Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа по ОРКСЭ (основы православной культуры) 4 класс

Приложение № 1 к основной
образовательной программе начального
общего образования МБОУ СОШ ООШ
ст. Черноярской (утверждено приказом №
14 от 02.09.2019г.)

Рабочая программа
по учебному предмету
«ОРКСЭ»
(основы православной культуры)

для 4 класса

1

Рабочая программа учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
(далее ОРКСЭ) 4 классов является приложением основной образовательной программы
начального общего образования МБОУ ООШ ст. Черноярской Моздокского района
РСО-Алания.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Общие планируемые результаты
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на
свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России,
общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к
нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и
современности, становлении российской государственности, российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах
человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести.
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской
культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы
отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской
религиозной традиции, истории её формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов,
российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной
христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных
ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
2

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
уровнях общего образования.
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской
этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
 формирование ценностей многонационального российского общества;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже
универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и
коммуникативные.
Регулятивные УУД:



Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу
(проблему).
 Совместно с учителем составлять план решения задачи.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью учителя.
 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и
работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД:







Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других
материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой
план учебно-научного текста.
3



Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания
учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:


Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
 Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы.
 Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять
план.
 Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя
разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в
малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения,
перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
 объяснять основные понятия: православная культура, христианство, Библия,
Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси;
исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах;
монашество; семья.
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
 участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
 готовить сообщения по выбранным темам.












Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать
их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
представлять об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности;
поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России;
осознать ценности человеческой жизни.
4

2. Содержание учебного предмета
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час) Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого
тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого
человека и общества в целом.
Блок 1. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов)
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного
христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и
Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире
православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское
учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди
блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и
страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11
часов) Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные
Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его
символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее
ценности.
Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой
полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры».
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов) Любовь и
уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».