Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа ОДНКНР - 8 класс

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по ОДНКНР предназначена для 8 класса общеобразовательных
организаций Моздокского района РСО-Алания на 2023-2024 учебный год и составлена на
основе:
- учебника В.С.Газдановой «Традиционная культура осетин», Владикавказ, СЕМ, 2006.
- авторской программы «Традиционная культура осетин».Р.С.Бзаров, В.С.Газданова.
Рабочая программа по ОДНКНР разработана на основе нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ; от
06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://vvww.consultant.ru/; http://www.garant.ru/.
Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и
светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо
Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.
№ 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644; от 31.12.2015 г. №
1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. №19644)
// http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/.
Инструктивно-методического письма «О преподавании в общеобразовательных
организациях РСО –Алания предметов «ОРКСЭ» и ОДНКНР». (РИПКРО, июнь 2020г.)
Постановления Правительства РСО – Алания №467 от 24.12.2020 «О государственной
программе Республики Северная Осетия-Алания "Национально-культурное развитие
осетинского народа" на 2021 - 2025 годы».
Методических рекомендаций по включению регионального компонента
в образовательный процесс в 2021-2022 учебном году ( МО РСО – Алания июнь 2021г.)
Ведущие принципы организации обучения в 8 классе:
Культурологический принцип – определяет возможности широкого ознакомления с
различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным
искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями.
Особое место в курсе занимает знакомство с религиозной культурой. Все это позволяет
обеспечить благополучную адаптацию подростка в обществе и воспитать важнейшие
нравственные качества гражданина многонационального государства – толератность,
доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
Принцип природосообразности. Интерес подростков к окружающему миру, обществу
позволяет приобщить их к философской стороне жизни. В этом случае предоставляемый
материал должен вызвать эмоциональную реакцию, дающий возможность фиксировать

образы и фактологическую сторону явления. Выявить зависимость культурнотрадиционных особенностей от природных условий и окружающей среды.
Принцип диалогичности. Реализация этого принципа создаст условия для
коммуникативной деятельности путем обсуждения учебных текстов и проблемных
ситуаций, проведения учебных диалогов, обучения в парах и группах.
Принцип краеведения. Это принцип позволяет создавать возможность социализации в
своей естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и
нравственные правила, религиозная культура региона. При изучении культуры своего
региона происходит осознание, что малая часть большого Отечества, окружающая
культурна среда – один из элементов общероссийской культуры.
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
углубляется и расширяется. Этот принцип обеспечивает преемственность между начальной,
основной и средней школой.
1.1. Цели и задачи
Целью курса ОДНКНР является развитие общей культуры учащихся, формирование у
них гражданской идентичности, осознание своей принадлежности к Российской локальной
цивилизации, Российской общности, Республике Северная Осетия-Алания, уважения и
бережное отношение к историко-культурному наследию.
Основные задачи реализации предметной области являются:
- формировать у обучающихся способность к восприятию накопленного разными
народами России потенциала духовно-нравственной культуры;
- вызвать у обучающихся стремление к нравственному самосовершенствованию и
проявлению готовности к духовному саморазвитию;
- углублять и расширять представления о том, что общечеловеческие ценности
родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные,
семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные
верования;
- обеспечить осознание обучающимися того, что духовно-нравственная культура
современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков,
она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках,
религиозных обрядах и т.д.;
- формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с
нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине,
родному краю, уважение к народам, их культуре и традициям;
- обеспечить осознание обучающимися особой роли и места России в мире, ее
историкокультурного наследия, вклада в развитие духовности;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству,
многонациональному Российскому государству, Республике Северная Осетия-Алания, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами на
основе духовных и демократических ценностей современного общества;
- развитие у обучающихся способностей анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях, происходивших в духовной сфере в
прошлом и происходящих в настоящем, рассматривать события в соответствии с
принципами
объективности,
гуманизма,
в
их
динамике,
взаимосвязи
и
взаимообусловленности;
- формировать у обучающихся умения применять полученные обществоведческие и
культурологические знания в учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, в
современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного курса должно определять достижение предметных
результатов его освоения. К таким задачам относятся:
 осознание целостности окружающего мира;
 расширение знаний о российской многонациональной культуре;
 развитие способностей к работе с информацией, полученной из различных
источников, в том числе на уроках и во внеурочное время;
 расширение культурологического кругозора обучающихся;
 формирование умений воспринимать мир не только рационально, но и образно
-- использование доступных материалов по региональному краеведению.

1.2. Общая характеристика курса
Общая характеристика учебного предмета.
В ФГОС основного общего образования курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование
представлений о морали и духовности, традиционных религиях, их роли в культуре, истории
и современности.
Курс обеспечит реализацию основных задач ОДНКНР и будет способствовать
формированию положительного имиджа РСО-Алания, сохранению и развитию культурного
и языкового наследия РСО-Алания, овладение духовными ценностями и культурой
многонационального народа России и Республики Северная Осетия-Алания.
1.3. Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 8
классе отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Предметная область ОДНКНР изучается в качестве самостоятельного учебного курса,
выставление отметки фиксирующей достижение предметных и метапредметных результатов
в ходе текущего и итогового контроля.
Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из
конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них,
численность групп и другое), так как в соответствии с пунктом 10 статьи 28 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация
самостоятельна в выборе системы оценивания, закреплена локальным актом
образовательной организации.
II. Планируемые результаты
культуры народов России»

освоения

курса

«Основы

духовно-нравственной

Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,

находившихся на территории современной России); демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.

Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательнуютраекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных

результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых
систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,

распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
1.4. Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» по итогам 9 класса.
Выпускник научится:
- анализировать информацию различных источников по духовно-нравственной культуре
народов России;
- составлять описание образа жизни, традиций, праздников, нравственных представлений,
культурных и религиозных особенностей больших и малых народов Российской Федерации;
памятников материальной, художественной и духовной культуры;
- рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной культуры;

- систематизировать материал, содержащийся в литературе и других источниках,
рассказывающих о духовно-нравственной культуре народов России.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя материалы по духовно-нравственной культуре России рассказывать об
особенностях мировоззрения русского народа и других народов России, как его
нравственные ценности повлияли на историческое и политическое развитие нашей страны,
её прошлое и настоящее, помогли пережить драматические моменты истории, выстоять в
сложнейших жизненных ситуациях;
- применять знания по основам духовно-нравственной культуры при изучении истории
страны, истории родного края, обществознания, литературы, изобразительного искусства,
музыки; при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города,
края, страны.
II. Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России:
традиционная культура осетин»
8 КЛАСС (34 ч.)

Введение .
Россия — многонациональное государство. Отношения между нациями.
Происхождение и основные этапы истории, родственные и цивилизационные связи
осетинской культуры. Профессиональная и народная (этнографическая, традиционная)
культура. Подсистемы традиционной культуры: гуманитарная или познавательна культура,
культура первичного производства, культура жизнеобеспечения, соционормативная
культура. Место традиционной культуры в процессах развития национальной культуры, в
жизни современного общества.
Глава 1. Гуманитарная культура.
Модель мира в традиционной культуре осетин. Различные способы моделирования
пространства и времени. Образы пространства. Символы зоологические, цифровые,
цветовые. Время и ритуал. Мифологическое представление о циклическом времени. Центр
мира или мировая ось. Картина мира. Роль родного языка в формировании картины мира.
В.И.Абаев – выдающийся исследователь осетинского языка и фольклора.
Религиозные представления осетин. Главные черты и особенности осетинской
религиозной традиции. Строгое единобожие. Сохранение осетинами
древнего
индоиранского, скифского
религиозного
наследия. «Семь святых».Единый Бог –
Хуыцау. Святые-покровители и их функции.
Храмы-святилища и святые места. Приготовление к богослужению и правила поведения в
святом месте. Служитель дзуарылæг. Осетинская молитва. Содержание и порядок
молитвословия. Мировые религии в Осетии. Православное христианство и ислам.
Осетинский
календарь.
Типы
времени:
мифологическое,историческое,
реальное, физическое. Календарь как система счисления временных промежутков. Год.
Времена года: связанные с ними природные явления, хозяйственные заботы, цветовые и
музыкальные символы. Месяцы и их названия. Дни недели и их святые-покровители.
Устное народное творчество. Сказители и их роль в сохранении осетинского фольклора.
Жанры устного народного творчества. Отражение в фольклоре народных идеалов.
Нартовский эпос. Место сказаний о нартах в мировой типологии эпических
произведений. Ж. Дюмезиль – выдающийся исследователь осетинского эпоса и
мифологии. Предания, легенды, былички. Песни: историко-героические, обрядовые,
трудовые. Сказки волшебные и бытовые, сказки о животных. Загадки. Пословицы, басни и
притчи.
Народная музыкальная культура. Народная музыка и ее жанры. Формы
исполнения. Музыкальные инструменты и их классификация: духовые, струнные, ударные,

клавишно-язычковые инструменты. Б.А.Галаев – основоположник изучения осетинской
народной музыки.
Народная хореография и театр. Осетинская народная хореография. Хороводные,
парные, мужские танцы. Место хореографии в народной культуре. Народный театр.
Драматические и песенно-плясовые представления. Маски и обрядовое ряжение.
Сатирические и шуточные сценки. Кукольные представления. Обрядовые игры.
М.С. Туганов – выдающийся художник и этнолог, исследователь народной
хореографии и театральной культуры.
Профессиональное ремесло и прикладное искусство. Осетинский орнамент.
Мотивы орнамента, их древнее происхождение. Функции орнамента, его применение в
прикладном искусстве.
Женское художественное шитье. Золотое шитье. Художественное ткачество и
плетение. Вышивка и аппликация.
Строительное ремесло. Архитектурно-строительное мастерство. Каменное и
деревянное строительство. Особенности строительства башен.
Обработка металла. Традиции металлургии и металлообработки в Осетии.
Кузнечное дело. Мастерство оружейников, ювелиров, медников.
Народная медицина. Методы лечения. Народная хирургия. Использование лекарственных
трав. Лечение водами. Внимание к больному. Религиозные обряды.
Народная гигиена. Отношение осетин к чистоте физической и моральной.
Народные знания. Народные системы счета. Десятично-двадцатичный счет.
«Пастушеский» - парный и десятичный счет. Счет «по восемнадцать». Узлы и зарубки на
память. Меры измерения длины, площади, объема и веса. Народная астрономия.
В.Ф. Миллер – выдающийся исследователь осетинского языка, фольклора и
народных знаний.
Глава 2. Производственная культура.
Земледелие и скотоводство. Кавказ – древнейший очаг производящего
хозяйства.Земледелие. Хлебопашество. Земельные угодья. Хлебные злаки. Системы
севооборота. Трудовые процессы и орудия труда. Садоводство и
огородничество.Скотоводство. Породы домашних животных. Отрасли скотоводства. Виды
пастушеских занятий. Обряды и поверья, связанные со скотоводством.Домашние ремесла.
Обработка кожи и шкур. Обработка шерсти и ткачество. Валяние войлока. Обработка
дерева.Торговля продуктами хозяйства и домашнего ремесла.
Промыслы. Охота. Правила охоты и охотничьи обычаи. Охотничий язык. Рыболовство.
Пчеловодство и бортничество.
Пути сообщения и средства передвижения. Пути сообщения: дороги, тропы.
Перевальные дороги. Внутренние и транзитные пути. Строительство колесных дорог.
Способы передвижения и перевозки грузов. Транспортные животные. Виды колесного и
иного транспорта. Обувь для передвижения по горам.
Глава 3. Культура жизнеобеспечения.
Поселения. Организация и структура осетинских поселений. Формы поселений в
горах. Внутреннее членение территории поселения. Селение как часть гражданской
общины. Сюжет основания поселений как часть генеалогических преданий осетин.
Основные формы архитектурных сооружений в горах. Развитие осетинских
поселений на равнине.
Жилище. Выбор места для жилья и строительства дома. Внешний облик и
внутренняя структура осетинского жилища в горах и на равнине.
Функциональное разделение жилых помещений. Хадзар как центр повседневной
жизни и обрядовой практики осетинской семьи. Организация пространства и интерьер
хадзара. Очаг, надочажная цепь, центральный столб.Обряды и верования, связанные с
очагом. Осетинский дом и традиционная модель мира.
Одежда. Повседневная, праздничная и ритуальная одежда. Женский
праздничный костюм. Детали верхней одежды и аксессуары. Мужской праздничный
костюм. Головные уборы и обувь. Оружие.

Повседневная пища. Пища повседневная и ритуальная. Блюда и снедь. Мучная
пища. Растительная пища. Молочная пища. Мясная пища. Повседневные напитки.
Отношение осетин к еде.
Ритуальная пища. Модель мира осетинской культуры и религиозномифологический смысл ритуальной пищи. Виды и формы выпечки. Виды ритуальных
мясных блюд. Виды осетинского пива и легенда о происхождении этого напитка.
Глава 4. Соционормативная культура.
Общинные отношения. Сельская (соседская) община, ее хозяйственная и общественная
жизнь. Формы общинной взаимопомощи. Гражданская община – социально-политическое
объединение. Происхождение и устройство гражданской общины. Государственная
община в XIX – начале XX вв.
Формы общественного самоуправления. Ныхас – народное собрание. Функции и место
проведения ныхаса. Глашатай. Общественные приговоры и наказания. Осетинский суд –
тархон. Обычное право. Традиционный посреднический суд. Народные судьи и
судопроизводство. М.М. Ковалевский – выдающийся исследователь социальной жизни и
обычного права осетин.
Родственные отношения. Место отношений родства в традиционной культуре осетин.
Семья. Патронимия. Фамилия. Братство. Формы искусственного родства.
Генеалогические предания как форма устной истории родственных объединений.
Возрастные классы у мужчин. Возрастные группы и «обряды перехода».
Возрастные классы: от рождения до трех и от трех до семи лет, от семи до десяти лет, от
десяти до шестнадцати лет, от шестнадцати до тридцати лет, от тридцати до сорока
пяти лет, старше 45 лет. Народные представления о функциях, правах и обязанностях
разных возрастных групп.
Возрастные классы у женщин. Возрастные группы: девочки до шести лет, до
десяти лет, до четырнадцати лет, девушки на выданье, замужние женщины, пожилые
женщины. Воспитание девочек. Отношение к женщинам в осетинском обществе. Права и
обязанности разных возрастных групп.
Этикет. Правила этикета. Речевой этикет. Отношения между старшими и
младшими. Институт гостеприимства и связанные с ним обычаи. Взаимоотношения между
гостями и домочадцами. М.А. Мисиков – исследователь повседневной жизни и
традиционных норм поведения осетин.
Семейные обряды. Обряды жизненного цикла. Рождение ребенка. Наречение
ребенка именем и особенности осетинской антропонимии. Обряды,
сопровождающие вхождение человека в жизнь.
Вступление в брак. Традиционные правила брачной политики. Свадебная
обрядность. Послесвадебные обряды. Правила поведения молодоженов.
Уход из жизни. Представления о переходе человека в иной мир. Посвящение коня
покойнику. Поминальные обряды.
Народный праздник. Основные виды праздников у осетин. Обрядовый пир и
молитва. Правила организации ритуального застолья. Осетинское молитвословие.
Игрище и его религиозно-мифологический смысл.
Итоговые творческие проекты.
Заключительный урок повторения.

Календарно-тематическое
планирование учебного
предмета
«Основы духовно- нравственной культуры
народов России:Традиционная культура
осетин»
8 класс
34 часа (1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Дата
по
плану

Тема
Вводный урок
Модель мира в ТКО
Религиозные представления осетин
Осетинский календарь
Устное народное творчество
Устное народное творчество (продолжение)
Народная музыкальная культура
Народная хореография
Профессиональное ремесло
Народная медицина
Народные знания
Земледелие и скотоводство
Домашние ремёсла
Промыслы
Пути сообщения и средства перемещения
Выбор места поселения
Жилище
Одежда
Повседневная пища
Ритуальная пища
Общинные отношения
Формы общинного самоуправления
Родственные отношения
Возрастные классы у мужчин
Возрастные классы у женщин
Этикет. Почитание старших
Семейные обряды. Рождение.
Семейные обряды. Заключение брака.
Семейные обряды.Уход из жизни..
Народный праздник
Итоговые творческие проекты
Итоговые творческие проекты
Итоговый урок.
Резерв


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».