Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Новые образовательные стандарты НОО и ООО

Новые образовательные стандарты НОО и ООО: обзор изменений[1]
В статье – таблица с обзором главных изменений во ФГОС НОО и ООО. В ней вы
найдете, что скорректировали в новых стандартах, как было раньше и какие требования
придется соблюсти теперь. Вам не придется самостоятельно анализировать нововведения
или поручать эту объемную работу подчиненным. Вы можете передать таблицу членам
рабочей группы по переходу на новые ФГОС – так им будет легче построить свою работу.
Обратите внимание на нестыковки в новых ФГОС НОО и ООО
на сентябрь 2021 года:
Законодательные нестыковки в новых ФГОС касаются программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы, плана внеурочной деятельности и курсов
повышения квалификации для педагогов. Так, из стандартов убрали норму о том, что советы
родителей вправе участвовать в разработке программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы. Но это не означает, что теперь их мнение не надо учитывать. Ведь
такое право родителей также закреплено в статье 12.1 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ.
Также в новых ФГОС не упоминают, что план внеурочной деятельности школа должна
разрабатывать и утверждать самостоятельно. Но юридически это ничего не означает: план –
это часть образовательной программы, а потому разрабатывать и утверждать его школа обязана
самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства.
Кроме того, в новых стандартах не упомянули, что педагоги обязаны повышать
квалификацию раз в три года. В статье 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ попрежнему закреплено, что у учителей есть право проходить повышение квалификации раз в
три года, а в статье 48 – что они обязаны систематически повышать свой уровень. Но теперь
нигде нет четких сроков, как часто школа обязана отправлять учителей на курсы повышения
квалификации.

Какие изменения в работу школы вносят новые ФГОС НОО и ООО
Как было
Как стало
Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО,
ООО
Требований к способам, с
Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может
помощью которых надо
формировать программы разного уровня и направленности с
обеспечивать вариативность
учетом образовательных потребностей и способностей
программ, не было
школьников. Прописали три способа, с помощью которых
надо обеспечивать вариативность содержания
программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно
предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные

модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать
программы углубленного изучения отдельных
предметов. Третий – можно разработать и реализовать
индивидуальный учебный план в соответствии с
образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6
ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)
Требования к результатам освоения программы
Требований было меньше
Требования к результатам освоения программы уточнили и
расширили по всем видам результатов – личностным,
метапредметным, предметным. Также добавили результаты по
каждому модулю основ религиозной культуры и светской
этики. На уровне ООО установили требования к предметным
результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин
(п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО)
Требования к пояснительной записке
Содержание пояснительной
Теперь содержание пояснительной записки одинаковое. На
записки было разным для
уровне НОО больше не нужно указывать состав участников
НОО и ООО
образовательных отношений и общие подходы к организации
внеурочной деятельности, но необходимо прописать
механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО). А на
уровне ООО понадобится добавить общую характеристику
программы. Еще для ООО нужно описать механизмы
реализации программы. Это касается и индивидуальных
учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО)
Требования к рабочим программам
Не было требований: к
Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей
тематическому
необходимо формировать с учетом рабочей программы
планированию курса
воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что
внеурочки с учетом рабочей
по каждой теме возможно использовать электронные
программы воспитания;
образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам
тематическому
теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ
планированию рабочих
внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам
программ с учетом
такой деятельности обязательно нужно указать форму
возможности использования
проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО)
электронных
образовательных ресурсов и
цифровых образовательных
платформ по каждой теме;
формам проведения
внеурочных занятий
Содержание календарного плана воспитательной работы
Ранее календарный план
Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия,
воспитательной
которые организует и проводит школа, но и те, в которых она
работы только упоминался в
просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО)
федеральных
государственных
образовательных стандартах
Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей
Деление предметов и курсов
В предметной области «Математика и информатика» появился
по предметным
учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы
областям было другим
«Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также

изменили структуру предметной области «Общественнонаучные предметы». Теперь учебный предмет «История»
включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая
история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР»
входят учебные модули по основам православной, исламской,
буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов
России, светской этике. Родители могут выбрать любой
модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно –
подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС
ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе
разработать шаблон самостоятельно
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
Включали в перечень
Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно
обязательных предметных
организовать, если для этого есть условия в школе. При этом
областей и учебных
также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе
предметов
не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п.
33.1 ФГОС ООО)
Объем часов аудиторной нагрузки
ФГОС НОО: 2904 –
ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум
минимум,
(п. 32.1 ФГОС НОО)
3345 – максимум
ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум
ФГОС ООО: 5267 –
(п. 33.1 ФГОС ООО)
минимум,
6020 – максимум
Объем внеурочной деятельности на уровне НОО
1350 часов
1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)
Требования к структуре содержательного раздела ООП
Раздел включал: программу
На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и
формирования УУД на
программу формирования экологической культуры, здорового
уровне НОО или программу
и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). На уровне
развития УУД на уровне
ООО вместо программы развития УУД указали
ООО; программы отдельных программу формирования УУД. Программу коррекционной
учебных предметов, курсов, а работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
также курсов внеурочки на
Также добавили рабочие программы учебных модулей (п. 32
уровне НОО; рабочую
ФГОС ООО)
программу воспитания;
программу формирования
экологической культуры,
здорового и безопасного
образа жизни на уровне НОО;
программу коррекционной
работы
Особенности обучения детей с ОВЗ
Применяли ФГОС НОО и
ФГОС НОО для детей с ОВЗ нельзя применять на уровне ООО.
(или) ФГОС НОО ОВЗ и
Адаптированные программы на уровне ООО необходимо
(или) ФГОС для умственно
разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО).
отсталых
Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и
слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для
всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо
предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить
срок и продолжительность изучения иностранного языка для

глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми
нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной
программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных
часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО)
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Настолько подробных норм
Зафиксировали право школы применять различные
не было
образовательные технологии. Например, электронное обучение
и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС
НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с
использованием дистанционных технологий, их нужно
обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко
всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории
школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4
ФГОС ООО)
Деление учеников на группы
Прямого регулирования не
Зафиксировали, что образовательную деятельность можно
было, лишь упоминали о
организовать при помощи деления на группы. При этом
групповых формах работы
учебный процесс в группах можно строить по-разному: с
учетом успеваемости, образовательных потребностей и
интересов, целей (п.20 ФГОС НОО, п.20 ФГОС ООО)
Требования к программе формирования универсальных учебных действий
Требований и норм было
Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у
больше
учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и
устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО)
Рабочая программа воспитания
Рабочая программа
Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче.
воспитания НОО должна
Законодатели указали, что программа воспитания для
была быть модульной и
НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что
включать в себя
еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО). Для ООО
обязательные разделы. Для
модульная структура также стала возможной, а не
рабочей программы
обязательной. Но для этого уровня образования добавили
воспитания ООО было
обязательные требования к рабочей программе воспитания.
меньше требований
Так, она должна обеспечивать целостность образовательной
среды, самореализацию и практическую подготовку учеников,
учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)
Информационно-образовательная среда
Для учеников в школьной
Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной
библиотеке надо было
среде должен быть у каждого ученика и родителя или
организовать доступ к
законного представителя в течение всего периода обучения
информационным интернет(п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)
ресурсам, коллекциям
медиаресурсов
Оснащение кабинетов
Были общие требования к
Новые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению
оснащению кабинетов. Так, в кабинетов по отдельным предметным областям. В частности,
школе должны быть
кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать
лингафонные кабинеты и
комплектами специального лабораторного оборудования
помещения для проектной
(п.36.3 ФГОС ООО)
деятельности, занятий
музыкой

Обеспечение учебниками
Школа обязана обеспечить
Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним
каждого ученика как
экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно
минимум одним экземпляром предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3
учебников – в печатном или
ФГОС ООО)
электронном виде
Психолого-педагогические условия
Требований было меньше
В новых ФГОС акцентировали внимание на социальнопсихологической адаптации к условиям школы. Также
расписали порядок, по которому следует проводить психологопедагогическое сопровождение участников образовательных
отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)
Повышение квалификации
Во ФГОС было требование,
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать
по которому педагоги
квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об
должны были повышать
образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе
квалификацию минимум раз
проходить дополнительное профессиональное образование раз
в три года
в три года и обязан систематически повышать квалификацию.
Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2
ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО)

Частные школы могли
получить бюджетные
средства только в объеме
норматива региона. Они не
включали в себя все виды
расходов и были ниже, чем у
муниципальных школ. При
этом брать деньги с
родителей частные школы не
могли, если услугу хотя бы
частично профинансировали
из бюджета

Частные школы
Частные и государственные школы, которые реализуют
государственные программы, теперь надо финансировать в
одинаковом объеме (п. 39.4 ФГОС НОО, п. 40.5 ФГОС ООО)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».