Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа Шахматы - 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не
только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие
личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в
Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной
политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой
культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают
объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов
вперёд» (В. В. Путин).
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий,
большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и
профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать
новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации,
добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны
получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в
высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция
шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически
мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в
дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие
шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний,
выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро
осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно
ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной
школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в
образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на
развитие детей младшего школьного возраста.
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и
памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов
умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание
занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…» (В. А. Сухомлинский).
В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида деятельности
благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет
способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности,
умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества,
присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии,
компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов
спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в
уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для
формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также
способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений
в любой жизненной ситуации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника
начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие
навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных
ситуаций, решать проблемы творческого и поискового характера, планировать, контролировать и
оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать,
обобщать, проводить аналогии и устанваливать причинно-следственные связи и пр.
Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к
познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать
формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также

откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно
этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как
память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам
освоения основной образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей
младшего школьного возраста шахматной игре.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивногоразвития
детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы
воспитательные.

подразделяются

на

общие,образовательные,оздоровительные

и

Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в
школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных
фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами,способами
записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и
использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя
приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовнонравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства,
максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.

«Шахматы в школе» – курс, который может быть использован в общеобразовательной школе
для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения,
ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых
знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных
областях. Современное образование – переход от гносеологической парадигмы к личностно
ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения
знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог
учителя, а его конструктивныйдиалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться
совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по
шахматам диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и рабочей
тетради, способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся
наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.
Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются
вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя
занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на
все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным
является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать,
что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.
Урок по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части
(подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог
учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с
шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и
самопроверка) и заключительной части (подведение итогов).
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом
существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:
– компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и
турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски
легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах
и так же легко убираются);
– возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня
подготовленности и личностных особенностей;
– высокая степень травмобезопасности.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
1. «Теоретические основы и правила шахматной игры»;
2. «Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты,
ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел«Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных
праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны
характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на
порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о
самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и
возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами
детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3
п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах
доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в
течение 69 ч.: в 1 классе – в течение 18 часов, во 2–4 классах – в течение 17 часов.
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с
дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с
соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.
Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74),устанавливается соотношение между
компонентами федеральным, региональным и образовательной организации. Часы регионального
компонента и компонента образовательной организации могут быть использованы для
углублённого изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана,
для введения новых учебных предметов, образовательных модулей и пр.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и
успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и
профессиональной деятельности. В настоящее время представления о целях образования и путях их
реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит
личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки,
полученные в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные
задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и
рынка труда.
В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии целевым
установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры:
– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;
– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии
культур, национальностей, религий;
– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям;
– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается;
– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,признание
права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом
позиции всех участников процесса) и их труду;
– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося,
самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и
умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к
своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей;
– информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его,
уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью,
безопасности личности.
Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших
классов позитивное отношение к познавательной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных
классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, ме-тапредметных и
предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые
учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным
результатам относят:
– формирование основ российской,гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение,способность к моральнойдецентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду,работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми исверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности,толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других
людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность,внимательность,трудолюбие и упорство в
достижениипоставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные
результаты
уровеньсформированности универсальных
коммуникативных и регулятивных.

освоения
программы
учебных действий (УУД):

характеризуют
познавательных,

1.
Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную
цель деятельности в области шахматной игры;
– владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи вконкретных
условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать
задачу,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или
поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать
результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,
устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять
факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2.
Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию,
обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также
уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
3.
Регулятивные УУД:
– умение планировать,контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,планировать её реализацию (в
том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опытобучающихся,
приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе
обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:
– приобрести знания из истории развития шахмат,представления о роли шахмат и их
значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры,понимать функциональный смысл
инаправленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматнойигры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и
воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в
современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и
зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах
их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные
соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой,
нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии
шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии,
основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при
равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных
эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Таблица 1
Планирование прохождения программного материала по годам обучения
№

Распределение учебных часов
Виды деятельности

п/п

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения из истории
1

1

1

1

1

14

10

10

10

шахмат
Базовые понятия
2
шахматной игры
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Конкурсы решения
3

–

2

2

2

3

3

3

3

–

1

1

1

18

17

17

17

позиций
4

Соревнования
Шахматные праздники

5

Общее количество часов

Таблица 2

Тематическое планирование
Содержание
раздела

Тематическое планирование

Характеристика видовдеятельности
учащихся

4 класс (17 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Знают о появлении шахмат на Руси, о том,
Из истории шахмат Основные содержательные
как зарождалась шахматная культура в
линии
России.
История появления шахмат на
Руси. Зарождение шахматной
культуры в России
Знают тактические приёмы«мельница»,
Базовые
Основные
«перекрытие»,«рентген»,
основы
понятияшахматной содержательныелинии
теорииИтальянской партии, Защиты двух
Тактические приёмы
игры
коней, Русской партии,
«мельница», «перекрытие»,
способыразрушения прикрытия короля при
«рентген». Основы дебюта:
равносторонней и разносторонней
открытые, полуоткрытые и
рокировках.
закрытые дебюты, слабые
Умеют находить тактические приёмы
пункты f2/f7, перевес в
«мельница», «перекрытие», «рентген»,
развитии фигур, выбор хода и
разыгрывать открытые дебюты по теории,
оценка позиции, перевес в
использовать перевес в развитии в дебюте,
пространстве. Основы
атаковать короля при равносторонней и
эндшпиля: простейшие
разносторонней рокировках, разыгрывать
ладейные и легкофигурные
простейшие ладейные эндшпили: ладья с
окончания.
пешкой против ладьи (позиции Филидора и
Лусены), простейшие легкофигурные
окончания.
Соблюдают правила поведения за
шахматной доской
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Расставляют позицию длярешения
Конкурсы
Основные
упражнений, решаютшахматные
решенияпозиций
содержательныелинии
Конкурсы решения позиций на упражнения.
все пройденные тактические
Анализируют свои ответы иответы своих
приёмы и шахматные
сверстников.
комбинации.
С помощью тестового заданияоценивают
собственное выполнение
Умеют играть партию от началадо конца с
Соревнования
Основные
записью и различнымконтролем времени
содержательныелинии
Участие детей в
шахматномтурнире
«Первенство класса».
Осваивают правила игры.
Шахматный
Основные
Активно участвуют в играх иэстафетах.
праздник
содержательныелинии
Участие в школьномспортивно- Общаются и взаимодействуют
шахматномпразднике
сосверстниками.
Проявляют
доброжелательность,взаимопонимание,
смелость,волю, решительность, активностьи
инициативу при решениивариативных
задач, возникающихв процессе игр.
Регулируют эмоции в процессеигровой
деятельности, умеютуправлять ими.

Соблюдают правила техникибезопасности
во время участия впразднике.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРЕДМЕТА «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими
рекомендациями авторов Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой (учебник для первого года обучения
написан в соавторстве с Э. Э. Уманской).
Следует обратить внимание на электронную форму учебника (ЭФУ) по шахматам. Она
представляет собой электронное издание, которое по структуре и содержанию соответствует
печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие
содержание учебника.
Электронная форма учебника представлена в общедоступных форматах, не имеющих
лицензионных ограничений для участников образовательного процесса. ЭФУ воспроизводится в
том числе при подключении устройства к интерактивной доске любого производителя.
Для начала работы с ЭФУ на планшет или стационарный компьютер необходимо установить
приложение «Учебник цифрового века» (скачать его можно из магазинов мобильных приложений
или с сайта издательства).
Электронная форма учебника включает в себя не только изложение учебного материала
(текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажёр, контроль) к каждой теме учебника,
обширную базу мультимедиаконтента. ЭФУ имеет удобную навигацию, инструменты измерения
размера шрифта, создания заметок и закладок.
Данная форма учебника может быть использована как на уроке в классе (при изучении новой
темы или в процессе повторения материала, при выполнении самостоятельной, парной или
групповой работы), так и во время самостоятельной работы дома,при подготовке к уроку,для
проведения внеурочных мероприятий.
Материально-техническое обеспечение включает в себя минимально допустимый перечень
библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных
и других информационных средств обучения, а также подразумевает оборудование классной
комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного
учебного предмета.
При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в
сторону увеличения.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика в классе);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6 человек).

Наименование объектов и средств материальнотехническогообеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт
начального общего образования
Рабочие программы
Дидактические карточки
Учебно-методические пособия и рекомендации
Печатные пособия
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения),
портретычемпионов мира
Технические средства обучения
Портативный компьютер
Радиомикрофон (петличный)
Музыкальный центр
Сканер
Принтер
Копировальный аппарат
Экранно-звуковые пособия
Аудиовизуальные пособия
Аудиозаписи музыкальные

Учебно-практическое оборудование
Гигантские напольные шахматы и шахматное поле
Демонстрационная шахматная доска с магнитными
шахматами
Индивидуальные шахматные доски с комплектом
фигур
Шахматные часы
Аптечка

Количество
Д
Д
К
Д

Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д

Д
Д
Ф
Ф
Д

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать
/применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира,какойвклад они
внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований,правила проведения соревнований,
шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовнонравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России,выдающихся шахматных
деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
– владеть основными шахматными понятиями;
– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов
в практической игре;
– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–
три хода;
– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые
дебюты и их теоретические варианты;
– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,
знать теоретические позиции;
– уметь реализовывать материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамов С. П. Шахматы:первый год обучения.Методика проведения занятий/С. П. Абрамов, В.
Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
Весела И. Шахматный букварь/И.Весела,И.Веселы.–М.:Просвещение, 1983. Гончаров В. И.
Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматнойигре / В. И. Гончаров. – М.:
ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В. Г. Шахматная азбука/В.Г.Гришин,Е.И.Ильин.–М.:Детскаялитература, 1980.
Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе/А. М Диченскова. –
Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Зак В. Г. Я играю в шахматы/В.Г.Зак,Я.Н.Длуголенский.–Л.:Детскаялитература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат/В.Князева.–Ташкент:Укитувчи, 1992.
Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере:метод.Материалдля работы с
детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
Сухин И. Г. Волшебные фигуры,или Шахматы для детей2–5лет/И.Г.Сухин.–М.: Новая школа,
1994.
Сухин

И.

Г.

Волшебный

шахматный

мешочек/И.Г.Сухин.–Испания:Изд.центрМаркота.

Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране/И.Г.Сухин.–М.:Педагогика,1991.
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране/И.Г.Сухин.–М.:Поматур, 2000.
Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких/И.Г.Сухин.–М.:Астрель,АСТ,2000.
Сухин И. Г. Шахматы,первый год,или Там клетки чёрно-белые чудес и тайнполны: учеб. для 1
класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное
возрождение, 1998.
Сухин И. Г. Шахматы,первый год,или Учусь и учу:пособие для учителя/И. Г. Сухин. –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

Приложение

Поурочное планирование
4 класс
№
урока

1

2

3

4

Тема урока

История появления шахмат
Беседа о важности соблюдения правил техники
наРуси. Зарождение
безопасности на занятиях по шахматам.
шахматнойкультуры в
Знакомство с материалом об истории появления
России.
шахматна Руси, о том, как в России начала
Основные принципы игры в формироватьсяшахматная культура.
Дополнение знаний об игре в дебюте новыми
дебюте.
сведениями роль центра, создание численного
превосходства.
Раскрытие понятия «мобилизация фигур для
Перевес в развитии фигур.
получения численного превосходства».
Атака на короля.
Раскрытие плана атаки на короля при
односторонней иразносторонней рокировках, а также
плана атаки на короля, оставшегося в центре.
Перевес в пространстве.
Способы игры при пространственном перевесе,
Оценка позиции.
способы достижения пространственного
перевеса.
Рассказ о том, что необходимо делать для того,
чтобыправильно оценить позицию во время
шахматной партии.
План игры.
Разбор схемы моделирования плана игры,
Выбор хода.
раскрытиецели планирования.
Алгоритм выбора хода, форсированные и
нефорсированные варианты, профилактика.
Учимся думать запартнёра.

5

Открытые дебюты.
Полуоткрытые дебюты.

6

Закрытые дебюты.
Гамбиты.

7

8
9
10

Содержание урока

Тактический приём
«мельница».
Тактический приём
«перекрытие».
Тактический приём
«рентген».
Конкурс решения
позиций:как бы вы сыграли?
Анализ шахматной
партии:выбери ход.

Многообразие открытых дебютов. Итальянская
партия,защита двух коней.
Многообразие полуоткрытых дебютов.
Сицилианскаязащита, Французская защита.
Многообразие закрытых дебютов. Славянская
защита.
Королевский гамбит.
Знакомство с тактическим приёмом «мельница».
Решение дидактических заданий.
Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие».
Решение дидактических заданий.
Знакомство с тактическим приёмом «рентген».
Решениедидактических заданий.
Отработка на практике материала уроков 7-8.
Разбор и анализ партий чемпионов мира и
ведущихшахматистов мира.

11

Шахматный турнир.

Игровая практика
Знакомство с простейшими ладейными
эндшпилями;
способами защиты за слабейшую сторону и
способамиигры на выигрыш за сильнейшую
сторону;
изучениеприёмов «построение моста»,
«отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией
Лусены

12

Простейшие ладейные
эндшпили: ладья с пешкой и
королём против ладьии
короля.

13

Простейшие ладейные
эндшпили: ладья с пешкой и
королём против ладьии
короля.

14

Простейшие легкофигурные
Знакомство с простейшими легкофигурными
окончания: мат двумя
окончаниями: техника матования двумя слонами
Знакомство с простейшими легкофигурными
слонами одинокому королю.
Простейшие легкофигурные окончаниями: техника матования слоном и конём
окончания: мат конём и
слоном одинокому королю
Отработка на практике материала уроков 13-15.
Конкурс решения
позиций:как бы вы сыграли?
Советы чемпионов мира юным шахматистам.
Роль шахмат в жизни
Зачемучиться шахматной игре.
человека.
Как стать сильным
шахматистом.
Шахматный турнир.
Игровая практика
Шахматный праздник.
Решение заданий, игровая практика.

15
16

17

Знакомство с простейшими ладейными
эндшпилями;
способами защиты за слабейшую сторону и
способамиигры на выигрыш за сильнейшую
сторону;
изучениеприёмов «построение моста»,
«отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией
Лусены


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».