Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Положение о текущем контроле и нормах оценивания учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) МБОУ ООШ ст.Черноярской

2.6.Текущий контроль можно осуществлять в форме индивидуального и фронтального опроса, устных
ответов, самостоятельных письменных работ, выполнения практических заданий, тестов, как наиболее
психологически тонкого инструмента оценивания и пр.
2.7.Оценивать учащихся в течение всего урока (оценка сочетательная). Не допускать поверхностное
оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а также в ходе освоения нового материала.
2.8. Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же предшествующими
достижениями.
2.9. Избегать сравнения достижений учащихся с другими детьми.
2.10. При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов школьника
Усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человек способен изменить в
себе сам). Создавать обстановку доверия, уверенности в успехе.
2.11. Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы
(характер, уровень способностей, то, что ребенок сам изменить не может), внешние изменчивые факторы
(удача и везение).
2.12. Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимально
дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки за выполнение работ на
индивидуальных и групповых занятиях).
2.13. Использовать различные формы педагогических оценок – развернутые описательные виды оценки
(некоторая устная или письменная характеристика выполненного задания, отметка, рейтинговая оценка и
др.) с целью избегания привыкания к ним учеников и снижения вследствие этого их мотивированной
функции.
3. Отчётность по текущему контролю
3.1.Оценки по результатам текущего контроля выставляются учителем в журнал.
3.2. Для информирования родителей (законных представителей) оценки по результатам текущего контроля
дублируются учителем в ученическом дневнике, в случае необходимости сообщаются дополнительно по
телефону.
3.3. Итоговые оценки по результатам текущего контроля выставляются в журнале по окончании каждой
учебной четверти.
3.4.В конце учебного года выставляются годовые итоговые оценки.
3.5. В случае не усвоения учащимся программного материала по предмету информировать родителей
(законных представителей) письменным уведомлением.
3.6.Правильность ведения текущего контроля успеваемости обучающихся отслеживает заместители
директора по учебной-воспитательной работе.

Приложение №1

Нормативы чтения для учащихся с ЗПР начальных классов.
Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и
пониманием текстов учебной книги, произведений, рекомендованных для внеклассного чтения, путем
специального опроса по чтению, пересказа и комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка овладения учащимися правильности
чтения, беглости и выразительности чтения и понимания содержания прочитанного (выделение главной
мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году
обучения.
В начале очередного года навыки чтения проверяются по текстам, объем которых соответствует
объему текстов предыдущего года.
При оценке навыков чтения не учитываются следующие речевые нарушения учащихся:
- нарушения темпа речи;
- нарушение произношения;
- заикание;
- органические и функциональные нарушения голоса.
1 КЛАСС.
Оценка по проверке навыков чтения не ставится, но постоянно ведется наблюдение за овладением
навыками чтения учащихся.
Объем прочитанного должен быть не менее 1/4 страницы.
В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления элементарного навыка чтения
без выставления отметки. Основными объектами проверки в 1-ом классе являются умения учащихся
анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты
с изученными буквами. В конце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии
с первоначальными требованиями программы, а именно: учащиеся должны овладеть правильным и
плавным слоговым чтением текстов при темпе 20-25 слов в минуту.
Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя.
2 КЛАСС.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодия.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, понимает содержание прочитанного;
- в I полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком, темп чтения не
менее 35 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), со
скоростью не менее 40 слов в минуту;
- верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие знаки препинания в конце
предложения;
- умеет правильно отвечать на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного
рассказа, сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- понимает основное содержание прочитанного;
- в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 30
слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее
35 слов в минуту, допускает при чтении 1 -2 ошибки в словах, в расстановке ударений, при соблюдении
пауз и интонации в конце предложения;
- правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые
неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
-знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко и самостоятельно
исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя;
- в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не менее 25
слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком), темп чтения не менее 30 слов
в минуту, не соблюдает пауз между словами и предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с
помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.

Оценка «2» ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью вопросов
учителя;
-в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;
-во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного
чтения со скоростью 25 слов в минуту;
-не воспроизводит текст по вопросам учителя;
-при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.
3 КЛАСС.
Оценка «5» ставится ученику, если он: правильно понимает смысл прочитанного;
-в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры по слогам), без
ошибок, со скоростью не менее 50 слов в минуту;
-во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 60 слов в минуту;
-читает текст выразительно, соблюдает логические ударения, паузы;
-самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного,
грамматически правильно строит свою речь;
-понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые
автором для изображения, действующих лиц, описаний природы и т.д.;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
-правильно понимает основное содержание прочитанного;
-в I полугодии читает текст выразительно целыми словами (отдельные,
трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 45 - 50 слов в минуту;
-во II полугодии темп чтения не менее 55 слов в минуту, при чтении допускает 1 - 3 ошибки в словах в
соблюдении пауз и логических ударений;
-знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
-смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;
-в I полугодии читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком, темп чтения 40 слов в минуту;
-во II полугодии читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, темп чтения
45 слов в минуту;
-допускает речевые ошибки, исправляет их с помощью учителя; воспроизводит наизусть стихотворение, но
текст знает нетвердо.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
-в I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения 30 слов в минуту;
-во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения 35 слов в минуту;
-искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст
на части с помощью дополнительных вопросов;
-при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4 КЛАСС.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
-правильно и полно понимает содержание прочитанного;
-читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного произведения;
-в I полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту; во II полугодии - не менее 80 слов в минуту;
-полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет
основной смысл прочитанного;
-знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
-правильно понимает основное содержание прочитанного;
-читает целыми словами, используя основные средства выразительности;
-в I полугодии скорость чтения не менее 65 слов в минуту;
-во II полугодии - не менее 75 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;
-знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляет самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
-понимает содержание прочитанного с помощью учителя;
-в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового чтения),
скорость чтения не менее 60 слов в минуту;
-во II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 70 слов в минуту,
допускает от 4-5 ошибок;

-воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью
учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
-не может пересказать текст, выделить главную мысль прочитанного, составить план;
-в 1 полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова читает целиком), допускает
большое количество ошибок;
-во II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок;
-при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку
для учащихся с ЗПР в 1-4 классах
Объем диктанта и текста для списывания:
Четверти
Классы
I
II
III
IV
2 15-20
20-25
25-30
30-35
3 40-45
45-50
50-55
55-60
4 60-65
65-70
70-75
75-80
Объем словарного диктанта:
Классы
Количество слов
1
7-8
2
10-12
3
12-15
4
до 20
Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов в каждом классе. Сочинения и изложения
носят обучающий характер.
Нормы оценки за контрольный диктант:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка или 1-2 дисграфических
ошибок, работа написана аккуратно.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3 пунктуационных
и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.
Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4 пунктуационных и 45дисграфическихошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок.
Классификация ошибок:
 Однотипные ошибки:
-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную
ошибку;
-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл.
 За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»).
Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку;
-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
 За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих
классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной
работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с
заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Оценка за грамматическое задание:
При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок:
- оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное
усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;
- оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои
знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в
работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
-оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с
большинством грамматических заданий.
Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и
синтеза:
• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила»
(наступила);
• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка»
(бабушка), «клюкиква» (клюква);
• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене);
• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец
шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо.знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;
• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги»
(сапоги), «чветы» (цветы);
• нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу»
(люблю).
2. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного
акта:
•смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода»
(природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор»
(помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).
3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
• аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки
спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у
читель».

Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку
для учащихся с ЗПР в 5-9 классах
Нормы оценивания контрольных диктантов в 5-9 классах:
Нормы оценок (количество ошибок)
Вид диктанта
«5»
«4»
«3»
6 орфографических
+
2орфографических 4 пунктуационных
+
+
1 негрубая
2 пунктуационных
4 дисграфических
орфографическая
+
ИЛИ
+
3 дисграфических
5 орфографических
Контрольный 1 негрубая
+
ИЛИ
пунктуационная
1 орфографическая + 5 пунктуационных
+
4 пунктуационных
+
1 дисграфическая
+
4 дисграфических
3 дисграфических
ИЛИ
7 орфографических
+

«2»

8 орфографических
+
8 пунктуационных
+
6 дисграфических

7 пунктуационных
+
5 дисграфических
Словарный
0
1-2
3-6
от 7
Примечание. Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений. При наличии в
контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1
балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до
неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и занижения оценок.
Занижение происходит потому, что учитель: в число орфографических ошибок включает грамматические
ошибки и описки; учитывает однотипные ошибки как обычные; все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам: учитываются как однотипные ошибки, которые
таковыми не являются; оценка не снижается за многочисленные исправления; все однотипные ошибки
считаются как одна.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:
1.Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся: ошибка на правило, не изучаемое в школе; ошибка в переносе слова;
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2.Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
 в исключениях из правил;
 в переносе слов;
 буквы э - е после согласных в иноязычных словах (рэкет,пленэр) и после гласных в собственных
именах (Мариетта);
 в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
 при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);
 в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за
глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т. д.);
 в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными причастиями в роли
сказуемого; в написании -ы и –и после приставок;
 в случаях трудного различения -не и -ни; в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
 в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
 в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
 при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила
(пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов).
 При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не
позволяет снизить оценку на балл.
Повторяющиеся и однотипные ошибки:
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме на одно и то же правило (например,
вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или не выделение причастных оборотов в
одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за
одну.
Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в
грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях
данного слова. Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая последующая – как
самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом:
безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и
некоторые другие.
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и
более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка сочинений и изложений:
Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения.
Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой
подготовки учащихся:



коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль,
изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и
языковую форму;
 языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
 навыки правописания - орфографические и пунктуационные.
Требования к объему сочинений и изложений:
Примерный
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
объем текста
Подробное
изложение
100-130
130-170
170-220
220-300
300-350
(количество
слов)
Классное
сочинение
0,5-1
1-1,5
1,5-2
2-3
3-4
(количество
страниц)
Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками:
 первая ставится за содержание и речевое оформление;
 вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых
норм.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений:
Фактические ошибки
Логические ошибки
- нарушение последовательности в высказывании;
- отсутствие связи между частями сочинения
(изложения) и между предложениями;
- неоправданное повторение высказанной ранее
В изложении: неточности, искажения текста в
мысли;
обозначении
времени,
места
событий,
- раздробление одной микротемы другой
последовательности
действий,
причинномикротемой;
следственных связей.
- несоразмерность частей;
В сочинении: искажение имевших место событий,
- высказывания или отсутствие необходимых
неточное воспроизведение источников, имен
частей; - перестановка частей текста (если она не
собственных, мест событий, дат.
обусловлена заданием к
изложению);
неоправданная подмена лица, от которого ведется
повествование. К примеру, повествование ведется
сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки:
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в
свою очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
 употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал
себя по лицу; с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
 неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень,
учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
 нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не
свистели над ушами;
 употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней случайно;
 пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой
простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
 стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта
характера; приближался все ближе и ближе).
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к
выразительности речи:
 неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кита
было два парня: Левин и Вронский;
 неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской
речи (например, рядом сидит папа, вместоотец, одного из малышей);

 смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов;
 речевые ошибки в построении текста.
Речевые ошибки в построении текста:
 бедность и однообразие синтаксических конструкций;
 нарушение видовременной соотнесённо с глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из
избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);
 стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление местоимений для связи
предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например,
Иванов закинул удочку, и она клюнула);
 неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки:
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их
структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
 словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов
нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство,
публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;
 морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей
речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны;
спортсмены в каноях; ихнийулыбающий ребенок; ложити т. д.);
 синтаксические:
а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам,
нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето;
это были моей единственной книгой в дни войны);
нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца.И стали гонять его по вырубке);
нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу никогда не
отступать от своих принципов.Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);
ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к
берегу.На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);
местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они
покрывали берег реки);
пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол).
в) ошибки в структуре сложного предложения:
смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его
порывами);
отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней,
которые учились в Киевской бурсе);
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не
могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная).
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть
допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима.
Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и
орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не
орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой.
И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо -юю по
правилу написано другое.
Нормы оценивания сочинений и изложений:
Основные критерии оценки
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
Содержание работы полностью соответствует теме. Допускается:
«5»
Фактические ошибки отсутствуют, в изложении 1 негрубая орфографическая,
сохранено не менее 70 % исходного текста. 1 пунктуационная,

Содержание работы излагается последовательно.
1 грамматическая,
Текст отличается богатством лексики, точностью 1 логопедическая ошибка
употребления слов, разнообразием синтаксических
конструкций. Достигнуты стилевое единство и
выразительность текста. Допускается 1 недочет в
содержании
Допускаются:
1.Содержание работы в основном соответствует
2 орфографических +
теме, имеются незначительные отклонения от темы.
3 пунктуационных +
2. Содержание изложения в основном достоверно,
3 грамматических +
но имеются единичные фактические неточности,
3 логопедических ошибки.
при этом в работе сохранено не менее 70 %
ИЛИ
исходного текста. Имеются незначительные
1 орфографическая +
нарушения последовательности в изложении
«4»
3 пунктуационных +
мыслей.
3 грамматических +
Лексический и грамматический строй речи
3 логопедических ошибки.
достаточно разнообразен.
ИЛИ
Стиль работы отличается единством и достаточной
0 орфографических +
выразительностью.
4 пунктуационные +
Допускается не более недочетов в содержании и не
3 грамматических +
более 3-4 речевых недочетов.
3 логопедических ошибки
Имеются существенные отклонения
Допускаются:
от заявленной темы.
0 орфографических +
Работа достоверна в основном своем содержании, 5-7 пунктуационных
но в ней допущены 3-4 фактические ошибки.
(с учетом повторяющихся
Объем изложения составляет менее 70 % исходного и негрубых) +
текста.
4 логопедических
«3»
Допущено
нарушение
последовательности ошибки.
изложения.
ИЛИ
Лексика бедна, употребляемые синтаксические 6 орфографических +
конструкции
однообразны.
Встречается 7 пунктуационных +
неправильное употребление слов.Стиль работы не 4 грамматических +
отличается выразительностью.
ошибки
Работа не соответствует заявленной теме.
Допущено много фактических неточностей; объем
изложения составляет менее 50 % исходного текста. Допускаются: 7 и более грубых
Нарушена последовательность изложения мыслей орфографических
ошибок
во всех частях работы, отсутствует связь между независимо
от
количества
ними.
пунктуационных;
Текст сочинения (изложения) не соответствует 8 и более пунктуационных ошибок
заявленному плану.
(с
учетом
повторяющихся
и
«2»
Лексика крайне бедна, авторские образные негрубых) независимо от количества
выражения и обороты речи почти отсутствуют. орфографических.
Общее
Работа
написана
короткими
однотипными количество орфографических и
предложениями со слабо выраженной связью между пунктуационных ошибок более 8
частями, часты случаи неправильного употребления при
наличии
более
7
слов.
грамматических
Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6
недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического
сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его
хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из
нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении
оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения,
хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Критерии (нормы) оценок письменных работ по математике
для учащихся с ЗПР
Состояние знаний по математике учащихся, обучающихся по адаптированным основным
общеобразовательным программам для детей с ЗПРопределяется данными текущего учета и периодически
проводимых контрольных письменных работ. Оценка контрольных работ и счетный опрос производятся в
пятибалльной системе.
Оценка за контрольную работу по математике является общей в тех случаях, когда в контрольное
задание включаются математические задачи, примеры, иллюстративно-графические (геометрические)
работы.
Контрольные письменные работы по математике проводятся для всех учащихся, обучающихся по
адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с нарушением интеллекта 1 по 4
класс.
Кроме общего контрольного задания для класса в целом, необходимо подготавливать особые контрольные работы по математике отдельно для тех учащихся, с которыми учебные занятия ведутся по
индивидуальному плану.
Контрольные письменные работы после проверки их учителем подлежат разбору в классе и на
индивидуальных занятиях с учащимися.
Оценка за контрольную письменную работу не является решающей при определении четвертного
или переводного балла даже в тех случаях, когда она расходится с оценками, которые имеет ученик по
устному счету, устному решению задач практического характера (измерение) и за текущие контрольные
письменные работы.
Задания практического характера (графические, геометрические работы, изготовление моделей и
пр.) рекомендуется давать отдельно от заданий по решению арифметических, геометрических задач и
примеров, проводить их целесообразнее на другом уроке. Подчеркнем, что геометрический материал
занимает важное место в обучении математике. Учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры,
тела на моделях, рисунках, чертежах, применяют измерительные и чертежные материалы, приобретают
практические умения в решении задач профессионально-трудового обучения.
Содержание контрольных письменных работ по математике для 2 — 9 классов
2 класс. Проверяются: знание письменной нумерации в пределах 20; знание числового ряда и места
каждого числа в этом ряду; знание десятичного состава чисел второго десятка; умение считать равными
группами в пределах 20; умения решать арифметические примеры на каждое из четырех действий; умения
решать задачи в один вопрос; умения пользоваться ученической линейкой при выполнении простейших
графических работ (черчение полос, столбиков, квадрата, прямоугольника, треугольника).
В текст одной контрольной работы включается 2-3 задания. Например: а) одна простая
арифметическая задача, 8-10 примеров и практическое задание - определить время по рисунку циферблата
часов или начертить при помощи линейки одну - две геометрические фигуры; б) две простые задачи, 6-8
примеров и счет денег по образцам монет.
3 класс. Проверяются: знание письменной нумерации в пределах 100; знание числового ряда и
место каждого числа в этом ряду; знание десятичного состава двухзначного числа; умение считать равными
группами, решать арифметические задачи и примеры на каждое из действий (I полугодие); умение решать
задачи в два действия, знание табличного умножения и деления; умение выполнять предусмотренные
учебной программой простейшие графические или геометрические работы, например, начертить циферблат
часов, сетку для домино или лото, геометрические фигуры, квадраты с клетками для изготовления метра и
т.д.
В текст контрольной работы включается не более 3 заданий, а именно: а) 6-8 арифметических
примеров с двумя числовыми компонентами (II полугодие) и одна простая задача; б) одна арифметическая
задача в два действия и задание, в котором выясняется знание нумерации числа: в) знание табличного
умножения и деления (в примерах и задачах), практическая работа с линейкой.

4 класс. Выявляются: знание нумерации, десятичного состава трехзначных чисел; знание
табличного умножения и деления; умение решать примеры и задачи с простыми и именованными числами
(рубли и копейки, метры и сантиметры, граммы и килограммы, часы и минуты), а также навыки и умения
выполнять простейшие графические работы (черчение квадрата и прямоугольника по данным
предварительного самостоятельного измерения образцов, черчение стрелок на рисунках циферблатов
часов, черчение сеток на картах для арифметических игр, изготовления метра и пр.).
В текст каждой контрольной работы включаются не менее 3 и не более 4 заданий, например: а) одна
сложная (в 2-3 вопроса) арифметическая задача и 4-6 примеров; б) две простейшие задачи и 6-8 примеров:
Как в первом, так и во втором случае в число заданий включается практическое задание по черчению при
помощи ученической линейки.
5—8—9 классы. В тексты контрольных работ (письменных) включаются задания с целью
выявления знаний нумерации, арифметические задачи и примеры (решить и проверить) с простыми и
именованными числами (не более двух наименований) и задания практического характера (графические
работы с использованием геометрического материала).
Объем материала для контрольной письменной работы примерно может быть следующим:
5 класс: а) задачи в 2-3 действия, 2-4 простых примера, запись 3-4 многозначных чисел под
диктовку учителя, черчение отрезков заданной длины; б) две задачи в 1-2 действия, 2-4 простых примера,
запись 3-4 многозначных чисел под диктовку, черчение углов или окружности.
6 класс: а) задачи в 3—4 действия, 2-4 примера, разложение 2-3 многозначных чисел на десятичные
группы, черчение окружности с радиусом и диаметром; б) две задачи, не более 2 действий каждая, 2-4
примера, запись 2-3 многозначных чисел под диктовку учителя, черчение треугольников.
7 класс: а) задача (не более 4 действий), 6-8 примеров, черчение разрядной сетки, черчение плана
класса или земельного участка по данным размерам длины и ширины (участки прямоугольной формы); б)
две задачи, не более 2 вопросов каждая, 6-8 примеров, черчение разрядной сетки, черчение заданных
прямоугольников.
8-9 классы: а) запись многозначных чисел и разложение их на десятичные группы по заданию
учителя, решение задачи с составными именованными числами, 4-6 примеров, обращение десятичных
дробей в обыкновенные и обыкновенных в десятичные или обращение десятичных дробей в именованные
числа; б) черчение развертки куба или прямоугольного параллелепипеда и изготовление модели.
Числовые данные для задач учащихся можно брать из справочных таблиц (цены на продукты,
предметы обихода, на билеты городского транспорта и т.д., нормы материала на пошивку вещей, которые
изготавливаются в школьной учебной мастерской).
В контрольные задания могут быть включены вопросы о соотношении единиц измерения,
например: Сколько сантиметров в метре? Во сколько раз метр больше сантиметра? Сколько килограммов в
центнере, в тонне? Во сколько раз центнер легче тонны?
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось:
- во II полугодии 1 класса 25-35мин;
- во 2 - 4 классах - 40 мин;
Учащиеся должны за указанное время не только выполнить работу, но и успеть проверить ее.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 1-3
простые задачи и составная (начиная со 2 класса), или 2 составные задачи, примеры в одно или несколько
арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, а также вычислительные,
измерительные или другие геометрические задания.

Нормы оценки письменных работ по математике

Оценка «5» - ставится за работу, в которой нет ошибок в вычислениях, при записи плана правильно
записаны наименования, правильно сформулированы вопросы к действиям и безошибочно записано
решение задачи.
Если ученик допустил ту или иную неточность в формулировке одного из вопросов или ошибку при
вычислении и самостоятельно внёс поправки, оценка не снижается.
Оценка «4» - ставится, когда:
1) задача решена правильно и нет ошибок в формулировке вопросов к действию, в наименованиях и
в ответе, а в решениях примеров допущены 1-2 ошибки;
2) когда задача и примеры решены правильно, но допущены 1-2 ошибки в записи наименований;
3) когда задача и примеры решены правильно, а формулировки вопросов к действиям задачи по
существу правильны, но не точны;
4) когда правильны решения задачи и примеров, запись наименований и вопросов к действиям
задачи, но конечный ответ записан ошибочно.
5) в том случае, когда ученик изменил одно из чисел задачи или примера (например переставил
цифры), но дал правильные решения.
Оценка «3» - ставится за работу, в которой:
1) правильно решены задачи и не решены примеры;
2) не решены задачи, но решены примеры;
3) задача решена, но допущены ошибки в наименованиях, формулировках вопросов к действиям; в
решениях примеров допущены 1-3 ошибки.
Оценка «2» - ставится за работу, в которой:
1) ошибочно решены задача и половина примеров;
2) ошибочно решены или не решены примеры и при правильном решении задачи даны ошибочные
формулировки и допущены ошибки в записи наименований.
 За невыполнение практического задания общий оценочный балл снижается на единицу.
 За орфографические ошибки на непройденные правила, допущенные учеником в контрольной
работе по арифметике, оценка не снижается.
 Учащимся с плохой моторикой за несовершенное каллиграфическое выполнение контрольной
работы по арифметике оценка не снижается.
Оценка устных ответов учащихся по математике
Задачи преподавания математики сводятся к тому, чтобы учащиеся безболезненно могли
включаться в трудовую деятельность, чтобы у них повышались целеустремленность, работоспособность,
трудолюбие, развивалось умение планировать свою работу и доводить ее до логичного завершения.
Систематический и регулярный устный опрос учащихся являются обязательным видом работы на
уроках математики.
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и
фронтального опроса на основании текущих и итоговых письменных или практических работ по
пятибалльной системе.
Оценка «5» - ставится, если ученик:
1) дает правильные осознанные, глубокие ответы на все поставленные вопросы, правильно
выполняет предметно-практические задания;
2) умеет самостоятельно и правильно решить задачу, примеры и объяснить ход решения;
3) умеет правильно производить и объяснять практические задания, записывать данные
именованных чисел, производить вычисления;
4) называет геометрические фигуры, их элементы, выполняет работы по черчению с помощью
измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки 5, но:
1) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных
вопросах;

2) при вычислениях и решении задач нуждается в дополнительных промежуточных записях и в
дополнительных вопросах учителя, уточнении и объяснении выбора действий;
3) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их
положения в пространстве, по отношению друг к другу;
4) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Если ученик в ходе
ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, ему может быть поставлена оценка 5.
Оценка «3» - ставится ученику, если он:
1) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на
поставленные вопросы, формулирует математические правила, может частично их применять;
2) может выполнять вычисления с опорой на различные виды счетного материала, умеет записывать
решения задач, но с помощью учителя;
3) узнает и называет геометрические фигуры, их положение на плоскости и в пространстве, умеет
делать чертежи в тетрадях и целевых таблицах, но с помощью вопросов и практической помощи учителя.
После предварительного коллективного обсуждения в классе может выполнять измерения и
последовательно записывать их в тетради.
Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного
материала, не может воспользоваться помощью учащихся и учителя.
Нормы оценки за работу, содержащую примеры:
«5» - без ошибок, 1-2 самостоятельных исправления
«4» - 1-2 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления или 2 негрубыеошибки
«3» - 2-3 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления и 2 негрубые ошибки
«2» - выполнена ½ часть работы
Нормы оценки за работу, содержащую задачи:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 негрубые ошибки
«3» - 2-3 ошибки (более ½ работы выполнено верно)
«2» - более ½ работы выполнено неверно
Примечание:
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
Занеряшливо оформленную работу оценка снижается на 1 балл (но не ниже «3»).
Нормы оценки за устный счёт.
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».