Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа элективного курса Основы финансовой грамотности - 8 класс

Рабочая программа модуля по обществознанию
"Основы финансовой грамотности"
Пояснительная записка.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету
«Основы финансовой грамотности» является
усвоение содержания учебного предмета «Основы финансовой грамотности» и достижение обучающимися
результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего(полного) общего образования и основной образовательной программой
среднего(полного) общего образования образовательной организации.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок
предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и
такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу
повседневную жизнь.
Информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с
другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к
дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к
непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности
финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать
дополнительные проблемы у населения. Поэтому овладение финансовыми знаниями – залог финансового
благополучия не только конкретного человека, но и развития экономики страны в целом.
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» 8 класса создана на
основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации(с изменениями и
дополнениями от 06.04.2015 г.).
2. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от
29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578;
3. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2015 г. №78-ОЗ (с
изменениями от 17.02.2017).
4. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07.2017 года № 629 и от
20.06.2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253».
5. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия
человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 года № 189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
6. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1015 об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным обще-образовательным программам —
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ред.
Приказа Минобрнауки Рос-сии от 13.12.2013 №1342
7. Приказ Управления образования АГО «Об утверждении перечня образовательных учреждений АГО,
являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного
стандарта основного общего и среднего общего образования».
8. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №
2/16-з). www.fgosreestr.ru
9. Учебный план доп.образования МБОУ ООШ ст. Черноярской на 2023-2024 гг.

10. Проект Министерства Финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Программа рассчитана на 34 часа, со следующим распределением часов в 8 классе
Цель курса:
Формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у обучающихся.
Главными задачами реализации учебного курса «Основы финансовой грамотности» являются:







создание в процессе изучения курса «Основы финансовой грамотности» условий для развития личности, её
способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей,
самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с
другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также финансовыми
организациями и институтами;
обеспечение в процессе изучения курса условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями,
составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на
протяжении всей жизни;
создание условий для работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных
областях образовательной, творческой деятельности;
создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных
ценностей и самореализации обучающихся;
создание условий для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
толерантности, приобщения к ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.

Технологии, используемые в обучении:
При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практикоориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в
процессе решения практических учебных задач. Для достижения поставленных целей в основе организации
занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве
участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, проектная
и исследовательская технология, игровая технология, ИКТ-технология, развивающая технология, кейс-технология.
Методы и формы контроля: беседа, онлайн-тестирование, деловая игра, метод ситуационного анализа,
практическая работа. Назначение форм контроля – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их
коррекция: устный опрос, викторина, конкурс, кластер, синквейн, квест, QR-код, решение практических задач.
Формы промежуточной аттестации: онлайн-тестирование, зачет.
Пособие для обучающегося: УМК «Основы финансовой грамотности», Чумаченко В.В., Горяев А.П., М.«Просвещение», 2019
Пособие для педагога: УМК «Основы финансовой грамотности», Чумаченко В.В., Горяев А.П., М.«Просвещение», 2019
Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010
Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011
Электронные образовательные ресурсы:






• Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru
• Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru
• Федеральная налоговая служба www.nalog.ru
• Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru
• Роспотребнадзор www.rospotrebnadzor.




• Всероссийская программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» http://dnifg.ru

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к
результатам освоения учебного предмета:
– личностным;
– метапредметным;
– предметным.
Планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «Основы финансовой
грамотности».
Личностные результаты:
9 класс:









• сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой
и ответственной деятельности;
• готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и
мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
• мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым
проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие
своей семьи и государства.

Метапредметные результаты:
9 класс.
1. Регулятивные универсальные учебные действия:





• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив,
планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и
самоменеджмента.

2. Познавательные универсальные учебные действия:


• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;




• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач
данного курса;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:




• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической
финансовой информацией;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия.

Предметные результаты:
1. Выпускник научится:





















• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• различать экономические явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
• понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
• применять способы анализа индекса потребительских цен;
• анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области
личных финансов;
• объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
• знать и конкретизировать примерами виды налогов;
• различать сферы применения различных форм денег;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
• грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
• различать виды ценных бумаг;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой
безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные;
• определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
• различать виды кредитов и сферу их использования;
• уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
• разумному и безопасному финансовому поведению;
• применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;
• выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

2. Выпускник получит возможность научиться:








• анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
• применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и
повседневной жизни;
• анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и
источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.);
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые
ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
• грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве
потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
• применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социальноэкономических ролей заемщика и акционера;
• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях,
связанных с покупкой и продажей валюты;








• определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
• применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных
социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
• оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
• применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически
рационального поведения;
• оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя,
своего окружения и общества в целом;
• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных
знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

Содержание программы
2022-2023 учебный год, 9 класс, 34 часов
Раздел 1. «Личное финансовое планирование» 6 часа.
Основные понятия. Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование,
горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный
бюджет, дефицит, профицит, баланс, SWOT – анализ.
Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса
личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана.
Раздел 2. Депозит – 4 часа.
Основные понятия. Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк,
банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор,
банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.
Практикум. «Изучаем депозитный договор».
Раздел 3. Кредит – 4 часа.
Основные понятия. Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность,
возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная
стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), финансовые
риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы.
Практикум. «Заключаем кредитный договор».
Раздел 4. Расчетно-кассовые операции –2 час.
Основные понятия. Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты
(дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании
интернет-банкинга, электронные деньги.
Раздел 5. Страхование – 4 часа.
Основные понятия. Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой
агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных
случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор
страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос,
страховые продукты.
Раздел 6. Инвестиции – 4 часа.
Основные понятия. Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты,
ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности
финансовых инструментов, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая
биржи.
Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции.
Раздел 7. Пенсии – 4 часа.
Основные понятия. Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции,
негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для
увеличения размера пенсионных накоплений.
Раздел 8. Налоги – 4 часа.

Основные понятия. Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения,
ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная),
налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.
Раздел 9. «Пирамиды и финансовое мошенничество» – 2 час.
Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового
мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.
Тематическое планирование.

Название раздела

Название темы

Количество
часов

Понятие "финансовая грамотность".
Раздел 1: Личное
финансовое
планирование.

Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях
ограниченности ресурсов. SWOT-анализ как один из способов
принятия решений
Личный бюджет. Личный финансовый план. Практикум.
Составление личного финансового плана (краткосрочного,
долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного)
бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана.

6

Банк и банковские депозиты. Сбор информации о банке.
Раздел 2: Депозит.

Банк и банковские продукты. Договор с банком. Практикум.
«Изучаем депозитный договор».

4

Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц.
Раздел 3: Кредит.

Кредит как часть личного финансового плана. типичные
ошибки при использовании кредита. Практикум. «Заключаем
кредитный договор».

Раздел 4: Расчетнокассовые операции.

Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для
физических лиц. Виды платежных средств.

Раздел 5: Страхование.
Раздел 6: Инвестиции.
Раздел 7: Пенсии.
Раздел 8: Налоги.
Раздел 9: Защита от
мошеннических
действий на
финансовом рынке.

Виды страхования в России.
Как использовать страхование в повседневной жизни.
Понятие инвестиции, способы инвестирования.
Фондовый рынок и его инструменты.
Понятие "пенсия". Государственная пенсионная система РФ.
Индивидуальный пенсионный капитал.
Налоги, определение понятия. Налоговая система РФ.
Формирование индивидуального пенсионного капитала.
Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила
личной финансовой безопасности, виды финансового
мошенничества.

4

2
4
4
4
3

2

Мошенничества с инвестиционными инструментами.
Финансовые пирамиды.

Обобщение

1

Итого:

34

Календарно - тематическое планирование
"Основы финансовой грамотности"
№

Дата

Название темы

Домашнее задание

Раздел 1: Личное финансовое планирование.
1

Вводный урок

Конспект

Понятие "финансовая грамотность".
2
3
4
5
6

Человеческий капитал.

Конспект

Способы принятия решений в условиях Конспект
ограниченности ресурсов.
Личный бюджет.
Личный финансовый план.
Составление личного финансового
плана

Конспект
Конспект
Составление личного
финансового плана

Раздел 2: Депозит.
7

Накопление и инфляция

Конспект

8

Что такое депозит и какова его
природа?

Конспект

9

Условие депозита .управление
рисками по депозиту.

Конспект

10

Договор с банком.

Конспект

Раздел 3: Кредит
11

Кредиты

Конспект

12

Кредиты как часть личного
финансового плана.

Конспект

13

Типичные ошибки при использовании Конспект
кредита.

Дополнение

14

Практикум. «Заключаем кредитный
договор».

Повторить понятие
кредиты

Раздел 4: Расчетно-кассовые операции.
15

Хранение, обмен и перевод денег —
банковские операции для физических
лиц.

Конспект

16

Виды платежных средств

Конспект

Раздел 5: Страхование.
17

Виды страхования в России.

Конспект

18

Как использовать страхование в
повседневной жизни.

Конспект

19
20

Как выбрать страховую компанию?
Практикум « Страхуем собственную
жизнь»

Конспект
Повторить понятие
страхование

Раздел 6: Инвестиции.
21

Понятие инвестиции, способы
инвестирования.

Конспект

22

Как выбирать активы?

Конспект

23

Инвестиции . Фондовый рынок и его
инструменты.

Конспект

24

Практикум « Куда вложить деньги»

Практическая работа «
Куда вложить деньги»

Раздел 7: Пенсии.
25

Понятие "пенсия".

Конспект

26

Государственная пенсионная система Конспект
РФ.

27

Индивидуальный пенсионный капитал. Конспект

28

Как сформировать частную пенсию

Конспект

29

Налоги, определение понятия.

Конспект

30

Налоговая система РФ.

Конспект

31

Формирование индивидуального
пенсионного капитала.

Конспект

Раздел 8: Налоги.

Раздел 9: Защита от мошеннических действий на финансовом рынке.
32

Основные признаки и виды
Конспект
финансовых пирамид, правила личной
финансовой безопасности, виды
финансового мошенничества.

33

Мошенничества с инвестиционными
инструментами. Финансовые
пирамиды.

34

Обобщающий урок

Конспект


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».