Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа родной осетинский язык (как второй) - 2 класс

Содержание
Пояснительная записка
Цели обучению осетинскому языку
Общая характеристика учебного курса «Осетинский язык» для учащихся 2 класса
Описание места предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Осетинский язык» (как второй)
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Содержание курса
Основные содержательные линии
Предметное содержание речи
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Языковые средства и навыки пользования ими
Социокультурная осведомленность
Специальные учебные умения
Универсальные учебные действия
Нормы оценки знаний, умений и навыков
Тематическое планирование. 2 класс
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы

Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 2 класса общеобразовательных учреждений и
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального образования.
В программе определены цели и содержание обучения осетинскому языку во 2 классе,
предложено тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся.
Специфика предмета «Осетинский язык»: (как второй) деятельностный характер и
коммуникативная направленность процесса обучения, взаимосвязь с другими предметными
областями – открывает большие возможности для развития языковой личности младшего школьника,
способного к общению на двух государственных языках республики: русском и осетинском.
Изучение русского и осетинского языков, а также иностранного в начальной школе способствует
осознанию учащимися своей принадлежности к определенному лингвоэтносу, к гражданскому
обществу России и к международному сообществу. Школьники учатся общаться в условиях диалога
и полилога культур, толерантно воспринимать проявления различных культур.
Обучение осетинскому языку закладывает основу для формирования универсальных учебных
действий. Младшие школьники осознают смысл и ценность учебной деятельности, учатся овладевать
знаниями, самостоятельно работать над языком, что служит основой для последующего
саморазвития и самосовершенствования.

Цели обучению осетинскому языку во 2 классе
Общей целью обучения осетинскому языку во 2 классе является формирование элементарной
коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для них уровне в четырех видах
речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Элементарная коммуникативная компетенция – это способность и готовность учащихся
осуществлять межличностное и межкультурное общение на доступном для них уровне в
определенных ситуациях и сферах общения.
Изучение осетинского языка во 2 классе направлено на достижение следующих целей:

учебная: формирование умения общаться на осетинском языке на элементарном уровне с учётом
речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение)
и письменной (чтение и письмо) формах;

образовательная: приобщение детей к новому социальному опыту с использованием русского и
осетинского языков: знакомство младших школьников с доступными образцами художественной
литературы на осетинском языке, воспитание дружелюбного отношения к представителям
различных национальностей;

развивающие: развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также универсальных учебных умений; укрепление учебной мотивации в
изучении осетинского языка;

воспитательные: воспитание нравственных качеств личности обучающихся, чувства
патриотизма, и разностороннее развитие младшего школьника средствами осетинского языка).

Общая характеристика учебного курса
«Осетинский язык» для учащихся 2 класса
Осетинский язык – один из важных предметов в системе подготовки младшего школьника в
условиях поликультурного и многоязычного мира. Наряду с другими предметами образовательной

области «Филология» он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его
воспитанию. Изучение осетинского языка во 2 классе носит активный характер, что соответствует
возрастным особенностям младших школьников.
Деятельностный характер предмета «Осетинский язык (как второй)» соответствует природе
младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это даёт
возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми во 2 классе, и
формировать межпредметные общеучебные умения и навыки, а также развивать универсальные
учебные действия.
Учитывая поставленные учебные, образовательные, воспитательные и развивающие цели
изучения предмета «Осетинский язык» в начальной школе, могут быть сформулированы задачи его
изучения:
 формирование представлений об осетинском языке как средстве межличностного и
межкультурного общения;
 расширение
лингвистического
кругозора;
освоение
элементарных
лингвистических
представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и
письменной речью на осетинском языке на элементарном уровне;
 развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и
воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе
овладения языковым материалом;
 развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, пения учебных песенок и т.д.;
 приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на
осетинском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового,
учебного общения;
 духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных
устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
 развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными
компонентами
учебно-методического
комплекта
(учебником,
рабочей
тетрадью,
аудиоприложениями, мультимедийными приложениями), умением работать в паре, группе.

Описание места предмета в учебном плане
Согласно учебному плану для образовательных учреждений Республики Северная ОсетияАлания для изучения осетинского языка как второго на этапе начального образования отводится 3
часа в неделю. 34 учебные недели во 2 классе (102 часа).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Осетинский язык» (как второй)
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов. В соответствии с требования Стандарта в структуре планируемых
результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты,
поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.

Личностные результаты
Личностными результатами изучения осетинского языка во 2 классе являются:
 общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
 осознание языка как основного средства общения между людьми;

 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и






родно край – Осетию, осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества с одноклассниками;
формирование установки на здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты











Метапредметными результатами изучения осетинского языка во 2 классе являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых
потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и
речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование
мотивации к изучению осетинского языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического
комплекта (учебником, аудиодиском, справочными материалами и т. д.).
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами обучения на доступном для младшего школьника уровне;
умение работать в группе и определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты
Предметными результатами изучения осетинского языка как второго во 2 классе является
развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности, формирование языковых
навыков, развитие социокультурной осведомленности.
Виды речевой
деятельности

Говорение

Второклассник научится:
Речевая компетенция:
 вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалограсспрос (односторонний и двусторонний), диалог-обмен
мнениями, суждениями), диалог-побуждение к действию (объем
диалогического высказывания – 3-4 реплики с каждой
стороны);
 кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
 рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае,
стране и т.п. в пределах тематики начальной школы (объем

Аудирование

Чтение








монологического высказывания – 6-7 фраз).
понимать на слух: речь учителя по ведению урока, связные
высказывания учителя, построенные на знакомом материале или
содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания
одноклассников; небольшие тексты и сообщения, построенные на
изученном речевом материале как при непосредственном
общении, так и при восприятии аудиозаписи; содержание текста
на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию
текста);
понимать основную информацию услышанного текста;
извлекать конкретную информацию из услышанного текста;
понимать детали текста;
вербально или невербально реагировать на услышанное.

владеть техникой чтения, т.е. научиться читать:
 соотносить графический образ осетинского слова с его звуковым
образом;
 с помощью (изученных) правил чтения и с правильным
словесным ударением;
 написанные
цифрами
слова,
обозначающие
время,
количественные и порядковые числительные и даты;
 с правильным логическим и фразовым ударением простые
нераспространенные предложения;
 основные
коммуникативные
типы
предложений
(повествовательные,
вопросительные,
побудительные,
восклицательные);
 с определенной скоростью, обеспечивающей понимание
читаемого.
владеть умением читать, т.е. научиться:
 читать небольшие различных типов тексты с разными
стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи
текста, полное понимание текста и понимание необходимой
(запрашиваемой) информации;
 читать и понимать содержание текста на уровне значения, т.е.
суметь на основе понимания взаимоотношений между членами
простых предложений ответить на вопросы по содержанию
текста;
 читать вслух небольшой текст, построенный на изученном
языковом материале, соблюдая правила произношения и
соответствующую интонацию;
 читать про себя и понимать содержание небольшого текста,
построенного в основном на изученном языковом материале;
 читать про себя и находить необходимую информацию по
содержанию текста.
 пользоваться справочными материалами (двуязычным словарем,
лингвострановедческим справочником) с применением знаний
алфавита и транскрипции.

Письмо







правильно списывать;
выполнять лексико-грамматические упражнения;
делать записи (выписки из текста);
делать подписи к рисункам;
отвечать письменно на вопросы;

 писать с опорой на образец открытки - поздравления с
праздником (объем 10-12 слов);
Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
Аспекты языка
Графика,
каллиграфия,
орфография






Фонетическая
сторона речи

Лексическая
сторона речи

 различать на слух и адекватно произносить все звуки
осетинского языка, соблюдая нормы произношения звуков;
 соблюдать правильное ударение в изолированном слове,
фразе;
 различать
коммуникативные
типы предложений
по
интонации;
 корректно произносить предложения с точки зрения их
ритмико-интонационных особенностей.




Грамматическая
сторона речи

Второклассник научится
воспроизводить графически и каллиграфически корректно все
буквы осетинского алфавита;
пользоваться осетинским алфавитом, знать последовательность
букв в нем;
списывать текст;
восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной
задачей.

узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические
единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на
ступени начального общего образования;
употреблять в процессе общения активную лексику в
соответствии с коммуникативной задачей;
восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной
задачей.
 распознавать
и
употреблять
в
речи
основные
коммуникативные типы предложений;
 распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части
речи: существительные, существительные в единственном и
множественном числе; глагол-связку уæвын; личные,
местоимения; прилагательные; количественные (до 20) и
порядковые (до 10) числительные; наиболее употребительные
послелоги для выражения временных и пространственных
отношений.
Социокультурная осведомленность:
 узнавать достопримечательности Осетии и России;
 понимать особенности национальных и семейных праздников
и традиций Осетии и России;
 понимать особенности образа жизни осетин;
 узнавать наиболее известных персонажей осетинской детской
литературы;
 соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого
поведения, принятые в Осетии.

Содержание курса
Основные содержательные линии
В курсе осетинского языка выделяются следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении,
чтении, письме;
языковые навыки (фонетические, лексические, грамматические);
социокультурная осведомленность;
универсальные учебные действия.

Предметное содержание речи

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и
воспитательным целям, интересам и возрастным особенностям младших школьников. Предметное
содержание речи включает следующие темы:
Знакомство. С главными действующими героями учебников. С одноклассниками, учителем,
персонажами детских произведений: имя, фамилия, возраст. Приветствие, прощание.
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, профессии,
хобби. Межличностные отношения в семье. Традиции и обычаи в семье. Уважительное отношение к
старшим. Распорядок дня. Любимая еда. Напитки. Национальные блюда. Праздники. Дни рождения.
Подарки.
Мои увлечения. Мои любимые занятия. Кружки. Спорт. Виды спорта. Любимые сказки,
басни, стихи, песни. Выходной день. Поведение в общественных местах.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Положительные качества
человека. Что такое хорошо и что такое плохо. Уважительное отношение друг к другу. Игры.
Моя школа. Описание школы. Начало учебного года. Праздник в школе. Классная комната,
учебные предметы, школьные принадлежности. Уроки. Учебные занятия на уроках. Межличностные
отношения между одноклассниками. Отношение к учебе. Каникулы.
Мир вокруг меня. Мой дом (квартира, комната: названия комнат, размер, предметы мебели).
Условия проживания людей в городской, сельской и горной местности. Времена года. Природа.
Погода. Зимние игры детей. Домашние и дикие животные, птицы. Жизнь животных и птиц в
различные времена года. Труд людей.
Наша страна и моя Родина. Общие сведения о России, столица, писатели, поэты. Осетия,
столица. Города и села. Писатели, поэты. Выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру. Герои
Великой Отечественной войны. Небольшие произведения для детей (скороговорки, пословицы,
загадки, считалочки, ребусы, кроссворды, сказки, песни, стихи).

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В говорении
1.
Диалогическая форма
Уметь вести:

этикетные диалоги в типичных ситуациях
межкультурного общения;

диалог-расспрос (односторонний и двусторонний);

бытового,

учебно-трудового

и

диалог-побуждение к действию.
Монологическая форма
Уметь пользоваться:

основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ,
характеристика (персонажей).
В аудировании
Воспринимать на слух и понимать:

речь учителя и одноклассников на осетинском языке в процессе общения на уроке;

небольшие по объему тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом
материале.
В чтении
Читать:

Вслух небольшие по объему тексты, построенные на знакомом материале;

Про себя и понимать тексты, содержащие изученный материал и отдельные новые
слова, находить в тексте необходимую информацию.
В письме
Владеть:

Техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);

Основами письменной речи: писать с опорой на образец короткое личное письмо,
поздравление с праздником.

1.

Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография. Буквы осетинского алфавита. Основные правила
чтения и орфографии. Правильное написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный
словарь.
Фонетическая сторона речи. Все звуки осетинского языка. Нормы произношения. Ударение
в слове, фразе. Особенности произношения повествовательного, побудительного и вопросительного
предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, употребляемые в ситуациях общения в
пределах тематики начальной школы. Простейшие устойчивые словосочетания, речевые клише и
оценочная лексика как элементы речевого этикета, отражающие культуру Осетии.
Грамматическая сторона речи.
 Основные коммуникативные типы предложений; повествовательные, побудительные и
вопросительные. Вопросительные предложения с вопросительными словами и без них.
Вопросительные слова: чи, цы, кæй, цæй, кæм, цæм, кæмæн, цæмæн, кæмæй, цæмæй, кæцæй,
кæмæ, цæмæ, кæдæм, кæуыл, цæуыл, кæимæ, цæимæ, кæйау, цæйау, куыд. Утвердительные и
отрицательные предложения. Побудительные предложения. Простые распространенные
предложения. Сложносочиненные предложения с союзом æмæ.
 Глагол-связка уæвын. Неопределенная форма глагола.
 Существительные в единственном и множественном числе.
 Прилагательные. Словосочетание: прилагательное и существительное.
 Местоимения: личные.
 Наречия времени: абон, знон, райсом, наречия места: ам, уым, ардæм.
 Числительные: количественные (до 20), порядковые (до 10).
 Наиболее употребительные послелоги: бын, раз, фæстæ, цур, тыххæй. хуызæн.
 Частицы: нæ, ма, нал.

Социокультурная осведомленность
В процессе обучения осетинскому языку во 2 классе учащиеся знакомятся: с небольшими
произведениями для детей на осетинском языке, элементарными формами речевого и неречевого
этикета, принятого в Осетии, с названиями национальностей жителей соседних республик.

Специальные учебные умения
Учащиеся начальной школы овладевают следующими специальными учебными умениями и
навыками:
Пользоваться двуязычным словарем, приведенном в учебнике;
Пользоваться справочным материалом, представленном в виде таблиц, правил;
Вести свой словарик (словарную тетрадь);
Систематизировать слова по тематическому признаку;
Распознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке, например, послелоги.

Универсальные учебные действия

В результате изучения курса осетинского языка по данной программе у выпускника начальной
школы будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Универсальные
учебные действия
Регулятивные
универсальные
учебные действия

Познавательные
универсальные
учебные действия

Второклассник научится
 принимать и сохранять учебную задачу;
 планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно,
в том числе во внутренней речи) свои действия для решения
задачи;
 действовать по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации: речь учителя,
учебник и т.д.
 выполнять учебные действия в материализованной, речевой или
умственной форме; использовать речь для регуляции своих
действий;
 контролировать процесс и результаты своей деятельности,
вносить необходимые коррективы;
 оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их
причины и способы преодоления.
 осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать
(учителя, одноклассников), решая её;
 находить в тексте необходимые сведения, факты и другую
информацию;
 самостоятельно находить нужную информацию в материалах
учебника, использовать её для решения учебно-познавательных
задач;
 находить в указанных источниках языковые примеры для
иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
 пользоваться знакомыми лингвистическими словарями;
 применять разные способы фиксации информации (словесный,
схематичный и др.), использовать эти способы в процессе
решения учебных задач;
 понимать информацию, представленную в изобразительной,
схематичной форме; переводить её в словесную форму;
 владеть
общими
способами
решения
конкретных






Коммуникативные
универсальные
учебные действия

Личностные
универсальные
учебные действия

лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных
лингвистических задач разными способами;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию
языкового материала по заданным критериям;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их;
подводить факты языка и речи под понятие на основе
выделения комплекса существенных признаков.

 участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые
правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать
собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
 задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
 понимать
зависимость
характера
речи
(построения
высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации
общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать
увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то
или научить чему-то; сделать это в устной или письменной
форме; учитывать, кто является адресатом: взрослый или
сверстник и т.д.);
 выражать свои мысли, чувства в словесной форме,
ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы
осетинского языка;
 осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
стараться
проявлять
терпимость
по
отношению
к
высказываемым другим точкам зрения;
 вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,
участвовать
в
совместной
деятельности,
оказывать
взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять
доброжелательное отношение к партнёрам;
 строить небольшие монологические высказывания с учётом
ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для
них соответствующие языковые средства.
 проявлять интерес к учебному материалу;
 понимать значение полученных конкретных знаний в жизни
человека;
 иметь первоначальные представления о знании и незнании;
 осуществлять оценку работы и ответов одноклассников на
основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
 принимать культурное многообразие мира, осознавать
равноценность
этнических
культур,
потребность
в
формировании поликультурной личности;
 понимать
значимость
формирования
гражданской
идентичности;
 проявлять этническую толерантность;
 проявлять гуманизм - признание человеческой личности как
основной ценности мировой цивилизации.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ОСЕТИНСКОМУ ЯЗЫКУ
Аудирование
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся
полностью поняли содержание речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся
полностью поняли содержание речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса,
за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в
целом.
Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся
полностью поняли только основной смысл речи, соответствующей программным требованиям для
каждого класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если обучающиеся не поняли смысла речи, соответствующей
программным требованиям для каждого класса.
Говорение
Отметка «5» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся
соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при этом их устная речь полностью
соответствовала нормам осетинского языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся
соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли
на осетинском языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь
соответствовала нормам осетинского языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся
соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли
на осетинском языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание
сказанного.
Отметка «2» ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающихся не
соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный
материал и выразили свои мысли на осетинском языке с такими отклонениями от языковых норм,
которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.
Чтение
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся
полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного текста в объёме, предусмотренном заданием,
чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «4 ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся
полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного текста за исключением деталей и частностей,
не влияющих на понимание этого текста, в объёме, предусмотренном заданием, чтение
обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся
поняли, осмыслили главную идею прочитанного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение
обучающихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, обучающиеся не поняли
прочитанного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало
программным требованиям для данного класса

Оценивание письменной речи учащихся
Оценка «5» Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень
незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и
последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование
различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал
знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм осетинского языка.
Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных

конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти
нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не
мешают пониманию текста.
Оценка «4» Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе
выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично.
Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи
логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал
достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный
запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм осетинского языка. В работе имеется ряд
грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических
ошибок, которые не затрудняют понимание текста.
Оценка «3» Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении
языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда
изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует.
Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много
ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы
осетинского языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня,
либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие
ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Оценка «2» Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не
используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не
соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих
мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются.
Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
1. За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты)
оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Контрольные работы

От 50% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%

Самостоятельные
работы, словарные диктанты

От 60% до 74%

От 75% до 94%

От 95% до 100%

2.Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений) оцениваются по пяти критериям:
а) Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании
аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем
уровне, соблюдение норм вежливости).
ПРИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ОСТАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ
ОЦЕНИВАЮТСЯ И РАБОТА ПОЛУЧАЕТ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ;
б) Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на
соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
в) Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения
языку);
г) Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с
поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
д) Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил
пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка,
вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).

Ниже предлагается тематическое планирование к учебнику по осетинскому языку как второму
для общеобразовательных учреждений «Дзурæм æмæ кæсæм иронау. 2 кълас» авторов И.М.
Джибиловой,
З.В. Корнаевой.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета «Осетинский язык»
К – комплект
Д – демонстрационный
Наименование объектов и средств учебно-методического и
материально-технического обеспечения
Учебник «Дзурæм æмæ кæсæм иронау» для 2 класса
Рабочая программа по осетинскому языку
Книга для учителя к УМК «Дзурæм æмæ кæсæм иронау» для 2
класса
Двуязычные словари
 Электронный учебник «Дзурæм æмæ кæсæм иронау. 2 кълас».
Печатные пособия
Алфавит (настенная таблица)
Грамматические таблицы

Количество

Технические средства обучения и оборудование кабинета
Ноутбук
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
плакатов и картинок
Стол учительский
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев
Мультимедийные средства обучения
СD (аудио и видео)
Диск-сборник песенок «Зарæм иронау».
Диск-лингафонный курс.
Игры и игрушки
Куклы, мягкие игрушки, мячи и др.

К
Д
Д
Д
Д
Д
1
1
1
К
1

Д

Список литературы
1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования. – 2010. - № 3.

2.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Часть 2. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. –
(Серия «Стандарты второго поколения»).

3.Джибилова И.М., Корнаева З.В. «Дзурæм æмæ кæсæм иронау». 2 кл

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 2 КЛАСС (102 ЧАСА)
Номер урока. Тема

Содержание
Новый материал
Повторение
Приветствие. Прощание.

Характеристика основных видов деятельности
учащихся
Понимать формы приветствия, обращенные к одному
человеку и ко многим людям;
Приветствовать людей в разное время суток.
Считать до 10
Использовать новую лексику при чтении и в речи.

4-6. Нæ ног æмбæлттæНаши новые друзья.

Знакомство. Устная речь,
письменная речь (дзургæ
ныхас æмæ фысгæ
ныхас).

Формы приветствия и
прощания

Воспринимать на слух монолог-рассказ о себе с
опорой на картинки. Воспринимать на слух текст
песенки «Базонгæ уæм»
Петь песенку «Базонгæ уæм»
Вести диалог «Знакомство» (рассказывать о себе,
расспрашивать собеседника о его имени, возрасте,
семье.).
Использовать новую лексику при чтении и в речи.
Читать неполные предложения, вставляя
пропущенные слова
Выполнять творческое задание (Отгадай, кто живёт в
этом доме).
Овладевать понятиями: устная речь, письменная речь
(дзургæ ныхас æмæ фысгæ ныхас).

7- 9. Уазæгуаты
тæрхъусмæ-В гостях у
зайца.

Я и моя семья. Члены
семьи. Звуки и буквы
(мыртæ æмæ дамгъæтæ).

Песенка «Базонгæ уæм».

1-3. Æгас цæут!Здравствуйте!

Рассказывать о себе и
друге.

Воспринимать на слух текст песенки «Салам».
Петь песенку «Салам».
Представлять товарища, употребляя выражение:
«Мæнæ ме ’мбал»
и отвечать на представление («Тынг æхсызгон мын у»).
Тренироваться употреблять в речи местоимения.

Овладевать понятиями: звуки и буквы (мыртæ æмæ
дамгъæтæ).
Образовывать множественное число от известных
имен существительных
Использовать в высказываниях глаголы: æхсын,
хуыссын, бийын.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.

10-12. Уазæгуаты
æхсæрсæттæгмæ-В гостях
у белки.

Занятия членов семьи.
Гласные и согласные
звуки (хъæлæсон æмæ
æмхъæлæсон мыртæ).

13-15. Чи цы уарзы?-Кто
что любит?

Кто что любит?
Слог и слово (уæнг æмæ
дзырд).

Песенка «Салам».
Рассказывать
о членах семьи.
Названия фруктов и
овощей.
Употреблять в речи
глаголы: æхсын,
хуыссын, бийын

Названия диких зверей и
животных.
Употреблять в речи
глаголы: æмбырд кæнын,
сæттын, мæрзын,
зайын.

Воспринимать на слух рассказ о семье с опорой на
рисунок.
Читать текст с полным пониманием содержания.
Отвечать на вопросы к тексту.
Просить разрешения войти в дом и приглашать коголибо в дом.
Овладевать понятиями: гласные и согласные звуки
(хъæлæсон æмæ æмхъæлæсон мыртæ).
Выполнять творческое задание (Реши кроссворд,
используя рисунки).
Использовать в высказываниях глаголы: æмбырд
кæнын, сæттын, мæрзын, зайын.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.
Воспринимать на слух текст песенки «Къæбæда» и
стихотворение К.Л.Хетагурова «Фыдуаг».
Петь песенку «Къæбæда»
Разучить стихотворение К.Л.Хетагурова «Фыдуаг».
Вести беседу о том, кто что любит.
Читать с полным пониманием полилог.
Находить необходимую информацию в полилоге.
Рассмотреть иллюстрацию и создать предложения к
ней.
Читать неполные предложения, вставляя
пропущенные слова
Овладевать понятиями: слог и слово (уæнг æмæ
дзырд).
Выполнять творческие задания (1. Какое слово
соберёт ёжик? 2.Реши кроссворд, используя рисунки).
Использовать в высказываниях глаголы: ниуын,
лæууын, фæлидзын, уарзын.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.

16-18. «Хъуг æмæ род»Корова и теленок.

Корова и теленок
Домашние животные.
Перенос слов.

Песенка «Къæбæда» и
стихотворение
К.Л.Хетагурова
«Фыдуаг».
Употреблять в речи
глаголы: ниуын, лæууын,
фæлидзын, уарзын.

19–21. Хъæдхой – хъæды
дохтыр- Дятел- лесной
доктор.

Дятел- лесной доктор.
Птицы.
Ударение (цавд).

Песенка «Хъуг æмæ род»
и стихотворение К.Л.
Хетагурова «Гино»
Употреблять в речи
глаголы: ласын, тæрсын,
ахуыр кæнын

Воспринимать на слух текст песенки «Хъуг æмæ род»
и стихотворение К.Л. Хетагурова «Гино»
Петь песенку «Хъуг æмæ род»
Разучить стихотворение К.Л. Хетагурова «Гино»
Находить необходимую информацию в тексте
песенки «Хъуг æмæ род».
Выбирать иллюстрации к услышанному тексту.
Переносить правильно слова (дзырдтæ иу рæнхъæй
иннæмæ хæссын).
Читать неполные предложения, вставляя
пропущенные слова
Использовать в высказываниях глаголы: ласын,
тæрсын, ахуыр кæнын.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.
Воспринимать на слух текст песенки «Хъæдхой» и
стихотворение К.Л. Хетагурова «Зæрватыкк».
Петь песенку «Хъæдхой»
Разучить стихотворение К.Л.
Хетагурова«Зæрватыкк».

Читать текст и выполнять тест на контроль понимания
содержания

Овладевать понятиями: ударение (цавд).
Читать правильно названия животных и птиц,
выделяя голосом ударные слоги.
Выполнять творческие задания (Найди названия
птиц).
Использовать в высказываниях глаголы: дæттын,
фынæй кæнын, тæхын, нымайын.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.

22-23. Фæлхат кæнæм-Повторяем.
24. Цы зонам, уый бæрæг кæнæм-Проверяем то, что знаем.
25-27. Адджын
хъæлæрдзы-Сладкая
смородина.

Ягоды.
Имя существительное
(номдар).

Песенка «Хъæдхой» и
стихотворение К.Л.
Хетагурова

Воспринимать на слух текст песенок «Хъæлæрдзы»,
«Дыргъдоны»
и стихотворение «Номдар».

«Зæрватыкк».
Употреблять в речи
глаголы: дæттын,
фынæй кæнын, тæхын,
нымайын.

28-30. Фæззыгон хъæдОсенний лес.

Осенний лес. Названия
деревьев.
Имена существительные
в единственном и
множественном числе.

Диалог-обмен мнениями
по поводу любимых
ягод.
Употреблять в речи
глаголы: хæринаг кæнын,
хæссын, сихор кæнын,
цымын.

Петь песенки «Хъæлæрдзы», «Дыргъдоны»
Читать неполные предложения, вставляя
пропущенные слова
Вести двусторонний диалог-обмен мнениями по
поводу любимых ягод с опорой на образец:
– Æз уарзын æрыскъæф, уый у адджын. Ды та?
– Æз та уарзын мæнæргъы, уый пайда
Овладевать понятиями: имя существительное
(номдар).
Выполнять творческие задания (Реши кроссворд и
узнай, о чем нам будет рассказывать Мудрая Сова).
Использовать в высказываниях глаголы: хæринаг
кæнын, хæссын, сихор кæнын, цымын.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.
Читать с полным пониманием текст песенки
«Хъæды ис бæлæстæ».
Расспрашивать друг друга о том, какие деревья
растут в лесу. Образец:
– Цавæр бæлæстæ зайы хъæды?с
– Хъæды зайы ахæм бæлæстæ: …
Употреблять в речи имена существительные в
единственном и множественном числе.
Читать неполные предложения, вставляя
пропущенные слова

Читать текст стихотворения и выполнять тест на контроль
понимания содержания

Использовать в высказываниях глаголы: хауын,
лидзын, уидзын, кафын. Использовать новую лексику
при чтении и в речи.
31-33. Кæдæм цæут?- Куда
вы идете?

Куда вы идете?
Глагол (мивдисæг).
Глаголы первого лица
единственного числа в
настоящем времени.

Песенка «Хъæды ис
бæлæстæ».
Имена существительные
в единственном и

Понимать на слух основное содержание
диалогического текста с опорой на картинку.
Читать выразительно текст диалогического
характера, отрабатывая интонацию
повествовательных, вопросительных,

множественном числе.
Употреблять в речи
глаголы: хауын, лидзын,
уидзын, кафын

34-36. Æз зонын ленк
кæнын-Я умею плавать.

Что я умею делать и что
не умею делать.
Глаголы второго лица
единственного числа
настоящего времени.

Названия домашних
птиц.
Употреблять в речи
глаголы: фыссын, лæвар
кæнын, худын, кæуын.

восклицательных предложений.
Составлять диалог-высказывание на основе
прослушанного текста
Выполнять творческие задания (Реши кроссворд и
узнай, о чем нам будет рассказывать Мудрая Сова).
Овладевать понятиями: глагол (мивдисæг).
Систематизировать грамматические знания: глаголы
первого лица единственного числа в настоящем
времени:
Æз зонын…
Æз кæсын…
Использовать в высказываниях глаголы: фыссын,
лæвар кæнын, худын, кæуын.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.
Воспринимать на слух текст песенки «Хæдзарон
мæргътæ» и стихотворение К.Л. Хетагурова «Уасæг».
Понимать на слух основное содержание
диалогического текста с опорой на картинку.
Употреблять в речи речевые образцы: «Æз зонын…»,
«Æз нæ зонын…»
Читать выразительно и понимать на слух
диалогические единства типа:
– Æз зонын ныв кæнын. Ды та? Ды зоныс ныв кæнын?
– Нæ зонын. Æз зонын ленк кæнын.
Петь песенку «Хæдзарон мæргътæ».
Разучить стихотворение К.Л. Хетагурова «Уасæг».
Читать неполные предложения, вставляя
пропущенные слова
Вести двусторонний диалог-расспрос.
Систематизировать грамматические знания: глаголы
второго лица единственного числа настоящего
времени:
Ды тоныс …
Ды хæрыс …
Выполнять творческое задание (Реши кроссворд,
используя рисунки).

Использовать в высказываниях глаголы: райхъал
кæнын, цырыхъхъытæ кæнын, хи найын, ленк кæнын.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.
37-39. Цы загътай?- Что ты Что ты сказал? Глаголы
сказал?
третьего лица
единственного числа
настоящего времени.

Песенка «Хæдзарон
мæргътæ» и
стихотворение К.Л.
Хетагурова «Уасæг».
Названия птиц.
Употреблять в речи
глаголы: райхъал кæнын,
цырыхъхъытæ кæнын, хи
найын, ленк кæнын.

Понимать на слух реплики типа:
«Бахатыр кæн, цы загътай? Нæ дæ æмбарын. Ды
тагъд дзурыс» с опорой на печатный текст.
Воспринимать на слух текст песенки «Зæрватыкк»
Петь песенку «Зæрватыкк».
Вести двусторонний диалог-расспрос.
Читать неполные предложения, вставляя
пропущенные слова
Выполнять творческое задание (Составь слово по
первым буквам картинок).
Систематизировать грамматические знания: глаголы
третьего лица
единственного числа настоящего времени:
Уый уарзы… .
Уый фыссы… .
Использовать в высказываниях глаголы: хъусын,
дзурын, кæрдын, хатыр курын.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.

40-42. Цæмæн цин кæнынц Зимние забавы детей.
сывæллæттæ зымæгыл?Почему дети радуются
зиме?

Песенка «Зæрватыкк.»
Диалогические единства
типа «Æз зонын зарын,
ды та?».
Употреблять
в
речи
глаголы: хъусын, дзурын,
кæрдын, хатыр курын.

Отвечать утвердительно и отрицательно на общие
вопросы.
Вести двусторонний диалог-расспрос о зимних
забавах детей
Беседовать о зимних забавах детей (диалог-обмен
мнениями).
Читать неполные предложения, вставляя пропущенные
слова
Описать рисунки.
Рассказывать о зимних забавах детей, отвечая на
вопросы к рисункам.
Высказывать свою точку зрения о том, почему дети
любят зиму.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.

43-45. Ног азы хорзæх уæ
уæд!-Счастья в Новом
году!

Новый год. Поздравление с
Новым годом.

Зимние забавы детей.

Воспринимать на слух текст песенки «Заз бæлас».
Петь песенку и водить хоровод «Заз бæлас».
Рассказывать о зимних забавах.
Поздравлять с Новым годом.
Подписывать новогоднюю открытку.
Тренироваться в употреблении глаголов в третьем лице
единственного числа («Кафы тæрхъус, кафы арс кафы
хинæйдзаг рувас…»)
Использовать новую лексику при чтении и в речи.

46–47. Фæлхат кæнæм-Повторяем.
48. Цы зонам, уый бæрæг кæнæм-Проверяем то, что
49–51. Байхъус æмæ
Послушай и поиграй.
ахъаз!Глаголы первого лица
Послушай и поиграй.
множественного числа в
настоящем времени:

знаем.
Вежливые слова.

52–54. Хистæртæн кад

Глаголы первого лица

Уважайте старших!

Глаголы второго лица
единственного числа
настоящего времени.

Понимать на слух содержание диалогического текста
с опорой на картинку.
Учиться элементарному диалогу – волеизъявлению
(просьба – реакция на просьбу).
Читать вслух и про себя текст диалогического
характера
Инсценировать диалог.
Конструировать ответ на вопрос.
Читать неполные предложения, вставляя
пропущенные слова
Выполнять творческое задание (Слово спряталось за
деревьями. Найди его).
Систематизировать грамматические знания: глаголы
в первом лице множественного числа в настоящем
времени:
Мах кæсæм … .
Мах хъазæм… .
Использовать в высказываниях глаголы:
æмбæхсынтæй хъазын, агурын, æрбатæхын,
фæцæуын
Использовать новую лексику при чтении и в речи.
Понимать полностью на слух содержание

кæнут!Уважайте старших!

Глаголы второго лица
множественного числа в
настоящем времени.

множественного числа в
настоящем времени.
Употреблять в речи
глаголы: æмбæхсынтæй
хъазын, агурын,
æрбатæхын, фæцæуын

диалогического текста с опорой на печатный текст.
Описывать картинку, используя материал
диалогического текста.
Читать выразительно вслух текст диалогического
характера.
Инсценировать диалог «Хистæртæн кад кæнын
хъæуы!»
Характеризовать поступки персонажей.
Читать вслух текст и выполнять тест на контроль
понимания содержания.

Систематизировать грамматические знания: глаголы
второго лица множественного числа в настоящем
времени:
Сымах бадут… .
Сымах цæут … .
Выполнять творческое задание (Составь слово по
первым буквам).
Использовать в высказываниях глаголы: скодта,
банызта, цин кодта, балхæдта.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.
55–57. «Бын, раз, фæстæ,
цур» – махимæ сæ ды дæр
дзур!«Под, около, за, рядом» –
повторяй и ты за нами!

«Под, около, за, рядом» – Глаголы первого лица
повторяй и ты за нами!
единственного числа в
настоящем времени.
Послелоги бын, раз,
фæстæ,
цур
в Употреблять в речи
предложениях.
глаголы: скодта,
банызта, цин кодта,
Глаголы третьего лица балхæдта.
множественного числа в
настоящем времени.

Употреблять послелоги бын, раз, фæстæ, цур в
предложениях.
Читать двустишья и выполнять тестовые задания к
ним.
Выделять
голосом
логическое
ударение
в
вопросительных предложениях.
Систематизировать грамматические знания: глаголы
третьего лица множественного числа в настоящем
времени:
Уыдон фæрсынц… .
Уыдон хъусынц… .
Читать небольшие тексты юмористического
характера
Использовать в высказываниях глаголы: фасын,
зарджытæ кæнын, ныв кæнын, ахсын
Использовать новую лексику при чтении и в речи.

58-60. Мæнæ хъæд, уæртæ Вот лес, вон гора.
хох- Вот лес, вон гора.
Глаголы множественного
числа.

Цвета.
Послелоги. Речевые
образцы мæнæ …, уæртæ
Употреблять в речи
глаголы: фасын,
зарджытæ кæнын, ныв
кæнын, ахсын.

Воспринимать на слух небольшие по объему тексты с
опорой на зрительную наглядность.
Употреблять в речи речевые образцы мæнæ …,
уæртæ …
Составлять монолог-описание с вербальными
опорами.
Совершенствовать умения и навыки чтения.
Читать текст и выполнять тест на контроль
понимания содержания.
Повторить названия цветов.
Читать неполные предложения, вставляя
пропущенные слова.
Выполнять творческое задание (Прочитай слова и
найди соответствующие им картинки).
Использовать новую лексику при чтении и в речи.

Счет до десяти.

Воспринимать на слух текст «Куыд хуыздæр цæргæ у?»

61–62. Фæлхат кæнæм.-Повторяем.
63–65. Куыд хуыздæр
цæргæ у?- Как лучше
жить?

Как лучше жить?
Образование порядковых
числительных.

Речевые образцы мæнæ
…, уæртæ …

Читать текст «Куыд хуыздæр цæргæ у?»

Извлекать основную мысль текста.
Высказывать свое мнение по содержанию текста «Куыд
хуыздæр цæргæ у?» Конструировать высказывание

(ответ) на вопрос.

Пересказывать текст «Куыд хуыздæр цæргæ у?» с
вербальными опорами.

Образовывать порядковых числительные.
Читать неполные предложения, вставляя
пропущенные слова.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.
66–68. «Уæд нæ бодз цæй
«Как у нас-то козёл что
сæрæн уыди!»- «Как у нас- за умный был!»
то козёл что за умный
был!»
Имена существительные

Глаголы в прошедшем
времени.

Воспринимать на слух текст стихотворения «Уæд нæ
бодз цæй сæрæн уыди!»
Вычленять основную мысль текста
Читать выразительно стихотворение «Уæд нæ бодз

цæй сæрæн уыди!» Высказывать свое отношение к
главной мысли стихотворения.

в единственном и
множественном числе.

Выполнять тест на контроль понимания содержания.

Овладевать понятиями «Къуырийы бонтæ»
Систематизировать употребления глаголов в
прошедшем времени.
Читать неполные предложения, вставляя
пропущенные слова
Употреблять глаголы в прошедшем времени.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.

69–71. Ахуыр кæнæм
æмдзæвгæтæ æмæ
зарджытæ- Учим стихи и
песни.

Учим стихи и песни.
Степени сравнения
прилагательных

Дни недели.

Воспринимать на слух текст песенок «Балцы»,
«Дзиба-дзиу», «Рувас»
Читать стихотворения с полным пониманием
содержания.

Выполнять тест на контроль понимания содержания.

Петь песенки «Балцы», «Дзиба-дзиу», «Рувас».
Заполнять схемы и делать вывод:
Хорз- хуыздæр -æппæты хуыздæр;
Дзæбæх – дзæбæх… – … дзæбæхдæр
Использовать новую лексику при чтении и в речи.

72–74. Уалдзæг- Весна.

Весна. Поздравление с 8
марта.
Глаголы в прошедшем
времени.

75–76. Фæлхат кæнæм-Повторяем.

Песенки «Балцы»,
«Дзиба-дзиу».
Степени сравнения
прилагательных.

Воспринимать на слух текст песенки «Уалдзыгон
зарæг»
Петь песенку «Уалдзыгон зарæг»
Подписывать поздравительную открытку.
Читать неполные предложения, вставляя
пропущенные слова.
Выполнять творческое задание (Пройди по дорожке
лабиринта, и ты узнаешь, в какое время года спит
мишка, когда появляются
подснежники, когда поспевает малина, когда птицы
улетают в тёплые края).
Использовать новую лексику при чтении и в речи.

77–79. Æнкъард МаймулиГрустная Обезьяна.

Грустная Обезьяна.
Интонация вопросоответных диалогических
единств.

Песенка «Уалдзыгон
зарæг».
Времена года.

Воспринимать на слух текст стихотворения «Æнкъард
Маймули»
Составлять диалог на основе текста стихотворения.
Читать вслух выразительно стихотворения.
Отрабатывать интонацию вопросо-ответных
диалогических единств
Составлять монолог-рассуждение.
Извлекать основную мысль текста стихотворения.
Читать неполные предложения, вставляя
пропущенные слова.
Систематизировать употребления глаголов в
прошедшем времени.
Выполнять творческое задание (Отгадай название
дерева по первым буквам
рисунков).
Использовать новую лексику при чтении и в речи.

80–82. Бабайы хуртæДедушкины солнышки.

Дедушкины солнышки.
Наказ дедушки.

Монолог-рассуждение

Воспринимать на слух текст песенки «Мадæлон
æвзагг»
Петь песенку «Мадæлон æвзаг»
Инсценировать полилог на основе текста «Бабайы
хуртæ»
Совершенствовать навыки и умения чтения
большого по объему текста диалогического характера.
Извлекать основную мысль текста.

Отрабатывать интонацию обращения.
Читать текст стихотворения с полным пониманием

содержания.

Выполнять тест на контроль понимания содержания.

Рассказывать о том, чему каждый научился в течение
учебного года.
Использовать новую лексику при чтении и в речи.
83–85. Чи нын баххуыс
кæндзæнис?Кто нам поможет?

Кто нам поможет?
Комиксы.

Диалог-расспрос

Совершенствовать навыки и умения чтения
комиксов.
Инсценировать текст комиксов «Чи нын баххуыс
кæндзæнис?"
Учиться пересказывать комиксы.

Описывать картинку, используя материал
диалогического текста

Извлекать основную мысль текста, выразительно читать.

86–87. Фæлхат кæнæм-Повторение.
88–89. Цы зонам, уый бæрæг кæнæм-Проверяем то, что знаем.
90–92. Зокъо-хæдзарГрибок-теремок.

Грибок-теремок.
Мультфильм- сказка.

Диалогическая речь.

Совершенствовать навыки и умения чтения
большого по объему текста диалогического характера.
Характеризовать персонажи сказки.

Читать вслух выразительно текст сказки.
Извлекать основную мысль текста.

Инсценировать сюжеты из мультфильма.
Высказывать свою точку зрения о прочитанном.
Рассматривать иллюстрацию и соотносить с
текстом сказки.
Пересказывать текст мультфильма.
93–95. Сæныкк зæхх куыд
урæдта- Как козлёнок
землю держал.

Как козлёнок землю
держал. Мультфильмсказка.

Диалогическая речь.

Совершенствовать навыки и умения чтения
большого по объему текста диалогического характера.
Читать вслух выразительно текст сказки.
Извлекать основную мысль текста.

Характеризовать персонажи сказки.
Рассматривать иллюстрацию и соотносить с
текстом сказки
Инсценировать сюжеты из мультфильма.

Высказывать свою точку зрения о прочитанном.
Пересказывать текст мультфильма.
96–98. Тъæпæнгакк- Как
козлёнок землю держал.

Как козлёнок землю
держал. Мультфильмсказка.

Диалогическая речь.

Совершенствовать навыки и умения чтения
большого по объему текста диалогического характера.
Читать вслух выразительно текст сказки.
Извлекать основную мысль текста.

Характеризовать персонажи сказки.
Инсценировать сюжеты из мультфильма.
Рассматривать иллюстрацию и соотносить с
текстом сказки.
Высказывать свою точку зрения о прочитанном.
Пересказывать текст мультфильма.
99–100. Фæлхат кæнæм-Повторяем.
101–102. Цы зонам, уый бæрæг кæнæм-Проверяем то, что знаем.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».