Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа родной осетинский язык (как второй) - 3 класс

Содержание
Пояснительная записка
Цели обучению осетинскому языку в начальной школе
Общая характеристика учебного курса «Осетинский язык» для учащихся 3 класса
Описание места предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Осетинский язык» (как второй)
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Содержание курса
Основные содержательные линии
Предметное содержание речи
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Языковые средства и навыки пользования ими
Социокультурная осведомленность
Специальные учебные умения
Универсальные учебные действия
Нормы оценки знаний, умений и навыков
Тематическое планирование. 3 класс
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного
предмета «Осетинский язык»
Список литературы

Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 3 класса общеобразовательных учреждений и
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального образования.
В программе определены цели и содержание обучения осетинскому языку в начальной школе,
предложено тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся.
Специфика предмета «Осетинский язык»: (как второй) деятельностный характер и
коммуникативная направленность процесса обучения, взаимосвязь с другими предметными
областями – открывает большие возможности для развития языковой личности младшего школьника,
способного к общению на двух государственных языках республики: русском и осетинском.
Изучение русского и осетинского языков, а также иностранного в начальной школе способствует
осознанию учащимися своей принадлежности к определенному лингвоэтносу, к гражданскому
обществу России и к международному сообществу. Школьники учатся общаться в условиях диалога
и полилога культур, толерантно воспринимать проявления различных культур.
Обучение осетинскому языку закладывает основу для формирования универсальных учебных
действий. Младшие школьники осознают смысл и ценность учебной деятельности, учатся овладевать
знаниями, самостоятельно работать над языком, что служит основой для последующего
саморазвития и самосовершенствования.

Цели обучению осетинскому языку в 3 классе
Общей целью обучения осетинскому языку в 3 классе является формирование элементарной
коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для них уровне в четырех видах
речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Элементарная коммуникативная компетенция – это способность и готовность учащихся
осуществлять межличностное и межкультурное общение на доступном для них уровне в
определенных ситуациях и сферах общения.
Изучение осетинского языка младшими школьниками направлено на достижение следующих
целей:

учебная: формирование умения общаться на осетинском языке на элементарном уровне с учётом
речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение)
и письменной (чтение и письмо) формах;

образовательная: приобщение детей к новому социальному опыту с использованием русского и
осетинского языков: знакомство младших школьников с доступными образцами художественной
литературы на осетинском языке, воспитание дружелюбного отношения к представителям
различных национальностей;

развивающие: развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также универсальных учебных умений; укрепление учебной мотивации в
изучении осетинского языка;

воспитательные: воспитание нравственных качеств личности обучающихся, чувства
патриотизма, и разностороннее развитие младшего школьника средствами осетинского языка).

Общая характеристика учебного курса

«Осетинский язык» для учащихся 3 класса
Осетинский язык – один из важных предметов в системе подготовки младшего школьника в
условиях поликультурного и многоязычного мира. Наряду с другими предметами образовательной
области «Филология» он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его
воспитанию. Изучение осетинского языка в 3 классе носит активный характер, что соответствует
возрастным особенностям младших школьников.
Деятельностный характер предмета «Осетинский язык (как второй)» соответствует природе
младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это даёт
возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в 3 классе, и
формировать межпредметные общеучебные умения и навыки, а также развивать универсальные
учебные действия.
Учитывая поставленные учебные, образовательные, воспитательные и развивающие цели
изучения предмета «Осетинский язык» в 3 классе, могут быть сформулированы задачи его изучения:
 формирование представлений об осетинском языке как средстве межличностного и
межкультурного общения;
 расширение
лингвистического
кругозора;
освоение
элементарных
лингвистических
представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и
письменной речью на осетинском языке на элементарном уровне;
 развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и
воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе
овладения языковым материалом;
 развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, пения учебных песенок и т.д.;
 приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на
осетинском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового,
учебного общения;
 духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных
устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
 развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными
компонентами
учебно-методического
комплекта
(учебником,
аудиоприложениями,
мультимедийными приложениями), умением работать в паре, группе.

Описание места предмета в учебном плане
Согласно учебному плану для образовательных учреждений Республики Северная ОсетияАлания для изучения осетинского языка как второго в 3 классе отводится 3 часа в неделю. 34
учебные недели в 3 классе (102 часа).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Осетинский язык» (как второй)
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов. В соответствии с требования Стандарта в структуре планируемых
результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты,
поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.

Личностные результаты
Личностными результатами изучения осетинского языка в начальной школе являются:
 общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;

 осознание языка как основного средства общения между людьми;
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и






родно край – Осетию, осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества с одноклассниками;
формирование установки на здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты











Метапредметными результатами изучения осетинского языка в начальной школе являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых
потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и
речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование
мотивации к изучению осетинского языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического
комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.).
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами обучения на доступном для младшего школьника уровне;
умение работать в группе и определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты
Предметными результатами изучения осетинского языка как второго в 3 классе является
развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности, формирование языковых
навыков, развитие социокультурной осведомленности.
Виды речевой
деятельности

Говорение

Выпускник научится:
Речевая компетенция:
 вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалограсспрос (односторонний и двусторонний), диалог-обмен
мнениями, суждениями), диалог-побуждение к действию (объем
диалогического высказывания – 3-4 реплики с каждой
стороны);
 кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
 рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае,
стране и т.п. в пределах тематики начальной школы (объем
монологического высказывания – 6-7 фраз).

Аудирование

Чтение

 понимать на слух: речь учителя по ведению урока, связные
высказывания учителя, построенные на знакомом материале или
содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания
одноклассников; небольшие тексты и сообщения, построенные на
изученном речевом материале как при непосредственном
общении, так и при восприятии аудиозаписи; содержание текста
на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию
текста);
 понимать основную информацию услышанного текста;
 извлекать конкретную информацию из услышанного текста;
 понимать детали текста;
 вербально или невербально реагировать на услышанное.
владеть техникой чтения, т.е. научиться читать:
 соотносить графический образ осетинского слова с его звуковым
образом;
 с помощью (изученных) правил чтения и с правильным
словесным ударением;
 написанные
цифрами
слова,
обозначающие
время,
количественные и порядковые числительные и даты;
 с правильным логическим и фразовым ударением простые
нераспространенные предложения;
 основные
коммуникативные
типы
предложений
(повествовательные,
вопросительные,
побудительные,
восклицательные);
 с определенной скоростью, обеспечивающей понимание
читаемого.
владеть умением читать, т.е. научиться:
 читать небольшие различных типов тексты с разными
стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи
текста, полное понимание текста и понимание необходимой
(запрашиваемой) информации;
 читать и понимать содержание текста на уровне значения, т.е.
суметь на основе понимания взаимоотношений между членами
простых предложений ответить на вопросы по содержанию
текста;
 читать вслух небольшой текст, построенный на изученном
языковом материале, соблюдая правила произношения и
соответствующую интонацию;
 читать про себя и понимать содержание небольшого текста,
построенного в основном на изученном языковом материале;
 читать про себя и находить необходимую информацию по
содержанию текста.
 определять значения незнакомых слов по: знакомым
словообразовательным элементам (приставки, суффиксы) и по
известным составляющим элементам сложных слов, аналогии с
родным языком, конверсии, контексту, иллюстративной
наглядности;
 пользоваться справочными материалами (двуязычным словарем,
лингвострановедческим справочником) с применением знаний
алфавита и транскрипции (объем текстов - примерно 130 слов).

Письмо

правильно списывать;
выполнять лексико-грамматические упражнения;
делать записи (выписки из текста);
делать подписи к рисункам;
отвечать письменно на вопросы;
писать с опорой на образец открытки - поздравления с
праздником (объем 10-12 слов);
 писать с опорой на образец личные письма в рамках изучаемой
тематики (объем 30-40 слов).

Языковая компетенция (владение языковыми средствами)

Аспекты языка
Графика,
каллиграфия,
орфография













Фонетическая
сторона речи

Лексическая
сторона речи

 различать на слух и адекватно произносить все звуки
немецкого языка, соблюдая нормы произношения звуков;
 соблюдать правильное ударение в изолированном слове,
фразе;
 различать
коммуникативные
типы предложений
по
интонации;
 корректно произносить предложения с точки зрения их
ритмико-интонационных особенностей.




Грамматическая
сторона речи

Выпускник научится
воспроизводить графически и каллиграфически корректно все
буквы осетинского алфавита;
пользоваться осетинским алфавитом, знать последовательность
букв в нем;
списывать текст;
восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной
задачей.

узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические
единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на
ступени начального общего образования;
употреблять в процессе общения активную лексику в
соответствии с коммуникативной задачей;
восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной
задачей.
 распознавать
и
употреблять
в
речи
основные
коммуникативные типы предложений;
 распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части
речи: существительные, существительные в единственном и
множественном числе; глагол-связку уæвын; глаголы в
настоящем, прошедшем и будущем времени; личные,
притяжательные и указательные местоимения; прилагательные;
количественные (до 100) и порядковые (до 10) числительные;
наиболее употребительные послелоги для выражения временных
и пространственных отношений.

Социокультурная осведомленность:
 узнавать достопримечательности Осетии и России;
 понимать особенности национальных и семейных праздников
и традиций Осетии и России;
 понимать особенности образа жизни осетин;
 узнавать наиболее известных персонажей осетинской детской
литературы;
 соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого
поведения, принятые в Осетии.

Содержание курса
Основные содержательные линии
В курсе осетинского языка для 3 класса выделяются следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении,
чтении, письме;
языковые навыки (фонетические, лексические, грамматические);
социокультурная осведомленность;
универсальные учебные действия.

Предметное содержание речи

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и
воспитательным целям, интересам и возрастным особенностям младших школьников. Предметное
содержание речи включает следующие темы:
Знакомство. С главными действующими героями учебников. С одноклассниками, учителем,
персонажами детских произведений: имя, фамилия, возраст. Приветствие, прощание.
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, профессии,
хобби. Межличностные отношения в семье. Традиции и обычаи в семье. Уважительное отношение к
старшим. Распорядок дня. Любимая еда. Напитки. Национальные блюда. Праздники. Дни рождения.
Подарки. День осетинского языка.
Мои увлечения. Мои любимые занятия. Кружки. Спорт. Виды спорта. Любимые сказки,
басни, стихи, песни. Выходной день.. Поведение в общественных местах.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Письмо другу. Положительные
качества человека. Что такое хорошо и что такое плохо. Уважительное отношение друг к другу. Игры.
Моя школа. Описание школы. Начало учебного года. Праздник в школе. Классная комната,
учебные предметы, школьные принадлежности. Уроки. Учебные занятия на уроках. Межличностные
отношения между одноклассниками. Отношение к учебе. Каникулы.
Мир вокруг меня. Мой дом (квартира, комната: названия комнат, размер, предметы мебели).
Условия проживания людей в городской, сельской и горной местности. Древняя архитектура.
Времена года. Природа. Погода. Зимние игры детей. Домашние и дикие животные, птицы. Жизнь
животных и птиц в различные времена года. Жизнь животных в зверинце. Труд людей.

Наша страна и моя Родина. Общие сведения о России, столица, писатели, поэты. Осетия,
столица. Небольшие произведения для детей (скороговорки, пословицы, загадки, считалочки, ребусы,
кроссворды, сказки, песни, стихи).

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В говорении
1.
Диалогическая форма
Уметь вести:

этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и
межкультурного общения;

диалог-расспрос (односторонний и двусторонний);

диалог-побуждение к действию.
1.
Монологическая форма
Уметь пользоваться:

основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ,
характеристика (персонажей).
В аудировании
Воспринимать на слух и понимать:

речь учителя и одноклассников на осетинском языке в процессе общения на уроке;

небольшие по объему тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом
материале.
В чтении
Читать:

Вслух небольшие по объему тексты, построенные на знакомом материале;

Про себя и понимать тексты, содержащие изученный материал и отдельные новые
слова, находить в тексте необходимую информацию.
В письме
Владеть:

Техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);

Основами письменной речи: писать с опорой на образец короткое личное письмо,
поздравление с праздником.

Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография. Буквы осетинского алфавита. Основные правила
чтения и орфографии. Правильное написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный
словарь.
Фонетическая сторона речи. Все звуки осетинского языка. Нормы произношения. Ударение
в слове, фразе. Особенности произношения повествовательного, побудительного и вопросительного
предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, употребляемые в ситуациях общения в
пределах тематики начальной школы. Простейшие устойчивые словосочетания, речевые клише и
оценочная лексика как элементы речевого этикета, отражающие культуру Осетии. Начальные
представления о способах словообразования: суффиксация (фыссæг, кусаг, зондджын),
словосложение (гуырæнбон).
Грамматическая сторона речи.
 Основные коммуникативные типы предложений; повествовательные, побудительные и
вопросительные. Вопросительные предложения с вопросительными словами и без них.










Вопросительные слова: чи, цы, кæй, цæй, кæм, цæм, кæмæн, цæмæн, кæмæй, цæмæй, кæцæй,
кæмæ, цæмæ, кæдæм, кæуыл, цæуыл, кæимæ, цæимæ, кæйау, цæйау, куыд. Утвердительные и
отрицательные предложения. Побудительные предложения. Простые распространенные
предложения. Сложносочиненные предложения с союзом æмæ. Сложноподчиненные
предложения с союзами уымæн æмæ, куы, уæд.
Грамматические формы изъявительного наклонения: настоящее, прошедшее, будущее время.
Глагол-связка уæвын. Неопределенная форма глагола.
Существительные в единственном и множественном числе. Склонение существительных.
Прилагательные. Словосочетание: прилагательное и существительное.
Местоимения: личные, притяжательные, указательные.
Наречия времени: абон, знон, райсом, наречия места: ам, уым, ардæм.
Числительные: количественные (до 100), порядковые (до 10).
Наиболее употребительные послелоги: бын, раз, фæстæ, цур, тыххæй. хуызæн.
Частицы: нæ, ма, нал.

Социокультурная осведомленность
В процессе обучения осетинскому языку в начальной школе учащиеся знакомятся: с
небольшими произведениями для детей на осетинском языке, элементарными формами речевого и
неречевого этикета, принятого в Осетии, с названиями национальностей жителей соседних
республик.

Специальные учебные умения
Учащиеся начальной школы овладевают следующими специальными учебными умениями и
навыками:
Пользоваться двуязычным словарем, приведенном в учебнике;
Пользоваться справочным материалом, представленном в виде таблиц, правил;
Вести свой словарик (словарную тетрадь);
Систематизировать слова по тематическому признаку;
Распознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке, например, послелоги.

Универсальные учебные действия

В результате изучения курса осетинского языка по данной программе у выпускника начальной
школы будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Универсальные
учебные действия
Регулятивные
универсальные
учебные действия

Третьеклассник научится
 принимать и сохранять учебную задачу;
 планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно,
в том числе во внутренней речи) свои действия для решения
задачи;
 действовать по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации: речь учителя,
учебник и т.д.
 выполнять учебные действия в материализованной, речевой или
умственной форме; использовать речь для регуляции своих
действий;
 контролировать процесс и результаты своей деятельности,
вносить необходимые коррективы;
 оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их
причины и способы преодоления.

Познавательные
универсальные
учебные действия

 осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать
(учителя, одноклассников), решая её;
 находить в тексте необходимые сведения, факты и другую
информацию;
 самостоятельно находить нужную информацию в материалах
учебника, использовать её для решения учебно-познавательных
задач;
 находить в указанных источниках языковые примеры для
иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
 пользоваться знакомыми лингвистическими словарями;
 применять разные способы фиксации информации (словесный,
схематичный и др.), использовать эти способы в процессе
решения учебных задач;
 понимать информацию, представленную в изобразительной,
схематичной форме; переводить её в словесную форму;
 владеть
общими
способами
решения
конкретных
лингвистических задач;
 ориентироваться на возможность решения отдельных
лингвистических задач разными способами;
 осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию
языкового материала по заданным критериям;
 строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их;
 подводить факты языка и речи под понятие на основе
выделения комплекса существенных признаков.

Коммуникативные
универсальные
учебные действия

 участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые
правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать
собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
 задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
 понимать
зависимость
характера
речи
(построения
высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации
общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать
увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то
или научить чему-то; сделать это в устной или письменной
форме; учитывать, кто является адресатом: взрослый или
сверстник и т.д.);
 выражать свои мысли, чувства в словесной форме,
ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы
осетинского языка;
 осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
стараться
проявлять
терпимость
по
отношению
к
высказываемым другим точкам зрения;
 вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,
участвовать
в
совместной
деятельности,
оказывать
взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять
доброжелательное отношение к партнёрам;
 строить небольшие монологические высказывания с учётом
ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для
них соответствующие языковые средства.
 проявлять интерес к учебному материалу;
 понимать значение полученных конкретных знаний в жизни

Личностные
универсальные

учебные действия








человека;
иметь первоначальные представления о знании и незнании;
осуществлять оценку работы и ответов одноклассников на
основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
принимать культурное многообразие мира, осознавать
равноценность
этнических
культур,
потребность
в
формировании поликультурной личности;
понимать
значимость
формирования
гражданской
идентичности;
проявлять этническую толерантность;
проявлять гуманизм - признание человеческой личности как
основной ценности мировой цивилизации.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ОСЕТИНСКОМУ ЯЗЫКУ
Аудирование
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся
полностью поняли содержание речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся
полностью поняли содержание речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса,
за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в
целом.
Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся
полностью поняли только основной смысл речи, соответствующей программным требованиям для
каждого класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если обучающиеся не поняли смысла речи, соответствующей
программным требованиям для каждого класса.
Говорение
Отметка «5» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся
соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при этом их устная речь полностью
соответствовала нормам осетинского языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся
соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли
на осетинском языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь
соответствовала нормам осетинского языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся
соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли
на осетинском языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание
сказанного.
Отметка «2» ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающихся не
соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный
материал и выразили свои мысли на осетинском языке с такими отклонениями от языковых норм,
которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.
Чтение
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся
полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного текста в объёме, предусмотренном заданием,
чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «4 ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся
полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного текста за исключением деталей и частностей,
не влияющих на понимание этого текста, в объёме, предусмотренном заданием, чтение
обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.

Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся
поняли, осмыслили главную идею прочитанного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение
обучающихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, обучающиеся не поняли
прочитанного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало
программным требованиям для данного класса

Оценивание письменной речи учащихся
Оценка «5» Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень
незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и
последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование
различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал
знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм осетинского языка.
Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных
конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти
нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не
мешают пониманию текста.
Оценка «4» Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе
выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично.
Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи
логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал
достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный
запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм осетинского языка. В работе имеется ряд
грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических
ошибок, которые не затрудняют понимание текста.
Оценка «3» Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении
языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда
изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует.
Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много
ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы
осетинского языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня,
либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие
ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Оценка «2» Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не
используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не
соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих
мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются.
Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
1. За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты)
оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Контрольные работы

От 50% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%

Самостоятельные
работы, словарные диктанты

От 60% до 74%

От 75% до 94%

От 95% до 100%

2.Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений) оцениваются по пяти критериям:
а) Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании
аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем
уровне, соблюдение норм вежливости).
ПРИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ОСТАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ
ОЦЕНИВАЮТСЯ И РАБОТА ПОЛУЧАЕТ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ;

б) Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на
соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
в) Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения
языку);
г) Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с
поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
д) Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил
пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка,
вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).

Ниже предлагается тематическое планирование к учебнику по осетинскому языку как второму
для общеобразовательных учреждений:

«Дзурæм æмæ кæсæм иронау. 3 кълас» авторов И.М. Джибиловой, З.В. Корнаевой;
Этот
учебник
реализует
данную
рабочую
программу.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 3 КЛАСС (102 часа)
Номер урока. Тема
1–3. Таму æмæ Алинa-Таму
и Алина.

4–6. Зæрин фæззæгЗолотая осень.

Содержание
Новый материал
Повторение
Рассказ о себе.
Формы приветствия и
Вопросительные слова цы? чи?
прощания.
Прилагательные, обозначающие Написание слов с
названия красок и цветов
заглавной буквы

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Познакомиться с новыми персонажами книги
Таму и Алиной.
Воспринимать на слух тексты
монологического характера.
Выполнять тестовые задания к аудиотекстам.
Составлять рассказ о Таму и Алине на
основе правильных ответов на тестовые
задания.
Вести односторонний диалог-расспрос о том,
как зовут собеседника, его фамилии, возрасте,
местожительстве, в каком классе учится,
говорит ли по-осетински.
Характеризовать предметы по цвету.
Задавать вопросы к одушевленным и
неодушевленным предметам.

Золотая осень.
Родительный падеж имен
существительных (ответ на
вопрос «Кæй?»)

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Воспринимать на слух текст стихотворения
«Къæвда уары».
Описывать рисунок с опорой на вопросы
учителя.
Познакомиться с прошедшим временем
некоторых глаголов, тренироваться в
употреблении их в речи.
Воспринимать на слух текст стихотворения
«Фæззæг».
Читать текст стихотворения и осуществлять
поиск информации в тексте.
Петь песенку «Фæззæг».
Выражать принадлежность предмета,
отвечать на вопрос «Кæй?»

Понятие «омонимы»:
уарын – идти (об
осадках) и уарын –
раздавать.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Читать с полным пониманием текст
описательного характера.
Выполнять тестовые задания к тексту (устно
и письменно) Пересказывать текст с
использованием опор и без опор.
Описывать осень.
Выражать в простейшей форме свое
положительное отношение к чему-либо («Мæ
зæрдæмæ цæуы…»)
Петь песенку «Уыг».
Отвечать на вопрос «Кæм?», т.е. указывать
местоположение предметов.

7–9. Боныхъæд фæззæджыПогода осенью.

Родительный падеж имен
существительных (ответ на
вопрос «Кæм?»)

Песенка «Фæззæг».

10–12. Анымйæм-ма
иумæ!- Посчитаем-ка
вместе!

Посчитаем-ка вместе! Счет до
двадцати. Дательный падеж
имен существительных.

Песенка «Ис мæ хызыны
Абетæ».
Счет до десяти.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Рассказывать о содержимом портфеля,
употребляя речевые образцы: «Мæнмæ ис»,
«Мæ хызыны ис…»
Читать с полным пониманием текст
диалогического характера.
Находить в тексте нужную информацию.
Выражать адресованность действия (вопрос
Кæмæн?) и предметную направленность
(вопрос: Цæмæн?), пользуясь речевым
образцом с дополнением в дательном падеже.

13–15. Радзур, алы бон дæр
цы куыстытæ фæкæныс.Расскажи, что ты делаешь
каждый день.

Ежедневные занятия. Значение
глаголов с приставкой фæ(кратность и повторяемость
действия).
Отложительный падеж имен
существительных.

Существительные,
обозначающие названия
овощей.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Сочетать числительные с прилагательными
и существительными.
Рассказывать о повторяющихся действиях,
используя глаголы с приставкой фæ-.
Воспринимать на слух диалог-обмен
мнениями, отвечать на вопросы по его
содержанию и выполнять тестовые задания к

нему.
Беседовать о ежедневных делах, используя
содержательные и вербальные опоры.
Отвечать на вопросы Кæмæй? Цæмæй?
Кæцæй?
16–18. Чи цы ми кæны?Кто что делает?

Кто что делает?
Систематизация: спряжение
глаголов в единственном числе
настоящего времени.

Существительные,
обозначающие названия
профессий.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Запрашивать информацию о занятиях людей
и отвечать на подобные вопросы.
Беседовать о профессиональной
принадлежности членов семьи, используя
вопрос: «Цавæр дæсныйад ис дæ мадæн?»
Выражать просьбу, пробуждение, используя
повелительную форму глагола в
единственном числе.
Вежливо отвечать на просьбу.

19–21. Тамуйы боны фæтк
райсомæй сихормæ-Режим
дня Таму с утра до
обеда.

Режим дня.

Лексика по теме «Режим
дня».

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Рассказывать о режиме дня.
Воспринимать монологический текст на слух,
использовать услышанную информацию в
речи.
Читать текст, осуществлять поиск
информации в тексте при выполнении
тестовых заданий, пересказывать текст.
Задавать вопрос «Цал сахатыл…?» и
отвечать на него.
Рассказывать о своем режиме дня.
Отвечать на вопросы: Кæуыл? Цæуыл?

Местный внешний падеж.

Цифры до 20.
Обозначение времени по
часам.

22–23. Фæлхат кæнæмПовторяем.
24. Цы зонам, уый бæрæг
кæнæм-Проверяем то,

что знаем.
25–27. Тамуйы боны фæтк
сихорæй изæрмæ-Режим
дня Таму с обеда до
вечера.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Определять значение слова с помощью
анализа по словообразовательным элементам
Описывать рисунки по теме.
Составлять монолог на основе рисунков.
Воспринимать текст на слух, использовать
услышанную информацию в речи.
Читать текст, осуществлять поиск
информации в тексте при выполнении
тестовых заданий.
Пересказывать текст с опорой на рисунки и
без опор
Отвечать на вопросы Кæимæ? Цæимæ?

Режим дня.
Союзный падеж

Местный внешний
падеж.

28–30. Абон къуырийы
бонтæй кæцы у?-Какой
сегодня день недели?

Дни недели.
Уподобительный падеж.

Глаголы с приставкой
Познакомиться с новыми словами,
фæ-, обозначающие
использовать их при чтении и в речи.
повторяемость действия. Называть дни недели.
Употреблять слова-название дней недели в
речи.
Высказывать свое мнение о чем-либо и
обосновывать его.
Рассказывать о своих занятиях после уроков.
Беседовать друг с другом о занятиях после
уроков.
Отвечать на вопросы: Кæйау? Цæйау?

31–33. Фыстæг
Интернетæй- Письмо из
Интернета.

Письмо из Интернета.

Речевой образец «Мæн
фæнды…»

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Воспринимать на слух связное
монологическое высказывание (Моя семья).
Читать текст и выполнять различные
задания по контролю понимания его
содержания.
Рассказывать о семье Андрея.

Писать ответы на вопросы о семье Андрея.
Употреблять в речи и писать предложения с
прилагательными-антонимами: стыр-гыццыл.
34–36. Иумæ фыссæм
фыстæг?-Вместе напишем
письмо.

Подготовка к написанию письма. Спряжение глагола
Образование отглагольных
уæвын в настоящем
существительных (имя деятеля). времени
Употребление глаголов в первом
лице единственного и
множественного числа.
.

Понимать на слух небольшой по объему
текст диалогического характера, построенный
на знакомом материале.
Расспрашивать друг друга о профессиях.
Рассказывать о своих желаниях, употребляя
выражения «Мæн фæнды…».
Отвечать на вопрос: «Фæнды дæ…?»
положительно (О, мæн фæнды…) и
отрицательно (Нæ, нæ мæ фæнды…)
Составлять и записывать предложения,
используя в качестве опоры его начало и
концовку.
Тренироваться в употреблении глаголов в
первом лице единственного и
множественного числа.
Употреблять в речи и писать предложения с
прилагательными-антонимами: фыдынд –
рæсугъд.

37–39. Нæ фыстæг
Андреймæ-Наше письмо
Андрею.

Написание письма.
Типы предложений по цели
высказывания.
Знаки препинания в
предложении.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Воспринимать на слух связное
монологическое высказывание.
Читать текст и выполнять различные
задания по контролю понимания его
содержания.
Рассказывать о жизни третьеклассников.
Правильно интонировать повествовательные,
вопросительные предложения и
восклицательные предложения.
Разбивать сплошной текст на предложения и
записывать их с правильными знаками
препинания в конце.

Глаголы в первом лице
множественного числа.

Петь песню «О Заз бæлас» (Эрнст Аншютц,
перевод с немецкого: А. Золоев).
Употреблять в речи и писать предложения с
прилагательными-антонимами: зынаргъ –
аслам.
40–42. Цæмæн цин кæнынц
сывæллæттæ зымæгыл?Почему дети радуются
зиме?

Погода зимой.
Зимние забавы детей.
Структура диалога.

Формулы выражения
положительного и
отрицательного
отношения к чему-то: мæ
зæрдæмæ цæуы; мæ
зæрдæмæ нæ цæуы; æз
уарзын; æз нæ уарзын.
Употребление глаголов в
третьем лице
множественного числа.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Воспринимать на слух и читать текст
описательного характера, выполнять тестовые
задания к нему.
Пересказывать текст о погоде зимой с
опорами и без опор.
Беседовать о детских зимних забавах,
соблюдая правила построения диалога:
наличие в диалоге формул приветствия,
сигналов начала коммуникации (Куыд д? –
Бузныг, дзæбæх. – Ды та, куыд дæ?),
сигналов завершения коммуникации (Цæй
уæдæ! Дзæбæх у!), формул прощания
(Хæрзбон! Фæндараст!)
Выражать свое положительное и
отрицательное отношение к чему-либо.
Употреблять в речи и писать предложения с
прилагательными-антонимами: тыхджын –
лæмæгъ.

43–45. Ног азы хорзæх уæ
уæд!-Счастья в Новом
году!

Поздравление с Новым годом,
адресованное одному человеку и
нескольким людям.

Песня «О Заз бæлас»

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Петь песенку «О Заз балæс».
Поздравлять с Новым годом одного человека
и несколько человек.
Слушать и читать текст о зиме и зимних забавах
детей, выполнять
тестовые задания к нему.
Беседовать о зимних забавах детей (диалог-обмен
мнениями).

Рассказывать стихотворение «Зымæг».
Употреблять в речи и писать предложения с
прилагательными-антонимами: хъæхъхъæг –
сабыр.
46–47. Фæлхат кæнæмПовторяем.
48. Цы зонæм, уый бæрæг
кæнæм-Проверяем то, что
знаем.
49–51. Æмбæлтты
фембæлд- Встреча друзей.

52–54. Нæ уарзон
Дзæуджыхъæу-Наш
любимый Владикавказ.

Встреча друзей на вокзале.
употреблении глаголов в
повелительном наклонении.

Прошедшее время
глаголов.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Воспринимать на слух текст и придумывать к
нему заголовок.
Читать текст и делить его на части по
смыслу.
Пересказывать текст, используя план.
Выписывать из текста ответы на вопросы.
Правильно интонировать повелительные
предложения.
Выразительно читать стихотворение
«Светофор».
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: тагъд – сындæг.

Город Владикавказ.
Достопримечательности города.
Театры в городе Владикавказе.

Стихотворение
«Светофор».

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Воспринимать на слух текст о Владикавказе.
Читать текст «Дзæуджыхъæу», выполнять
тестовые задания к тексту.
Называть национальность жителей
Владикавказа.
Рассказывать о Владикавказе, используя
план города и фотографии.
Использовать в речи все изученные

антонимы для описания города.
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: ног – зæронд.
55–57. Тамуйы бинонтæСемья Таму.

Члены семьи, их профессии.
Описание внешности.
Превосходная степень
некоторых прилагательных и
наречий: æппæты хистæр,
æппæты фылдæр.
Родительный падеж имен
существительных.

Общие и вопросы с
вопросительным словом.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Читать текст о семье Таму.
Дополнять предложения по содержанию
текста (выбор из данных слов и
словосочетаний).
Рассказывать о семье Таму с использованием
опор и без опор.
Представлять членов семьи.
Рассказывать о своей семье (опора: начало
предложений).
Воспринимать на слух текст песенки
«Бинонты мæсыг».
Петь песню «Бинонты мæсыг».
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: æнкъард – хъæлдзæг.

58–60. Мах цæрæм ам-Мы
живем здесь.

Мы здесь живем. Наш двор.
Систематизация:
вопросительные местоимения.

Песня «Бинонты
мæсыг».
Прошедшее время
глаголов.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Воспринимать на слух текст-описание «Нæ
кæрты».
Делить текст на части и озаглавливать
каждую часть.
Находить в тексте перевод данных
предложений (поисковое чтение).
Читать текст типа интервью.
Составлять односторонний диалог-расспрос.
Инсценировать диалог-интервью.
Воспринимать на слух текст песенки «Рауай,
Гино!»
Петь песенку «Рауай, Гино!»
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: бæрзонд – ныллæг.

61–63. Нæ хæдзары-В
нашем доме.

Обстоятельства места,
выраженные именем
существительным в родительном
падеже.

Интонационно
правильное оформление
вопросо-ответных
диалогических единств.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Отвечать на вопрос «Кæм?».
Выразительно читать тексты
диалогического характера.
Беседовать о своей квартире, своем доме.
Воспринимать на слух текст песенки
«Куыстуарзаг бинонтæ».
Петь песенку «Куыстуарзаг бинонтæ».
Находить в тексте песенки предложения,
соответствующие предложенным рисункам.
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: чъизи – сыгъдæг.

64–66. Боныхъæд
уалдзæджы- Погода весной.

Весна. Погода весной.
Порядковые числительные.

Песенка «Куыстуарзаг
бинонтæ».

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Воспринимать на слух текст песенки
«Уадзыгон зарæг».
Читать текст по ролям.
Выполнять тестовые задания по содержанию
текста.
Подбирать к рисункам соответствующие
предложения.
Рассказывать о весне и выражать свое
мнение с помощью речевого образца: мæ
зæрдæмæ цæуы ⁄ нæ цæуы…æз уарзын ⁄ нæ
уарзын
Писать текст о весне, подписывая рисунки и
составляя предложения из данных частей.
Выразительно читать стихотворение Коста
Хетагурова «Уалдзæг».
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: хус – хуылыдз.

67–69. Уалдзыгон
бæрæгбон- Весенний

Весенний праздник 8 Марта.
Поздравления. Подарки.

Песенка «Уадзыгон
зарæг».

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.

праздник.

Дательный падеж имен
существительных.

Стихотворение Коста
Хетагурова «Уалдзæг».
отвечать на вопрос:
Кæмæн?

Читать текст, дополняя предложения
данными после текста словами.
Воспринимать на слух диалогический текст.
Читать диалогический текст по ролям.
Вести двусторонний диалог-расспрос о
весеннем празднике 8 Марта.
Поздравлять с праздником 8 Марта устно.
Писать поздравительную открытку.
Воспринимать на слух текст песенки
«Уалдзыгон бæрæгбон».
Петь песенку «Уалдзыгон бæрæгбон».
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: фæллад – цæрдæг.

70–72. Нæхи цæттæ кæнæм
бæрæгбонмæ- Готовимся к
празднику.

Готовимся к празднику.
Покупки. Продукты.
Диалог-волеизъявление.

Песенка «Уалдзыгон
бæрæгбон».
Интонация
вопросительных
предложения без
вопросительного слова.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Воспринимать на слух тексты
диалогического характера.
Вести двусторонний диалог–расспрос «В
магазине», разыгрывая роли покупателя и
продавца.
Задавать вопрос «Хъæуы дæ…?» и отвечать
на этот вопрос положительно и отрицательно.
Воспринимать на слух текст песенки
«Балхæн».
Петь песенку «Балхæн».
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: цæхджын – адджын.

73–75. Хæринаг скæнæм
æмæ фынг æрæвæрæм!Приготовим и накроем на
стол.

Подготовка к празднику.
Блюда и напитки осетинской
кухни.
Существительные в
отложительном падеже.

Песенка «Балхæн».

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Правильно артикулировать слова с
удвоенными согласными.
Называть блюда и напитки осетинской
кухни.
Воспринимать на слух тексты
диалогического и монологического характера

Спрашивать друг друга, кто что любит
(двусторонний диалог-обмен мнениями).
Воспринимать на слух текст песенки
«Хæрзад чъиритæ».
Петь песенку «Хæрзад чъиритæ».
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: хом – фых.
76–77. Фæлхат кæнæмПовторяем.
78. Цы зонæм, уый бæрæг
кæнæм-Проверяем то, что
знаем.
79–81. Мидæмæ рацæут,
уазджытæ!-Заходите,
гости.

82–84. Таму æвдисы
Андрейæн се скъола-Таму
показывает Андрею свою
школу.

Прием гостей.
Повелительное наклонение
глаголов (единственное и
множественное число).

Песенка «Хæрзад
чъиритæ».
Имена существительные
в союзном падеже.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Воспринимать на слух текст
монологического характера
Читать текст и в качестве контроля
понимания дополнять предложения по
содержанию текста.
Рассматривать рисунки и находить в тексте
соответствующие предложения (прием –
цитирование по тексту).
Вести ритуализированный диалог «Прием
гостей».
Составлять предложения из данных слов.
Употреблять существительные в совместном
падеже
Читать текст монологического характера на
скорость.
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: уазал – тæвд.

Школа. Класс.
Систематизация грамматических
навыков учащихся: спряжение
глаголов в настоящем времени.

Названия блюд
осетинской кухни.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Воспринимать на слух тексты
монологического характера – описание

школы и двора
Подбирать рисунки к содержанию текстов.
Описывать школу, школьный двор, классную
комнату.
Систематизировать грамматические навыки
учащихся: спряжение глаголов в настоящем
времени.
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: урс – сау.
85–87. Таму зонгæ кæны
Андрейы йе
’мкъласонтимæ-Таму
знакомит Андрея со
своими одноклассниками.

Представление друга, друзей.
Рассказ о друге, друзьях.
Систематизация грамматических
навыков учащихся: спряжение
глаголов в прошедшем времени
(непереходные глаголы).
Счет до ста.

Рассказ о себе.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Воспринимать на слух текст диалогического
характера.
Рассказывать о себе, своей семье, своих
друзьях.
Читать текст диалогического характера и
отыскивать нужную информацию в тексте
(поисковое чтение).
Работать в парах, в рамках ролевой игры
представлять кого-либо кому-либо.
Выразительно читать текст песенки
«Сæнæфсир»
Систематизировать грамматические навыки
учащихся: спряжение глаголов в прошедшем
времени.
Соотносить число и его написание.
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: мæллæг – нард.

88–90. Куырттаты коммæ
фæндагыл- По дороге в
Куртатинское ущелье.

По дороге в Куртатинское
ущелье. Лесные животные и
птицы.
Систематизация грамматических

Песенка «Сæнæфсир».
Прошедшее время
глаголов.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Читать текст монологического характера,
подбирать к нему заголовок.
Выполнять тестовые задания по содержанию

текста.
Находить к предложенным фразам на
русском языке эквивалент на осетинском
языке в тексте (цитирование по тексту).
Правильно произносить названия осетинских
сел.
Рассказывать о Куртатинском ущелье.
Проверять себя: знание названий лесных
животных и птиц в ходе составления слов из
частей (на основе рисунков).
Тренироваться в употреблении глаголов в
прошедшем времени.
Выразительно читать стихотворение Коста
Хетагурова «Дзывылдар».
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: нарæг – уæрæх.

навыков учащихся: спряжение
глаголов в прошедшем времени
(переходные глаголы).

91–93. Хъæууон цардСельская жизнь.

Сельская жизнь.
Систематизация грамматических
навыков учащихся: спряжение
глаголов в будущем времени.

Стихотворение Коста
Хетагурова
«Дзывылдар».
Прошедшее время
глаголов.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Воспринимать на слух текст песенки
«Хъæууон изæр»
Разыгрывать сценку «Прощание».
Читать тексты диалогического характера и
выполнять тестовые задания.
Тренироваться в употреблении глаголов в
будущем времени
Выразительно читать стихотворение М.
Айларова «Æрдзы лæвæрттæ».
Воспринимать на слух текст песенки
«Хъæууон изæр».
Петь песенку «Хъæууон изæр».
Употреблять в речи и писать предложения с

антонимами: æнæниз – рынчын.

94–96. Тагъд ралæудзæнис
сæрд- Скоро наступит лето.

97–99. Цы ми кæндзыстæм
сæрды?-Что мы будем
делать летом?

Скоро наступит лето.
Погода летом.

Занятия детей летом.
Систематизация временных
форм глагола.

Будущее время глаголов.
Песенка «Хъæууон
изæр».

Речевой образец,
обозначающий
направление действия.

Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Совершенствовать навыки и умения чтения
текста с формой контроля: цитирование по
тексту
Рассказывать о погоде и природе летом
Воспринимать на слух текст песенки
«Арвæрдын гæлæбу»
Воспринимать
на
слух
аудиотекст
диалогического характера и на его основе
разыгрывать диалог (ролевая игра).
Различать значение слов вæййын –
фæвæййын.
Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: цыбыр – даргъ.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Читать текст и дополнять предложения по
содержанию текста.
Описывать рисунки в соответствии с
содержанием текста.
Воспринимать на слух текст стихотворения
«Чызг у Бæппу æви лæппу?»
Выразительно читать стихотворения.
Выполнять тест «раст у – раст нæу».
Составлять монологическое высказывание
(монолог-рассуждение) «Цавæр лæппу у
Бæппу?»

Употреблять в речи и писать предложения с
антонимами: фæлмæн – хъæбæр.
100. Будзи æмæ МуртузБудзи и Муртуз.

101. Фæлхат кæнæм –
Повторяем.
102. Цы зонам, уый бæрæг
кæнæм-Проверяем то, что
знаем.

Будзи и Муртуз.
Систематизация употребления
прилагательных: слово –
словосочетание – предложение.

Прошедшее
глаголов.

время Читать текст, переводить его,
пересказывать содержание.
Читать подписи под рисунками.
Тренироваться в употреблении в речи
прилагательных (уровень слова –
словосочетания – предложения).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета «Осетинский язык»
К – комплект
Д – демонстрационный
Наименование объектов и средств учебно-методического и
материально-технического обеспечения
Учебник «Дзурæм æмæ кæсæм иронау» для 3 класса
Рабочая программа по осетинскому языку
Книга для учителя к УМК «Дзурæм æмæ кæсæм иронау» для 3
класса
Двуязычные словари
 Электронный учебник «Дзурæм æмæ кæсæм иронау. 3 кълас».
Печатные пособия
Алфавит (настенная таблица)
Грамматические таблицы

Количество

Технические средства обучения и оборудование кабинета
Ноутбук
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
плакатов и картинок
Стол учительский
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев
Мультимедийные средства обучения
СD (аудио и видео)
Диск-сборник песенок «Зарæм иронау».
Диск-лингафонный курс.
Игры и игрушки
Куклы, мягкие игрушки, мячи и др.

К
Д
Д
Д
Д
Д
1
1
1
К
1

Д

Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования // Вестник образования. – 2010. - № 3.
1.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2
частях. Часть 2. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – (Серия «Стандарты
второго поколения»).
2.

Джибилова И.М., Корнаева З.В. «Дзурæм æмæ кæсæм ирон

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».