Сатана».
Петь песню.
Овладевать понятием о
главных членах
предложения.
Выполнять упражнения в
рабочей тетради по заданию
учителя.
Воспитывать любовь к
национальным блюдам
осетинского народа.
Моделировать диалоги по
аналогии.
Актуализация знаний о жизни Совершенствовать
и творчестве Коста как
фонетические умения и
писателя, поэта и художника.
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Воспринимать на слух
тексты стихотворений.
Отвечать на вопросы по
содержанию стихотворений.
Выражать свое мнение о
значении Коста в жизни
осетинского народа.
Выразительно читать
стихотворения.
Выбирать проект, намечать
план и этапы работы над
ним.
Читать монологический
текст с полным пониманием.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Слушать сообщение

22–24. Бæркадджын фæззæгИзобильная осень.

Осень. Описание осени.
Дары осени. Осетинские названия
осенних месяцев.
Понятие «многозначные слова»
(фæллой).

Времена года.
Вопросительные слова чи?
цы?

собеседника, выражать
эмоциональную оценку
этого сообщения.
Воспитывать гордость,
уважение и любовь к
великому Коста.
Выполнять упражнения в
рабочей тетради по заданию
учителя.
Моделировать диалоги по
аналогии.
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Воспринимать на слух
тексты стихотворений.
Дополнять предложения по
содержанию стихотворений.
Давать краткие и
развернутые ответы на
вопросы по содержанию
стихотворений.
Выразительно читать
стихотворения.
Воспринимать на слух
монологический текст
описательного характера.
Читать монологический
текст описательного
характера с полным
пониманием содержания.
Придумывать заголовок к
тексту.

Рассказывать об осени
(монолог-описание).
Выполнять упражнения в
рабочей тетради по заданию
учителя.
Моделировать диалоги по
аналогии.
25–27. Рацыд æрмæгыл куыст.
Контролон куыст.-Повторение.
Тест.
Контрольная работа.
28–30. Ме ’мкъласонтæ- Мои
одноклассники.

Мои одноклассники.
Части слова. Окончание.

Личные местоимения.
мах – сымах
немæ - уемæ

Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Читать текст –полилог с
полным пониманием.
Выполнять самостоятельно
тест по контролю
содержания текста.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Слушать сообщение
собеседника, выражать
эмоциональную оценку
этого сообщения.
Воспринимать на слух
песню «Сабиты зарæг» в
записи на диске.
Читать текст песни друг
другу вслух.
Разучивать песню и
исполнять ее.

31–33. Сырддоны- В зоопарке.

В зоопарке.
Описание животных.

Названия животных.
Песня «Сырдты скъола»
Употребление глагола в
настоящем и прошедшем
временах.

34–36. Цы ис хуыздæр
каникултæй!Что может быть лучше каникул!

Что может быть лучше каникул!
Осенние каникулы.

Произношение и
правописание кавказских
букв.

Выполнять упражнения в
рабочей тетради по заданию
учителя.
Моделировать диалоги по
аналогии.
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Читать с полным
пониманием текст
диалогического характера.
Находить в тексте нужную
информацию.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Выполнять тест по
контролю содержания
текста.
Рассказывать о том, каких
зверей ты видел в зоопарке.
Систематизировать
предложения по тексту.
Выполнять упражнения в
рабочей тетради по заданию
учителя.
Вести двусторонний диалограсспрос по теме « В
зоопарке».
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал
со
скороговоркой.

34–36. Кафейы- В кафе.

В кафе.
Описание кафе.
Поведение за столом.
Части слова: корень

Зарæг «А-лол-лай».
Части слова: окончание
Употребление глагола в
настоящем, прошедшем и
будущем временах.

Вводить новую лексику и
тренироваться в
правильном употреблении в
речи.
Тренироваться в
произношении и
правописании кавказских
букв.
Составлять предложения из
данных слов.
Читать текст
диалогического характера и
выполнять различные
задания по контролю
понимания его содержания.
Воспринимать на слух текст
песни «А-лол-лай» в записи
на диске.
Давать краткие ответы на
вопросы по содержанию
текста песни.
Разучивать песню «А-лоллай» и исполнять ее.
Участвовать
в
игре
«Образуй новое слово».
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Моделировать диалоги по
аналогии.
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.

40–42. Афтечы- В аптеке.

В аптеке.
Описание аптеки.
Части слова: приставка. Образование
новых слов при помощи приставок:
-а, -ба, -ра, -æр.

Части слова: окончание,
корень.

Тренироваться в
употреблении новой лексики
в диалоге по ролям с
заменой отдельных реплик
Читать текст
диалогического характера с
полным пониманием,
осуществлять поиск
информации в тексте при
выполнении тестового
задания.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Тренироваться в
употреблении глагола в
настоящем, прошедшем и
будущем временах.
Изучать памятку об
образовании части слова –
корень.
Закреплять грамматический
материал.
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Вести диалог-расспрос по
теме «В кафе».
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Вводить новую лексику и
тренироваться в правильном
употреблении в речи.
Читать текст
диалогического характера с
полным пониманием.

43–45. Адæймаг йæ хорз
хъуыддæгтæй фидауы- Человек
славен своими хорошими
поступками.

Человек славен своими хорошими
поступками.
Положительные качества человека.
Части слова: суффикс.

Части слова: окончание,
корень, приставка.
Стихотворения Коста
Хетагурова.
Синонимы.

Придумывать заголовок к
тексту.
Осуществлять поиск
информации в тексте при
выполнении тестового
задания.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Находить в тексте
эквиваленты русских
предложений.
Изучать памятку об
образовании части слова –
приставка.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Вести диалог-расспрос по
теме.
Воспринимать на слух текст
стихотворения в записи на
диске и повторять за
диктором,
обращать
внимание на интонацию.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Читать текст
диалогического характера с
пониманием основного
содержания.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Находить в тексте нужную

46–48. Æгас нæм цу, зымæг!«Здравствуй, зима!»

«Здравствуй, зима!»
Описание зимней природы.
Описание зимних игр детей.
Названия зимних месяцев на
осетинском языке.

Части слова: окончание,
корень, приставка, суффикс.
Антонимы.
Песня «Заз бæлас».

информацию.
Выполнять тестовое задание
с целью проверки
понимания прочитанного.
Изучать памятку об
образовании части слова –
суффикс.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Составлять предложения из
группы слов.
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Моделировать диалоги по
аналогии.
Воспринимать
на
слух
стихотворения в записи на
диске.
Отвечать на вопросы по
стихотворениям.
Выразительно читать
стихотворения.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Тренировать в речи
употребление антонимов.
Составлять предложения из
группы слов.
Выполнять упражнения в
рабочей тетради по заданию
учителя.
Беседовать
о
зимних
забавах детей.
Вести диалог-расспрос по

49–51. Ногбон«Старый Новый год»

«Старый Новый год»
Описание празднования Старого
Нового года в Осетии.
Описание зимних игр детей.

Закрепление знаний об имени
существительном.
Имя существительное,
вопросы кто? что?

52–54. Зымæгон æрдз-«Зимняя
природа».

«Зимняя природа».
Описание природы.
Описание жизни домашних, диких

Имя существительное,
вопросы кто? что?
Единственное и

теме « Времена года».
Выполнять контрольную
работу по изученным темам.
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Изучать памятку о вопросах
имени существительного.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Читать текст с пониманием
основного содержания.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Выполнять тестовое задание
с целью проверки
понимания прочитанного.
Развивать умение вести
монологическую речь по
теме «Митын лæг»,
используя ключевые слова и
рисунок.
Объяснять содержание
загадки (аудиоматериал).
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Вести диалог – расспрос по
теме «Ногбон».
Воспринимать на слух текст
стихотворения в записи на
диске и повторять за

55–57. Адæймаджы фæзминаг
миниуджытæ-«Положительные
качества человека».

животных и зимующих птиц.
Знакомство с понятием склонения
имен существительных.

множественное числа имени
существительного

«Положительные качества
человека».
Знакомство с вопросами
именительного падежа
чи? цы?

Понятие
«Склонение имен
существительных».

диктором,
обращать
внимание на интонацию.
Работать над усвоением
новой лексики и закреплять
ее в речи.
Анализировать рисунки и
сделать вывод о
единственном и
множественном числах
имени существительного.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Читать текст с пониманием
основного содержания.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Выполнять тестовое задание
с целью проверки
понимания прочитанного.
Изучать памятку об
изменении имён
существительных по
падежам.
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Моделировать диалоги по
аналогии.
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме с
пословицей.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.

58–60. Цы у хорз æмæ цы у
æвзæр?«Что такое хорошо и что такое
плохо?»

«Что такое хорошо и что такое
плохо?»
Выражение товарищества и дружбы.
Помощь младшим.
Знакомство с вопросами
родительного падежа:
кæй? цæй?

Вопросы именительного
падежа чи? цы?

Читать текст
диалогического характера с
пониманием основного
содержания.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Выполнять тестовое задание
с целью проверки
понимания прочитанного.
Изучать памятку о
вопросах именительного
падежа имени
существительного.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Составлять предложения,
заменяя картинки новой
лексикой.
Выполнять упражнения в
рабочей тетради по заданию
учителя.
Моделировать диалоги по
аналогии.
Воспринимать на слух текст
стихотворения в записи на
диске и повторять за
диктором,
обращать
внимание на интонацию.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Читать текст и выполнять
различные задания по
контролю понимания его
содержания.
Рассказывать об одном из

61–63. Кæрæдзийæн аргъ кæнын
хъæуы-«Друг друга надо уважать»

«Друг друга надо уважать»
Формы уважительного отношения
друг к другу.
Выражение мудрости.
Правила поведения в общественных
местах.
Образование сложных слов.
Знакомство с вопросами дательного
падежа:
кæмæн? цæмæн?

Вопросы и окончания
именительного и
родительного падежей.
Подлежащее и сказуемое.

персонажей рассказа.
Анализировать пословицу
по теме.
Изучать памятку о вопросах
родительного падежа имени
существительного.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Вести диалог – обмен
мнениями по теме «Цы у
хорз æмæ цы у æвзæр?»
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме со
скороговорками.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Определять значение слова
с помощью анализа по
словообразовательным
элементам.
Вести диалог-расспрос с
применением правил
поведения в общественных
местах.
Читать текст сказки
диалогического характера с
полным пониманием.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста сказки.
Читать сказку по ролям.

64–66. Лæппу хъуамæ лæджы митæ « Мальчик должен поступать покæна-« Мальчик должен поступать мужски».
по-мужски».
Чувства стыда и раскаяния.
Помощь младшим.
Знакомство с вопросами
отложительного падежа:
кæмæй? цæмæй?

Вопросы и окончания
именительного,
родительного и дательного
падежей.

Делать выводы о
правильном поведении в
общественных местах.
Изучать памятку о вопросах
и окончаниях дательного
падежа имени
существительного.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Тренироваться в
нахождении подлежащего и
сказуемого.
Выполнять упражнения в
рабочей тетради по заданию
учителя.
Вести диалог этикетного
характера по аналогии.
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Читать текст
диалогического характера,
осуществлять поиск
информации в тексте при
выполнении тестовых
заданий.
Находить в тексте
эквиваленты русских
предложений. Высказывать
свое мнение по поводу
прочитанного.
Изучать памятку о вопросах

67–69. Нæ бæстæ хъахъхъæнæджы
бон-«День защитника Отечества».

«День защитника Отечества».
Знакомство с вопросами
направительного падежа:
кæмæ? цæмæ?

Вопросы и окончания
именительного,
родительного, дательного и
отложительного падежей.

и окончаниях
отложительного падежа
имени существительного.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Вести диалог – обмен
мнениями по теме «Лæппу
хъуамæ лæджы митæ кæна».
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Читать тексты
ознакомительного характера
с переводом.
Отвечать на вопросы по
содержанию текстов.
Воспитывать гордость за
своих земляков – героев.
Воспринимать на слух
песню в записи на диске.
Разучивать
песню
«Æфсадмæ» и исполнять ее.
Высказывать свое мнение
по поводу прочитанного.
Изучать памятку о вопросах
и окончаниях
направительного падежа
имени существительного.
Тренироваться в

70–72. Уалдзыгон рæсугъддæр
бæрæгбон-«Самый красивый
весенний праздник».

«Самый красивый весенний
праздник».
Знакомство с вопросами
внешнеместного падежа:
кæуыл? цæуыл?

Вопросы и окончания
именительного,
родительного, дательного,
отложительного и
направительного падежей.

закреплении
грамматического материала.
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Моделировать диалоги по
аналогии.
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Воспринимать
на
слух
тексты
стихотворений
«Мад» и «Гыццимæ»
в
записи на диске и повторять
за
диктором,
обращать
внимание на интонацию.
Отвечать на вопросы по
стихотворениям.
Выполнять
творческое
задание
на
сообразительность.
Составлять предложений
из группы слов.
Изучать памятку о вопросах
и окончаниях
внешнеместного падежа
имени существительного.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.

Вести диалог –расспрос по
теме «8 Марта».
73–75. Рагуалдзæг-«Ранняя весна».

«Ранняя весна».
Названия весенних месяцев на
осетинском языке.
Изменения в природе ранней весной.
Знакомство с вопросами союзного
падежа:
кæимæ? цæимæ?

Вопросы и окончания
именительного,
родительного, дательного,
отложительного,
направительного и
внешнеместного падежей.

Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Воспринимать
на
слух
стихотворение «Уалдзæг » в
записи на диске и повторять
за
диктором,
обращать
внимание на интонацию.
Читать текст сказки
познавательного характера
«Хур æмæ Дымгæ» с
переводом.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Выполнять тестовое задание
с целью проверки
понимания прочитанного.
Воспринимать на слух
текст песни«Дымгæ» в
записи на диске.
Разучивать
песню
и
исполнять ее.
Изучать памятку о вопросах
и окончаниях союзного
падежа имени
существительного.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Выполнять упражнения из

76–78. Уалдзæджы та нæм
æртахтысты цъиутæ-« И вновь
весной к нам прилетели птицы».

« И вновь весной к нам прилетели
птицы».
Знакомство с вопросами
сравнительного падежа:
кæйау? цæйау?

Вопросы и окончания
именительного,
родительного, дательного,
отложительного,
направительного,
внешнеместного и союзного
падежей.
Употребление личных
местоимений в дательном
падеже единственного числа.
æз –мæнæн
ды-дæуæн
уый-уымæн

учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Моделировать диалоги по
аналогии.
Воспринимать
на
слух
стихотворение «Уалдзæг » в
записи на диске и повторять
за
диктором,
обращать
внимание на интонацию.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Тренироваться в
потребление личных
местоимений в дательном
падеже единственного
числа.
Читать текст
диалогического характера с
переводом.
Высказывать свое мнение
по поводу прочитанного.
Читать текст по ролям.
Выполнять тестовое задание
с
целью
проверки
понимания прочитанного.
Изучать памятку о вопросах
и окончаниях союзного
падежа имени
существительного.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Моделировать диалоги по

79–81. Уалдзæг бацыди йæ рады-«
Весна вступила в свои права».

« Весна вступила в свои права».
Изменение глаголов по временам.
Спряжение глаголов настоящего
времени.

Склонение имён
существительных (вопросы
падежей и их окончания)
Глагол.

82–84. Уалдзыгон хур алкæйдæр
рæвдауы-«Весеннее солнце
согревает всех».

«Весеннее солнце согревает всех».
Работа по рисункам.
Вопросы глаголов прошедшего

Изменение глаголов по
временам.
Спряжение глаголов

аналогии.
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Воспринимать
на
слух
стихотворение «Уалдзæг» в
записи на диске.
Читать стихотворение друг
другу вслух.
Использовать действия на
рисунках, выполнять
кроссворд и определять
тему грамматического
материала.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Воспринимать на слух
песню «Уалдзæг» в записи
на диске.
Отвечать на вопросы по
тексту песни.
Разучивать песню
«Уалдзæг» и исполнять ее.
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Закреплять знания по теме с
помощью
диалогарасспроса.
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя

85–87. Хорздзинад ракæнын алкæй
бон дæр у-«Каждый может творить
добро».

времени.
Спряжение глаголов прошедшего
времени.

настоящего времени

«Каждый может творить добро».
Вопросы глаголов будущего
времени.
Спряжение глаголов будущего
времени.

Изменение глаголов по
временам.
Спряжение глаголов
настоящего и прошедшего
времен.

аудиоматериал по теме.
Работать над усвоением
новой лексики и закреплять
ее в речи.
Изучать памятки о глаголах
прошедшего времени и их
спряжении.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Читать текст
диалогического характера,
осуществлять поиск
информации в тексте при
выполнении тестовых
заданий.
Пересказывать текст,
используя вопросы по
тексту.
Составлять и писать
небольшой рассказ по
картинкам, используя в
качестве опоры ключевые
слова и словосочетания.
Моделировать диалоги по
аналогии.
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Изучать памятки о глаголах
будущего времени и их
спряжении.
Тренироваться в

88–90. Хистæрты коммæ кæсын
хъæуы-«К мнению старших нужно
прислушиваться».

«К мнению старшим нужно
прислушиваться».
Изменение глаголов по числам.

Изменение глаголов по
временам.
Спряжение глаголов
настоящего, прошедшего и
будущего времен.

закреплении
грамматического материала.
Читать текст
познавательного характера и
осуществлять поиск
информации в тексте с
помощью вопросов.
Высказывать свое мнение
по поводу прочитанного.
Выполнять тестовое задание
с
целью
проверки
понимания прочитанного.
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.
Вести диалог-расспрос по
теме «Хорздзинад ракæнын
алкæй бон дæр у».
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Работать над усвоением
новой лексики и закреплять
ее в речи.
Воспринимать
на
слух
стихотворение «Тæргайгопп
» в записи на диске и
повторять
за
диктором,
обращать
внимание
на
интонацию.
Изучать памятку об
изменении глаголов по
числам.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.

91–93. Царды мидæг хорз
хъуыддæгтæ кæнын хъæуы«В жизни надо совершать хорошие
поступки».

«В жизни надо совершать хорошие
поступки».
Систематизация грамматических
навыков учащихся: изменение
глаголов по лицам, числам и
временам.

Изменение глаголов по
временам, числам и лицам.

Читать текст сказки
познавательного характера с
полным пониманием и
отыскивать нужную
информацию с помощью
вопросов по тексту
(поисковое чтение).
Выполнять тестовое задание
с целью проверки
понимания прочитанного.
Описывать рисунки в
соответствии с содержанием
текста.
Высказывать свою точку
зрения о необходимости
прислушиваться к мнению
старших.
Определять значение слов с
помощью анализа по
словообразовательным
элементам.
Моделировать диалоги по
аналогии.
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их
при чтении и в речи.
Воспринимать на слух текст
стихотворения «Уæд ды та?»
в записи на диске.
Систематизировать
грамматические навыки
учащихся: изменение
глаголов по лицам, числам и

94–96. Хицæй æппæлын хорз нæу«Хвастаться нехорошо».

«Хвастаться нехорошо».
Работа по рисунку.
Количественные и порядковые
числительные; образование
порядковых числительных.

Изменение глаголов по
временам, числам и лицам.

временам.
Читать текст
познавательного характера и
выполнять различные
задания по контролю
понимания его содержания.
Высказывать свою точку
зрения о необходимости в
жизни совершать хорошие
поступки.
Воспринимать на слух
песню «Тæргайгæнаг» в
записи на диске.
Разучивать песню и
исполнять ее.
Анализировать пословицы
по теме: «Царды мидæг хорз
хъуыддæгтæ кæнын хъæуы».
Выполнять упражнения в
рабочей тетради по заданию
учителя.
Вести диалог-расспрос по
теме «Царды мидæг хорз
хъуыддæгтæ кæнын хъæуы».
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки,
используя
аудиоматериал по теме.
Чтение стихотворения –
загадки Дауры «Нымад».
Высказывать свое мнение
по поводу прочитанного
(отгадывать загадку).
Работать над усвоением
новой лексики и закреплять
ее в речи.
Изучать памятку о

97–99 Ногæй та каникултæ!И снова каникулы!

«И снова каникулы!
Названия летних месяцев на
осетинском языке.

Проверка знаний по
пройденным темам.

порядковых числительных;
образовании порядковых
числительных.
Тренироваться в
закреплении
грамматического материала.
Читать текст
диалогического характера и
выполнять задания по
контролю содержания текста
с помощью вопросов и
тестовых заданий.
Читать текст по ролям.
Составлять и писать
небольшой рассказ по
картине, используя в
качестве опоры ключевые
слова и словосочетания.
Выполнять упражнения в
рабочей тетради по заданию
учителя.
Вести диалог – обмен
мнениями по аналогии.
Читать полилог «Ногæй та
каникултæ» и подобрать к
нему заголовок.
Высказывать свое мнение
по поводу прочитанного.
Отвечать на вопросы по
тексту.
Выполнять тестовое задание
с
целью
проверки
понимания прочитанного.
Рассказывать о том, где
будут отдыхать на летних
каникулах.
Воспринимать на слух текст

100–102. Рацыд æрмæг фæлхат
кæнын.-Повторение. Тест.
Контрольная работа.

«Письмо Зарины».
Отвечать на вопросы по
тексту.
Разучивать песню «Ирон
лæджы кадæн» и исполнять
ее.
Воспринимать на слух текст
«Письмо Таймураза».
Рассказывать о себе по
аналогии письма Таймураза.
Выполнять упражнения из
учебника и рабочей тетради
по заданию учителя.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета «Осетинский язык»
К – комплект
Д – демонстрационный
Наименование объектов и средств учебно-методического и
материально-технического обеспечения
Учебник «Дзурæм æмæ кæсæм иронау» для 4 класса
Рабочая программа по осетинскому языку
Книга для учителя к УМК «Дзурæм æмæ кæсæм иронау» для 4
класса
Двуязычные словари
 Электронный учебник «Дзурæм æмæ кæсæм иронау. 4кълас».
Печатные пособия
Алфавит (настенная таблица)
Грамматические таблицы

Количество

Технические средства обучения и оборудование кабинета
Ноутбук
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
плакатов и картинок
Стол учительский
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев
Мультимедийные средства обучения
СD (аудио и видео)
Диск-сборник песенок «Зарæм иронау».
Диск-лингафонный курс.
Игры и игрушки
Куклы, мягкие игрушки, мячи и др.

К
Д
Д
Д
Д
Д

1
1
1
К
1

Д

Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования // Вестник образования. – 2010. - № 3.
1.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Часть 2. –
3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – (Серия «Стандарты второго поколения»).

2.

3.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Битарова Р.А. «Дзурæм æмæ кæсæм иронау». УМК для 4 класса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».